Вариативный курс Машинная вышивка. Узоры на Урале


Муниципальный орган управления образованием Управление образованием
городского округа Красноуфимск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 7»
Принята
на педагогическом совете
МБОУ ОШ 7
Протокол №1 от 30. 08. 2016 г. УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ОШ 7
_________________Ю.Е. Третьяков
Приказ №134/1 – ОД от31. 08. 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный курс «Машинная вышивка. Узоры на Урале»
Класс (годы) 8 класс 2016 - 2017 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ: Королёва Т. А.
Учитель технологии,
высшая квалификационная
категория
ГО Красноуфимск, 2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Машинная вышивка. Узоры на Урале» составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 г (с изменениями и дополнениями);
2.Программа экспериментального курса предметной области «Технология» 5 – 11 классы – «Дом – семь «Я». /Министерство общего и профессионального образования Росийской Федерации; Под. Ред. Е. Д. Волоховой. - С. – Пб.: «Русский издательский дом», 1997 г.
3.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г.№189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях » (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 3 марта 2011г. №19993);
4. Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №7», утвержденного приказом МО Управления образованием городского округа Красноуфимск от 8.10.2014 г, № 188;
5. Календарного учебного графика МБОУ ОШ №7 на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом директора МБОУ ОШ 7 от 31. 08. 2016 года №134/1-ОД;
6. Образовательной программы МБОУ ОШ №7, утвержденной приказом директора МБОУ ОШ 7 от 31. 08. 2016 года №134/1-ОД;
7. Учебного плана МБОУ ОШ №7 на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом директора МБОУ ОШ 7 от 31. 08. 2016 года №134/1-ОД.
Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе художественная вышивка.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Каждый народ в зависимости от местных условии, особенностей быта, обычаев и природы создавали свои приемы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение.
Еще несколько десятилетий назад секреты ручной художественной вышивки передавались от матери к дочери. Сейчас эта связь утрачена, поэтому одной из задач учебного курса является:
Восстановление традиции;
Воспитание интереса к различным видам декоративно – прикладного творчества;
Умение выполнять творческие самобытные работы.
Изучение культурного наследия в области «Народного искусства» должно расширять знания о сохраненных ремеслах, знакомить с вновь созданными за последние годы на основе преемственности лучших традиции; личностно – деятельный подход к организации образовательно-воспитательного процесса позволит развить творческие способности и художественный вкус; укрепить историческую память и чувство национального самосознания.
В условиях выработки новых концепций образования назрела потребность отражения в содержании образовательных программ региональных аспектов по изучению народной художественной культуры, как одного из ведущих и равноправных компонентов в системе учебных дисциплин и внеклассной работы.
Выявленная проблема в теоретическом обосновании и разработке рекомендации к занятиям кружка по приобщению школьников народному искусству через выполнение вышитых изделий с символическим значением.
Цель курса:
Формировать интерес обучающихся к культуре своего народа, к его древним корням, воспитывать на ее традициях гражданина и патриота своей Родины.
Задачи:
формировать представление о развитии мировоззрения наших предков;
расширить знания о художественном образе славянской культуры, формировать умения и навыки счетной вышивки, в сравнении с культурой Уральского региона (г. Красноуфимска и Красноуфимского района);
развить эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности, природе через понимание отношения к ней наших предков;
воспитывать любовь к своей малой и большой Родине, к своим предкам, к своему роду в процессе творческого осмысления культурного наследия своего народа.
Планируемые результаты.
В результате изучения курса «Машинная вышивка. Узоры на Урале» обучающиеся должны
знать /понимать:
православные праздники, обряды, обычаи своего народа;
центры традиционных художественных промыслов;
разнообразие выразительных средств народного и декоративно – прикладного искусства (цвет, линия, объем, светотональность, ритм, форма и пропорции, пространство, композиция);
вида орнамента, принципы построения орнаментальных композиций;
символику орнаментальных мотивов (Уральского региона);
проявление синтеза искусств на примере праздника – ярмарки как торжества народного мастерства и творчества;
сведения о материалах, инструментах и приспособлениях для вышивки изделий;
современные виды техники, применяемые для вышивки;
сведения об уходе за вышитыми изделиями;
владеть безопасными приёмами работы с ручным инструментом и вышивальными машинами.
уметь:
применять художественно – выразительные средства народного и декоративно – прикладного искусства в своем творчестве;
самостоятельно создавать композиции с использованием православных праздников и обрядов, народного костюма, особенности традиций родного края;
создавать эскизы декоративных композиций с использованием знаний построения орнаментальных композиций;
различать особенности национальных орнаментов народов России, Уральского региона;
видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в работах на ткани;
выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народного творчества;
различать стилистические особенности народных вышивок разных регионов России;
свободно выбирать и пользоваться разными художественными материалами для выполнения творческой работы;
работать в творческих группах, вести поисковую работу в группе, выполняя записи и зарисовки по теме исследования народных орнаментов и костюмов;
проявлять умение участвовать в различных видах коллективной работы, связанной с проведением обрядовых праздников;
разрабатывать проекты и выполнять изделия в материале;
пользоваться современными швейно-вышивальными машинами.
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
эстетическая оценка явлений окружающего мира и при восприятии произведений народного творчества;
проявление интереса к творчеству и культуре народов мира;
использовать свою художественно – практическую компетентность – владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (народного, декоративно - прикладного) принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края;
проявлять потребность в самостоятельной творческой деятельности и восприятии этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни;
уметь выполнять и создавать вышивку при помощи современного оборудования.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методик (наблюдение, измерение опыт, эксперимент, моделирование и др.) – определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья: выделение характерных причинно – следственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций. Выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений: описание результатов этих работ.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения, самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно – коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в жатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно – смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др). Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний. Адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка знакомых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность.
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт личности, своего физического и эмоционального состояния. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности: согласие и координация деятельности с другими ее участниками: объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина. Члена общества и учебного коллектива.
Требования ФГОС к обучающимся с позиций компетентностного подхода.
Для успешного функционирования учебного курса необходимо по возможности подбирать узоры и композиции для вышивки, соответствующие интересам и склонностям обучающихся. Предоставлять возможность самостоятельно отбирать мотивы и располагать на ткани. В создании тематического вышитого произведения значительную роль играет выбор темы материала, сюжеты, темы народного фольклора, а также темы, отражающие современные события. Выполнение тематического произведения способствует расширению кругозора обучающихся, углублению их знаний, развитию фантазии и творческих способностей.
На занятиях обучающихся знакомятся с основами общей и специальной композиции. Они должны усвоить особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте вышивки, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления орнамента в полосе, квадрате, круге. Все эти знания обучающиеся получают посредствам анализа произведений прикладного и народного искусства, созданных в народных художественных традициях.
Значительное количество часов в программе отведено на вышивание предметов быта, одежды, настенных панно.
В программе предлагаются задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Работы для индивидуального исполнения рассчитаны на определенный возраст. Коллективные работы могут быть: крупные изделия чисто декоративного характера, предназначенные для украшения интерьера; тематические панно; гостевые обрядовые полотенца; скатерти; салфетки; передники.
Сочетания во многих изделиях разнообразных приемов вышивки по степени сложности исполнения дает возможность участия в коллективной работе всех членов факультатива.
После выполнения 2 – 3 работ можно устроить промежуточные просмотры с участием мам и бабушек, с коллективным обсуждением, с выявлением лучших работ.
Заранее готовить участников к итоговой выставке; усилить декоративность готовых изделий, используя не только вышивку, но и подходящие по цвету шнуры, готовую тесьму, бусы, стразы, блестки, что придает изделиям лучший эстетичный вид и послужит рекламой факультатива.
Вариативный курс «Машинная вышивка. Узоры на Урале» поможет обучающимся познакомиться с современным оборудованием, обучиться выполнению узоров вышивки при помощи вышивальной машины, создавать рисунки для вышивки на компьютере и переносить их на экран вышивальной машины.
Раздел курса «Узоры на Урале» поможет обучающимся понять и сделать вывод. Что изучение народного искусства дает возможность полнее представить художественное творчество и ремесла Уральского региона, просветить общность художественных приемов, взаимосвязь его различных видов, характер и символику орнаментов, разнообразие техник исполнения. Используя этот материал можно донести до подрастающего поколения те забытые традиции, особенности культуры Урала. Через изучение культуры Урала происходит приобщение обучающихся к народному искусству.
Особенности возрастной группы обучающихся, которым адресована данная программа
Средний возраст обучающихся 8 классов, 13 - 14 лет. В это время каждый обучающийся стоит перед выбором дальнейшего пути своего развития. Это возраст, когда обучающиеся энергичны, активны, и очень важно направить поток этой энергии в «нужное русло», открывая перед ними перспективы продолжения образования, представляя перед ним мир знаний широким и разнообразным, знакомя его со средствами и инструментами реализации своих потребностей в образовании.
Режим занятия
Количество часов в неделю – 1 час
Количество часов в год –17часа
Периодичность – еженедельно.
Принципы обучения.
Программа учебного курса «Машинная вышивка. Узоры на Урале» основана на единых подходах и принципах:
интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;
использование разнообразных форм организации занятий;
развивающий характер обучения;
обеспечение психологического комфорта;
формирование у обучающихся адекватной самооценки своей деятельности.
Обучение проводится в двух направлениях:
усвоение теоретических знаний;
формирование практических навыков.
Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, экскурсий, просмотра видеоматериала.
Практическая часть включает в себя навыки изготовления вышивок, композиций составленных из вышивок и творческих проектов.
Теоретическая и практическая части в совокупности позволяют подвести обучающихся к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой и современной машинной вышивки.
Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приемов.
Методы обучения.
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и решает её вместе с детьми);
эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения).
Формы контроля.
По учебному курсу осуществляется зачетная система оценивания «зачет / не зачет»
«зачет» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
«не зачет» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных работ и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших. Такая форма работы позволяет обучающимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
выставки, вернисажи, персональные выставки по итогам обучения;
участие в выставках разного уровня.
открытые занятия;
устный опрос – для выявления терминологии.
По результатам обучения обучающиеся получают поощрительные грамоты и дипломы.
Предполагаемые результаты:
обучающиеся приобретут знания по русской народной культуре;
повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору, как на уроках, так и вне их, активизируется познавательная деятельность;
выявится интерес к изучению истории, художественно – прикладной деятельности, фольклорному искусству, который способствует самоопределению обучающихся и выбору их дальнейшей профессиональной деятельности.
повысится интерес к выполнению и приёмам вышивки при помощи швейных – вышивальных машин.
Дидактические и методические материалы.
Для качественного проведения занятий в кабинете необходимо иметь:
образцы практических работ;
журналы, книги, фотографии, буклеты, слайды, презентации;
эскизы рисунков, схемы;
материалы, инструменты, приспособления.
Содержание курса.
Тема 1.
Энциклопедия машинной и ручной вышивки.
Теоретические сведения.
История вышивки. Виды вышивки. Назначение вышитых изделий. Инструменты, ткань, нитки. Техника безопасности при выполнении вышивки. Увеличение (уменьшение) рисунка. Подготовка к вышивке. Подбор цвета основы и ниток. Способы закрепления нити. Обработка вышитых изделий.
Практические работы.
Увеличение рисунка с помощью растровой сетки.
Тема 2.
Разновидности машинных и ручных стежков.
Теоретические сведения.
Прямой стежок и швы на его основе.
Шов вперед иголку. Шов вперед в два приема. Прокладывание настила. Декоративные швы.
Шов назад иголку. Бисерный шов. Шов строчка. Декоративные швы. Шов под мех. Стебельчатый шов. Петельный шов. Шов петля вприкреп. Тамбурный шов. Крестообразный стежок и швы на его основе. Шов козлик. Бархатный шов. Шов шотландка. Шов косичка.
Петельный стежок и швы на его основе. Косой стежок и швы на его основе. Зигзагообразный шов. Шов макраме. Накладные швы. Петлеобразный стежок и швы на его основе.
Практические работы.
Выполнение образцов швов. Вышивки изученными швами. Вышивание по рисунку.
Тема 3.
Фигурные машинные и ручные строчки. Счетная машинная и ручная вышивка.
Теоретические сведения.
История возникновения швов. Счетная гладь. Шов роспись (полукрест). Шов крест. Шов двусторонний крест. Шов двойной крест. Шов гобеленовый. Шов килим.
Практические работы.
Выполнение образцов швов. Вышивки изученными швами.
Тема 4.
Крестообразный машинный и ручной стежок и швы на его основе.
Теоретические сведения.
Шов козлик. Шов козлик перевитый. Шов козлик цветной. Бархатный шов. Шов шотландка. Шов косичка. Шов плетенка.
Практические работы.
Выполнение образцов швов. Вышивки изученными швами.
Тема 5.
Гладьевые машинные и ручные швы. Вышивка гладью.
Теоретические сведения.
Атласная гладь. Двусторонняя гладь без настила. Двусторонняя гладь с настилом.
Практические работы.
Применение атласной глади. Технология ее выполнения. Выполнение вышивки в технике атласной глади. Применение двусторонней глади без настила. Технология ее выполнения.
Выполнение прямой и косой двусторонней глади. Вышивки двусторонней гладью.
Применение двусторонней глади с настилом и белой глади. Технология их выполнения.
Выполнение швов шнурочек, горошинки, листочки, цветочек, листик враскол, резаный листик, косой глади и фестонов. Вышивки изученными швами.
Тема 6.
Фестонная машинная и ручная гладь вырезная.
Теоретические сведения.
Применение художественной глади. Технология ее выполнения.
Практические работы.
Вышивки в технике художественной глади.
Тема 7.
Ажурная гладь с бридами.
Теоретические сведения.
Применение художественной глади. Технология ее выполнения.
Практические работы.
Вышивки в технике художественной глади.
Тема 8.
Теневая машинная и ручная двухсторонняя гладь.
Вышивка листьев, цветов гладью.
Теоретические сведения.
Применение теневой глади. Технология ее выполнения.
Практические работы.
Вышивки в технике теневой глади. Вышивка листьев, цветов гладью.
Тема 9.
Сквозные швы.
Теоретические сведения.
Понятие о сквозных строчевых вышивках. Прореживание полотна. Мережка кисточка. Мережка столбик. Мережка в раскол. Белая строчевая вышивка. Двойная подгибка конвертом с мережкой. Хардангер.
Практические работы.
Выполнение образцов швов. Вышивки изученными швами.
Тема 10.
Творческие проектные работы. Выставка творческих работ.
Теоретические сведения.
Понятие о проекте. Последовательность его выполнения.
Практические работы.
Выполнение индивидуального творческого проекта с использованием изученных швов. Отчет о выполнении творческого проекта.
Выставка изделий выполненных в технике ручной вышивки.
Тематическое планирование.

П/П Тема урока Количество часов Требования к уровню подготовки выпускника Вид и формы контроля
Знать/понимать Уметь и применять 1 Энциклопедия машинной и ручной вышивки.
1 ч. Знать историю вышивки, виды вышивки, назначение вышитых изделий.
Знать инструменты, ткань, нитки, применяемые в вышивке. Технику безопасности. Увеличение и уменьшение рисунка. Уметь подготовить ткань для вышивки. Применить подбор цвета, основы ткани и ниток. Уметь применять способы закрепления нити. Уметь обрабатывать вышитые изделия. Фронтальный опрос
Ответы на вопросы.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Разновидности машинных и ручных стежков.
Фигурные машинные и ручные строчки. Счетная машинная и ручная вышивка.
Крестообразный машинный и ручной стежок и швы на его основе.
Гладьевые машинные и ручные швы. Вышивка гладью.
Фестонная машинная и ручная гладь вырезная.
Ажурная гладь с бридами.
Теневая машинная и ручная двухсторонняя гладь. Вышивка листьев, цветов гладью.
Сквозные швы.
Проект. Творческие проектные работы.
Введение, цель, задачи проекта.
Понятие о проекте. Последовательность выполнения проекта
Выполнение проекта.
Выставка творческих работ.
Итого 1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2 ч.






17ч. Знать прямой стежок, шов вперед иголку, прокладывание настила, декоративные швы, шов назад иголку, бисерный шов, стебельчатый шов, петельный шов, шов петля вприкреп, тамбурный шов, крестообразный стежок и швы на его основе, шов козлик, бархатный шов, шов шотландка, шов косичка, зигзагообразный шов, шов макраме, накладные швы, петлеобразный стежок и швы на их основе.
Знать историю возникновения швов - счетная гладь, шов роспись, шов крест, шов двусторонний крест, шов двойной крест, шов гобеленовый.
Знать шов козлик, шов козлик перевитый, шов козлик цветной, бархатный шов, шов шотландка, шов косичка, шов плетенка.
Знать технику выполнения атласной глади, двусторонней глади без настила, двусторонней глади с настилом.
Знать технику выполнения фестонной машинной и ручной вырезной глади.
Применять художественную гладь в вышивках.
Знать технику выполнения брид в фестонной машинной и ручной вырезной глади. Применять художественную гладь в вышивках.
Знать технику выполнения теневой глади. Технология ее выполнения.
Применение теневой глади в вышивках.
Знать понятие о сквозных строчевых вышивках. Прореживании полотна, мережка кисточка, мережка столбик, мережка в раскол, белая строчевая вышивка.
Знать технику двойной подгибки конвертом с мережкой.
Иметь представление о вышивке хардангер.
Понимать что такое проект.
Знать последовательность его выполнения, этапы выполнения проекта.
Уметь выполнять образцы швов, вышивки изученными швами, вышивание по рисунку.
Уметь выполнять образцы швов. Применять в вышивках изученные швы.
Уметь выполнять образцы швов. Применять в вышивках изученные швы.
Уметь применять атласную гладь, двустороннюю гладь с настилом и белую гладь в вышивках.
Уметь выполнять вышивки в технике художественной глади.
Уметь выполнять бриды в вышивке художественной глади.
Уметь выполнять технику теневой глади. Вышивать листья, цветы гладью.
Уметь выполнять образцы швов. Применять в вышивках изученные швы.
Уметь выполнять простые технологические приемы вышивки. Уметь работать с источниками информации. Уметь сделать вывод по проделанной работе. Практические работы.
Текущий контроль за действиями.
Тест.
Практические работы.
Контроль за
действиями.
Практические работы
Контроль за действиями.
Фронтальный опрос.
Индивидуальная работа
Контроль за действиями.
Практические работы
Контроль за действиями.
Ответы на вопросы.
Контроль за действиями.
Практические работы
Практические работы
Контроль за действиями.
Ответы на вопросы.
Практические работы
Контроль за действиями.
Ответы на вопросы
Выставка – презентация творческих работ.
Информационные источники.
Для педагога:
Андреева А.А. «Рукоделие». Популярная энциклопедия, -т М., 1993г. – 230 стр.
Ворончихина О.Б., Традиционный орнамент; Текстиль, выпуск - 1 Екатеринбург, «Уральское литературное произведение; 1998 г. – 135 стр.
Доротин Ю.П. «Простые узоры и орнаменты», рабочая тетрадь по основам народного искусства. – 105 стр.
Журнал «Юный художник» № 9 - 1980 г. Стр. 26.
Князева О.Л., Приобщение детей к истокам Руссой народной культуры. – Учебно-методическое пособие; Санкт - Петербург; Издат-во «Детство – Пресс», 2004 г. – 405 стр.
Ковалевская З.М., Мир крестьянской усадьбы, Рабочая тетрадь для обучающихся 8-11 классов, Екатеринбург, Издательство Дома Учителя 2000 г. – 95 стр.
Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. Москва «Школьная пресса» 2004 г. – 306 стр.
Максянин А.С. Орнаментальные узоры Уральской вышивки, наглядное пособие Екатеринбург О.Ц.Н.Т. - 1997 г. – 208 стр.
Для обучающихся:
Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. – М., 1972.- 106 стр.
Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. – М., 1978. – 206 стр.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М., 1975,1988. – 196 стр.
Молотова Л.Н., Соснина Н.Н. Русский народный костюм. Из собрания Государственного музея этнографии народов СССР. – Л., 1984. – 246 стр.
Некрасова М.А. Народное искусство России. – М., 1983. – 168 стр.
Материально-техническое обеспечение программы.
Технические средства обучения.
Компьютер.
Принтер.
Мультимедийный проектор.
Ноутбук, подключенный к сети интернет.
Телевизор.
DVD – проигрыватель.
Вышивальная машина Brother PR-600
Вышивальная машина Janome MC 350E