Урок по геогафии на тему: «Страны Азии». 9 класс


Тема урока: «Страны Азии». 9 класс
В современных условиях перед учителем ставится задача развития у учащихся умений и навыков работы с информацией, самостоятельного добывания знаний. Внедрение учебно-проектной деятельности позволяет мне сформировать у учащихся необходимые навыки работы с современными справочно-информационными системами, мультимедиа-технологиями.
Тема урока: «Страны Азии».
До групповой работы учащимся нужно сообщить, что каждая группа изучает свой материал, готовит по нему теорию, схему, таблицу, тест, затем защищает свою работу. В конце урока учащиеся оценивают работу групп по плану (приложение №1), выставляя друг другу оценки.
Подготовительный этап.
Формирование групп
Выявление проблемы, целеполагание, планирование
Практическое применение ЗУН
Обучение презентации, рефлексия
Итоги
Цель урока: сформировать умения самостоятельно получать новые знания в процессе проектной деятельности при изучении страноведения.
Задачи урока:
Познавательные: сформировать представление о регионах Азии; особенностях природы и хозяйственной деятельности населения
Развивающие: коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувствасовершенствовать умение анализировать карты различных происхождений; умение самостоятельно добывать информацию из учебной литературы
закрепить умения составлять компьютерные презентации на примере географических объектов.
Дидактические:
закрепление навыков работы с географической картой, статистическими материалами, диаграммами, дополнительной учебной литературой;
развить творческие способности учащихся.
Воспитательные:
продолжение формирования групповой познавательной деятельности учащихся;
продолжение формирования коммуникативных и организаторских способностей учащихся;
продолжение развития чувства коллективизма, ответственности, требовательности к себе и своим товарищам, толерантности и взаимопомощи.
Оборудование: политическая и физическая карты зарубежной Азии, статистические материалы, картины природы и т д..Ход урока
I. Организационный момент (1 минута).
II. Вводная часть. Формулировка темы и цели урока, постановка задач урока.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об особенностях историко-географических регионов, с помощью которых легче создать образ мира, а именно о Зарубежной Азии.
- Кто знает, что XXI век является «веком Азии»?
- Какие аргументы (предположения) в пользу этого утверждения вы можете привести?
(Ответ: Азия – один из самых динамичных в мире; по прогнозам семь из десяти ведущих стран мира будут к этому времени азиатскими: Китай, Япония, Индия, Индонезия, Южная Корея, Таиланд, Тайвань; КНР может стать первой страной мира по уровню развития). - Какой информацией вы уже владеете о Зарубежной Азии?
(Ответы: самый большой регион, площадь этого региона – 27,7 млн. км2, с севера на юг территория Зарубежной Азии протягивается на 7 000 км, а с запада на восток более чем на 10 000 км, омывают три океана: Тихий – с востока, Атлантический – с запада, Индийский – с юга…)- Посмотрите на карту, найдите здесь информацию о Зарубежной Азии.
(Ответ: В его пределах можно выделить несколько крупных регионов: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Восточная и Центральная Азия). III. Основная часть (35-38 минут).
Мы с вами совершим путешествие по регионам Азии, а какие страны нам придется посетить, вы узнаете, отгадав их по описанию.
Работа на нашем уроке будет организована в группах. Каждая творческая группа составила проект-презентацию выбранного ею государства Азии, придерживаясь следующего плана:
Прием описания страны
План Состав действий
1. Визитная карточка Назвать и показать страну и её столицу по политической карте прочитать визитную карточку.
2. Географическое положение Применить прием определения ГП территории, указав положение на материке, пограничные страну, положение в условиях рельефа, климатических поясов, бассейнов рек, природных зон; дать оценку географическому положению (сделать вывод об особенностях ГП, выход к морю).
3. Природные условия Используя прием наложения карт (физической, климатической, почв, природных зон), описания, рисунки и т.д., выявить особенности рельефа, климата, вод, природных комплексов; дать оценку природных условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.4. Население По карте “Народы и плотность населения” определить национальный состав, языковые семьи и группы; по описаниям и иллюстрациям рассказать о типах населенных пунктов, быте и условиях жизни населения.
5. Хозяйственная деятельность населения По комплексной карте материка показать границы страны; пользуясь условными знаками карты и описаниями, рассказать какими отраслями промышленности, сельского хозяйства и транспорта есть в стране, как они размещены, о хозяйственных связях с другими странами.
6. Изменение природы С помощью карт, описаний, иллюстраций определить особенности использования, изменения природы; дать оценку отношения к природе; рассказать о мерах по её рациональному использованию и охране.
По мере изучения государств каждый ученик в своей рабочей тетради будет выполнять практическую работу, заполняя таблицу (инструкция к практической работе и статистические материалы к ней выдаются на каждую парту):
План Непал Монголия Индонезия
1. Визитная карточка 2. Географическое положение 3. Природные условия 4. Население 5. Хозяйственная деятельность населения 6. Изменение природы Учитель организует защиту проектов-презентаций по группам, предваряя каждое выступление краткими комментариями.
Учитель: О себе эта страна поведала следующее:
Я – королевство в Южной Азии.
На всей моей территории возможны сильные землетрясения.
Расположена в зоне субэкваториального муссонного климата.
Государственная религия в стране – индуизм.
Экспорт: ковры, текстиль, кожаные товары, джут, зерно.
Туризм – важнейший сектор моей экономики.
На моей территории расположен высочайший пик земного шара (8848 м).
Итак, представляем государство Непал
Выступление учащихся 1 группы – демонстрация презентации, сопровождаемой текстом (Приложение 2)
Учитель: О соседях, граничащих с этой страной, известно следующее:
О северном Страна омывается 3 океанами. Одна из величайших экономических держав мира. На ее территории находится самое глубокое озеро в мире. Россия
О южном Страна с древней культурой и традициями. Здесь были изобретены компас, бумага, порох, книгопечатание. В число Всемирного исторического наследия входит Великая стена. Китай
О самой стране:
Государство в Центральной Азии, не имеет выхода в моря и океаны.
Климат сухой, резко континентальный.
Название столицы переводится как «красный богатырь».
Родина великого завоевателя – Чингисхана
Назовите соседей и искомую страну.
Итак, представляем государство Монголия
Выступление учащихся 2 группы – демонстрация презентации, сопровождаемой текстом (Приложение 4)
Учитель: Знаете ли вы эту страну? Вот некоторые сведения о ней.
Островное государство. Состоит из 17,5 тыс. островов.
Бывшая колония Нидерландов.
Занимает I место по производству пряностей (мускатный орех, гвоздика, ваниль, перец), II место – каучука, III место – пальмового масса, IV - кофе и какао.Омывается морями двух океанов.
В рельефе преобладают средневысотные и низкие горы.
Климат субэкваториальный.
Лесами занято 62% территории, с преобладанием влажных вечнозеленых и тропических лесов. В лесах много обезьян, райских птиц.
На ее территории 100 вулканов из 400 действующие. Один из самых активных – вулкан Кракатау.
Название столицы переводится как «крепость победы» или «могущественная крепость». (джая –победа, керта – крепость).
Итак, представляем государство Индонезия
Выступление учащихся 3 группы – демонстрация презентации, сопровождаемой текстом (Приложение 5)
Вывод: Зарубежная Азия – очень многоликий и сложный регион. Страны региона различны по многим признакам, но расположены в единой части света Азии.
IV. Заключительная часть (4-5 минут).
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Рефлексия:
Мне на уроке удалось ….
На уроке узнал…, научился ….
Если бы я работал на уроке не в группе, а один, смог бы я достигнуть таких же результатов?