Урок на тему Сложные предложения с различными видами связи союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них


Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. 9-й класс
1. Актуализация знаний учащихся.
Орфографическая разминка.
- В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
Решё…ый вопрос (от глагола совершенного вида – НН, связь – согласование)
приказа…о отойти (краткое причастие – Н, примыкание)
в вяза…ой шапочке (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
говорила пута…о (наречие образовано от путаНый – несовершенный вид - Н, примыкание)
(она) чем-то встревоже…а (краткое причастие – Н, управление)
некраше. . ый пол (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
зва. . ый ужин (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
выглядела испуга…о (наречие образовано от испугаННый, есть приставка – НН, примыкание)
2. Два ученика работают у доски по карточкам.
Карточка №1.
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, нарисуйте схему предложения.
[Татьяна Афанасьевна под…ла брату знак], (что б…льная хоч…т уснуть), и [все вышли п…тихоньку из св…тлицы].
[   ], (что…), и [    ]. Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным изъяснительным.
- Объясните значение слова “СВЕТЛИЦА”.
Светлица – в старину светлая парадная комната в доме.
- Подберите СИНОНИМ.
Комната.
Карточка №2.
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, нарисуйте схему предложения. 
3. Изучение нового материала.
- Откройте учебник на странице 67, самостоятельно прочитайте параграф 13 и скажите, что необходимо знать и уметь, работая со сложными синтаксическими конструкциями?
Работая со сложными синтаксическими конструкциями, необходимо:
- находить грамматические основы предложений;
- видеть границы простых предложений;
- разбираться в смысловых отношениях между простыми предложениями.
- Именно эти навыки мы и отрабатываем сегодня на уроке.
4. Закрепление изученного материала.
- Найдите упражнение 160 на странице 68. (Выполняем выборочно. )

- Чем осложнено третье простое предложение?
Третье простое предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
- Выполните морфологический разбор причастия ПОКОИВШИЕСЯ.
Покоившиеся –
1) причастие (какие?);
2) н. ф. – покоившийся, действительное, прошедшего времени, несовершенного вида, стоит в именительном падеже, во множественном числе;
3) цветы (какие?) покоившиеся.
- Выполните синтаксический разбор третьего предложения.

1 простое двусоставное, распространённое, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;
2 простое двусоставное, распространённое;
3 простое односоставное, безличное, распространённое. )
- Записываем 9 предложение.

- Чем осложнены первое и третье простые предложения?
Первое простое предложение осложнено однородными сказуемыми, соединёнными сочинительным союзом И, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Третье простое предложение осложнено обособленным определением.
5. Работа с тестовыми заданиями.
- Какое слово состоит из пяти морфем?
Проверка Свободный
проверил превзошли
удивлённый стремится
удивился влюблённый
6. Работа со словарными словами.
- Запишите словарное слово КОНСПЕКТ, образованное от латинского conspectus – “обзор”, подберите однокоренные слова и разберите их по составу.
На уроке были предложены слова
Конспективный
Конспективно
Конспектировать
Конспектироваться
Конспектирование
Законспектировать
Проконспектировать
7. Подведение итогов урока, запись домашнего задания.
Параграф 13, страницы 67-68, повторить теоретический материал.