Презентация к уроку русского языка на тему Словообразование имен существительных


Словообразование имен существительных. Цель урока: углубить представление школьников о способах образования имен существительных, систематизировать их. Давайте повторим!Способы словообразования имен существительных1) Приставочный2) СуффиксальныйПриставочно-суффиксальный4) Сложение Схема словообразовательного анализа1.Дайте толкование лексического значения слова.2.Найдите слово, от которого оно образовано,выделите производящую основу.3.Укажите морфему, с помощью которой оно образовано.4.Постройте словообразовательную цепочку.5.Определите способ образования. Основа слова Непроизводная Производная Производящая Какую основу мы называем непроизводной ?Непроизводная основа - это основа, которая состоит только из корня.Например, в слове ЗИМА основа ЗИМ- является непроизводной.Производная основа - это основа, которая состоит из корня и аффикса.Например, слово ЗИМНИЙ имеет производную основу ЗИМН-, которая членится на корень и суффикс –Н-. Какую основу можно называть производящей?Производящая основа - это та основа, которая «производит», то есть образует новую более сложную основу с помощью какого-нибудь аффикса.Например, основа ЗИМ- является производящей по отношению к слову ЗИМН- (ЗИМ+Н),а основа СНЕГ- является производящей по отношению к слову СНЕЖН- (СНЕГ+Н) Пример 1 ПЕЧНИК1.печник –это человек, складывающий печь;2.печник;3.печник печь + ник4.образовано суффиксальным способом Пример 2 ПОДСВЕЧНИК1.ПОДСВЕЧНИК – это подставка для свечи;2.Подсвечник;3.ПОДСВЕЧНИК ПОД + СВЕЧА + НИК 4.Образовано приставочно-суффиксальным способом. Задание 1.Составьте и запишите словообразовательные цепочки, учитывая последовательность образования слов друг от друга. 1)Вредный, вред, вредность; 2)Голос, голосование, голосовать; 3)Синеглазый, синий, синеглазка; 4)Интересовать, заинтересовать, интерес; 5)Водолечение, лечить, лечение. Задание 2. Для каждой словообразовательной цепочки выберите исходное слово. Продолжите словообразовательные цепочки.… иц а ичк а… ав ый авость… яной янист ый янистостьТрава, молодой, лиса, великий, вода, сестра. Задание 7Вспомните , о каком способе словообразования существительных идет речь и выполните задание.Составьте и запишите предложения со сложносокращенными существительными, правильно согласуя их с глаголами, данными в скобках.ГИБДД (проверил, проверила, проверило)ООН (создал, создала, создало)МИД (сообщил, сообщила, сообщило) НИИ (разработал, разработала, разработало) I-вариантУпотребляя необходимые суффиксы, скажи ласково о следующих предметах:Рука, берёза, ива, рябина, ночь, вода, ветер, солнце, голова, сердце, дорога, шапка, платье, стол, стул, скамья.II- вариантУпотребляя необходимые суффиксы, назовите эти предметы, но только маленького размера:Нос, палец, глаз, дом, мышь, хомяк, птенец, кот, стул, лес, роща, звезда, щётка, зеркало, мыло, дерево, птица, колос, зверь В русском языке используется множество слов.Все эти слова можно разделить на группы по способу словообразования Вспомните из какого «строительного материала» создаются в русском языке имена существительные?