Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему:И.А.Крылов Стрекоза и Муравей


Тема. И. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Цель: приобщать учащихся к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить анализировать и делать выводы;
развивать и обогащать речь учащихся, художественный вкус;
воспитывать нравственные качества личности на примере героев.
Оборудование: учебник, аудиозапись басни в исполнении актера И. Ильинского, толковый словарь, выставка книг И.А.Крылова.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
1.1 Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
1.2 Целеполагание
- Прочитайте выражение, как вы его понимаете?
Чтение без размышления – пустое занятие
- Какую цель поставите для себя на уроке? ( Читать нужно осмысленно).
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
- На сегодня у вас домашнее задание было читать «Суд на декабрем» по ролям.
2. 1.Речевая разминка
Нам сегодня предстоит много читать, поэтому проведем разминку для язычка. Давайте проговорим следующие слоги. Все вместе дружно
Са-са-са, са-са-са вот бежит лиса.
Со-со-со, со-со-со лиса катит колесо.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы хвост красивый у лисы.
Су-су-су, су-су-су в лесу видел я лису.
Ца-са, ца-са, ца-са – на цветке сидит оса.
Цу-су, цу-су, цу-су – гони скорей с цветка осу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца - у крыльца стоит овца.
2.2. Проверка текста
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
3.1. Беседа.
- Мы уже с вами изучили некоторые жанры литературы. Какие вы знаете? (сказка, рассказ, стих). А на сегодняшнем уроке выучим еще один жанр литературы. Чтобы узнать, что это за жанр взгляните на доску. Куда-то исчезли буквы из нашего слова. Сможем ли мы восстановить это слово? (Да, это басня)
- А вы знаете, что такое басня?
- Если сомневаетесь что это, лучше воспользоваться чем…(словарем).
- У меня в руках Толковый словарь, где можно прочитать что значит то или другое слово. (Басня — короткий поучительный рассказ. Как правило, герои басни — животные, птицы, насекомые.)
- В басне есть мораль.? (мораль это то, что автор высмеивает недостатки характера .)
- Кого называют баснописцем? (Писателя, который сочиняет басни.)
Самый известный и любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басни похожи на русские сказки, а их герои напоминают персонажей народных сказок. Басни Крылова учат честности, благородству, любви к Родине. Осуждают лень, жадность.
3.2. Работа над загадками.
- Я думаю, вы все уже догадались, что сегодня мы поговорим о баснях Ивана Крылова. А с какой басней мы познакомимся сегодня вы узнаете, когда проведем игру ≪Доскажи словечко≫.
Без работы хоть убей,
Жить не может… (муравей).
На ромашку у ворот
Опустился вертолет —
Золотистые глаза.
Кто же это?
(Стрекоза.)
3.3. Образы басни.
Случалось ли вам наблюдать за стрекозой в природе? Как она летает? (Легко, быстро, перелетает с травинки на травинку, сверкает крыльями на солнышке.)
Какой вам представляется ее жизнь: легкой беззаботной или тяжелой, полной труда?
А какая жизнь у муравьев? (Они все время работают, строят муравейник, добывают пищу.)
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Ребята, мы с вами описали жизнь стрекозы и муравья в природе. Интересно, какими характерами их наделил Иван Крылов в своей басне и какую интересную, поучительную историю рассказал о них.
V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
5.1.Рассказ о И.Крылове. ( читают дети, подготовившие заранее)
1.1. Родился выдающийся русский баснописец, драматург и журналист, Иван Андреевич Крылов, 2 февраля в Москве (точное место рождения неизвестно, но по приданию этим местом считается Москва) в семье бедного отставного армейского офицера.
1.2. Детство Крылова прошло в Твери и было далеко не радужным. Когда его отец умер Крылову было всего 10 лет.Поэтому ему пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде. Мать Крылова, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам.
1.3. В 1782 году переехал в Петербург. В 14 лет- написал комическую оперу в стиха «Кофейница», В 19 лет — комедию «Проказники», потом еще ряд пьес. С 20 лет начал издавать сатирические журналы «Почта духов», «Зритель» и др.
1.4. В 1809 году вышла первая книжка басен Крылова, и к нему пришла подлинная слава. Всего Крылов создал не менее 200 басен. Николай Васильевич Гоголь назвал их «книгой мудрости самого народа». Почти 30 лет Крылов проработал в Императорской Публичной библиотеке в Петербурге.
1.5. Был избран академиком и награждён большой золотой наградой Академии наук. Умер в Петербурге. В Летнем саду Санкт-Петербурга есть красивый монумент Крылову.
5.2. Рассматривание памятника И.Крылову
В 1845 году, сразу же после смерти Ивана Андреевича Крылова, по инициативе газеты "Санкт-Петербургские Ведомости" был создан Комитет по сбору средств на сооружение памятника русскому баснописцу. Комитетом за три года было собрано более 13 000 рублей в виде частных пожертвований. В мае 1848 года Академией художеств был организован конкурс на лучший проект памятника. Лучшим был признан проект Петра Карловича Клодта, утверждённый 26 ноября 1849 года.
Весной 1854 года Клодтом была произведена отливка памятника .На барельефах, помещённых на постаменте памятника Крылову, скульптор изобразил сцены из басен Крылова: «Лисица и виноград», «Лягушка и Вол», «Лев на ловле», «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», «Демьянова уха», «Фортуна и Нищий». Создание памятника И. А. Крылова - последняя крупная работа скульптора П. К. Клодта. В работе над памятником скульптору помогал художник А. А. Агин.
5.3. Слушание басни «Стрекоза и Муравей» в аудио записи
- Ребята, предлагаю вам сейчас прослушать басню И.А.Крылова « Стрекоза и Муравей» в аудиозаписи актера Ильинского.
5.4. Словарная работа.
-Все ли вам слова были понятны? Взгляните на экран, здесь записаны слова, которые могут быть вам не понятны.
Попрыгунья — тот, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте.
Помертвело — стало безжизненно-бледным.
Вешний — весенний.
Мурава — молодая трава.
Удручена — огорчена.
Вскружить — обмануть.
Поплясать — танцевать.
5.5. Физкультминутка.
Вот такая стрекоза, как горошины глаза,
(Руки на уровне глаз.)
А сама как вертолет:
Влево, вправо, назад, вперед.
(Повороты туловища.)
И на травушке — роса,
И на кустиках — роса.
(Приседание, наклоны туловища.)
Мы ладошки отряхнули —
Улетела стрекоза.
(Взмахи ладонями, руками).
Попрыгунья испугалась —
Только песенка осталась: ≪Д-з-з, д-з-з≫.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
(Потягиваются, улыбаются.)
Раз — росой она умылась,
(Имитируют умывание.)
Два — изящно покружилась,
(Кружатся на месте.)
Три — нагнулась и присела,
На четыре — полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
5.6. Самостоятельное чтение басни.
- Вы прослушали басню, а теперь я вам предлагаю ее самостоятельно прочитать, ≪жужжащем чтением≫.
5.7. Анализ басни.
- Кто главные герои басни? Какие черты характера им присущи?
- Представьте Стрекозу. Какой она изображена в басне? (Легкомысленная, хвастливая, беззаботная.)
- Как ее называет автор? (Попрыгунья.)
- Автор осуждает стрекозу или смеется над ней? А как вы относитесь к Стрекозе?
- Каким изобразил Крылов Муравья? (Трудолюбивый, справедливый, спокойный.)
- Как автор относится к своему герою? А как вы относитесь к Муравью?
- Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
- Какие фразы, выражения показались вам наиболее яркими,образными, запоминающимися?
- Что вам показалось в этой басне смешным, а что поучительным?
- Почему Стрекоза не получает сочувствия?
- Раскаивается ли Стрекоза в своем поведении?
5.8. Физкультминутка для глаз
«Стрекоза»Вот какая стрекоза- как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо- влево.)Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)
VI. ОСОЗНАНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
6.1. Работа в парах.
- Сейчас давайте поработаем в парах. Ваша задача записать черты характера главных героев.
Но прежде, чем вы начнете работать в парах, скажите какие правила работы в парах? ( прислушиваться к мнению соседа, работать сообща, не перебивать друг друга)
МУРАВЕЙ                                  СТРЕКОЗА
трудолюбивый                              весёлая
хозяйственный                             беспечная
запасливый                                        легкомысленна                                           бессердечный  ветреная красавица, беззаботная,
эгоист
6. 2. Работа с пословицами.
- Назовите пословицы, которые по смыслу подходят к содержанию басни. Объясните их значение.
Сделал дело — гуляй смело.
Каков ученик, таков его и дневник.
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Поспешишь — людей насмешишь.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Какова мораль данной басни? (Делу время — потехе час. Сначала сделай дело, а потом отдыхай.)
6.3 . Конкурс чтецов.
VIІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Читать басню по ролям.
Дополнительно (по желанию) Придумать свой конец басни (если бы Муравей все-таки пустил Стрекозу к себе жить?).
VIII. ИТОГ УРОКА.
– С каким произведением мы сегодня познакомились?– Кто написал эту басню?– Чем мы занимались сегодня на уроке?– Какое задание вам понравилось больше?