Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КУРГАНИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТ. ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ



Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю
Педагогического совета ЦДТ Директор ЦДТ
Протокол № ______ от ____________ _________О.В. Покладова
Приказ №___ ________
От «____»___________ 20__ г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

« Акварелька »
Направленность художественная
Уровень базовый
Рассчитана на детей от 7 до 16 лет
Срок реализации (общее количество часов) 432





Костарнова Ольга Александровна
педагог дополнительного образования



ст. Петропавловская, 2016

Пояснительная записка.
Все или почти все дети любят рисовать, лепить, раскрашивать. Иногда что-то не получается, потому что они мало знают о материалах, которыми работают. Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой ставит в тупик. Неслучайно у многих людей, не постигших эти законы, с возрастом пропадает всякий интерес к изобразительному искусству, а это обедняет человека. Программа «Акварелька» включает в себя несколько дисциплин: живопись, графику, колористику, композицию, а также декоративное искусство. Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развивать творческие способности детей (воображение, пространственное мышление, колористический вкус), а также дает возможность приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами. Обоснованием такого подхода служит и тот факт, что ученикам, занимающимся по данной программе, занятия в рамках одного направления постепенно наскучивают, а это ведет к потере интереса к творчеству. Также при более узком подходе могут остаться нераскрытыми возможности учеников в других областях изобразительной деятельности. Язык различных видов искусства делает художественный процесс развития уникальным средством воспитания и роста личности. Занятия изобразительным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна, научиться видеть красоту окружающего мира. Организация художественно-творческой деятельности младших школьников, их художественное образование и эстетическое воспитание на традиционных видах искусства наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа. С погружением учеников в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Это истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером. Из вышеприведенной аргументации следует, что дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» имеет художественную направленность. В ходе ее освоения, ученики не только приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества, познают красоту всего окружающего мира, а так же развивают уникальную возможность раскрытия внутреннего мироощущения через передачу цветового видения и основы живописи.


Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акварелька» заключается в интеграции смежных направлений. Как говорилось выше, программа «Акварелька» включает в себя несколько дисциплин: живопись, графику, колористику, композицию, а также декоративное искусство. Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развивать творческие способности детей (воображение, пространственное мышление, колористический вкус), а также дает возможность приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами. На занятиях используются не только традиционные художественные средства (карандаш, акварель, гуашь), но и современные материалы для детского творчества (гелиевые ручки, чернила, сангина, уголь и витражные краски). Вариативность материалов для творчества, так же способствует максимальной возможности самореальзации и раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика.
Актуальность. Велика сила воздействия изобразительного искусства на подрастающего человека. В настоящее время творческого и эстетически-нравственного дефицита возникает необходимость в культурном и художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Современные дети слишком зависимы от инновационных технологий. Их сознание уже с детства затуманено различными играми и привязанностью к гаджетам и компьютерным технологиям, это ведет к деградации в художественном и культурном развитии. Программа «Акварелька» тем и актуальна, что направлена на развитие необходимого художественно-нравственного воспитания через умения видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.













Педагогическая целесообразность.   Я, как автор дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акварелька» считаю, что главным в педагогической деятельности является создание особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей ребёнка, что может способствовать не только его приобщению к творчеству и развитию художественного видения, но и раскрытию лучших человеческих качеств. Все составляющие образовательной программы «Акварелька» определены тем, что ориентируют учеников на приобщение к миру искусства и народной культуры, применение полученных знаний, умений и навыков изобразительного искусства в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.
Благодаря систематическому посещению занятий объединения «Акварелька» и воспитанию, ученики приобретут общую эстетическую и художественную культуру, а развитие воображения и творческих способностей помогут более тонкому восприятию художественного искусства – в этом и заключается педагогическая целесообразность моей образовательной программы «Акварелька».
Кроме того, в процессе обучения происходит формирование чувства ответственности и проявление своего творческого потенциала в исполнении индивидуальной работы.


















Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акварелька» от уже существующих в этой области заключается в том, что она предназначена для работы с воспитанниками в свободное от учебы время в творческом объединении, где каждый может раскрыть свои художественные способности, познакомиться с миром искусства более близко. Программа «Акварелька» ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала.  Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.
Адресат программы.
Программа рассчитана на учеников от 7 до 16 лет.
Данная возрастная группа обладает характерными возрастно-психологическими особенностями. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях в соответствии с задачами развития:
- освобождение от родительской опеки,
- постепенное вхождение в группу сверстников.
Наблюдается стремление к общению, самоутверждению, самовыражению, самопознанию. Произвольность познавательных процессов; теоретическое мышление, овладение базовыми знаниями. Социальная активность – восприимчивость в усвоении норм, ценностей и способов поведения в мире взрослых. Развитие моральных чувств, эмпатии. новый уровень самосознания и «Я – концепции», чувство взрослости, интимно-личностное общение, новый тип отношений со взрослыми (с детских на взрослые), формирование внутренней рефлексии. Стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование чувства собственного достоинства, личной автономии, моральных чувств, навыков личностного общения.
Комплектование групп в объединение «Акварелька» осуществляется на добровольной основе исходя из индивидуальных образовательных интересов потребностей учеников, степень предварительной подготовки и половая принадлежность значения не имеют. В группу принимаются все желающие, специального отбора нет. Воспитанники зачисляются в учебные группы при отсутствии противопоказаний, в том числе с ОВЗ, и письменного заявления родителей (законных представителей). В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены ученики, не занимающиеся в группе первого года, но успешно прошедшие собеседование и просмотр работ. Количество детей в группе - 15.
Уровень программы, объем и сроки.
Сроки реализации программы составляют три учебных года – 432 часа, по 144 учебных часа на каждый год. Строится курс из расчета два занятия в неделю по 2 учебных часа.
Реализация программы основана на базовом уровне. По функциям обучения программа подразделяется на три уровня. На первом уровне у учеников идет развитие элементарной технике изобразительного искусства, посредством усвоения, заложенного в программе объема знаний.
На втором уровне – функциональная техника изобразительного искусства. То есть овладение умениями и навыками, имеющими значение для учебной деятельности. Ученики применяют полученные знания и умения для самостоятельного решения поставленной задачи.
На третьем уровне у учеников формируются самостоятельные качества личности, соответствующие базовым ценностям общества. Здесь решаются такие задачи, как самостоятельное освоение новых видов деятельности, способов решения поставленных проблем, проявление своей индивидуальности, самостоятельный подход к работе, развитие потребности в самоусовершенствовании и дальнейшем саморазвитии.


















Форма обучения – очная, индивидуально-групповая, что обусловлено целями и задачами программы.
Режим занятий.
Строится курс из расчета два занятия в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность одного учебного часа – 45 мин, сменяющимся перерывом на отдых - 15 мин. На каждом перерыве проводятся оздоровительные минутки (игры и упражнения для снятия утомляемости, напряжения, выработки правильной осанки). Программа рассчитана на 3 года обучения по 144 часа каждый.
Особенности организации образовательного процесса.
Формы и методы организации педагогической деятельности:
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
- рисование с натуры;
- рисование по представлению;
- рисование на тему;
- иллюстрирование;
- декоративная работа с элементами дизайна;
- аппликация;
- беседы об изобразительном искусстве.
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются время года и интересы учащихся.
Методы организации занятий:
- словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.
- наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций, изображений скульптур, изображений зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.
- репродуктивный метод – метод практического показа.
В зависимости от решения учебных задач, занятия делятся на следующие виды:
- приобретение новых знаний (теоретических);
- занятия по формированию знаний, умений, навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога);
- повторение, подобные занятия являются заключительными;
- проверка знаний, умений, навыков;
- комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач).
В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься со всей группой, по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.
Методы и формы работы:
- беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
- демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал;
- работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов;
- организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
- организация экскурсий;
- организация выставок детских работ;
- создание и развитие детского коллектива.
Методы, обеспечивающие организацию деятельности учеников на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учениками;
- коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы по группам (2-5 человек);
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.
Методы, обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:
- объяснительно-иллюстративный – ученики воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый - участие учеников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- проектно-исследовательский – творческая работа учеников.














Цель программы - раскрыть и развить творческие способности обучающихся через воспитание интереса к искусству живописи и рисунка.
Задачи программы:
образовательные: (связаны с овладением обучаемых основами изобразительной деятельности):
- ознакомить с жанрами изобразительного искусства;
- ознакомить с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
- овладеть основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
- приобрести умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
личностые: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
- сформировать у обучаемого устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
- сформировать уважительное отношение к искусству разных стран и народов;
- воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
- воспитать аккуратность.
метапредметные: (связаны с совершенствованием общих способностей учеников и приобретением детьми обще-учебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
- развить у обучающегося чувственно-эмоционального проявления: внимание, память, фантазию, воображение;
- развить колористическое видение;
- развить художественный вкус, способности видеть и понимать прекрасное;
- улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;
- сформировать организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
- развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).





Содержание программы.
Учебно-тематический план первого года обучения

п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Формы аттестации/ контроля



Всего
часов
Теория
Практика


1.
Введение в программу.
2
2
-
Собеседование.

2.
Графический тест «Рисую, как умею»
2
0,5
1,5
Просмотр работ.

3.
Техника рисования.
12
4
8
Просмотр работ.

4.
Цветоведение.
12
4,5
7,5
Собеседование.

5.
Форма и цвет предмета.
12
4,5
7,5
Собеседование.

6.
Натюрморт. Азы композиции.
12
4,5
7,5
Просмотр работ.

7.
Итоговое занятие.
2
1
1
Опрос, выставка работ.

8.
Нетрадиционные техники рисования.
14
4,5
9,5
Собеседование.

9.
Жанры живописи.
6
2,5
1,5
Собеседование.

10.
Техника акварели.
18
5,5
12,5
Просмотр работ.

11.
Техника гуаши.
20
6
14
Просмотр работ.

12.
Пейзаж.
18
5,5
12,5
Просмотр работ.

13.
Экскурсии. Пленэр.
12
4
8
Собеседование.

14.
Итоговое занятие.
2
1
1
Выставка.

Итого:
144
50
94




1 год обучения.  
Введение в программу.
Теория. Введение в образовательную программу. Правила техники безопасности работы с красками и режущими инструментами.
Графический тест «Рисую, как умею».
Теория. Графический тест «Рисую, как умею».
Практика. Графический тест «Рисую, как умею».
Техника рисования.
Теория. С чего нужно начинать учиться рисовать. Как правильно создать рисунок. Композиция листа. Как передать объем предмета. Светотень. Как сделать тоновые переходы в цветном рисунке. Рисование с натуры.
Практика. С чего нужно начинать учиться рисовать. Как правильно создать рисунок. Композиция листа. Как передать объем предмета. Светотень. Как сделать тоновые переходы в цветном рисунке. Рисование с натуры.
Цветоведение.
Теория. Цветовые оттенки основных цветов. Контрастные цвета Холодные и теплые цвета. Ассоциации цвета. Цветовой круг.
Практика. Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов. Контрастные цвета Холодные и теплые цвета. Ассоциации цвета. Цветовой круг.
Форма и цвет предмета.
Теория. Форма изображаемого предмета. «Золотое сечение». Предметы, вписанные в квадрат, треугольник и окружность. Локальный цвет. Рефлексы. Оттенки серого.
Практика. Форма изображаемого предмета. «Золотое сечение». Предметы, вписанные в квадрат, треугольник и окружность. Локальный цвет. Рефлексы. Оттенки серого.
Натюрморт. Азы композиции.
Теория. Композиция листа. Композиция из геометрических тел. Плановость в натюрморте. Равновесие в композиции. Ритм в композиции. Стилизованный натюрморт.
Практика. Композиция листа. Композиция из геометрических тел. Плановость в натюрморте. Равновесие в композиции. Ритм в композиции. Стилизованный натюрморт.
Итоговое занятие.
Теория. Промежуточная проверка и закрепление знаний.
Практика. Промежуточная проверка и закрепление знаний.
Нетрадиционные техники рисования.
Теория. Нетрадиционное рисование и его выразительные средства. Пальчиковая живопись. Монотипия. Граттаж. Пуантилизм. Кляксография. Штампинг.
Практика. Нетрадиционное рисование и его выразительные средства. Пальчиковая живопись. Монотипия. Граттаж. Пуантилизм. Кляксография. Штампинг.
Жанры живописи.
Теория. Жанры живописи. Портрет, пейзаж, натюрморт. Бытовой и исторический жанры в живописи.
Практика. Жанры живописи. Портрет, пейзаж, натюрморт. Бытовой и исторический жанры в живописи.
Техника акварели.
Теория. Акварель. Техника «Алла прима» в акварели. Техника по сырому. Техника соли. Техника градуированной размывки. Техника губкой. Техника брызг. Техника процарапывания. Техника воска и восковых мелков.
Практика. Акварель. Техника «Алла прима» в акварели. Техника по сырому. Техника соли. Техника градуированной размывки. Техника губкой. Техника брызг. Техника процарапывания. Техника воска и восковых мелков.
Техника гуаши.
Теория. Гуашь и её свойства. Работа с материалом и инструментами. Форэскиз и набросок. Подмалёвок. Техника «Алла прима» в гуаши. Лессировка. Техника нанесения мазков. Пастозная техника. Сграфитто. Смешанная техника.
Практика. Гуашь и её свойства. Работа с материалом и инструментами. Форэскиз и набросок. Подмалёвок. Техника «Алла прима» в гуаши. Лессировка. Техника нанесения мазков. Пастозная техника. Сграфитто. Смешанная техника.
Пейзаж.
Теория. Пейзаж. Линия горизонта в пейзажной живописи. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Стили пейзажной живописи. Природный пейзаж. Морина – морской пейзаж. Городской пейзаж. Сельский пейзаж.
Практика. Пейзаж. Линия горизонта в пейзажной живописи. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Стили пейзажной живописи. Природный пейзаж. Морина – морской пейзаж. Городской пейзаж. Сельский пейзаж.
Экскурсии. Пленер.
Теория. Пленэр и принадлежности для работы на воздухе. Правила перспективного построения. Зарисовка природных форм. Фотосессия на пленэре. Микропейзаж. Зарисовка пейзажа.
Практика. Пленэр и принадлежности для работы на воздухе. Правила перспективного построения. Зарисовка природных форм. Фотосессия на пленэре. Микропейзаж. Зарисовка пейзажа.
Итоговое занятие.
Теория. Итоговая проверка и закрепление знаний.
Практика.Выставка.


Учебно-тематический план второго года обучения

п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Формы аттестации/ контроля



Всего
часов
Теория
Практика


1.
Введение в программу второго года обучения.
2
2
-
Собеседование.

2.
Техника безопасности. Материалы и принадлежности. Просмотр летних работ.
2
0,5
1,5
Просмотр работ.

3.
Азбука композиции.
12
4
8
Просмотр работ.

4.
Колористика, психология восприятия цвета. Цвет и человек.
12
4,5
7,5
Собеседование.

5.
Законы перспективы.
12
4,5
7,5
Собеседование.

6.
Живопись – гармония цвета.
12
4,5
7,5
Просмотр работ.

7.
Итоговое занятие.
2
1
1
Опрос, выставка работ.

8.
Жанры живописи.
6
2,5
1,5
Собеседование.

9.
Техника акварели.
18
5,5
12,5
Собеседование.

10.
Техника гуаши.
20
6
14
Просмотр работ.

11.
Пейп арт.
14
4,5
9,5
Просмотр работ.

12.
Пейзаж.
18
5,5
12,5
Просмотр работ.

13.
Экскурсии. Пленэр.
12
4
8
Собеседование.

14.
Итоговое занятие.
2
1
1
Выставка.

Итого:
144
50
94




год обучения.  
Введение в программу второго года обучения.
Теория. Введение в образовательную программу.
Техника безопасности. Материалы и принадлежности. Просмотр летних работ.
Теория. Техника безопасности. Материалы и принадлежности.
Практика. Просмотр летних работ.
Азбука композиции.
Теория. Основы композиции. Равновесие в композиции. Контраст-нюанс. Динамика, статика. Активные композиционные средства. Три основных ряда цветов в композиции.
Практика. Основы композиции. Равновесие в композиции. Контраст-нюанс. Динамика, статика. Активные композиционные средства. Три основных ряда цветов в композиции.
Колористика, психология восприятия цвета. Цвет и человек.
Теория. Колористика. Психология восприятия цвета. Насыщённость. Контрастность и яркость. Интенсивность и глубина. Цвет и человек.
Практика. Колористика. Психология восприятия цвета. Насыщённость. Контрастность и яркость. Интенсивность и глубина. Цвет и человек.
Законы перспективы.
Теория. Перспектива. Применение законов перспективы в рисунке. Соразмерность частей. Линейная перспектива. Двухточечная и многоточечная перспектива. Воздушная перспектива.
Практика. Перспектива. Применение законов перспективы в рисунке. Соразмерность частей. Линейная перспектива. Двухточечная и многоточечная перспектива. Воздушная перспектива.
Живопись – гармония цвета.
Теория. Живопись. Свет и цвет в живописи. Цветовой тон, насыщенность, светлота. Оптическое смешение цветов. Контраст. Цветовая гармония.
Практика. Живопись. Свет и цвет в живописи. Цветовой тон, насыщенность, светлота. Оптическое смешение цветов. Контраст. Цветовая гармония.
Итоговое занятие.
Теория. Промежуточная проверка и закрепление знаний.
Практика. Промежуточная проверка и закрепление знаний.
Жанры живописи.
Теория. Жанры живописи. Портрет, пейзаж, натюрморт. Бытовая и жанровая живопись.
Практика. Жанры живописи. Портрет, пейзаж, натюрморт. Бытовая и жанровая живопись.
Техника акварели.
Теория. Акварель. Краски и кисти. Советы по смешиванию. Живопись шестью основными цветами. Накладывание слоев краски. Набросок карандашом. Работа мокрым по сухому и мокрым по мокрому. Маскировка. Использование воска. Линия и отмывка. Потёки фона. Текстурирование.
Практика. Акварель. Краски и кисти. Советы по смешиванию. Живопись шестью основными цветами. Накладывание слоев краски. Набросок карандашом. Работа мокрым по сухому и мокрым по мокрому. Маскировка. Использование воска. Линия и отмывка. Потёки фона. Текстурирование.
Техника гуаши.
Теория. Гуашь и её свойства. Работа с материалом и инструментами. Форэскиз, набросок, подмалёвок. Живопись белилами. Техника «Алла прима» в гуаши. Мазки кистью. Импасто и мастихин. Лессировка. Сграфитто. Смешанная техника.
Практика. Гуашь и её свойства. Работа с материалом и инструментами. Форэскиз, набросок, подмалёвок. Живопись белилами. Техника «Алла прима» в гуаши. Мазки кистью. Импасто и мастихин. Лессировка. Сграфитто. Смешанная техника.
Пейп арт.
Теория. Пейп арт. Декорирование бытовых предметов в стиле Пейп арт. Подготовка поверхностей к Пейп арту. Узоры в технике Пейп арт. Окрашивание в технике Пейп арт. Тонироване в технике Пейп арт. Фиксация работы.
Практика. Пейп арт. Декорирование бытовых предметов в стиле Пейп арт. Подготовка поверхностей к Пейп арту. Узоры в технике Пейп арт. Окрашивание в технике Пейп арт. Тонироване в технике Пейп арт. Фиксация работы.
Пейзаж.
Теория. Пейзаж. Линия горизонта в пейзажной живописи. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Стили пейзажной живописи. Природный пейзаж. Морина – морской пейзаж. Городской пейзаж. Сельский пейзаж.
Практика. Пейзаж. Линия горизонта в пейзажной живописи. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Стили пейзажной живописи. Природный пейзаж. Морина – морской пейзаж. Городской пейзаж. Сельский пейзаж.
Экскурсии. Пленер.
Теория. Пленэр и принадлежности для работы на воздухе. Правила перспективного построения. Зарисовка природных форм. Фотосессия на пленэре. Микропейзаж. Зарисовка пейзажа.
Практика. Пленэр и принадлежности для работы на воздухе. Правила перспективного построения. Зарисовка природных форм. Фотосессия на пленэре. Микропейзаж. Зарисовка пейзажа.
Итоговое занятие.
Теория. Итоговая проверка и закрепление знаний.
Практика. Выставка.

Учебно-тематический план третьего года обучения

п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Формы аттестации/ контроля



Всего
часов
Теория
Практика


1.
Введение в программу третьего года обучения.
2
2
-
Собеседование.

2.
Виды и эпохи изобразительного искусства.
2
1,5
0,5
Просмотр работ.

3.
Приёмы художественной выразительности.
12
4
8
Просмотр работ.

4.
Звучание цвета.
12
4,5
7,5
Собеседование.

5.
Декоративное рисование.
12
4,5
7,5
Собеседование.

6.
Стилизация форм.
12
4,5
7,5
Просмотр работ.

7.
Итоговое занятие.
2
1
1
Опрос, выставка работ.

8.
Образ природы.
6
2,5
1,5
Собеседование.

9.
Абстрактная живопись.
18
5,5
12,5
Собеседование.

10.
Пластика животных.
14
4,5
9,5
Просмотр работ.

11.
Вглядываясь в человека.
20
6
14
Просмотр работ.

12.
Дизайн.
18
5,5
12,5
Просмотр работ.

13.
Экскурсии. Пленэр.
12
4
8
Собеседование.

14.
Итоговое занятие.
2
1
1
Выставка.

Итого:
144
51
93







год обучения.  
Введение в программу третьего года обучения.
Теория. Введение в образовательную программу.
Виды и эпохи изобразительного искусства.
Теория. Виды и эпохи изобразительного искусства.
Практика. Виды и эпохи изобразительного искусства.
Приёмы художественной выразительности.
Теория. Основные материалы живописи. Активные композиционные средства. Цвет в живописи. Мазок или фактурность. Яркость и контрастность. Пятно, линия, точка, как приемы художественной выразительности.
Практика. Основные материалы живописи. Активные композиционные средства. Цвет в живописи. Мазок или фактурность. Яркость и контрастность. Пятно, линия, точка, как приемы художественной выразительности.
Звучание цвета.
Теория. Звучание и чистота цвета. Колорит картины. Понятие «сырой краски». Психология восприятия цвета. Символика цвета. Три основных ряда цветов в композиции.
Практика. Звучание и чистота цвета. Колорит картины. Понятие «сырой краски». Психология восприятия цвета. Символика цвета. Три основных ряда цветов в композиции.
Декоративное рисование.
Теория. Декоративное рисование. Орнамент. Сочетание цветов и их оттенков. Геометрическая композиция. Статика и динамика. Ритм.
Практика. Декоративное рисование. Орнамент. Сочетание цветов и их оттенков. Геометрическая композиция. Статика и динамика. Ритм.
Стилизация форм.
Теория. Стилизация форм. Виды стилизации. Какие черты передает стилизация. Стилизация животных. Натюрморт в стилизации. Пейзаж в стилизации.
Практика. Стилизация форм. Виды стилизации. Какие черты передает стилизация. Стилизация животных. Натюрморт в стилизации. Пейзаж в стилизации.
Итоговое занятие.
Теория. Промежуточная проверка и закрепление знаний.
Практика. Промежуточная проверка и закрепление знаний.
Образ природы.
Теория. Образы природы в живописи. Пейзажная живопись. Художник и природа.
Практика. Образы природы в живописи. Пейзажная живопись. Художник и природа.
Абстрактная живопись.
Теория. Абстрактная живопись. Соотношение цветных пятен. Геометрия в абстракционизме. Анализ картин Малевича. Идеи в абстракционизме.
Равновесие в абстракционизме. Динамика в абстракционизме. Статика в абстракционизме. Ритм в абстракционизме.
Практика. Абстрактная живопись. Соотношение цветных пятен. Геометрия в абстракционизме. Анализ картин Малевича. Идеи в абстракционизме.
Равновесие в абстракционизме. Динамика в абстракционизме. Статика в абстракционизме. Ритм в абстракционизме.
Пластика животных.
Теория. Пластика животных. Каркас. Анимализм.
Силуэт. Набросок животного. Передача объёма. Передача характера. Проработка шерсти.
Практика. Пластика животных. Каркас. Анимализм.
Силуэт. Набросок животного. Передача объёма. Передача характера. Проработка шерсти.
Вглядываясь в человека.
Теория. Антропометрия. Пропорции человека. «Золотое сечение». Модульное изображение человека. Наброски людей. Равновесие тела. Человек в движении – модули. Анализ отдельных частей тела. Анализ частей лица. Пропорции лица. Портрет.
Практика. Антропометрия. Пропорции человека. «Золотое сечение». Модульное изображение человека. Наброски людей. Равновесие тела. Человек в движении – модули. Анализ отдельных частей тела. Анализ частей лица. Пропорции лица. Портрет.
Дизайн.
Теория. Дизайн. Кто такой дизайнер? Объект дизайна. Функции дизайна. Средства дизайна. Разновидности дизайна. Эстетика дизайна. Установки начинающему дизайнеру. Художественное конструирование. Этапы разработки дизайн-проекта.
Практика. Дизайн. Кто такой дизайнер? Объект дизайна. Функции дизайна. Средства дизайна. Разновидности дизайна. Эстетика дизайна. Установки начинающему дизайнеру. Художественное конструирование. Этапы разработки дизайн-проекта.
Экскурсии. Пленэр.
Теория. Пленэр и принадлежности для работы на воздухе. Правила перспективного построения. Зарисовка природных форм. Фотосессия на пленэре. Микропейзаж. Зарисовка пейзажа.
Практика. Пленэр и принадлежности для работы на воздухе. Правила перспективного построения. Зарисовка природных форм. Фотосессия на пленэре. Микропейзаж. Зарисовка пейзажа.
Итоговое занятие.
Теория. Итоговая проверка и закрепление знаний. Практика. Выставка.
Планируемые результаты. В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения учениками изобразительной грамотности. Они будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу первого года обучения, ученики будут знать:
- основные цвета
- цветовую гамму красок (теплые и холодные цвета)
- понятие композиция листа
- понятие симметрии
- свойства красок и графических материалов
- азы линейной и воздушной перспективы
- основные приемы нетрадиционной живописи
К концу первого года обучения ученики будут уметь:
- пользоваться различными художественными материалами изобразительной деятельности
- владеть основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения
- разбирать фигуру по светотени
- грамотно строить композицию с выделением композиционного центра
- грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки
- работать в нетрадиционных техниках рисования
- работать самостоятельно и в коллективе
- организовывать и содержать в порядке рабочее место
У них получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:
- умение организовывать и содержать в порядке рабочее место
- трудолюбие
- самостоятельность
- уверенность в своих силах
К концу второго года обучения ученики будут знать:
- основы композиции
- гармонию цвета
- основы колористики
- законы перспективы
- пропорции плоскостных и объемных предметов
- жанры живописи
- основы техники Пейп арт.
- основы живописи на пленэре
К концу второго года обучения ученики будут уметь:
- выбирать формат и расположение листа
- соблюдать последовательность в работе (от общего к частному)
- работать с натуры
- применять знания о колористике и перспективе
- использовать различные техники рисования
- работать с бумагой в технике Пейп арт.
- делать самостоятельные зарисовки на местности
У них получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:
- умение работать в группе
- ответственность
- самокритичность
- самоконтроль
К концу третьего года обучения ученики будут знать:
- основы линейной перспективы
- основы законов композиции
- основы цветоведения
- различные виды декоративного рисования
- понятия стилизации форм
- понятия абстрактной живописи
- пропорции фигуры человека и пластики животных
- основы дизайна
Будут уметь:
- работать в различных жанрах
- выделять основное в композиции
- грамотно работать с цветом
- передавать пластику животных
- передавать движение фигуры
- строить орнаменты
- делать разработку дизайн-проекта
- критически оценивать свои работы и работы товарищей
У них получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:
- умения принимать конструктивную критику
- способность к адекватной самооценке
- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей
- трудолюбие, упорство в достижении цели
Способы проверки результатов.
В процессе обучения по данной программе отслеживают три вида результатов:
- текущие - (цель – выявление ошибок и успехов в работе)
- промежуточные - (проверяется уровень освоения обучающимися программы за полугодие)
- итоговые - (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь год)
Выявление результатов осуществляется:
- через отчетные просмотры законченных работ;
- отслеживание личностного развития обучающихся методом наблюдения. 
К оценкам результатов творчества относятся выставка работ, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, отбор работ для экспонирования лучших работ в кабинете.
Условия реализации программы.
Основным условием для занятий изобразительным искусством является творческая атмосфера. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда, включающая в себя: материально-техническое обеспечение, а так же художественные материалы.
При организации работы объединения «Акварелька» используется дидактический материал. Он включает в себя образцы работ предыдущих лет, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки, эскизы, инструкционные карты, специальная и дополнительная литература.
Техническое осбеспечение занятий включает в себя:
- столы;
- стулья;
- мольберты;
- доска;
- учебные пособия;
- объяснительно-иллюстративный материал;
- репродукции картин, в учебных пособиях;
- натюрмортный фонд: гипсовые предметы (геометрические фигуры – шар, цилиндр, куб, конус, части лица, голова); предметы быта: стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, вазы, другая посуда); деревянные (шкатулки, разделочные доски, коробочки, тарелки); металлические (самовары, чайники, кофейники, ложки, кастрюли); керамические (горшки, чайники, чашки, вазы, бутылки); природные элементы: букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий; драпировки.
Художественные материалы:
- карандаши;
- канцелярский нож;
- гуашь;
- акварель;
- кисти;
- бумага;
- сангина, уголь;
- витражные краски;
- клей.
Методические материалы. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.
Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие у учеников 7–16 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, обучаемые способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (натюрмортный фонд, практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики ученики постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками, не теряя интереса к предмету. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Педагог делает отбор и определяет место изучения того или иного материала на протяжении всего периода обучения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Список литературы для учащихся:
1. Алексеев С.С. «О цвете и красках» М.1973 г.
2.  Паррамон М. Как рисовать цветными карандашами. – М.; Арт – родник, 2001. – 108 с. илл.
3. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию акварелью. – М.: Эксмо, 2007. – 80 с.: ил.
4. Дейнека А.А. «Учитесь рисовать» М. 1965 г.
Список литературы для педагога:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484\К
Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности – Москва, 1991.
6. Алехин А.Д. «Изобразительное искусство: Художник, педагог, школа «М. «Просвещение», м.1984 г.
7. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: учеб. Пособие – М.: Гуманитар. Изд. Центр «Владос», 2008. – 301с. : ил. – (Изобразительное искусство)
4. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2006. – 144с.: ил.
5. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож. – граф. Фак. Пед. Ин-ов. – 3-е изд., доп. И перераб. – М.:АГАР, 2000 – 256стр.








13PAGE \* MERGEFORMAT141915









сђ Заголовок 1нђ Заголовок 215