Выстпление на педагогическом совете на тему Работа по преодолению трудностей при изучении английского языка у учащихся начальной школы


Здравствуйте!
При обучении любому предмету преподаватель сталкивается со сложностями. Будь то средняя школа или начальная, проблемы будут приблизительно одни и те же, конечно же, с учетом возрастных особенностей учащихся. Поэтому сегодня я бы хотела рассказать вам о способах преодоления трудностей на примере преподавания английского языка в начальной школе.

Прежде всего, необходимо выявить, в чем заключается трудность в изучении иностранного языка. А затем найти подходящее решение данной проблемы.
Я убеждена, что преодолеть трудности, связанные с обучением, можно только вместе. Здесь важны все 3 компонента: учащийся, учитель, родители ученика. Только благодаря взаимодействию семьи и школы ребенок преодолеет все трудности в изучении сложного предмета.
Но возникает вопрос: почему одному трудно учить иностранный язык, а другому нет. С чем это связано? Обычно дети на подобные вопросы отвечают: «У меня не получается», «Я не понимаю» или «Мне не нравится». Давайте разберемся, что же скрывается за этими фразами
У меня не получается
1) Возможными причинами могут быть полное или частичное невыполнение домашнего задания. Что может сделать в такой ситуации учитель, помимо «2» и записи в дневник. Я считаю, что нужно попробовать заинтересовать ученика, подстегнуть его интерес: дать индивидуальное (а лучше творческое) дополнительное задание, а после его выполнения похвалить при всем классе, ставить работы этого ученика в пример остальным, иногда просить «помощи». Таким образом, мы повысим значимость учащегося в группе, а значит возрастет и его желание снова отличиться и выполнить домашнее задание лучше остальных.
2) Еще одна возможная причина: учебный материал недостаточно отработан на уроке, вследствие чего, ребенок допускает ошибки. Здесь вариантов очень много, все зависит от наличия времени на уроке. На уроке английского это могут быть: практическая отработка материала хором и индивидуально, исправление ошибок по принципу «эхо» (ученик делает ошибку, учитель сразу исправляет на правильный вариант, ученик, как эхо, повторяет и запоминает - подходит не для всех), кроме этого исправление ошибки и объяснение правила одноклассником, а также самостоятельное исправление своих ошибок, и конечно же, дифференциация заданий по уровню знаний)
Следующая фраза, которую мы часто слышим от учащихся «Я не понимаю».
Возможными причинами, я бы назвала, пропуски, невнимательность на уроках и другой тип восприятия информации. Первые 2 пункта, думаю, понятны. Я бы хотела остановиться на 3.
Как вы видите, существует 3 типа восприятия информации: визуальный, аудиальный и кинестетический. Однако, прошу обратить внимание, что в чистом виде они практически не встречаются.
Для учеников младшего школьного возраста, которых мы можем назвать визуалами, идеально подойдут задания с пальчиковыми куклами, использование мимики и жестов (например, при ошибке), создание так называемых mind-map и word-map, когда на доску выписываются все знакомые однокоренные или связанные одной темой слова, которые вспоминают сами дети, яркий и красочный раздаточный материал, перемешанные картинки, которые нужно поставить в логически правильном порядке. А также я бы хотела вам рассказать о технике, которую используют в большинстве зарубежных стран при изучении иностранных языков. Всем известно, что количество слов в родном языке и иностранном может не совпадать. Как, с одной стороны, подсказать ребенку, а с другой, чтобы он подумал сам? Finger-correction
Для аудиального типа восприятия информации подойдут такие задания, как уже известные нам практическая отработка материала хором и индивидуально, исправление ошибок по принципу «эхо» (ученик делает ошибку, учитель сразу исправляет на правильный вариант, ученик, как эхо, повторяет и запоминает - подходит не для всех), составление диалогов в открытых и закрытых парах. Закрытая пара - учащиеся, сидя на своих местах в парах составляют диалоги, учить проходит по классу, слушая каждого. Открытая пара - учащиеся рассказывают заготовленный диалог перед всем классом
Для кинестетиков подойдут задания в которых важно тактильное восприятие, физическое действие, сопровождаемое запоминанием новых слов. Пример: составление кроссворда из заранее приготовленных букв, перемешанные картинки или таблички со словами, прикрепленные на стенах в кабинете - дети должно пройти по классу и выписать все слова по определенным группам (животные, цифры, игрушки)
И последняя фраза, которую может сказать ученик, объясняя, почему у него трудности с английским: «Мне не нравится». Вероятными причинами могут стать: скучный учебник (стоит в таком случае использовать дополнительные материалы: карты, картинки, игрушки), строгий учитель (стоит попробовать сменить тактику ведения урока, создать систему поощрений - особенно на первых уроках, когда только-только ученики начинают изучать новый предмет). И еще одна причина - ученик сам себе не нравится, ему кажется, что он знает меньше одноклассников. Здесь важна мотивация: стоит адаптировать дополнительный материал под уровень владения языком учащихся, а также создать положительную атмосферу на уроке: учащемуся должно быть интересно изучать язык и приятно получать заслуженную оценку
И я бы хотела поделиться парой заданий, которые я использую на уроках: ice-breaker и warmer. Они даются в начале урока, чтобы настроить учащихся на рабочий лад, задать необходимый темп работы, а иногда и подсказать тему урока.
1) таблица может быть любого размера. Это задание подойдет не только для английского языка, но и для истории, географии, литературы и др. Нужна всего лишь капля изобретательности: в таблицу вписывается ключевая информация, дети должны разгадать, что значит каждая клетка
2) набор картинок, комиксов: учащиеся составляют по одному предложению, описывая картинку, каждый следующий повторяет все предыдущие предложения. Кстати, эту картинку я даю ученикам в 4 классе, когда начинается тема времена года. Что за сезон на ней изображен?
Таким образом, преподавание английского языка должно вестись
1 В соответствии с типом восприятия учащегося (визуальный, аудиальный и кинестетический).
2 С учётом различных подходов к преподаванию английского языка как иностранного.
3 С использованием современных средств ИКТ
4 и конечно же, не забывайте про творчество
Спасибо!