Доклад Обучение леворуких детей письму.


Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Ерекше білім берілуіне қажеттілігі бар балаларға арналған Лисаков арнайы мектеп-интернаты» КММ
КГУ «Лисаковская специальная школа – интернат для детей с особенными образовательными потребностями»
Управления образования акимата Костанайской области
Аттану бас МЦ "балалық" ша тақырыпқа: леворуких бала-шағаның тәлім-тәрбиесінің "өзгешеліктері хатқа"
Выступление на МЦ "Детство" по теме: "Особенности обучения леворуких детей письму"

Әзірледі :Подготовила:
Учитель начальных классов
Орехова Ирина Владимировна.
2016 ж.
В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления. Большая часть человечества – праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран от 5 до 30 %. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, то есть, наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидексторы - люди, одинаково хорошо владеющие и той, и другой конечностью. Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто социальная среда  заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом. Различают  два определения: «левшество» и «леворукость». По мнению известного российского нейропсихолога, профессора МГППУ А. В. Семенович, леворукость – это предпочтение и активное использование левой руки, т.е. внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений. Леворукость может быть и временным признаком. Это бывает связано с задержкой формирования у малыша межполушарных взаимодействий, и по мере наращивания функционального потенциала левого полушария может произойти «превращение» левши в правшу. Но это происходит далеко не всегда.Что касается понятия «левшество», по словам А. В. Семенович, это проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество генетическое. Иными словами левшество – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Левшество может быть связано и с доминированием левого глаза, левого уха, левой ноги.
Самый главный - педагогический вопрос обучения леворуких детей письму.
Что всегда следует иметь в виду взрослому, обучающему левшу?
1. Медлительность леворуких детей, с характерным застреванием в начале любого вида деятельности, что не должно стать предметом упреков. Ни в коем случае левшу нельзя торопить, в суете он или наделает массу ошибок, или остановится совсем. А в ситуации стресса подобный ребенок часто впадает в такую панику, что об успешном завершении работы мечтать не приходится. Поэтому ему нельзя сердито угрожать "попробуй только не напиши", вредно напоминать перед работой о прошлой неудаче. В работе с леворукими детьми нужно терпение, чувство юмора, стремление понять и настроиться на другого, желание постоянно думать и искать путь к победе.2. Необходимость создания спокойной доброжелательной атмосферы во время занятия, призванной успокоить в большинстве своем эмоционально неустойчивых и тревожных детей, глубоко переживающих свои неудачи и промахи. Такая обстановка увеличит шансы на успех.
3.. Необходимость использования пошаговой подачи материала не с точки зрения крошечной дозировки с последующей немедленной отработкой, а с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма, с помощью которых можно описать практически каждое из получаемых в начальной школе умений, так как это облегчает выстраивание леворукими детьми логической цепочки по овладению данным материалом и созданию целостной картины усвоенного. Отсюда и недопустимость пропуска любого из этапов в процессе объяснения.
Рекомендации: В классе за партой леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рукасоседа по парте не помешала ему при письме. Настольная лампа должнарасполагаться справа от ребенка. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть
левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась построке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала тетрадь. Тетрадь должна лежать с наклоном так, чтобы правый нижний угол страницы,на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. Леворукомуребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразураспределить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направление. Втаких случаях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки— влево, а движение кисти и пальцев — вправо).
Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направление. В таких случаях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.
Левая рука ребенка при письме производит движение, симметричные движениям правой руки, т.е. движения при письме справа налево.
Предупреждение ошибок в написании близких по форме букв.
Наблюдение за письмом леворуких детей, анализ их рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок такого рода, следует рассмотреть эти буквы.
1 группа – Е, З, С, Э, к, н, г.при написании этих букв часто возникают ошибки зеркального письма. Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включить в предварительную работу зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из её элементов. Это лучше делать в специальных альбомах с письменными буквами и их элементами, где в каждой букве начало обозначено стрелкой красного цвета, а траектория движения – стрелками черного цвета. При письме данных букв желательно начало каждой буквы обозначить красным цветом.
2 группа – верхняя часть соответствует нижней части другой: т, ш. п. и, в, д. следует проводить их зрительное сопоставление, а также накладывание буквы на другую. При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки. После написания букв необходимо сравнить их с образцом путем сопоставления и накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге.
Буква О не имеет ориентации в пространстве. При письме овалов особеннонеобходимы опоры и указатели, которые показывали бы начало и направлениедвижения.Встречаются ошибки, которые вызываются забыванием редко встречающихсяформ букв: Ч, ч, X, х, Ф, ф. Для более прочного запоминания их конфигурацииследует ввести образное изображение этих букв. Например, букву X можно увидетьв шагающем человечке, Ч — в носике чайника,Ф — в очках и т.д.Подобная предварительная работа по предупреждению ошибок зрительногохарактера, подготовки руки к траектории движений хорошо помогает снятьотрицательные явления при обучении письму леворуких детей.
Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенкак школе: 1. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашуили фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
2. Положите ладошки на парту. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторитеупражнения в обратном порядке. 3. Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайтеих сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняетсясначала одной рукой, затем другой. 4. Сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях.Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой. 5. Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца.Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой. 6. Положите на стол 10—15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложитькарандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой. 7. Делайте двумя грецкими орехами круговые движения каждой ладони.