Арттерапия. Возможности ее использования в работе с детьми младшего школьного возраста

Шатский: « ИСКУССТВО ФОРМИРУЕТ КОМПОНЕНТЫ ЛИЧНОСТИ».
Арттерапия – это терапия, лечение, развитие каких-либо личностных качеств средствами всех видов искусств. Прежде всего, таких как: рисование, музыка, танец, театр, литературное творчество.
Музыкотерапия
Музыка и терапия – понятия, разделять которые зачастую не просто бессмысленно, но и вредно. Не смотря на то, что использование музыки в лечебных и обучающих целях в настоящее время всё больше распространяется, теоретические аспекты музыкальной терапии пока не разработаны. Развивающие и лечебные действия музыки известно с древних времен. Первые попытки научного обоснования механизма лечебного действия музыки на организм человека относятся к 17 веку, а широкие экспериментальные исследования – к концу 19 веку. Бехтерев говорил, что музыка является властительницей наших чувств и настроений. Вне музыки не мыслиться не один праздник, она завершает всякое значительное дело, вмешивается в повседневную жизнь людей. Развитие музыкой ни в коей мере не воспринимается как совершенно обособленный, изолированный род воздействия. Музыка должна играть определенную роль в комплексе всех других терапевтических мероприятий.
Существует 2 способа использования музыкотерапии. Первый – индивидуальный. Положительное воздействие тихой, спокойной, плавной, мелодичной музыки. Причем именно на эти особенности музыкального произведения некоторые дети обращают больше, не отдавая предпочтение музыке с мажорным или минорным звучанием. Эта музыка улучшает настроение, отвлекает от тяжелых переживаний. В процессе пассивного прослушивания наблюдается оживление моторики, эмоциональные и вербальные реакции. Второй – групповой. Его цель – оживить, устранить инертность, пассивность детей, чтобы в дальнейшем вовлечь в другие формы музыкотерапии, которые стимулируют их активность. В репертуар можно включать произведения легкой, классической, современной джазовой и вокально-инструментальной музыки. При проведении групповой М. Т. рекомендуется в репертуар включать т. н. «модные песенки». Массовое пение собирает значительное число участников, начинают петь и такие дети, которые ранее отрицательно или пассивно относились к различным формам активности. В процессе М. Т. целесообразно последовательное усложнение программы. Это приводит к оживлению эмоций и к укреплению и стимулированию памяти.
Проведение М. Т. требует дифференцированного подхода при выборе её форм.
Развивающие – исправляющие задачи М. Т. тесно переплетаются с психотерапевтическими и включают тренировочные программы по улучшению таких функций, как внимание, память, чувство ритма, координация движений, терпение, совершенствование моторики и таких свойств, как воля, коммуникабельность, вербальная и не вербальная экспрессивность; решает общепедагогические задачи:
игровое воздействие, музыкальные игры, обсуждение рисунков музыки, возникающих ситуаций, служат эффективным средством развития навыков неформального общения, выражения своих мыслей;
музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств;
коррекция личностных особенностей дезадаптирующих ребенка в коллективе сверстников, нарушающих его социальные связи (хоровое пение, ансамблт). Укрепляет веру в себя, возбуждает творческую фантазию, учит играть по правилам, дисциплинирует;
М. Т. – это терапия занятости и творческим самовыражением (хобби, коллекции).
Холотропная терапия - полностью отдаться музыке, дать ей отозваться во всем теле, реагировать на неё спонтанным и элементарным образом, в том числе разрешить себе проявления, немыслимые в концертных залах, Здесь надо дать полное выражение всему, что вызывает музыка, надо плакать и смеяться, гримасничать, допускать любые эмоциональные, голосовые и двигательные проявления.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Музыка выступает как средство отвлечения и даже лечения, борьбы с переутомлением. Рекомендуется ограничивать музыкальное воздействие на детей в зависимости от силы нервной системы в спокойной ситуации – 20 – 30 минут ( перерыв, окончание работы ), а в условиях напряженной работы 10-15 минут. Наилучший результат при дробном включении музыки с общим звучанием не более 1,5 часа.


При переутомлении и нервном истощении – «К радости» Л. Бетховена, «Аве Мария» Ф. Шуберта.
При раздражимости, гневности – «Хор пилигримов» Вагнера, «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского, «Грезы» Р. Шумана.
Расслабляющее воздействие : «Баркарола» П. И. Чайковского, «Пастораль» Ж. Бизе, «История любви» Лея.
Программа тонизирующего воздействия «Аделита» Г. Перселя, «Шербургские зонтики» М. Леграна.


ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЛЯ МОБИЛИЗАЦИИ ПЕРЕД ЗАНЯТИЯМИ
Упражнение
Музыкальный фон
Время

Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха.
Бах. Прелюдия №1
2 минуты

Расслабление мимических мышц
Бах. Прелюдия №8
4 минуты 30 секунд

Расслабление мышц рук
Бах. Хор
4 минуты 20 секунд

Расслабление мышц туловища
Шопен Прелюдия №4
2 минуты 5 секунд

Мобилизация физического и психического тонуса
Глюк «Мелодия»
4 минуты 5 секунд

Формирование состояния уверенности и репродукция предстоящей деятельности
М. Таривердиев «Мгновение», Бизе-Щедрин Тема «Тореадор».
1 минута 45 секунд
45 секунд



15