ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КРЕАТИВНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УРОКИ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА













Программа развития речевой креативности детей младшего школьного возраста.


Автор программы: учитель начальных классов
Терентьева М.В.



Пояснительная записка
В настоящее время абсолютной ценностью личностно- ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую.
Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывающие свои идеи.
К сожалению, общепринятая школьная система ещё сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же приёмов убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества. ( М. Р. Львов)
Современные образовательные программы предполагают развитие речевого творчества, являясь одним из обязательных требований, предъявляемых к ученикам на конец каждого учебного года, но методические и учебные пособия не содержат необходимый материал по речевой креативности, не давая возможности развиваться этим параметрам должным образом.
Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возраста. Эта планомерная система творческих заданий, рассчитана на все четыре года обучения в начальной школе.
Цель курса: Повышение уровня креативности речи младших школьников; привитие интереса к литературному творчеству.
Задачи:
при создании творческих заданий учесть стартовый уровень речевой креативности детей;
через творческое задание привить интерес учащихся к любому проявлению творчества;
учить детей смело высказывать своё мнение, психологически не бояться быть непонятым окружающими;
создание ситуации комфортности и успешности творческой деятельности; повышение уровня самооценки.
Принципы построения программы:
системное построение творческих заданий с учётом личностно деятельного подхода;
Согласованность с «Литературным чтением» как учебной дисциплиной;
Учёт уровня развитости у учащихся речевого творчества

Наиболее удачные и эффективные методы, направленные на формирование речевого творчества у младших школьников.
Метод проблемной ситуации:
Объясняется переходом от чисто философского, умозрительного рассмотрения мышления в рамках отношения «рационализм- сенсуализм» к рассмотрению его как приспособительной функции, посредством которой человек решает поставленные «средой» проблемы. То, что «проблему» ставит перед человеком «среда», стало исходным пунктом редуцированного развития всей проблематики творчества. Познание по существу выступает в приспособительной функции. Присущая методу проблемной ситуации тема долженствования, с одной стороны, искусственно стимулирует мыслительный процесс, с другой стороны – ограничивает его конкретными условиями, задавая как бы «потолок» интеллектуальному творчеству.
Например: - Как козлятам спастись от волка?
Помочь Колобку обхитрить лесных жителей?

Метод ассоциативной теории креативности
Основоположник Mednik (1962). В своей теории доказал: чем более отдалёнными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, тем более креативным считается мышление - при условии, что эти ассоциации отвечают требованиям задачи и характеризуются полезностью. Mednik различал три пути креативных решений, основанных на ассоциациях:
Через интуитивную прозорливость;
Нахождение сходства между отдалёнными элементами (идеями);
Опосредование одних идей другими;
Мартиндел (1989,1999) утверждает, что любые креативные продукты возникают в результате рекомбинации известных идей через новые ассоциации, опираясь на аналогию (сходство), креативное мышление способно установить ассоциации между ранее не связными идеями.
-Придумать фантастический рассказ о валенке и пуговице.
-Как победить Злодея с помощью лебединого пёрышка?
Метод мозгового штурма
Этот метод создал американский Осборн в конце 30-х годов 20 века. Метод представляет собой групповое решение задач, конференция идей, массовая мозговая атака и т.д.
Цель метода: Формирование у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы; обучение критическому отношению к результатам обсуждения; умение выбирать оригинальное решение задач.
Учитель ставит перед детьми вопрос, выслушивает варианты ответов ребят, а затем подводит итог (систематизация темы). Каждый ученик имеет право выдвинуть свою идею, пусть даже ирреальную.
-Хитрый кот положил около себя сыр и закрыл глаза. Сам не ест и мышам не даёт. Как мышам достать сыр?
-Вдруг из моего крана полился апельсиновый сок
-Люди придумали таблетки от сна и

Метод синектики (Аналогии )
Разработан Гордоном (США) в 50-е годы 20 века. Синектика основана на Мозговом штурме при использовании различных видов аналогии.
Цель метода: Представление незнакомого – знакомым, а привычное – чуждым.
В основании такой работы лежат 4 типа операций:
1 тип – Эмпатия В основе лежит отождествление самого изобретателя с элементом проблемной ситуации, то есть умение «войти в шкуру другого». При этом надо сопереживать уподоблённому объекту.
-Перепутали и поставили вазу с цветами в холодильник. Что при этом чувствуют цветы?
2 тип - Прямая аналогия. Поиск сходных процессов в других областях знаний. Решать проблему:
-У фиалки сломался стебелёк. Как можно помочь цветку?
3 тип - Символическая аналогия. Использование метафор, символов, поэтических образов. (Описать с помощью поэтических образов объект.) Например: описание внешности человека. «её глаза были цвета мокрой смородины»
Автодорога –1) перевозчик груза, 2) объединитель государств
4 тип - Фантастическая аналогия. Представление объекта, либо процесса посредством игнорирования фундаментальных законов природы (как в сказке) Если цветок долго не поливать.
Корни цветка в определённое время сами дотягиваются до водопроводного крана и поглощают влагу
Обучение аналогии должно происходить по этапам:
1)Рассказ взрослого о том, что почувствовал и что представил.
2)Рассказ взрослого дополняется ответами детей.
3)Сами дети рассказывают, что представили и чувствовали, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей об изменяемой точке зрения на объект.
4)Ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого рассказывает о том, что представил или почувствовал.

Метод Каталога.
Был разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце (1926), для усиления процесса и развития ассоциаций. Для этого использовался любой текст (ряд иллюстраций), наугад сделанные выборки из него позволяют появиться неожиданным сравнениям.
Детям даются вопросы, а ответы они ищут в какой-либо книге. Ответы собираются ведущим вместе с детьми в единую сюжетную линию. По окончанию совместного сочинения любой ребёнок должен уметь рассказать и придумать название.
Предлагаемые вопросы:
-Жил-был кто?
-Где он жил?
-Как он выглядел?
-Чем занимался?
-Кто ему помогал?
И т. д.
В дальнейшем, задаются блоки вопросов по схеме:
Положительный герой
----какой был?
----где жил?
----какие добрые дела творил?
Отрицательный герой
-----какой был?
-----где жил?
-----какие злые дела вершил?
Друзья положительного и отрицательного героев:
----Кто это?
----Кто помогал в делах?
Взаимодействие добрых и злых сил:
-----где и как это происходило?
-----как наказано было зло?
Собственное сочинение историй должно проходить достаточно в быстром темпе и эмоционально со стороны ведущего (педагог выражает то удивление, то ужас и т. д.) По отношению к сочинённому рассказу.
Метод контрольных вопросов:
Метод предусматривает развитие творческого мышления, последовательно ставя перед учащимися наводящие вопросы, на которые они охотно отвечают. Работа проводится в диалогической форме.
Дырявый шерстяной носок
-Как по – новому можно применить объект?
-Как упростить и модернизировать его?
-Что можно увеличить (уменьшить)?
- Как преобразовать, перевернуть?
-Попасть в стимулирующую обстановку (лес, музей, магазин, сказка)

Факультативный курс «Уроки речевого творчества» построен по следующей схеме:

Технология творческого курса «Уроки речевого творчества»




1.Игровые формы творческой деятельности;




2.Освоение элементов творчества в практической деятельности;




3.Обнаружение в себе автора, способного создать какие-либо творческие продукты;




4.Формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам.


Работая по данной программе факультативного курса следует стремиться превратить обычного ученика начальных классов общеобразовательной школы в личность, которая, в дальнейшем, будет очень необходима и востребована современным обществом:



Желаемая модель выпускника творческого курса «Уроки речевого творчества»



( Не боится высказывать свои смелые идеи
(Легко вступает в обсуждаемую тему разговора
( Свободно выражает свои мысли как устно и письменно
( Приводит веские аргументы к своим суждениям
( Имеет богатый словарный запас
( Коммуникабелен
( Мыслит нешаблонно
( Уверен в себе, психологически ориентирован на успешность любой деятельности
(Имеет адекватную самооценку








1 класс

1 . Вводное занятие: «Я не боюсь говорить!»
Занятие проводится в виде психологического тренинга, цель которого настроить детей на позитивное общение учителя и учеников, речевое раскрепощение речи ребёнка, работа по снятию страха высказывать своё мысли на ту или иную тему разговора.
На этом занятии очень важно выбрать место проведения. Пусть помещение и будет классной комнатой, но дети не в коем случае не должны сидеть за партами – это будет придавать формальность занятию. Предлагается расставить стулья кругом, создавая замкнутое пространство или расстелить на пол палас, размещаясь на нём тоже по кругу. Главное, чтоб учитель сидел в общем кругу с детьми – этот факт позволит ребятам более раскрепоститься и посмотреть на учителя другими глазами, глазами равного собеседника. Для более «тёплого» общения желательно учителю выбрать особый символ – мягкая игрушка, шишка, морские камушки все эти символичные предметы, якобы, помогают высказаться без стеснения, смело и интересно. Желательно про этот символичный предмет придумать красивую легенду для пущей убедительности. Право продолжать разговор переходит к тому, к кому попадает символ.
Тема для разговора может быть построена так: учитель заготавливает на небольших листочках разнообразные вопросы общего характера, позволяющие детям рассуждать:
Кем может стать Дядя Фёдор, когда вырастет?
Если у вас появилась возможность позвонить президенту России, о чём бы вы вели разговор?
Хотел бы ты попасть на необитаемый остров?
С каким животным ты мог бы себя сравнить?
Если бы от тебя зависела жизнь другого человека, смог бы ты отдать свою жизнь ради жизни другого?
Неожиданно для всех ты выиграл огромную сумму денег, на что бы их потратил?
Наравне с детьми на вопросы отвечает и учитель. В центре круга можно поставить зажжённую свечу, как символ открытости и таинственности. В такой форме можно проводить любые воспитательные беседы. В дальнейшем занятия такого плана будут именоваться «Свечка». Заканчивать «Свечку» так: дети берутся за руки и произносят -
Пусть единство наших рук, обойдёт весь круг! – поочерёдно сжимая руку соседа. Последний штрих – коллективное задувание свечи.

2. «Я люблю себя за то, что»
Занятие проводится в виде «Свечки», где дети по очереди рассказывают о себе.
Условие: Рассказ у всех начинается одинаково: Я люблю себя за то, что
Когда дети «хвалят» себя и слушают как это делают другие, зачастую, начинают смотреть на одноклассников другими глазами. Эта тема имеет большое воспитательное значение. Повышает уровень притязания ребёнка, рейтинг среди сверстников.

3. «Опиши друга».
Проводится в виде игры « Угадай, кто это?» Детям раздаются жетоны, на которых написано имя того, кого следует описать. Описываются не только внешние черты, но и свойственные признаки характера. Для детей с низким и средним уровнем речевой креативности – подобрать ряд определений, свойственных данному человеку.


4.Связь слов в предложении.
Образование из отдельных слов в предложение.
«Игра в переводчики» - учащимся даются слова только в начальной форме. Их задача – изменяя окончания составить согласованный текст. Вспомнить, как изъясняются на русском языке иностранцы.
Примерный текст:
Жил-был дружно два девочка. Одна звал Маша, другой звал Света. Света был три игрушка: зелёный кошка ,красный мяч и маленький собака

Девчонка везти на воз
Козлёнок, козёл и коза.
Лесок проезжать –
Часок подремать.
Девчонка в лес проспать
Козлёнок, козёл и коза.

5. Сказки русского народа.
Пересказ «Репки»; «Теремка». Знакомство с алгоритмом – графической схемой. Это занятие является подготовительным к созданию собственного продукта словесного творчества с опорой на алгоритмический ряд.


Репка


Дедушка

Бабушка


внучка

Жучка

кошка

мышка


Аналогично выстраиваются алгоритмы других известных детям сказок с простым сюжетом.

6. Составление сказок по аналогии:
За основу берётся знакомая ученикам сказка. Новая - создаётся по похожему сюжету:
«Репка» - Кто- то что-то посадил и что из этого получилось?- дети, составляют алгоритм своей сказки и пересказывают её.
К «Теремку» ( «Теремок насекомых»; «Теремок морских жителей» и т. д.) Использование метода «перевирания» сказки.

7. Коллективное составление сказочной истории:
Представьте, козлята превратились из глупых и доверчивых в находчивых и смелых . Как могли бы они перехитрить злого волка?
Методом «Мозгового штурма» дети предлагают свои идеи. Если они затрудняются, учитель должен направить их в нужное русло.
Например: - Чем козлята могут защищаться? (окружить волка и наставить на него рожки)
Записать голос медведя на магнитофон и включить в тот момент, когда волк подойдёт к двери.
Установить на входную дверь «глазок»
Мама-коза могла бы взять козлят с собой в лес.

8. «Волшебная дорожка для Колобка»
Способы избежания быть съеденным. Метод изменения физического состояния предмета.
Кто может помочь Колобку перехитрить лесных жителей?
Как возможно изменить Колобка, чтобы звери сами отказались его есть? ( заморозить, поджарить, превратить в жидкое тесто, поперчить)
В помощь детям составляется «Волшебная дорожка» (алгоритм) по мере того, как дети будут предлагать свои идеи.




Тв. Мороз солнце перец тесто
Мяг. .



9. «Исправь ошибку».
Работа по устранению смысловых ошибок. Детям предлагается в небольших рассказах (3-4 предложения) найти смысловые неточности, заменяя их уместными словами.
Цель задания – глубже понимать прочитанное.
Заводы пачкают речную воду.
Ребята должны быть умными, смелыми, трудовыми.
По парку слоняются важные дамы.
Собака Натальи говорила тихо и ласково.
Когда дети усвоят смысл задания и принцип исправления ошибок, предложите детям самим составить аналогичные предложения. Далее ребятам предлагается работа в парах – исправление стилистических ошибок в вариантах, составленных напарником.

10. Определение качеств действия:
К предложенным учителем глаголам подобрать наречия. Объяснение для учащихся: К данным словам, все они обозначают какое-нибудь дело, подобрать слова, помогающие определить КАК? Происходило это дело.



Плачет
Переходит
Лает
Кричит
Ест КАК?
Рассказывает
Поёт
Учится
И т. д
К каждому глаголу подбирается минимум по 5 наречий. Если это задание Вы проводите в виде игры, то обязательно отметьте лучших. Также возможен вариант от обратного: Дан список наречий, угадать к какому действию они подходят:
Громко, игриво, задорно, протяжно, пискливо, хрипловато (поёт)
Аппетитно, быстро, неряшливо, вкусно, с удовольствием (ест)
Отлично, старательно, отвратительно, добросовестно (учится)
Для закрепления этого вида работ предложите детям распространить ( добавляя обстоятельства, сказуемые) предложения в тексте.
Медвежонок ( =====) мёд с аппетитом и ни с кем не (=====) . Его лесные друзья совсем (=======) на него. Зверюшки (=====), что без мёда мишка просто не (===== =====).
Наступила морозная зима. Днём и ночью было (КАК?). Деревья (КАК?) спали под тяжёлыми шапками снега. Только смелые синички (КАК?) распевали смелые песенки.

11.Антонимы.
Для более глубокого знакомства со словами противоположными по смыслу предложите детям сочинить коллективную сказку «Хорошо - плохо».
Учитель начинает словами:.. Жили – были два братца Хорошо и Плохо. Совсем недружно они жили: чтоб не сказал один, другой утверждал обратное Сказка строится на противопоставлении одного героя, события, действия – другому. В помощь выстраивается алгоритм.
+ (
( -





?


12. Как избавиться от грубых слов ?
Составление сказочных историй о Царстве Грубости.
Использование метода исключений: Люди стали грубые и чёрствые, даже на доброе приветствие отвечали хамством Обиделись тогда ласковые, вежливые слова и ушли из Страны Слов. Ох, что же тогда началось?продолжить сказку.
Для составления сказки использовать методы Каталога и контрольных вопросов.
Условие: хорошее завершение сказочной версии.

13.Синонимы.
Как много может одно слово! Одинаковое значение – разное звучание.
Подбор синонимических рядов к наиболее распространённым существительным, глаголам:
Дом -.. Сказал-.
Царь -.. Ест -.
Отец -. Шёл -.
Работа с синонимами продолжается при составлении с подобранными словами. Обратить внимание на смысловое и стилистическое соответствие слов в предложении. Предложите ребятам задание в виде соревнования: Кто длиннее составит синонимический ряд.
Н-р: Лошадь конь кобыла кляча жеребец
сказать промолвить говорить крикнуть болтать

14. «Когда мне бывает страшно»
Занятие проводится в виде «Свечки». Во время дискуссии ведется работа по отработке умения детей обосновывать своё мнение, обучение доказательности.
Использование выражений: Я считаю так! Моя точка зрения;Я не согласен с мнением; К словам (имя) хочу добавить

15. Построение рассказа методом Контрольных вопросов:
Обычно это рассказ с ирреальным сюжетом. Роль учителя – по ходу развития сюжета задавать следующий набор вопросов, влияющих на дальнейшее развитие сюжетной линии рассказа.
-Кто жил?
-Где находился?
-Что делал?
-С кем встретился?
-Кто им помешал?
-
-Чем завершилась история?
Когда сказка составлена, детей с высоким уровнем креативности можно попросить пересказать сказку целиком.

16. Рифма.
Знакомство с признаками рифмованного текста. Улавливание рифмы в детских поэтических произведений. Для классических примеров предложите стихи: А, Барто; К.И. Чуковского; С. Михалкова.
Подбор к предложенным словам рифмы:
Точка-;
Конь -;
Конфета -;
Подушка - ;

17. Коллективное составление двустиший по готовой рифме (буриме):
На доске записаны пары рифмованных слов, к которым учащиеся подбирают сообща незатейливый текст.

________сидели _________человечки
________запели __________на печке

_________лягушка __________сестрички
_________подружка ___________косички

18. Смысловой подбор рифмы:
Во вступительной беседе учитель обращает внимание на смысловую окраску рифмы. Приводит примеры стихотворения, где есть рифма, но отсутствует смысл.
Дифференцированный подход при распределении заданий:
Детям с высоким уровнем – самостоятельное составление стихотворения; остальным – текст с заданием на доске:
Жил-был весёлый.(слон)
Уж очень добрым был(он)
Любил кататься на .(велосипеде)
И даже забывал он об .(обеде)

19. Тематическое составление двустиший:
Тема выбирается на усмотрение учителя. Это могут быть: «Весна»; «Новый год»; «Игрушки»; «Мама»; «Школа» и т. д. Желательно для прослеживания наглядного роста уровня развития словотворчества каждому ученику завести блокнот или тетрадь («Поэтическая тетрадь»), куда будут заносить все свои творческие работы.
Для учеников с низким уровнем развития учителю следует заготовить варианты с «буриме»
--------мягок ( игрушка-Хрюшка); (всех – успех)
-------подарок (Писать – пять); (цветок – огонек)
20. Начало оформления «Словаря Поэта».
Подбор рифмы к часто употребительным словам. Дети заносят их в созданный «Словарь». Работа по заполнению словаря строится самостоятельно. Учащиеся сами по мере возникновения идеи записывают рифмы в свои блокнотики.
Слон - он; батон; миллион; магнитофон; лимон; вон.
Точка – бочка; дочка; ночка; кочка; сорочка; сыночка
Смеётся – клюётся; дерётся; зовётся
Работа со «Словарём поэта» продолжается во 2-4 классах.




2 класс
«Зачем уметь красиво говорить?»
Тренинговое занятие проводится в виде «Свечки». Дети активно высказывают своё мнение на заданную тему для разговора. Вспоминают случаи, где во время летних каникул им пригодились наши творческие занятия. Хорошо, если разговор будет представлять собой обмен мнениями. Обратить внимание на умение детей выслушивать ответы друг друга, корректно реагировать на критику в свой адрес.
Вопросы для поддержания разговора (учителю)
Как бы вы чувствовали себя среди людей, которые говорят очень красиво и правильно?
Если вы стали свидетелем грубого разговора двух школьников, ваша реакция?
Приведите примеры из жизни, где необязательно соблюдать речевые приличия
Можно ли делать замечания взрослому человеку, если он употребляет в своей речи нецензурные выражения?

2. «Ах, если бы,ах, если бы»
Используя метод исключений, детям предлагается решить изобретательные задачи.
«Если б не было зимы» коллективно дети рассуждают хорошо это или плохо. Рассматривают ситуацию «Вдруг после осени опять настало лето»
Дети по своим суждениям делятся на две группы. Подготовка к дискуссионной беседе. (Хорошо – Плохо). У каждого есть право высказать свою точку зрения, если в ходе обсуждения, мнение ребёнка изменяется, он может перейти на другую половину класса, к тем, которые придерживались противоположной теории вопроса.
Дополнительные темы для обсуждения:
Если бы все дети воспитывались в детских дома, а не в семьях.
Если Новый год был бы летом
Если бы деньги были ледяными
Если жизнь человека длилась 200 лет
Если бы не было телевизора

3. «Что важней, что главней?»
Продолжается работа по использованию метода исключений. Главные герои – Луна и Солнце. Кто из них важней и главней?
Как обычно, дети утверждают, что Солнце главней.
Давайте представим такую ситуацию: Что Луна обиделась и улетела в далёкий космос. Осталось одно солнцеЧто в этом хорошего? Плохого?




+ -
+ -
+ -
+ -
+ -

?


В конце обсуждения дети приходят к выводу, что нельзя обойтись не без солнца, не без луны. Важны оба светила.

4. Составление рассказа по готовой концовке:
?




КОНЕЦ






Детям зачитывается отрывок окончания рассказа, по которому им предлагается составить начало.
Возвращались Великан и Лилипут из Царства Страха уже друзьям. Ярко светило ласковое солнышко, ветер приятно развивал им волосы. И всё им теперь было ни по чём! Лилипут сидел в кармане пиджака Великана, зорко обсматривая окрестности. Больше ему нечего бояться, ведь у него есть такой друг! И от этого чувства на душе становилось спокойно и радостно.

Через раскрытое окно комната наполнялась весенним запахом и чувством спокойствия. Мы сидели около окна и пили чай. Вся наша семья была теперь в сборе. Как же это здорово!

.Что оставалось делать Лисе, Волку и Медведю? Мокрые, усталые и злые поплелись они домой, а Братец Кролик и Братец Ёж довольные тем, как они обманули простаков. Отправились в гости к Матушке Пчеле и её помощницам..

Учитель выслушивает предположения детей по прогнозированию возможного начала и развития сюжетной линии. Такой вид работы проводится коллективно. Желательно, если учитель в конце занятия предложит детям свою версию зачина рассказа.

5. Работа по восстановлению текста:


ЗАЧИН


?

КОНЕЦ

По готовому началу и концу рассказа следует придумать его кульминацию.
Это задание можно обыграть следующим образом: На большом листе (А-3) печатными буквами написать начало и конец рассказа, а середину листа аккуратно подпалить, создавая эффект обгорелого свитка.
Ко мне попал странный свиток с каким-то текстом. Я пыталась прочесть, но совершенно ничего не поняла. Давайте разберёмся вместе.
В одной сказочной стране жили добрые разноцветные человечки. Жили они дружно и весело, но вдруг случилось ужасное – человечки стали бесцветными Теперь разноцветные человечки свято берегут волшебную шкатулку с тюбиками красок. И свято уверенны, что пока шкатулка с ними , всё в их сказочной стране будет замечательно!
После коллективного восстановления текста предложите детям нарисовать получившийся сюжет.
6. Изменение событий в рассказе в пользу главного героя:
Работа строится на классическом примере Л. Н. Толстого «Лев и собачка». После чтения рассказа, спросите у детей : «Хотели бы они изменить окончание рассказа?», естественно, Вы получите от них положительный ответ. После высказывания всевозможных идей следует коллективное их обсуждение, выбор наиболее подходящего варианта.
Дополнительные темы для обсуждений:
Изменение событий (Волк съел Бабушку) «Красная Шапочка»
Смерть Коровушки – рус. нар. сказка «Крошечка – Хаврошечка»
Колобок
7. Составление рассказа о животном:
Первое самостоятельное сочинительство рассказа. По желанию, дети себе в помощь, выстраивают «Волшебную дорожку»- алгоритм.
Животного выбирают дети сами. Попросите ребят объяснить , почему они выбрали именно этого животного. Они должны суметь привести довольно убедительные доводы своего выбора.
8. Презентация первого произведения:
Желательно превратить это занятие в настоящий праздник писателей. Важно создать в классе обстановку творчества.
Для себя учитель фиксирует по работе каждого ученика:
-порядок изложения мыслей;
-развязка событий;
-наличие элементов ирреальности.
-заключение

9. Составление мини-рассказа.
При составлении рассказа дети должны использовать предлагаемые учителем слова.

Морковь – притаился – замороженный;
Сказал – луковица – гордость;
Варежка – потолок – уснувший;
Слова следует подбирать, совершенно не связанные между собой по смыслу.

10. Прогнозирование будущего:
Что будет с данным предметом через 20 лет? Отработка умения выстраивать перспективу далёкого будущего. Использование метода предположения.

Например:
Кем может вырасти Дядя Фёдор из Простоквашино?
Что станет с банкой из- под кетчупа?
с шерстяным носком?
дневником ученика второго класса?
лично с Вами? (каждый ребёнок рассказывает своё желаемое будущее)
с президентом какой – либо (знакомой детям) торговой фирмы

11. Учимся давать словам лексическую характеристику:
-Слова потеряли своё «объяснение», помогите восстановить.
А) игра на соотнесение слова и его значения:


Чипсы учебное заведение для детей от 6 до 16 лет;

Велосипед транспортное средство, управляемое
кручением педалей;
ребёнок тонко нарезанные ломтики картофеля,
обжаренные в масле;
школа человек, не достигший зрелого возраста;


б) по готовому определению отгадать слово:

-отверстие в стене, через которое в комнату проникает дневной свет; (окно)
-график, в котором содержится точное начало и завершение какого-либо мероприятия, дела, занятия; (Расписание)
Закреплением данного задания может послужить составление небольшого кроссворда.
12.Принцип «Словаря»:
Детям предлагается список существительных, обозначающих конкретные предметы или явления. Данным словам дать подробное определение.
-Представьте себя толковым словарём и дайте толкование слова так, чтобы остальные догадались о каком слове идёт речь.
Детям раздаются индивидуальные карточки со словами, которые им следует разъяснить:
Пенал- Сок- Компьютер- лето-
Новый год- Книга- Бабушка- магазин-
Свадьба- Лекарство- игрушка- разочарование-
Подарок- Слёзы- сон- шпаргалка-

13. «Загадка, загадка, открой свою тайну»
Составление загадок (прозаическая форма, основанная на объяснении смысловой характеристики слова.) Перед началом составления загадок учитель рассказывает о появлении загадок в литературном творчестве. Для этого используйте дополнительный материал М. Ю. Новицкой «Введение в Народоведение».
Основные признаки загадки:
-предмет не называется;
обычно называется другой, похожий на него предмет;
показываются основные признаки;
рифма; ( если загадка в стихотворной форме)
Какой вариант будет являться загадкой?
Я бел, как снег, Белый, сладкий,
В чести у всех, Все его любят,
И нравлюсь вам, Но много сахара есть вредно:
Да во вред зубам. Зубы заболят!

Железное, горячее Железное, горячее
На столе стоит На столе стоит и всех чаем угостит




14. Загадка в рифмованной форме:
А) метод «договаривания» отгадка содержится в последнем слове стихотворения.
Учитель – начинает, дети – заканчивают.
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно(карандаш)

Он к нам в речку угодил-
Настоящий(крокодил)

Руки мыть пошла Людмила,
Дали ей кусочек (мыла)

Б) смысловая характеристика:
Живёт она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (мышка)
Совместное составление загадки для образца: Возьмите картинку знакомого детям предмета и попросите описать его внешний вид. Когда небольшой 3-4 предложения текст-описание уже готов, коллективно подберите к ключевым словам рифму и загадка в стихах готова.
Одуванчик: -похож на шарик, ножка зелёная, от ветра - осыпается, растёт повсеместно
Подбор рифмы: шар – прошуршал; на ножке - у дорожки, немножко
Возможный вариант:
На зелёной, тонкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И растаял этот шар.

В) составление загадок из прилагательных (глаголов):

Лиса - дети перечисляют определения, свойственные характеристике лисы:
Носатая, хвостатая,
Очень вороватая,
Рыжая и злющая,
Красивая, хитрющая.

15. Законы «рифмоплётства»
Познакомьте детей с двумя основными признаками стихосложения:
наличие смысла;
наличие рифмы;

Детям предлагаются примеры, им нужно выбрать те, которые являются стихотворениями:
А) В лесу было тихо и спокойно ,.
Вся природа уснула до весны.
Снег большими шапками
Свисал с деревьев.

Вот и Новый Год настал,
Всех ребят он здесь собрал:
-Посмотрите, к нам с небес,
Опустились 100 чудес




Б) подбор рифмы.
? ?
? нок ? щи

Восстановить стихотворение, верно выстроить сроки в стихотворении:
Говорила: «Не дерись!(3)
Утром рано мама-квочка,(1)
Провожала в класс сыночка,(2)
Не дерись, не петушись(4)

16. Подбор и «перепутывание» стихотворений:
А) дети самостоятельно подбирают стихотворение (~ 4строчки) и «перепутывают», меняя строчки местами. Затем зачитывают всему классу и коллективно восстанавливают первоначальный вариант.
Б) задание для детей с высоким уровнем речевой креативности:
Расстановка слов на строке:

Восток , горит, пожар, костёр,
Вокзал, портрет, комар, шофёр,
Шоссе, ворона, хорошо,
Горох, мотор и молоко.

Везёт, везёт подарки,
Плывёт, плывёт кораблик,
Подарки нам с тобой.
Кораблик золотой

17. Сочинение рассказа описательного характера:
Начало даётся всем одинаково:
«Жил – был маленький щенок»;
«Наконец - то настал мой день рождения»
Обмен полученными вариантами можно построить так: Дети сидят «кружком» на стульях или на коврике, поочерёдно рассказывая получившиеся истории.
Условие: Не повторяться! Для этого - первыми начинают рассказывать дети с более низким уровнем креативности, последним свой рассказ предлагает учитель.

18. Сочинение-описание.
Описание картины природы. Лучше это занятие провести в парке, в лесу Сочинение проводится в устной форме. Дети, используя образные выражения, описывают природу, которая их окружает.
Осенний лес
Наряд зимнего леса
Моя комната (если занятие проводится в классе)
Парк, озеро и т.д.

19. Сочинение-восторг
Составление рассказа со множеством эмоциональных окрасок слова. Впечатление о каком-либо событии, путешествии и т. д.
Первый раз дети оформляют работу письменно.
Предложите оформить это как «Письмо другу»
Самые лучшие летние каникулы
Вот так новогодний подарок!
Радость

20. «Самый важный предмет в жизни»
Форма проведения: «Учёный совет». Работа по обучению умения логически верно выстраивать свои мысли, убеждать словом, аргументировать
Все присутствующие «учёные» своё выступление начинают так:
«По моему мнению, самый важный для жизни предмет, это.
Во время активной беседы участников «Учёного совета» обратить внимание на культуру общения.




3 класс

«Я говорю на языке разных стилей»
За основу берётся повествовательное произведение, детям предлагается пересказать его различными стилями речи.


Разговорный стиль жаргон

текст







Научный стиль художественный стиль
Собственный стиль речи
(своими словами)


Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом всё снова стихло.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал:
-Первый снег очень к лицу земле.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. (К. Паустовский «Прощание с летом»
Задача: передать главную мысль, придерживаясь различной стилистики. (научная, разговорная, жаргонная, своими словами)
Образцы стилей:
Во многих клетках растения есть особые органоиды зелёного цвета, именуемые хлоропластами( от греческого слова «хлорос»- что означает – зелёный. Именно в хлоропластах происходит образование питательных веществ.(научный)
На улице такая холодрыга! Что просто жуть! Даже нос не охота высовывать на улицу, боюсь отвалится.(разговорный)
Да, чё, в натуре! Кто бабки – то платить будет? Я вам не «шестёрка»! (жаргон)
2. Замена одного стиля – другим, сохраняя содержание:
По сведениям гидрометеорологического центра, погода на большей части России сохраниться холодная, вследствие надвигающегося обширного арктического циклона, столбик термометра опустится ниже отметки 25-30 градусов мороза.
По словам синоптиков, везде будут морозы 25-30 градусов
Пахан по ящику напел, что морозняк на нас ломится.

3. Работа по выделению из текста слов-опор, определяющих главную мысль :
На заготовленных учителем листочках, напечатан небольшой текст описательного характера. Для скорейшего выделения из данного текста главной мысли дети выбирают ключевые слова-опоры.

Составление рассказа, принадлежащего к определённому стилю речи:
Работу можно построить в виде написания письма:
«Письмо сына (дочери) своей маме»
«Письмо профессора академику»
«Письмо бандита своим сообщникам»
При распределении тем учесть пожелания ребят.

Сочинение - большая выдумка:
Предложите учащимся «оживить» неодушевлённые предметы. Дети с высоким уровнем креативности – сами выбирают предмет для одушевления, а для остальных – предлагает учитель:
«Что рассказало мне Старое Кресло?»
«О чём задумалась Классная Доска 25 мая?»
«Мечты Чёрно – Белого Телевизора»

Сочинение – представление ирреального будущего:

На доске записаны фантастичные темы:
Вдруг среди зимы пошёл земляничный дождь
Люди придумали таблетки от сна
Вдруг из моего крана полился апельсиновый сок
У вас появилась уникальная возможность на 1 час стать маленьким человечком, ростом с муравья
Дети выбирают одну понравившуюся тему и сочиняют свою версию происходящего.
Условие: Учитель не должен давать каких – либо пояснений. При проверке орфографические ошибки не учитываются и исправляются зелёной пастой.

«Переселение душ»
Пересказ от имени второстепенного героя или животного. Примером может послужить произведение А. Куприна «Сапсан», рассказчиком выступает собака Сапсан. После этого дети рассказывают о своих домашних животных, вспоминают забавные случаи из их жизни. Учитель задёт ученикам вопрос:
О чём могло бы рассказать животное человеку? Напишите. Оформите работу в виде письма животного к человеку или обращения к людям братьев меньших.
«Собачья философия»
Пользуясь методом эмпатии – наделение человеческими чувствами, переживаниями животного, дети составляют небольшие рассказы от имени животных. Для более яркого перевоплощения, учитель демонстрирует забавные иллюстрации животных.
Задача детей: озвучить их мысли, поставить себя на их место «влезть в чужую шкуру».
Языки общения
Учитель проводит с детьми беседу о том, что такое «язык»?
( С помощью языка человек выражает свои мысли и способен передавать их другим)
- А могут ли общаться животные, растения, неодушевлённые предметы между собой и как это происходит?
Предложите ребятам разделиться на творческие группы и составить коллективное изречение какого – либо животного, растения, неод. предмета на тему: Хорошо ли живётся человеку?
Оформить «языком» муравьёв;
Обезьяним «языком»
«Языком» снега
«Языком» слона
Пересказ от имени второстепенного героя. Эффект замочной скважины.
-Вы оказались свидетелем странного происшествия. Расскажите. Как было дело.
Из соседней комнаты доносились странные нечеловеческие вопли;
Настораживающая тишина из кабинета, где проходит родительское собрание;
Ссора брата с сестрой
В соседнем классе настоящий переполох

8. Работа над созданием лимерик:
Поэзия перевёртышей. Лимерики – стихотворение ни о чём, состоящее из 5 строк, где рифмуются 1-2-5; 3-4. Такие стишки полные бессмыслицы и несоответствия.
На еловой, на макушке
Расхихикались старушки.
Они конфеты кушали
И ни кого не слушали.
Так и скачут на макушке
Те весёлые старушки.

Бедный маленький слонёнок,
Очень добрый был с пелёнок.
Он по небу всё летал
И букашек собирал
Вот уж глупенький слонёнок!
Сначала дети упражняются на двустишиях, придумывают вторую строку:
Я бегу на улице Давайте будем танцевать
. .
По двум первым строчкам придумывают 3 и 4 сроки:

Непослушный Колобок У нашего Василия
Сел лисичке на носок Есть имя и фамилия.
.
..

Случилось вот какое дело:
Черепаха похудела. Парная рифма

На окне лежала кошка
Глаз зелёный щурила.

Глупый маленький щенок перекрёстная рифма
Вышел за ворота.

На скамеечке у печки
Просижу до вечера.


9.Дружеский шарж в стихах:

Сначала дети подбирают забавные определения качеств личности (Поэтическая сатира). Ребята сочиняют шаржи друг на друга.

9. «Что важней: быть умным или богатым?»

Занятие проводится в форме диспута. Когда дети рассядутся на привычную им «Свечку», учитель задаёт вопрос:
Что важней: быть умным или богатым ?
Сразу оговариваются условия спора. Даётся установка на небоязнь высказать свою точку зрения, говорить аргументировано и убедительно.
Дополнительные темы:
Взрослым или ребёнком?
Мужчиной или женщиной?
Красивым или умным?
Щедрым или экономным?
10. «Словарь настроений».
Самостоятельно ученики записывают в свои творческие тетради слова, определяющие различные настроения человека: + и – окраска. (наречия)

Проведите соревнование «Кто больше» подберёт наречий.

Используя «Словарь настроений» описать :
А) своё настроение;
Б) на примере литературного произведения описать настроение главного героя;
В) настроение искусственно одушевлённых предметов, наделённых человеческими качествами;
Яблоко, которое любило мечтать;
Ручка, у которой был скрипучий характер;
Старое кресло, которое знает много семейных тайн;
Толковый словарь, который давно никто не открывал;
12. «Рекламное бюро»
Создание рекламы школьной дисциплины (урока).
-Вы должны так прорекламировать выбранный вами предмет, чтобы все просто мечтали изучать его.
-математика;
-литература;
-естествознание;
и т. д.
13.Что такое счастье? - сочинение рассуждение
После написания сочинений можно провести «Свечку», где ребята в неформальной обстановке, озвучили бы свои размышления на данную тему.
14. Защита творческого проекта
Детям предлагается разделиться на творческие группы по 5- 7 человек и представить себя научными деятелями. Каждая группа получает свою тему для обсуждения. Детям предстоит разработать проект по примерным темам:
Защита животных от вымирания;
Защита растений от резкого похолодания на планете Земля
Защита водной и воздушной среды от загрязнения
Переселение землян на планету Марс
Возрождение динозавров
Время разработки проекта 10 –12 минут. После чего, классная комната превращается в конференц – зал, где будет происходить представление проектов. Форму представления выбирают сами дети. (Обращение к людям Земли, инсценировка самого события, сочинение – убеждение и т.д.)
15.

4 класс

Эссе «С какого времени можно считать себя взрослым?»
(Сочинение - рассуждение)

Психологический тренинг: «Свечка»
Тема: «А я думаю по-другому!» Детям фронтально задаются вопросы, отвечает тот, кто думает по-другому.
Важно создать ситуацию комфорта и раскрепощённости, что придаёт ребятам смелости в высказываниях.
Примерные вопросы:
Родители не понимают своих детей;
Лучше было бы, если мальчики учились отдельно от девочек;
Деда Мороза не существует;
Животные не понимают человеческую речь;
Без телевидения было бы лучше;
11 лет это ещё детство;
и т. д.

«Поразившая меня картина мира»
Сочинение описательного характера о любом понравившемся уголке мира (страна, полянка, город, историческая местность)

Составление тематических стихотворений:
Детям самим предлагается выбрать тематику будущего поэтического творения. Обычно они предпочитают темы: 1сентября; времена года; каникулы; Новый Год; день рождения; любимые игрушки.
Свои работы дети пишут в творческие блокноты.

Составление поэтических сборников:
Сбор сочинённых стихотворений за курс начальной школы. Оформление их в «Поэтический сборник данного класса».

Журналистский репортаж
Тема: Как вы относитесь к речевым ошибкам?
Дети, получив тему для расследования, отправляются собирать информацию. Сбор сведений не ограничивается стенами школы, ребята опрашивают своих родителей, соседей, прохожих на улице. Такое накопление информации может продлиться неделю. По итогам опроса ученики анализируют накопившуюся информацию, делают выводы.
В завершении работы по данной теме организуется Пресс – конференция. Детям представлена инициатива самим подготовить и провести это мероприятие. Учитель готовит дополнительный материал, видеорепортаж с интервьюируемыми, где наглядно видны речевые ошибки взрослых людей. Пусть дети сами сделают по этой проблеме выводы и разработают способы её разрешения.
Альтернативные темы:
Верите ли Вы в жизнь на других планетах?
Что лучше деньги или ум?
Юмор на ТВ
Нужно ли изучать татарский язык всем жителям Татарстана?
Мода и дети

Конкурс на лучшего ведущего ток – шоу:
Отработка умения не терять речевое самообладание в нестандартной ситуации.
Имитация современных, хорошо знакомых телевизионных шоу – программ. Можно предложить распределиться на творческие микро – группы и подготовить, выпавшую им по жребию передачу.
Передачи:
«Палундра»;
«Слабое звено»
«Кто хочет стать миллионером»
«В мире животных»
«Времена»
«Непутёвые заметки»
«Пока все дома»
и т. д.

«Взгляд со стороны»
Творческое пересказывание литературного произведения от имени второстепенного героя, предмета мебели, Солнца, заглядывающего в окно и т. д. По пересказу содержания литературного произведения, которое было подготовлено учениками дома, все присутствующие в классе должны догадаться о каком произведении идёт речь. Желательно, чтобы первый вариант пересказа предложил учитель.

Люди просто взбесились. Ходят на рыбалку, а рыбой делиться не хотят. Устроили на меня за то, что я хотел позаимствовать рыбёшки, настоящую охоту. Мой видок и так не очень: ухо оторвано, хвост облезлый,а людишки противные ни чуть меня не жалеют. Вот глупые, как не поймут: если меня накормить, так я и рыбу у них таскать перестану! Буду верным сторожем. Я ведь, когда сытый, очень даже нечего – добрый и ласковый. Вот так – то! «Кот – ворюга» К. Паустовский

Новая жизнь старых вещей:

Нестандартное использование привычных предметов:
Детям предлагается составить новую инструкцию по применению данного предмета.
Консервная банка
Старый холодильник
Дырявый мяч
Дуршлаг
Галоша
И т. д.
Диалогическая речь Обыгрывание практических ситуаций диалога:
- С равным по социальному положению и возрасту ( с другом, сверстником)
- Со старшим и уважаемым человеком
- С незнакомцем
Монологическая речь
-выступление с сообщением на школьной линейке
- «мысли вслух» (рассуждение на тему : Зачем человеку знания?; Что такое счастье? И.т.д.

12.Презентация творческой личности выпускника начальной школы:

К этому мероприятия детьми подготавливаются «Творческие тетради» с лучшими работами.
Форма проведения может быть весьма разнообразна: Коллективно – творческое дело по демонстрации речевых творческих способностей учащихся; оформление стендов с лучшими творческими работами; участие в городских, районных, школьных творческих конкурсах;













Рекомендации учителю по развитию речевого творчества детей младшего школьного возраста

Для развития у ребёнка способностей к речевой креативности необходимы различные подходы, способствующие созданию условий для реализации у учащихся этих задатков. Особенно эффективным может быть занятия, которые хорошо спланированы и проводятся регулярно. На таких занятия должно быть комфортно как детям с высоким уровнем развития речевой креативности, так и ребятам с более низким уровнем.
Дети, хорошо успевающие, смогут в ещё большей степени развернуть своё творчество, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи - посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинить их определённому плану.
В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как: глубина; гибкость и беглость; оригинальность; способность к анализу и синтезу (критичность), которые являются формирующим фактором творческого мышления.
Формирование речевого творческого мышления предполагает решение детьми всевозможных нестандартных задач, рассчитанных на варианты правильных ответов детей. Для того, чтобы решение творческих заданий способствовало речевой креативности, оно должно быть организовано особым образом: чётко спланированная система творческих заданий; разноуровневость предлагаемых креативных упражнений; постепенное усложнение заданий; аргументированный анализ продукта речевого творчества.
Главным условием успешного развития креативности детей является высокий уровень творческих способностей УЧИТЕЛЯ. Даже имея богатый материал (методическое оснащение; визуальные средства обучения; большое желание добиться поставленной цели....), но, не обладая наличием творческих способностей самого педагога, невозможно это развить у своих учеников. Творческую личность способен взрастить лишь человек, сам наделённый талантом творить. (Л. Н. Толстой)
Советы учителю по развитию речевой креативности младших школьников
Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы;
Чтобы выдать как можно больше творческих идей, используйте метод “мозгового штурма”;
Выслушивайте каждого желающего;
Не навязывайте своего мнения;
Не давайте отрицательных оценок, говорите: - Интересно! Необычно! Любопытно! Замечательно!
Поощряйте возражения детей педагогу и одноклассникам, но учите возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая своё суждение;
Если выделяется лидер и подавляет остальных, старайтесь давать ему индивидуальные задания, чтобы была возможность раскрыться остальным ученикам.
Таким образом, учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал творчества не остался не востребованным.
Закончить хочется словами великого педагога, литературного творца Л. Толстого, что творчество не является уделом избранных. Оно является уделом всех в большей или в меньшей степени, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития. Типичные особенности детского творчества выясняются лучше всего не на вундеркиндах, а на обычных нормальных детях!



Библиография

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.: Учебное пособие для студ. Высших учебных заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2002, -320 с.
Бунеева Е.В. Уроки детского чтения по книге «В одном счастливом детстве» 3 класс
Волков Б.Е., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2002, 256 с.
Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
Калюшкина А.П. Об опыте работы детского творчества. // Начальная школа, 2000, №12, с. 44-47
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования 2002, №6, с. 10-41
Курбатова Л. Развитие творческого воображения // Обруч, 2000, №6
Львов М.Р, Школа творческого мышления. Учебное пособие по русскому языку для обучения в младших классах. – М.: Издательский центр Академия, 2002. –464с.
Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. ФНМЦ им. Л.В. Занкова, Самара, Корпорация «Фёдоров», 1999.
Павленко Л.Ф. Путешествие в тридесятое царство. Развитие мышления младших школьников средствами работы с малыми литературными формами, Ульяновск: ИПКПРО, 1997.
Прохорова Л.Н. подготовка учителя к работе п развитию креативности младших школьников // Начальная школа. – 2003, №2, с. 38-42
Симановский А.Е. Развитие творческого мышления детей . - Ярославль: Академия развития. – 1997
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. – Ярославль: Академия развития. –1996.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности младших школьников. М. : Издательский центр ВЛАДОС. –2001. – 161с.
Шубинский В.С.Педагогика творческого потенциала у школьников. М.: Просвещение. – 1989.






















Тематическое планирование занятий факультативного курса «Уроки речевого творчества»


1 КЛАСС



«Я не боюсь говорить!»

2
« Я люблю себя за то, что»


«Опиши друга»

4
Связь слов в предложении. Согласованность членов предложений.

5
Сказки русского народа. Алгоритм

6
Составление сказок по аналогии

7
Коллективное составление сказочной истории

8
« Волшебная дорожка для Колобка» Алгоритм

9
«Исправь ошибку» Нахождение смысловых несоответствий

10
Определение качеств действия

11
Антонимы

12
«Как избавиться от грубых слов?»

13
Синонимы

14
«Когда мне бывает страшно»

15
Построение рассказа методом Контрольных вопросов

16
Рифма. Первое знакомство

17
Коллективное составление двустиший по готовой рифме (буриме)

18
Смысловой подбор рифмы

19
Тематическое составление двустиший

20
Начало оформления «Словаря поэта»


2 КЛАСС


1
Разговор по душам «Зачем уметь красиво говорить?»

2
Решение изобретательных задач «Ах, если бы..., ах если бы...»

3
«Что важней, что главней?» метод исключений

4
Составление рассказа по готовой концовке

5
Работа по восстановлению текста

6
Изменение событий в рассказе в пользу главного героя

7
Составление рассказа о животном. Первое самостоятельное сочинительство

8
Презентация первого своего собственного произведения

9
Составление мини-рассказа с опорой на предложенные слова

10
Прогнозирование будущего

11
Учимся давать словам лексическую характеристику

12
Принцип «Словаря»

13
«Загадка, загадка, открой свою тайну...»

14
Загадка в рифмованной форме

15
Законы рифмоплётства

16
Подбор и «перепутывание» стихотворений

17
Сочинение рассказа описательного характера

18
Сочинение-описание

19
Сочинение-восторг

20
Учёный совет «Самый важный предмет в жизни»


3 КЛАСС


1
«Я говорю на языке разных стилей»

2
Работа по выделению из текста слов-опор, определяющих главную мысль

3
Сочинение - большая выдумка. (Оживление неодушевлённых предметов)

4
Сочинение – представление ирреального будущего

5
«Переселение душ»

6
Стихоплётство. Создание лимерик

7
Дружеский шарж в стихах

8
Диспут «Что важней: быть умным или богатым?»

9
«Словарь настроений»

10
Описание настроений различных предметов

11
«Рекламное бюро»


4 КЛАСС


1
Эссе «С какого возраста можно считать себя взрослым?»

2
«Поразившая меня картина мира» сочинение – описание

3
Тренинговое занятие «А я, думаю по-другому!»

4
Составление тематических стихотворений

5
Работа по составлению поэтических сборников

6
Журналистский репортаж «Как вы относитесь к речевым ошибкам?»

7
Конкурс на лучшего ведущего ток-шоу

8
«Взгляд со стороны» пересказ «чужими словами»

9
«Новая жизнь старых вещей» нестандартное использование привычных предметов

10
Диалогическая речь

11
Монологическая речь

12
Презентация творческой личности выпускника начальной школы













Творческие работы детей

1. «Вдруг из моего крана полился апельсиновый сок»
Как- то раз, в одно прекрасное утро, я встала с постели и направилась умываться. Вот уж как я была удивлена, когда, повернув кран, вместо воды полился апельсиновый сок!
Я совсем даже и не растерялась. Быстро собрала банки, бутылки, тазы и заполняла их соком. Когда вся посуда была заполнена, сок всё продолжал литься. Я стала его пить большими глотками и резко почувствовала, что расту и крепну. До этого момента я была маленького роста и очень худенькая. Тут мне в голову пришла хорошая идея – напоить всех карликов и лилипутов соком. Мои родители дали рекламу сока по интернету. К нам в дом со всего мира съезжались низкорослые и больные люди, которые даже уже и не надеялись на выздоровление. Все они с жадностью пили сок и на наших глазах росли и здоровели. Вот какую уникальную пользу оказал волшебный сок!
Полина, 8лет

Построение сказки (рассказа) методом аналогии: (перевирание уже знакомого сюжета)
Кто-то что-то посадил и что из этого получилось? Аналогия с «Репкой»

«Мышкины именины»
У мышки был день рождения. К ней в гости пришли её подружки – мышки. Одна подарила цветы, другая – открытку, а третья подарила маленькое зёрнышко. Мышка – именинница закопала подарочное зёрнышко (чтоб не украли) и улеглась на него спать.
Наутро, проснувшись, мышка очень удивилась, потому что проснулась она вовсе не на земле, а на огромном арбузе. Скатившись с арбуза на землю, стала мышь думать и гадать, что с арбузом делать? Ножом хотела разрезать – не получилось, пилой нельзя – гнётся. Пришлось вызывать мышей – силачей с бензопилой «Дружба» Распилили они арбуз, вдоволь наелись, на зиму запасли – арбузного варенья наварили. Долго ещё лакомились и про гигантский арбуз вспоминали!
Женя, 9 лет
«Война с творительным падежом»
Как - то раз в городе Падежей состоялись выборы президента падежей. И жители падежного города почему – то выбрали Творительный падеж. Т. П. был очень горд и ему все завидовали, ведь у него было длиннее всех окончание у существительных (-ой, -ей, -ом, ем) Новый президент заставлял всех день и ночь, у других падежей не оставалось сил и возможностей сопротивляться ему. Для Тв. Падежа остальные падежи стали самыми настоящими рабами. Падежи возненавидели своего президента.
В одно прекрасное утро Творительный падеж поехал с визитом в город Прилагательных, ведь они тоже были в его подчинении. В его отсутствие падежи собрались на главной площади города. Вдруг поднялся Именительный падеж и сказал: «Давайте устроим войну Творительному падежу, больше терпеть его выходки, нет сил!» Все остальные косвенные падежи поддержали Именительный падеж. Когда президент узнал о задумке своих подданных, то сильно возмутился. «Как вы могли!? Да я вас уничтожу. Ведь у меня целая армия!» А Именительный падеж переспросил, будто не расслышал: «Кто, кто? Что, что?»
Началась великая грамматическая битва за власть в стране Знаний. От Творительного падежа отвернулись прилагательные – они очень дружили и любили все падежи, часто употреблялись в речи в полной согласованности. Изгнав Творительный падеж из своего города, падежи зажили спокойно и весело, а президентом по праву стал Именительный падеж.
И когда все уже забыли о случившимся, в город, совершенно ободранный в лохмотьях, явился Творительный падеж и сказал: « Простите мне моё хамство, я больше так не буду». Падежи простили его, но чтоб не зазнавался, поселили на предпоследнее место в ряду падежей, а Творительный падеж был согласен и на это. Тяжело вздохнул и сказал: «Ведь вредным и высокомерным быть нельзя, я получил по заслугам».
Вадик, 10 лет

Сочинение лимерик

Как на самой толстой елке
Вдруг запрыгали иголки
Налетел тут крокодил
И иголки усмирил
Вот и спят теперь иголки! (Артюхин Женя, 9лет)

В школу книжка прибежала
И детей всех искусала
Васька – двоечник лихой
Он толкнул её ногой
Вася умным стал в тот миг
Стал отличный ученик! (Лебедев Ярослав, 10лет)

Жил да был большой барбос
У него больной был нос
Пчёлка псу на носик села,
Все болячки одолела
Вот такой жил-был барбос! ( Иванов Валерий, 10 лет)


Сочинение – рассуждение « Путешествие в страну Лексики»

Как прекрасна страна слов! Трудно даже представить себе жизнь без речи, без красивых и точных слов, правильных и нужных фраз, предложений!
Язык состоит из множества отдельных слов, каждое из которых употребляется как самостоятельное, целое. Когда мы произносим какое- либо слово, то соединяем с ним в уме какой – нибудь предмет. Вот, например, когда мы говорим слово «огонь», мы представляем себе стихию, со всеми её признаками – и жар и горение; хотя в это время, когда мы говорим о нём, огня вовсе не видим. Когда говорим «лошадь», то представляем себе в уме это животное, со всеми её признаками, т. е. С отличной фигурой, быстрым бегом, хотя в момент говорения- мы лошадь не видим, а лишь говорим о ней.
Много разных слов в русском языке и каждое по – своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль. «Хромое слово – кривая речь», - говорит русская пословица. Что бы речь была красивая и правильная, каждому слову следует стоять на своём месте. Для этого надо знать очень много слов. Огромная страна – наука Лексика поможет нам расширить свой словарный запас, узнать много новых слов, найти им синонимы, умело подобрать антонимы, выяснить их многозначность. Только истинный знаток языка, человек с богатым лексиконом, с красивой и образной речью, может считаться истинным, культурным и интеллигентным человеком.
Мне, ученице, которая только ещё постигает азы лексики, очень хочется говорить грамотно и уметь точно употреблять разнообразие слов русского языка, ведь это и есть духовное богатство! В этом, я думаю, помогут толковые словари, мудрые книги и общение с интересными людьми.
Надя Аканеева, 10лет



Кто важней, кто главней?
Жили-были два огромных светила – Солнце и Луна. Как – то расспорились они между собой. Кто важней, кто главней? Никак не могли прийти к единому мнению. Пришлось Луне и Солнцу просить Человека разрешить их спор. Выбрать главного. Почесал Человек затылок и не долго думая, ответил, главное – Солнце.
Обиделась Луна и улетела в открытый космос.
На Земле наступило вечное лето: урожай поспевал два раза в год; купаться можно было все 12 месяцев, тепло, светло и каникулы не кончаются.
Всё бы было хорошо, да вот беда: дикие звери в спячку не легли, люди устали работать круглые сутки, так как урожай не успевали собирать и обрабатывать, так много его было. Стали овощи и фрукты загнивать. Люди получали сильные солнечные ожоги. Спать просто не возможно – Солнце палило ужасно
Понял тогда Человек, как он сильно заблуждался. Признал он тогда свою ошибку и попросил у Луны прощения, убедив её вернуться.
После возвращения Луны все долго радовались вечерней прохладе, влюблённые гуляли при лунном свете. Взрослые и дети мирно спали, отдыхая от знойного дня.
А Человек навсегда запомнил: что всему своё время. Днём царствует Солнце, а ночью – Луна.

Кирилл, 9 лет
Что такое «Счастье»?
(сочинение – рассуждение)









13PAGE 15


13PAGE 14215









Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915