Конспект урока по информатике на тему Языки людей и языки программирования (2 класс)


Тема. Языки людей и языки программирования
Класс: 2
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель. Сформировать представления о функциях и отличиях естественных и искусственных языков, используемых людьми; познакомить с клавиатурой как устройством ввода текста.
Задачи :
1) познакомить с понятиями «естественный язык», «искусственный язык», «язык программирования», «данные»;
2) формировать умение самостоятельно работать с предложенными источниками для поиска необходимой информации;
3) формировать умение работать с кодировочной таблицей.
4) развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;
5)развивать навык работы с интерактивными экранными объектами; клавиатурой компьютера ;6)развивать внимание, логическое мышление, находчивость.
7)воспитывать информационную культуру второклассников;
Личностные УУД: стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, эмоциональный мотив, позиционный мотив, развитее стремления к получению высокой оценки.
Коммуникативные УУД: деятельность в рамках сотрудничества, умение работать в группе, умение общаться, слышать и слушать.
Регулятивные УУД: целеполагание; умение осуществлять самопроверку по эталону, видеть и исправлять указанные ошибки, адекватно воспринимать оценку взрослых и сверстников.
Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Учебно-методическое обеспечение:
• «Информатика», учебник для 2 класса, часть 1, Матвеева Н.В., Челак Е.Н.
•Карточки для групповой работы
•Упражнение для интерактивной доски «Устные и письменные источники информации»
•Презентация «Языки людей и языки программирования»
•Интернет-ресурс «Онлайн-уроки печати»
•Сигнальные карточки
Оборудование для урока:
•Компьютеры с выходом в Интернет
•Мультимедийный проектор
•Интерактивная доска
Ход урока
1. Организационный момент
-Добрый день, дорогие ребята! Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Давайте вместе произнесем девиз нашего урока:
2. Повторение изученного материала
-Сегодня мы продолжаем работать с темой «Кодирование информации», но вести урок я буду не одна. Помогать мне будет мой гость – профессор компьютерных наук, господин …. Ребята, вы знаете, я забыла, как его зовут!!! Но это не беда, сейчас мы вместе вспомним, ведь он прислал нам свои визитные карточки. На них наш гость закодировал свое имя графическим способом. Давайте используем кодировочную таблицу и раскодируем слово. Поработайте в группах.
Дети раскодируют слово: ПРОЦЕССОР.
-Молодцы, ребята. А вы помните, в какой части компьютера находится процессор? (В системном блоке) Какую функцию выполняет?(Процессор обрабатывает информацию) (Слайд 2)
-Вы абсолютно правы. Наш Процессор очень мудрый и эрудированный. Сегодня он приготовил для вас немало интересных заданий. И вот первое из них. Вам необходимо источники информации, изображенные на доске, распределить в две группы: устные и письменные источники информации.
Двое учащихся выполняют задание на интерактивной доске.
3. Актуализация опорных знаний
-Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием. А сейчас наш мудрый Процессор приготовил для вас интересную сказку. Послушайте внимательно.
Видео «Почемучка» (Слайд 3)
-Интересной была сказка? Вы поняли о чем она? (Нет, не поняли. Она на непонятном языке). - Ах да, ребята, извините, я совсем забыла вас предупредить, что Процессор не умеет разговаривать по-русски. Как вы думаете, почему?(Он же живет в компьютере, поэтому разговаривает на языке, понятном компьютерным устройствам ).
-Знакомству с языком, понятным компьютеру, и будет посвящен сегодняшний урок.
4. Формулирование темы и цели урока
-Вставьте пропущенные буквы в слова, и вы узнаете, как будет звучать тема урока. (Языки людей и языки программирования).
-Откроем учебник на стр. 69 и познакомимся с целью сегодняшнего нашего урока. (Дети зачитывают)
5. Изучение новой темы
- Население Земли насчитывает более 7 миллиардов человек. И все мы не похожи друг на друга. Живем на разных материках и в разных климатических условиях. Что отличает людей, живущих в разных странах? (Цвет кожи, рост, язык) (Слайд 4)
-Какие языки есть на нашей планете? Сколько их? Как мы можем все языки назвать одним выражением? В этом нам поможет разобраться наш учебник. Самостоятельно прочитайте текст на стр.69. Карандашом пометьте ответы на поставленные вопросы. (Слайд 5)
Учащиеся самостоятельно работают с учебником, затем отвечают на вопросы.
-Каждый язык имеет свой алфавит? А зачем он ему нужен? (Записывать слова, кодировать информацию) (Слайд 6)
-Можно ли эти знаки использовать в естественных языках людей?
-Кроме естественных языков существуют языки искусственные: язык математики, язык дорожного движения, язык музыки. (Слайд 7)
-Давайте назовем профессии, в которых люди пользуются искусственным языком? (Математики, химики, моряки, радисты)
- С появлением компьютеров появились новые искусственные языки – языки программирования. - Знаки в языках программирования называют символами. На этих языках люди пишут программы для обработки информации с помощью компьютера. (Слайд 8-9)
- А как вы думаете, какое устройство помогает вводить программу в память компьютера? (Клавиатура) (Слайд 10)
-Абсолютно верно. Для этого на ней есть все необходимые клавиши с изображением букв, цифр, а также специальных знаков-символов. Но есть на клавиатуре и еще одна большая клавиша, на которой не изображено ничего. Как вы думаете, для чего она нужна? (Для того, чтобы делать промежуток между словами) Эта клавиша называется «пробел».
-Ребята, а вы помните сказку, которую вам рассказывал Процессор? Из каких цифр она состояла? (1,0)
- Эти цифры он выбрал не случайно. Ведь компьютер не понимает языка людей, поэтому вся информация к нему поступает и может быть обработана только в закодированном виде при помощи цифр 1 и 0. Такая закодированная информация имеет свое название. Его зашифровал для вас наш умный Процессор.
Работа в группах. Декодирование слова ДАННЫЕ с помощью кодировочной таблицы.
- Сверим ваши ответы. (Слайд 11)
6. Проверка понимания нового материала
- Ребята, вы очень хорошо сегодня справлялись со всеми заданиями нашего мудрого Процессора, он доволен вашей работой. Давайте подведем итоги и выделим самое главное и важное, что мы сегодня узнали.
Ученики читают предложения на слайде, дополняют их словами.
Физкультминутка
Руки на пояс,
Наклонилися вперед,
Наклонилися назад,
И направо, и налево,
Ничего чтоб не болело!
Раз, два, три, четыре –
Набираемся мы силы.
Наклонились, повернулись
И друг другу улыбнулись.
7. Практическая работа за компьютерами
-А сейчас, ребята, мы перейдем к работе за компьютером. Но прежде вспомним правила поведения в компьютерном классе.
Просмотр видео. (Слайд 12)
-Сегодня мы будем учиться пользоваться клавиатурой для ввода текста. Для этого будем работать с клавиатурным онлайн-тренажером.
Дети садятся за компьютеры, выполняют упражнения для отработки навыка слепой печати.
Выполнение упражнений гимнастики для глаз.
8. Итог урока. Рефлексия
Комментарий к выполнению домашнего задания.
Учитель предлагает учащимся оценить при помощи сигнальной карточки свою работу на уроке.
Урок полезен, все понятно! – зеленый цвет.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно – желтый цвет.
Еще придется потрудиться… – красный цвет.
Да, трудно все-таки учиться! – синий цвет.
Выставление оценок за работу на уроке.