Обмен опытом Формирование навыков чтения младших школьников



учитель начальных классов
МБОУ гимназия №3 г. Пролетарска
Вербова Галина Николаевна
Содержание
I Введение
1.1 Понятие чтения с. 3
1.2 Содержание, цели и задачи обучения чтению с.4
II Основная часть с.5
2.1 Компоненты чтения: с.5
-осознанность, понимание чтения учащимися с.6
-способ чтения с.6
- темп чтения с.7
- правильность чтения с.7
- выразительность чтения с.8
2.2 Практическая часть с.9
- упражнения для развития речевого аппарата с.9
- упражнения для развития правильного дыхания с.10
- упражнения для развития выразительности чтения с.10
- упражнения, направленные на развитие техники чтения с.12
2.3 Мониторинг навыка техники чтения с.14
III Заключение с.18
IV Список используемой литературы с.19
V Приложения с.20
1. Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит «в память ученика литературный язык» (Н.И. Жинкин), развивает у ребенка «дар слова» (К.Д. Ушинский), его «судительные силы» (Ф.И. Буслаев). «Чтение, - писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н.Ф. Бунаков, - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность». «Чтение, - продолжал и углублял эту мысль выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
Действительно, и я в этом убедилась, чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе, к периодике. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Чтение это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего воспитывают и развивают; это и то с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Иначе говоря, умения и навыки чтения формируются не только как важный вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер и, следовательно, используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни, когда ему приходится иметь дело с печатным или рукописным материалами, источниками какой-либо информации.
Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление. Далее постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и, наконец, возникает логическое абстрактное мышление. Эти ступени развития познавательной деятельности младшего школьника накладывают отпечаток на характер обучения.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение”, основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.
1.2 Работая с детьми, я столкнулась с тем, что уроки чтения не вызывают интереса. Это проявлялось и при работе с текстом, и при пересказе, возникали трудности при делении текста на части и их озаглавливание.
Понимая значимость чтения в образовании, воспитании и развитии детей я стала искать новые формы и методы работы, которые позволили бы раскрыться каждому ученику на уроке, а урок чтения стал одним из самых любимых.
Исходя из этого, цель работы по формированию навыков чтения заключается в формировании навыков осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.
Чтобы выполнить поставленную цель, я решаю следующие задачи:
развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
воспитывать средствами чтения у ребенка гражданского чувства и активное отношение к читаемому;
сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем освоить систематические курсы в следующем (среднем) звене школы;
научить полноценно, воспринимать художественные и научно-
познавательные тексты в их специфике, а также работать с учебной
и детской книгой.
2.1 Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление. Постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и, наконец, возникает логическое абстрактное мышление. Эти ступени развития познавательной деятельности младшего школьника накладывают отпечаток на характер обучения.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение”, основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.
Комплекс умений и навыков, который в школьном обиходе для краткости и удобства именуют «навыком чтения», может быть представлен в общем виде такой схемой.
Схема 1
Осознанность
Понимание
Правильность способ
чтения



Выразительность Темп
чтения
Внутренняя
речь


Различают две стороны чтения:
Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:
значение большей части слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле;
содержание каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
предметного плана содержания отдельных частей текста ( абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей;
основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания, и своего отношения к прочитанному.
Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств – возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.
Техническая сторона чтения – охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость, или темп чтения.
Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и воздействующим на другие ее стороны, является способ чтения.
Известны пять основных способов чтения:
побуквенное;
отрывистое слоговое;
плавное слоговое;
плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов;
чтение целыми словами и группами слов.
Первые два способа относятся к непродуктивным. Они крайне нежелательны. Последние три способа – продуктивные. Их надо отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтению.
Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют, ориентированные показатели по темпу чтения:
Таблица 1
класс Конец 1 полугодия Конец 2 полугодия
1 - 25-30 слов в минуту
2 30-40 слов в минуту 40-50 слов в минуту
3 50-60 слов в минуту 65-70 слов в минуту
4 70-80 слов в минуту 85-95 слов в минуту
При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен достигнуть обозначенных показателей скорости.
Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает ошибки.
схема 2

Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы; делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания; читать достаточно громко и внятно.
При оценке работы по формированию полноценного навыка чтения у младших школьников желательно в первую очередь обратиться к тому, как обрабатывается этот навык в целом и в каждой из составляющих его сторон. Судить о навыке чтения только по одной какой-либо его стороне неправильно и неполно.
Поэтому окончательное суждение об уровне навыка техники чтения можно выносить только на основе совокупных данных по каждому из компонентов, при соотнесении данных по смысловой и технической сторонам чтения и учета ведущей роли первой.
Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, сформированности навыков работы с разными видами текстов. Т.е. развитие начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности определенной самостоятельности и элементарной способности воспринимать художественное произведение в его специфике как искусство слова. В содержании обучения чтению одновременно должно развиваться все его линии: усвоение форм, видов и способов чтения; формирование понимания литературы как искусства слова; расширение круга чтения и слушания чтения детских книг; связь чтения со всеми видами речевой деятельности.
Чтобы научить читать ученика, нужно, прежде всего, научить его слушать чужое чтение, воспринимать и понимать содержание читаемого текста другими людьми; для смысловой переработки содержания важен пересказ, рассказ о прочитанном, т.е. устная речь. Поэтому, обучая чтению (технике чтения и пониманию) необходимо учить детей слушать чтение и использовать ее. Кроме того, на уроках чтения формируются навыки и умения воспринимать письменную связную речь, поэтому речевое развитие является необходимым условием понимания текста. Многие умения, такие, как определение темы, основной мысли научно-познавательного текста, составление плана, разного вида пересказ, интонационные умения, связанные с усвоением читаемого становятся объектом обучения на уроках чтения.
2.2 Научить каждого ученика начальных классов хорошо читать, полноценно, осмысленно и эмоционально воспринимать прочитанное – значит положить в основу уроков чтения работу с текстом произведения, в ходе которой с помощью целенаправленных заданий последовательно формируются умения и совершенствуются навыки чтения.
На протяжении всего периода обучения грамоте я стараюсь разнообразить деятельность школьников, чтобы пробудить их активность, самостоятельность и вызвать интерес к тому, что происходит на уроке. С первой минуты пребывания в школе требую от первоклассников внимательного отношения к ответу товарища, учу их слушать, думать, дополнять ответ, высказывать свое отношение к прочитанному.
Мощным источником совершенствования процесса обучения чтению, является использование на уроках игровых моментов. Игра расширяет кругозор детей, способствует закреплению навыков чтения. В гости к ребятам приходят любимые герои детских книг – Буратино, Чиппалино, Незнайка и др. . они беседуют с детьми, загадывают им загадки, задают вопросы, проводят игры: «Рыболов», «Грибники», «Ремонт» . ( Приложение 1)
С первого класса и на протяжении четырех лет я отрабатываю у детей дикцию, плавное дыхание, учу правильно делать логическое ударение, выдерживать паузы, верно, передавать свое отношение к прочитанному.
Упражнения, развивающие речевой аппарат
-Упражнения по отработке сочетаний гласных и согласных
На первых же уроках выдвигаю перед первоклассниками задачу – научиться четко и ясно произносить каждый звук, в слове – слог, слова – и приступаю к разрешению ее путем различных упражнений. Полезным упражнением для этой цели является произношение различных гласных или стечения согласных с разными гласными, звукосочетаний при активном движении органов речи в разном темпе, например:
1.ры, рэ, ра, ро, ру ри, ре, ря, рё, рю три, тре, тря, трё, тры дри, дре, дря, дрё, дрю, дры2. звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений, например:
«Снип – снап – снурре –бурре – базелюрре» и «Крибли – крабле – бумс». Звукосочетания могут быть подражательного характера:»карр», «ку-ка-ре-ку», «ко-ко-ко», «мурр, мурр» и др.
- Артикуляционная гимнастика
Большую помощь в отработке чистоты произношения оказывает артикуляционная гимнастика, поэтому урок чтения начинаю с разминки речевого аппарата ребенка. Эти упражнения помогают, во-первых, собрать внимание учеников, нацелить их на активную деятельность и, во-вторых, освободить мышцы рта от напряженности – или наоборот, вялости. (Приложение 2)
-Скороговорки, чистоговорки Хороший эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками и чистговорками, которые помогают мне закрепить у детей навыки четкого произношения, являются прекрасным тренировочным материалом. От учащихся требуют осмысленного четкого, ясного произношения их. Скороговорки использую как коллективно так и индивидуально. При коллективном чтении ученики вслед за мной повторяют скороговорку в заданном темпе (замедленном или быстро), с определенной степенью громкости.
При индивидуальном чтении работа проходит так:
Каждое слово скороговорки ученик произносит медленно, отчетливо, подчеркнуто артикуляция его, как будто диктует текст или объясняет что-то человеку, который плохо слышит:
«Собирала ( Маргарита маргаритки) на горе.
Растеряла ( Маргарита маргаритки) на дворе».
затем слова объединяют в группы.
«Собирала Маргарита маргаритки) на горе.Растеряла Маргарита) маргаритки на дворе».После того как ученик научится легко и свободно произносить группы слов, я предлагаю ему произнести каждую фразу на одном дыхании, как бы сливая одно слово с другим.
Когда школьник научится произносить эти фразы легко и четко, темп произнесения должен понемногу убыстряться. Артикуляция при этом нормальная без подчеркивания.
Уупражнения для развития правильного дыхания
Прививая детям, навыки правильного и четкого произношения, не забываю проводить упражнения на постановку плавного дыхания. Провожу эту работу попутно. Специального времени на нее не затрачиваю. Например, когда читаем слоговую таблицу, то дети добирают воздух в конце каждой строки, а после некоторой тренировки – только после второй, а иногда и третьей строчки. Упражнения на дыхания провожу при чтении слов в столбиках в азбуке, при чтении предложений, пословиц, скороговорок с добором воздуха в указанном месте.
Например, ученик читает скороговорку три раза, а в конце ее добирает воздух: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» (добирать воздух). Упражнения на дыхания провожу иногда в сочетании с физкультминуткой. Вот одно из них. По моей команде дети делают вдох и под счет один, два, три плавно выдыхают, затем опять вдыхают под счет один, два, три, четыре, а в следующий раз выдыхают под счет один,…..пять и т.д.
Упражнения для развития выразительности чтения
- Постановка логического ударения
Для того чтобы уметь читать выразительно, необходимо научиться ставить логические ударения, т.е. находить главное слово в предложении. Постепенно учу учащихся определять логическое ударение по смыслу, по тому, какая мысль заключена в предложении, показываю им, что от перестановки ударения изменяется смысл предложения, и учу выделять ударные слова голосом. Например, от перестановки логического ударения изменяется смысл предложения:
Ты лучше напиши.
Ты лучше напиши.
Ты лучше напиши.
Сравниваем, как изменяется мысль, выраженная предложением. Затем даю вопросительные предложения. «В классе сидят первоклассники?» Предлагаю детям прочитать его три раза, так чтобы получить три варианта ответов. Первый раз дети читают вопрос, выделяя слова в классе, второй раз – слово сидят, третий раз – слово первоклассники.
Определять логическое ударение в предложении дети начинают, тогда, когда уже достаточно потренируются в плавном слоговом чтении.
-Постановка логической паузы
Кроме постановки логического ударения, я учу детей с 1 класса правильно делать и логическую паузу. Познакомила их термином «пауза», и в доступной форме давала определение: «Пауза – это небольшой перерыв в речи, небольшая остановка при чтении».
Работу над паузой проводила по следующему плану:
А) пауза в конце предложения;
Б) пауза между словами и словосочетаниями, внутри предложения;
В) изучение относительной величины паузы;
Г) отношение пауз к знакам препинания.

Знакомство детей с паузой в конце предложения было начато мною при изучении в 1 классе тема «Предложение». Я сообщила детям, что рассказ состоит из предложений, которые отделены друг от друга точкой. При чтении в конце каждого предложения необходимо сделать небольшую остановку, паузу, во время паузы надо вдохнуть воздух и начать чтение следующего предложения.
Как только дети научились читать с паузой в конце предложения, целесообразно перейти к упражнениям в постановке пауз на границе слов, внутри предложения и словосочетаний.
На следующих уроках я неоднократно возвращалась к вопросу о длительности паузы в разных местах читаемого текста и сообщила ученикам, что паузы на границе предложения длиннее пауз между словами внутри предложения, что паузы необходимо делать длиннее, для того чтобы лучше отделить в речи одну мысль от другой; пауза же внутри предложения отделяется друг от друга слова и группы слов, поэтому она и должна быть короче.
При работе над произведениями я учу детей вникать в смысл текста и видеть все факты и явления, о которых в нем говорится, оценивать и предавать смысл их в чтении. Для этого способствует такие задания и вопросы: «Выбери наиболее точный заголовок», «Какая из пословиц больше других подходит к тексту? Почему?», «Какая мудрая мысль высказана в сказке?», «В каких словах произведения выражена главная мысль?», «Чем похожи и чем отличаются два рассказа?», «Какой герой рассказа тебе более симпатичен? Почему?»
При работе над выразительностью чтения главное внимание уделяю соблюдению знаков препинания, особенно вопросительного и восклицательного. Закреплению и совершенствование навыка выразительного чтения помогает чтение по ролям. При чтении по ролям я указываю на то, каким голосом нужно читать слова за героя произведения.
- Словарная работа
Считаю, что огромное значение в выработке навыков правильного чтения у учащихся играет словарная работа. При работе с новым текстом выбираю те слова, которые еще неизвестны детям, трудно произносятся, выписываю их на доске. Затем читаем их, объясняем значение. Только после этого читаем новый текст.
Упражнения, направленные на развитие техники чтения
Для повышения техники чтения и сознательного чтения использую упражнения, такие как: жужжащее чтение, динамическое чтение, зрительные диктанты.
-Жужжащее чтение провожу в начале урока. Ученики читают одновременно вслух, вполголоса дополнительный текст около пяти минут, затем закрывается книга и дальше идет обычный урок. Эта работа направлена на развитие скорости чтения.
-Динамическое чтение – это чтение только глазами.
Начинаю работу над скорочтением с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны за 10 с. Запомнить все, что изображено на картинке. Перед показом картинки предупреждаю детей, что они должны смотреть очень внимательно. Затем даю команды: Приготовиться! Внимание! Фотографируем! По мере того, как дети будут знакомиться с буквами, и учиться читать, можно предлагать следующие задания.
найди лишнюю букву (фотографируем)
и, а, т, у, о
найди лишний слог:
по, до, ро, ма, ко, со
найди лишнее слово:
река слон мала
речка лев моль
ручей роза мела
ручка тигр мила
ручеек
Раздели слова на две группы:
корова заяц ленивый
соловей горох смелый
коза ёжик честный
ворона медведь жадный
овца капуста добрыйсорока волк огурец трусливый
-Упражнения, развивающие оперативное поле чтение

Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточения.
Поэтому ученикам предлагаю задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания.
Подчеркни в ряду буквы
М-а/ м с а ы у м а м а у ы с у о н о с а м и у о;
У – ы/ м с а у с ы п а м л е ы и у ы а о д ж т и р;
Найди среди буквенного текста слова и подчеркни их.
К н о с л и к п р с л о н т д к в о л к м и т
п р щ у к а т ь к а р а с ь т п с о м т д ннайди общее понятие для слов каждого ряда. Какое лишнее?
Найди ошибки втексте.
Я вчера буду купаться.
Мы завтра были на даче.
Таблицы Шульте
Постепенно задания усложняются. Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Таблицы изготавливают сами дети на уроках труда. У каждого ученика карточка, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1-2 классы) и от 1до 25 (3-4 классы)
5 7 3
9 1 8
10 6 4
2 1 16 3 6
20 8 19 11
10 13 4 9
15 18 2 14
5 12 7 17
15 6 16 9 14
1 8 20 24 2
18 22 10 21 12
17 11 23 5 25
7 4 13 19 3

Упражнения выполняются в положении стоя или сидя. Ученики за 10 секунд считают про себя, указывая карандашом цифры (или буквы). В работе с таблицами мы используем памятку:
Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
Старайся запомнить расположение сразу двух-трех следующих друг за другом числа.
Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят все целиком.
-Зрительные диктанты
Для расширения поля зрения, что очень важно для повышения техники чтения, я использую зрительные диктанты.
Работая со зрительными диктантами, организовывалась следующим образом: мною вывешивалось одно из предложений, ребята в течение определенного времени читают молча его и стараются запомнить. Время экспозиции предложения обычно небольшое, колеблется в пределах от 4 до 7 секунд. По истечении этого времени убираю предложение и предлагаю ученикам записать его в тетрадь. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание следующих предложений.
Зрительные диктанты я стала использовать не только на уроках русского языка, как предлагает это Т.И. Федоренко, но и на уроках чтения. Это помогает отрабатывать навык чтения и формировать умение работать с небольшим текстом, осмысливать текст, придумывать заголовок, отвечать на поставленные мною вопросы. Наборы Т.И.Федоренко составлены из разрозненных предложений, а я предлагаю использовать связанные тексты состоящие из коротких двусложных предложений, затем количество слов в предложении постепенно увеличивается. ( см. Приложение 4)
К каждому отводится определенная экспозиция. Перед чтением учащиеся получают задание:
Прочесть и озаглавить текст
Прочесть и суметь воспроизвести запомнившиеся предложения
Найти нужное предложение по поставленному вопросу
Прочесть и продолжить рассказ
Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются
успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают. Вся работа, направленная на формирование навыков техники чтения требует контроля.
Работая над текстом на уроках чтения, я использую следующие упражнения: «Чтение-спринт», «Чтение-разведка», «Чтение со счетом слов», чтение «ЭХО» и др. (см. приложение 3).
Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идет обычная работа над выразительным чтением, пересказом. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются смысловой догадкой.
Для расширения поля зрения, что очень важно для повышения техники чтения, я использую зрительные диктанты.
Чтобы подвести детей к осознанию необходимости выполнения действия контроля, я рассказываю детям о профессии диктора радио и телевидения, артистов. На доступных примерах показываю детям, что создание исполнителей образа, который хотел показать автор, требует строгого контроля над своими действиями, упорства в работе. Мы тоже исполнители, говорю им.
2.3 Анализируя свою работу, подвожу итоги, опираясь на новые технологии в образовании. Один из видов анализа – это мониторинг.
Объектом мониторинга является класс, учащийся, а также отдельные методы образовательного процесса.
В течение года провожу мониторинг уровня сформированности навыков техники чтения:
стартовый (входной) контроль, цель которого – определить степень устойчивости знаний учащихся, выяснить причины потери скорости чтения за летний период и наметить меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения;
промежуточный (полугодовой контроль), целью которого является отслеживание динамики роста или понижения скорости чтения учащихся, коррекция деятельности учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости и второгодничества;
итоговый (годовой контроль), цель которого состоит в определении уровня сформированности ЗУН при переходе учащихся в следующий класс, отслеживании динамики роста или падения скорости и техники чтения, прогнозировании результативности дальнейшего обучения учащихся, выявлении недостатков в работе, планировании внутри классного контроля на следующий учебный год по классам, по которым получены неудовлетворительные результаты мониторинга. График №1
Способ чтения

График № 2
Правильность чтения

Контроль над выразительным чтением провожу на сюжетных рассказах, прозаических художественных описаниях, на народных сказках, потешках. Провожу соревнования под девизом «Лучшие чтецы», «Лучшие читатели». Итогом бывают проводимые внеклассные мероприятия, где дети с удовольствием принимают участие в инсценировках, читают стихи, басни.
Уроки литературного чтения предполагают вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не, только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения.
Проводя уроки чтения, стараюсь разнообразить задания, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе. Подбираю творческие задания, чтобы они были ориентированы на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений. Это речевые разминки, задания на смекалку, различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразование читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры, головоломки, кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки и т.д. Особенно ребятам нравится рецензировать иллюстрации своих одноклассников, несмотря на то, что это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Делаем это так:
- каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;
-школьники обмениваются рисунками;
-получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти
этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
- сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик составляет устную рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту;
-отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст.
Работы моих учеников участвуют в конкурсах разного уровня.
Кукарекин Никита участвовал в номинации «Художественное слово» районного фестиваля детско-юношеского творчества «Мы- за будущее без пожаров» награжден памятным подарком.
Черникова Екатерина, Рацева Софья, Жезлова Полина, Бархатова Кристина, Кононов Михаил награждены благодарственными письмами за участие в шестом детско-юношеском творческом конкурсе «Чтобы счастлива, сильна была любимая страна!», награждены благодарственными письмами.
Стихотворение Николайко Светланы участвовало на интернет-портале Академия Развития Творчества «АРТ-талант» во Всероссийском творческом конкурсе для дошкольников и учащихся 1-8 классов «Звонкая весенняя капель» и заняло II место.
ВЕСНА
Весною всё прекрасно:
Природа и друзья,
И небо голубое,
И яркая заря.
И пенье птиц чудесно,
Цветенье ранних груш,
Жужжанье пчёл мохнатых
И вишни сладкий дух.
Творческая работа Кононова Михаила на интернет-портале Академия Развития Творчества «АРТ-талант» во Всероссийском творческом конкурсе для 1-11 классов «Родные края» заняла I место. Вот несколько строк. «Самым красивым и удивительным наш край становится весной, когда Сальские степи превращаются в цветущий ковёр из разноцветных лазориков и диких ирисов. Родиной тюльпанов считают Голландию, но в гражданскую войну попал в наши степи с белой армией голландский офицер Лефебр. Выкопал он несколько луковиц и увёз в Голландию, где селекционеры превратили манычские лазорики в королевские тюльпаны….. Можно бесконечно рассказывать о моей малой родине, об удивительном крае, где я живу. Я счастлив, что живу на Донской земле, в красивейших Сальских степях, на берегу огромного Маныча, в маленьком и уютном городе Пролетарске, который я очень люблю!»
Арутюнян Ани два года участвует в научно-практической конференции «Сократ», которая проводится в гимназии. В 2012 году её сочинение «Родные края» заняло I место. К этой работе Ани сделала фильм «Пролетарск моими глазами» в программе киностудия Windows Live».
В течение двух лет ученик Гончар Михаил принимал участие в районном конкурсе детского творчества «Надежда» в номинации «Художественное слово», в котором занимал третьи места.
Работая по данной теме, веду работу не только на уроках, но и во внеклассной деятельности. Провожу литературные викторины, конкурсы. К 4 классу дети достигли уровня, когда сами составляют викторины на заданную тему.
На родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку ребёнка. Призываю необходимо создать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение; очень важно быть во время таких чтений предельно сдержанным, терпеливым и доброжелательным к ребёнку.
Таким образом, считаю, что овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение - один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Список используемой литературы
М.И. Оморокова «Совершенствование чтения младших школьников».М. 2001 г.
С.И. Иваненко «Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи» М.1987 г.
Г.Г.Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» в 2-х частях. М. 2001 г.
Т.И. Кондранина «Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения» М.2000 г.
Журналы «Начальная школа» №2 – 2006 г., №5 – 1989 г. ,№8 – 1994 г.
№4 – 1994 г., №5 – 2000 г, №1 – 2009 г., №3 – 2009 г, №4 – 2009 г.
В.В. Волина «Занимательное азбуковедение» М. 1991 г.
Приложение
Игровые моменты при обучении грамоте
Игра «Кто больше составит слов»
- ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены (рис 1). Я догадалась, здесь была лиса. Она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят: «Хвостом вильнет, все следы заметет». В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов. (Слова: окуни, кот, кит, кино, окно, нота и др.)
Н О О К КУ НИ
НО КА
КО О Т К
ТЫ ТА ТО
КИ Н КО
Игра «Рыболов»
Заранее я готовлю карточки с изображением щуки, карася, окуня, башмака, сома, галоши, консервной банки. Карточки перемешиваю и кладу их на фон «озера» обратной стороной вверх. Под слова из песни «Любитель – рыболов» вызванный ученик берет карточку. Вот слова песни:
А озеро глубокое –
Удачный будет лов.
Сейчас поймает …
Любитель – рыболов.
Если ученик вытащит карточки с изображением галоши, консервной банки, башмак, то последние слова будут «горе- рыболов».
Если ученик «поймает» рыбу, то произнесенное слово обозначает на доске чертой, затем делит черту на слоги и ставит знак ударения.
3.Найди начало и конец слова.
Найди линию, которая соединяет слоги и буквы в целое слово, прочитайте составленное слово.
П РУ ШИ
ЛА ДЫ
Н ШИ
МА
ЖИ
ЛЫ НА

4«Дождик»
Из данных букв составьте и запишите слова ( в тетради для печатания)
Список используемой литературы
рну
ро
т
к
с
н
Руки нос соки
Рост рос тур
Куст утки сор
Урон урок торс
Сук рот трос
Окно кони кот
КИ
5.Найди свою пару.
ЛА

УТ
СОС
НЫ
КУК


6. Какие спрятались слова
М
Ь
Я
С
Е
ПЯ
Ь
Т

Спускаемся по ступенькам (прочитать слова)
маши н ка машина
шина
на

Впиши в пустые клетки буквы.
Если вы правильно сделаете, то у вас получатся четыре разные слова (бык, бак, бок, бук)
Б К
Б К
Б К
Б к
9.»Лесенка»
Все слова в предложении разбиваются на слоги. Первый раз (по указке) дети читают слоги без пауз. Второй раз читают слоги с соблюдением пауз между словами. Спрашиваю у детей, что они заметили. Затем слова отделяю друг от друга чертой.
- Что получилось? (Предложение)
- Сколько слов в этом предложении?
(Дети считают, выставляя пальчики, а я отделяю мелом на лесенке слова по 2-3 раза каждое предложение.)
- Разве это предложение? Чего здесь не хватает? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, В конце предложения ставится точка.).
Обращаю внимание на написание имен собственных. Дети исправляют «ошибки».
В первую неделю букварного периода предлоги в предложении не вставляю. Но если предлоги есть, то их следует отделять.
ко
за
зинкачита
етга
зету

Таких предложений даю 5-6. Желательно, чтобы содержание предложений носило парадоксальный, шуточный характер или раскрывало какую – либо ситуацию из жизни школы.
10. «Путешествие в слово» (последняя буква одного слова является началом другого)
и
а
л
и
с
и
и
црб
у
зм
а

Приложение 2
Раскрыть рот в вертикальном направлении. (рот принимает овальную форму)
Это упражнение изначальное, основное, оно позволяет избежать «процеживания» слов сквозь зубы.
Детям объясняется, что рот не следует раскрывать слишком широко, его надо раскрыть так, чтобы все звуки были четко произнесены и хорошо слышны. Учащиеся поочередно открывают и закрывают рот.
Поочередно подтягивая губы к деснам, зубы в это время сомкнуты.
Нужно следить, чтобы у детей обнажались зубы, а не десны.
Поочередно натягивать губы на зубы, которые в это время сомкнуты.
При выполнении этого упражнения необходимо следить, чтобы губы у детей были упругие.
Причмокиванием подозвать воображаемую собачку. При этом губы
вытянуты вперед, они должны быть упругими.
Остановить лошадь, произнося слово ппрру. Упражнение повторяется несколько раз.
Заставить вибрировать язык, ударяя его о верхние зубы.
Втянуть губы внутрь, ударять губы о губы.
Ударять языком о твердое нёбо, изображая цоканье копыт.
Произносить любое слово медленно, внятно, при самой малой силе
голоса, почти беззвучно. Один ученик произносит слово, присутствующие угадывают его.
ЧистоговоркиСа – са – са, са – са – са вот бежит лиса,
Со – со – со, со – со – со лиса катит колесо,
Сы – сы – сы, сы – сы – сы хвост красивый у лисы,
Су – су – су, су – су – су в лесу видел я лису.
Жи – жи – жи, жи –жи –жи яблочки несут ежи,
Жа – жа – жа. жа – жа – жа я нашел в лесу ежа,
Жу – жу – жу, жу – жу – жу молока я дал ежу.
Лы – лы – лы, лы – лы – лы стоят в комнате столы,
Лу – лу – лу, лу – лу – лу идет Танечка к столу,
Ла – ла –ла, ла – ла – ла наша Леночка мала.
Ры – ры – ры, ры – ры – ры сидит мышка у норы,
Ра – ра – ра, ра – ра – ра начинается игра,
Ру – ру – ру, ру – ру – ру очень рад я был шару,
Ро – ро – ро, ро – ро – ро привязал к шару перо.
Фа – фа – фа, фа – фа – фа во дворе растет трава,
Фу – фу – фу, ву – ву – ву Вова рвет козе траву,
Фы – фы – фы, вы – вы – вы много он нарвал травы.
Са – са – са, ца – ца – ца наша Таня умница,
Су – су – су, цу – цу – цу я пойду на мельницу,
Сы – сы – сы, цы – цы – цы наши дети молодцы.
За – за – за, за – за – за бежит по полю коза,
Жи – жи – жи, жи – жи – жи пьют Андрюша рыбий жир,
Зу – зу – зу, зу – зу – зу я пасу свою козу,
Жу – жу – жу, жу – жу – жу молока я дам ежу,
Зы – зы – зы, зы – зы – зы есть козлята у козы.
Ля – ля – ля , ля – ля – ля расцвела кругом земля,
Ла – ла – ла, ла – ла – ла в лесу ягодку нашла,
Ло – ло – ло, ло – ло – ло принесла весна тепло,
Лы – лы – лы, лы – лы – лы чисто я подмел полы
Приложение 3
«Чтение – спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для
них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на вопросы к тексту заданные пред чтением. Перед чтением следует подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!» При обучении «чтению – спринт» пользуюсь следующей памяткой.
Памятка
Плотно сожми губы и зубы.
Читай только глазами.
Читай как можно быстрей.
Ответь на вопросы.
Чтение «Эхо». По одному слову из предложения начинает читать хорошо
читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово. Цель: сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже услышал слово, ему легче его узнать. На более позднем этапе обучения чтению сильный и слабый меняются ролями.
Чтение «Канон». Один ученик начинает абзац текста, другой читает этот
же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3-4 слова ( как при пении канона).
Цель: держать определенный темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок. Все дети следят за чтением обоих учеников и оценивают их работу.
Чтение со счетом слов, заключается в том, что учащиеся на
максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные перед чтением вопросы к тексту. Цель этого упражнения – загрузить уши учащихся посторонней работой – счетом слов. Они приучаются читать только глазами. К этому упражнению использую такую памятку:
памятка
Плотно сожми губы и зубы.
Читай только глазами.
Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста.
Ответь на вопросы к тексту.
«Чтение – разведка» заключается в том, что учащиеся на максимальной
для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные пред чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. Также использую памятку:
памятка
Плотно сожми губы и зубы.
Поставь пальцы на начало и конец строки.
просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.
Приложение 4
Виды работы над текстом на уроке чтения
Чтение всего текста (по заданию учителя).
Чтение, деление на части. Составление плана.
Чтение по готовому плану.
Чтение, после чтения пересказ
Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
Чтение с сокращением текста. ( Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение цепочкой по абзацу.
Чтение вполголоса.
Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
Чтение, ответы на вопросы.
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на воросы.
Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменить логически законченным отрывком)
Чтение «выше нормы» ( в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту).
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
Беседа с сопровождением выборочного текста.
Нахождение в тексте 3 –х (5, 7…) выводов.
Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
Установление путем чтения причинно-следственных связей.
Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?).
Чтение по ролям.
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человек:
5054606350
34.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.35.Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т.д.
36. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
37.Нахождение и чтение образных слов и описаний.
38.Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
39. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
40.Чтени стихотворения, расстановка пауз.
41.Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
42.Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
43.Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
44.Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме.
________чн _________,________жи__________и т.д.
45.Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
46.Нахождение в рассказе самого длинного слова.
47.Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
48.Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:
А) существительное + прилагательное;
Б) существительное + глагол;
В) местоимение + глагол (можно наоборот)
49.Чтение, пометка непонятных слов.
50.Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например, мор – ков – ка).
51.Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
52. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
53.Чтение слов, к которым даны сноски.
54.Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
55.Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.
56.Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).
57.Чтеие с речевыми помехами. Ученик читает текст про себя, одновременно напевая знакомую песенку или декламируя наизусть стихотворение.
58.Чтение с простукиванием ритма. Постукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, Школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию
59.Чтение страницы текста при условии, что закрыто линейкой 5 букв слева, потом 5 букв справа, затем 5 букв слева и 5 букв справа одновременно. Учащиеся догадываются, о чем там написано.
60.Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).
Приложение 5
Тексты зрительных диктантов для чтения
№ Текст Число слов Время эксп.
1 Блекнут травы.
Дремлют хаты.
Рощи вспыхнули вдали.
По незримому канату
Протянулись журавли. 12 4
2 Я шариком пушистым
Белею в поле чистом
А дунет ветерок –
Остался стебелек. 12 4
3 Пролетело лето.
Прошла золотая осень.
Пришла зима.
Выпал снег.
Подули холодные ветры.
Закружились метели. 14 4
4 И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного хлеба
Привкус доброго труда. 14 4
5 Родной свой край делами прославляй.
Кончил дело – гуляй смело.
Жить – Родине служить.
Умей дружбой дорожить. 15 5
6 Хорошо в лесу, ребята,
Пахнет кашкой, пахнет мятой,
Пахнет липой и сосной,
И малиною лесной. 15 5
7 У кого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от холода кора 16 5
8 Будем, ребята, беречь доброту,
Будем, ребята, беречь красоту,
Будем дерзать, будем творить, будем дружбой своей дорожить! 16 6
9 Надвинулась темная туча.
Над лесом блеснула яркая молния.
Глухо прокатился отдаленный гром.
Пронесся свежий ветер.
Хлынул проливной дождь. 17 5
10 Наступила осень.
Подул холодный ветер.
Птицы улетели на юг.
Дни стали короче.
Льют дожди.
Уныло глядят опустевшие поля. 18 6
11 Наступил июль.
Стоит сильная жара.
Ребята идут в лес.
На кустах малины ягоды.
Дети собирают малину в корзину. 18 6
12 Девочки шли через лес.
В лесу было тихо и нарядно.
Густо зеленели елочки.
В березках светились золотые искорки. 18 6
13 Пусть малы мы ростом.
Не летаем в гости к звездам.
Но помочь сумели взрослым.
В сердце у ребят искры подвига горят. 20 6
14 Светит яркое солнце.
Небо синее, синее.
Дует теплый ветерок.
Зеленый луг пестрее цветами.
В речке журчит чистая прозрачная вода.
Поет веселый жаворонок. 22 7
15 Уныло моросит дождь.
Дуют сильные ветры.
Листья с деревьев опали.
Птицы улетели в теплые края.
Уныло глядят опустевшие поля.
Наступила поздняя осень. 22 7
16 Пришла теплая весна.
На реке треснул лед.
По воде поплыли льдинки.
Над рекой кружили птицы.
Птицы летали и ловили рыбу.
В небе звонко трубили журавли. 24 7
17 Дети пришли в рощу.
Там весело и шумно.
Пчела брала мед с цветка.
Муравей тащит травинку.
Голубь строит гнездо для голубят.
Ручей журчал по камням. 25 7
18 Стояли теплые деньки.
Наша дача была у моря.
Дул морской ветерок.
Утром мы пришли в сод.
Там цвели красные маки.
В цветках блестели капли росы. 26 8
19 Вот деревня Лужки.
Там большой колхоз.
Ребята часто ходят на колхозную ферму.
Весной у коровы Зорьки родился теленок.
Цвет шерсти у него рыжий.
На лбу яркое пятно. 27 8
20 Пришла дружная весна.
Свети светлое солнышко.
Рыхлый снег остался только в тени леса.
На лесных озерах треснул лед.
Мутная вода затопила низины.
На березах надулись маленькие почки. 27 8
21 Теплый летний день.
Светит яркое солнышко.
Луг как пестрый ковер.
Кругом сочная трава и яркие цветы.
Вот на высокую травку сел зеленый кузнечик.
Над душистой кашкой кружилась пчела. 28 8
22 Снег пушистый кружится.
Белая вся улица.
Дружно мы строили горку.
Вот нам весело на ней.
Мы веселой толпой катились с горки ледяной.
Хорошо мы отдохнули и спешим домой. 28 8
23 Чудесного змея сделал Ваня.
Вместе с Таней он запускал его.
Высоко летал змей..Вдруг подул сильный ветер.
Ветер оборвал нитку и змей повис на дереве.
Мимо шел Миша и отцепил змея. 30 9
24 Возле Тихой речки начинается густой лес.
Этот лес тянется очень далеко.
В лесных озерах водятся блестящие караси.
В этом лесу много грибов, ягод.
В кустах прячутся ежи, зайцы и другие звери. 30 9
25 Летом коровы гуляли в лесу.
Там много сочной травы.
К вечеру пастух гнал стадо на ферму.
Там их ждали доярки.
Коровы дают много молока.
Из молока получают сыр и масло. 30 9
26 В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи.
Старый воробей уселся на вершине дерева.
Он зорко глядит вокруг.
Вот тихо летит ястреб.
Старый воробей заметил злодея.
Воробей громко и тревожно зачирикал. 30 9
27 Наступил сентябрь.
Весь месяц стояли ясные дни.
На березах видны темные листочки.
На лесных полянах краснеют ягоды рябины.
Стая дроздов перелетают с дерева на дерево.
Пестрый дятел звонко стучит своим клювом по дереву. 33 10
28 Как красив осенний лес!
Березки надели золотые платья.
Листья клена разрумянились.
Густая листва дуба стала как медь.
Сосны и ели остались зелеными.
Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. 33 10
29 Ночью ударил сильный мороз.
Он сковал ледком лужи на лесных дорожках.
Резкий ветер гулял по лесу.
Зябко стало дубам и березкам.
Холод загнал в норки зверьков.
Мелкие птички спрятались в гнездышки. 32 10
30 Пришла зима.
На полях и лесах лежат глубокие снега.
Трудно птицам и зверям найти корм в снегу.
Им помогают ребята.
Они делают кормушки для зверей и птиц.
В кормушки насыпали птицам и зверям корм. 32 10