Презентация на тему Формирование навыков чтения у младших школьников


Формирование навыков чтения у младших школьников. Практические упражненияСоставила Меньшикова Т.В.заместитель директора по учебно-воспитательной работев начальных классах МБОУ «СОШ №47» Первоклассник приходит в школу полный энергии, энтузиазма и желания всё узнать. К большому сожалению его рассудок не предполагает, что для получения знаний необходимы определённые усилия, одного желания мало. Неудивительно, что при первых же неудачах у ребёнка «опускаются руки» и постепенно(если даже не сразу) пропадает желание учиться. Вся ответственность за поддержание стремлений младшего школьника хорошо учиться и получать знания самостоятельно и в классе ложится на учителя начальных классов.Именно учитель начальных классов вводит первоклассника в страну знаний, учит считать, читать, писать… Пожалуй, одной из самых главных задач учителя начальных классов является научить учащихся самостоятельно работать с книгой, любить книгу.Чтобы ребёнку стало приятно, интересно и радостно обращаться к книгам, он должен научиться разговаривать с книгами на специальном, условном для них книжном языке. Пока он этого не умеет, любая книга для него – это. Образно говоря, избушка на курьих ножках, в которую не известно как войти.Общение с миром книг и каждой книгой в отдельности, очень сложное для ребёнка занятие. Однако, чтобы оно же своевременно состоялось, чтобы ни у кого не возникло разрыва между желанием и умением читать книги, волшебник, то есть учитель, должен появиться вовремя и стать проводником по азам чтения. По опыту наблюдения за работой учителей начальных классов, как правило, с окончанием букварного периода обучения должное внимание формированию навыков чтения перестаёт уделяться. Оно ограничивается отработкой правильного произнесения скороговорок и чистоговорок. Но я считаю, что этого не достаточно для развития навыков беглого скоростного чтения, а также развития аналитико-синтетических функций мышления. И, что, безусловно, самое главное, развития речи!Рекомендую для формирования навыков чтения у младших школьников использовать упражнения, которые разработали учителя, ведущие психологи.Эти упражнения отнимают от урока всего несколько минут, но они способствуют полному включению обучающегося в работу на протяжении всего урока. №1.Чтение строчек наоборот по словам: МАМА МЫЛА МИЛУ №2Чтение строчек наоборот по буквам, а также озвучивание каждого слова наоборот по буквам:улиМ алыМ амаМ №3Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот:Мама алым Милу. №4Чтение только второй половины слова: маМА мыЛА миЛУ Следующая серия упражнений мобилизует как наглядно-образное, так и абстрактное мышление, а также аналитические и синтетические операции. Происходит полная концентрация внимания. №1Чтение «зашумлённых» слов/по карточкам/ №2Чтение пунктирно написанных слов №3Чтение наложенных слов. №4Классификация слов на группы/по карточкам-слова раскладываются по группам/: Кухня имяВилка НинаКастрюля Петя … №3Восполнение пропусков букв в словах; слов в предложении. Де…очка быст…о пошл… . №4Складывание слов из половинок, из слогов. Существует множество других упражнений: №1Чтение перевёрнутого текста №2Прохождение через словесный лабиринт: ме мелл ододия ия №3Чтение текста через слово №4Быстрое многократное произнесение предложений №5Чтение слов от краёв к середине.ОгуреЦ -ОЦгеур №6Включение лишних букв в слово:палка-пЛаВлЕкРа или пРаЕлокВа Можно считать, что это эффективный способ простого зашифрования важных сообщений. №7Составление слов из букв заданного слова. №8Смешанное чтение слов по слогам:ХамеЛеон, руКОятКА. Использование данных упражнений с традиционными формами формирования навыков чтения у младших школьников способствует развитию беглого, рационального чтения. Спасибоза внимание!