Проблемы готовности выпускников начальной школы к обучению в пятом классе


Тема: «Проблемы готовности выпускников начальной школы к обучению в пятом классе»
Главную и особо значимую роль в жизни ребёнка играет начальная школа. От того как младший школьник овладеет учебной деятельностью, умением учиться будет зависеть его дальнейшее обучение в пятом классе.
Для достижения успеха в процессе учебно-воспитательной работы нужно учитывать специфику психологических особенностей учащихся при переходе из начальной к средней ступени образования, так как именно в этот период происходит изменение социальной ситуации развития.
Анализ многочисленных исследований показал, что не всегда школьники психологически готовы к преодолению трудностей в период адаптации.
Трудности в процессе перехода из начальной школы в среднюю прямо или косвенно влияют на эффективность обучения и воспитания, а иногда и на психическое и соматическое здоровье школьников.
Переход учащихся из начальной школы в основную – важный этап в их личностном развитии, поэтому этот процесс должен протекать более мягко и плавно. Именно в это время у многих школьников наблюдается ухудшение успеваемости. Снижение успеваемости – один из симптомов школьной дезадаптации. Причины ухудшения качества знаний учащихся пятых классов В. Н. Зайцев видит в удвоении объёма материала по сравнению с объёмом материала начальной школы. Многие ученики просто не успевают усваивать весь выдаваемый им материал, вследствие этого учащиеся теряют интерес к обучению.
Еще одна проблема адаптационного периода пятиклассников – это смена ведущего учителя на учителей-предметников. Трудности взаимоотношений учеников и учителей-предметников заключаются в том, что учителя-предметники плохо знают своих учеников и не учитывают в образовательном процессе их возрастные, индивидуальные и личностные особенности. По мнению Г. А. Цукерман, педагоги крайне редко оказываются достойными партнерами 10 – 12-летних школьников в решении их важных задач развития и взросления и навязывают свои «взрослые задачи», что в конечном итоге приводит к рассогласованию возрастных и педагогических задач. Учителя-предметники, работавшие со старшеклассниками привыкли общаться со «взрослыми детьми», и часто испытывают трудности в работе с пятиклассниками, которые оказываются совсем «маленькими». По данным исследований продуктивных педагогических систем каждая последующая система образования будет качественной и продуктивной, если правильно подходить к педагогическому процессу на каждом этапе образования. Для управления образовательным процессом от учителя требуются знания возрастной психологии для того, чтобы иметь знания о том, что представляет собой каждый ученик на различных этапах своего развития. По мнению К. Блага и М. Шебека в переходном периоде происходит значительное ослабевание связи между учителями и учениками. Учитель-предметник складывает впечатление об ученике только по тому предмету, который преподает. Поэтому взгляды учителей на успехи и поведение учащихся могут нести противоречивый характер. Большое влияние на учащихся оказывает то, несоответствие программ и учебников начальной школы и основной школы.
В переходный период учащиеся испытывают ряд трудностей: процесс обучения переходит на кабинетную систему обучения, увеличивается объём и сложность учебного материала, появляется необходимость изучения новых учебных предметов, усложняются формы, методы и методики обучения, учебный процесс становится нестабильным, отсутствует преемственность в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников, уменьшается количество свободного времени.
Основной задачей психолого-педагогической диагностики выпускников начальной школы является определение уровня готовности учащихся к обучению в основной школе, а также составление рекомендаций учителям и родителям будущих пятиклассников.
Готовность выпускников начальной школы к обучению в основной изучалась Н. И Зильбербергом, И. В. Дубровиной, Н. В. Лебедевой, Л. И. Колосовой, Т. И. Юферевой и другими педагогами и психологами. Но до сих пор эта проблема не потеряла своей актуальности.
Таким образом, процесс формирования психологической готовности младших школьников к обучению в основной школе должен иметь научно обоснованное, согласованное, скоординированное взаимодействие учителей начальных классов, учителей-предметников, психологов, родителей учащихся, это является основой преемственности первой и второй ступеней общего образования. Работа по психологической подготовке учащихся к обучению в основной школе должна строиться с учетом психологических особенностей возраста, требований деятельности на второй ступени общего образования, типичных трудностей переходного периода.