Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи — союзной и бессоюзной (9класс)


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ.
Тема урока: Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи - союзной и бессоюзной.
Цель урока: Закрепить умение анализировать предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи; тренировать умение определять смысловые отношения в сложных синтаксических конструкциях.
ХОД УРОКА,
1.Словарная работа.
Составить словосочетания с заданным видом связи ( учитель выбирает словосочетания из предложенного учениками списка).
Просчитаться (примыкание) – сильно просчитаться,
Достоин (управление) – достоин светлой памяти,
Удостоен (управление) – удостоен высокой награды,
Будущее (согласование ) – прекрасное, счастливое будущее,
Бесчеловечность (управление ) – бесчеловечность фашистов,
Отдать ( управление) – отдать жизнь во имя Родины,
Иметь (управление ) – иметь значение,
Играть (управление ) - играть определенную роль.
_ - Из множества составленных словосочетаний я выбрала и предложила записать вам только некоторые. Какой принцип положен в основу моего выбора? ( Почти все словосочетания объединены одной темой).
- Какой? (Темой Великой Отечественной войны)
- В каком стиле мы можем встретить эти словосочетания? ( В публицистическом.) Почему?

Введение в тему урока.
За окном – январь. Светлый месяц года, праздничный, морозный. Любят его ленинградцы. 18 января 1943 года была снята блокада города. Она унесла жизни тысячи ленинградцев. В этот день живые посещают Пискаревское кладбище, поминают тех, кто умер от холода и голода, от взрывов и пожаров. Помянем их и мы, чтобы не очерстветь , не забыть.
Александр Розенбаум , ленинградец, страстно влюбленный в свой город, приглашает нас пройти по его улицам и вспомнить. Звучит песня А. Розенбаума «Возвращение в город»
Я люблю возвращаться в свой город нежданно под вечер,
Пробираясь сквозь толпы знакомых сплошных облаков,
И на летное поле спускаться , хмелея от встречи,
Захлебнувшись прохладой соленых балтийских ветров…
Во время звучания песни можно показать фотографии памятных мест Ленинграда.
3. тренировочные упражнения.
1). Синтаксический разбор предложения
С Ленинградом ( теперь снова Санкт – Петербург) неразрывно связана история России: здесь рождались новые идеи и здесь жили и творили наши великие соотечественники.
- Объясняем орфограммы. Находим грамматические основы предложений, даем характеристику сложного предложения, строим схему :[ ]: [ ] и [ ].
2). Графический диктант.
Предложение читается дважды, нужно начертить его схему и объяснить постановку знаков препинания; после второго прочтения желающий идее к доске, рассказывая о строении предложения; если он сделал ошибку, то возвращается . не дойдя до доски; идет второй желающий и получает право начертить схему только тогда , когда правильно устно охарактеризует предложение; слабым ученикам после второго прочтения разрешается заглядывать в карточку, где напечатаны эти предложения.
В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда: он 900 дней находился в кольце вражеской блокады.
почему?
[ ]:[ ].

Ленинградцы жили под постоянными бомбежками и обстрелами. Мерзли, умирали от голода; и не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких.
какой?
[ ]; и [ ], (которая).
прид.опред.
И хотя тяжелые испытания выпали на долю защитников города Петра , жители сумели отстоять его и разгромили фашистские полчища у стен города.
несмотря на что?
(И хотя), [ ].прид. уступки
Более 70 лет отделяют нас от дня прорыва блокады – время не сглаживает раны , которые нанесла война.
какие?
[ ] – [ ], (которые).
прид. опред.
Звучит песня А.Розенбаума «На Дороге жизни».
В пальцы свои дышу –
Не отморозить бы.
Снова к тебе спешу
Ладожским озером.
Долго, до утра , в тьму зенитки бьют
И в прожекторах «юнкерсы» ревут.
Пропастью до дна раскололся лед.
Черная вода , и мотор ревет : «Вправо».
Фары сквозь снег горят, светят в открытый рот.
Ссохшийся Ленинград корочки хлебной ждет.
Вспомни – ка простор шумных площадей…
Там теперь не то : съели сизарей,
Там теперь не смех, не столичный сброд…
По стене на снег падает народ – голод.
И то там , то тут в саночках везут голых…
Не повернуть руля , что – то мне муторно...
Близко совсем земля … Ну что ж полуторка!
Ты глаза закрой , не смотри , браток…
Из кабины кровь да колесо – ало…
Их еще несет, а вот сердце все – стало.. 3). Объяснительный диктант.
Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели клей , потом ремни,
Но, съев похлебку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Ольга Берггольц.
С какой целью?
[ ]: [ ], но [ ], ( чтобы) о
прид. цели
4). Творческая работа.
- Мы работаем над предложениями с разными видами связи – союзной и бессоюзной. Закончите предложение так , чтобы в нем был тот и другой вид связи; можно использовать уже составленные словосочетания ( см. начало урока).
Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты,- …
(Это предложение написано на доске, вторая часть его закрыта полоской ватмана; ученики предлагают свои варианты, обсуждают их; учитель предлагает и свой вариант, открывая при этом полоску ватмана, закрывающую конец предложения:…, - фашисты просчитались).

Те . кто пережил блокаду, помнят :…( не было бесчеловечности, недоверия ленинградцев друг к другу).
Нескончаемой вереницей идут люди на Пискаревское кладбище, к Вечному огню, … ( чтобы выразить свою благодарность тем , кто отдал жизнь за Родину).
5). Обобщение.
- Что мы повторяли ? О чем вели разговор?
- Нужно ли помнить о войне?
Прочтем стихотворение Ю. Воронова:
Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда : «Не надо , не надо раны бередить.
Ведь это правда , что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне»…
Что вы думаете об этом ? Напишите , пожалуйста , домашнее сочинение – миниатюру «Опять война», опять блокада… А может, нам о них забыть?»
Содержание домашних сочинений убеждает в том, что тема урока тронула ребят. Сочинения были эмоциональными, думается, искренними, с обращениями к семейным воспоминаниям и утратам военных лет. На одном из уроков учитель читает лучшие отрывки из ученических сочинений, такие, в которых автор нашел «свое; после этого читается конец стихотворения Ю . Воронова :
И может показаться:
Правы и убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно , чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы ! Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна….