Рабочая программа педагога по подготовке к сдаче зачётов, экзаменов различного уровня (3 класс)


Утверждаю «Согласовано»
Директор ГБОУ СОШ № 2103 Председатель методического совета
_______________/Новоточина Л.В. ГБОУ СОШ № 2103
________________/Шевяхова Ю.О.

Рабочая программа педагога
Хромовой Юлии Михайловны
По подготовке к сдаче зачётов, экзаменов различного уровня
«Занимательная математика», 3 класс

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №___ от «27 августа 2014г.»
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Занимательная математика» адресована учащимся 3 класса, разработана на основе авторской программы Приваловой Татьяны Васильевны – учителя начальных классов МБОУ СОШ №6 г. Орла и предназначена для обучения математике учащихся начальной школы 8-10 лет общеобразовательного учреждения.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 2 года (3-4 классы). Занятия 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 45 минут.
Цель, задачи программы:
Цель:
развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА ПЕРВЫЙ ГОД ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
(3 КЛАСС)
Наименование тем курса Виды деятельности Форма контроля
1.Вводное занятие
«Математика – царица наук» 2. Как люди научились считать. выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» 3-4. Интересные приемы устного счёта. устный счёт 5-6. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) работа с алгоритмами 7-8. Числа-великаны. Коллективный счёт. решение теста - кроссворда проверочный тест
9-10. Упражнения с многозначными числами (класс млрд.) работа с алгоритмом контрольный тест
11-12.Знакомьтесь: Архимед! работа с энциклопедиями и справочной литературой 13-14.Знакомьтесь: Пифагор! работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» 15-16, Проектная деятельность «Газета любознательных» работа в группах 17-18.Решение занимательных заданий. работа в парах 19-20.Учимся отгадывать ребусы. составление математических ребусов конкурс на лучший математический ребус
21-22.Решение ребусов и логических задач. самостоятельная работа мини-олимпиада
23-24.Загадки - смекалки. составление загадок, требующих математического решения конкурс на лучшую загадку-смекалку
25. Игра «Знай свой разряд». работа с таблицей разрядов тест
26-27. Математические горки. решение задач на преобразование неравенств 28.Игра «У кого какая цифра» творческая работа 29. Игра «Кто решит быстрее» самостоятельная работа мини-олимпиада
30.Решение занимательных заданий. работа в парах 31. Решение занимательных задач в стихах. работа в группах: инсценирование загадок, решение задач 32.Загадки - смекалки. составление загадок, требующих математического решения конкурс на лучшую загадку-смекалку
33-34. Обратные задачи. работа в группах «Найди пару» познавательная игра «Где твоя пара?»
35-36.Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. составление схем, диаграмм 39.Практикум «Подумай и реши». самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами 40-41.Решение нестандартных задач. решение задач на установление причинно-следственных отношений 42.Решение олимпиадных задач. решение заданий повышенной трудности школьная олимпиада
43.Школьная олимпиада решение заданий повышенной трудности 44.Решение олимпиадных задач. (работа над ошибками) решение заданий повышенной трудности школьная олимпиада
45.Решение задач международной игры «Кенгуру» решение заданий повышенной трудности школьная олимпиада
46-47. Увлекательная геометрия работа в группах 48-49. Геометрические упражнения. работа в парах тест
50-51.Решение увлекательных заданий. работа в парах 52.Геометрический КВН работа в группах 53. Оформление математической газеты работа в группах 54.Повторение. Конкурс знатоков соревнование в группах тест
55. Круглый стол «Подведем итоги» коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе 56.Итоговое занятие. коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-го года обучения (2 часа в неделю)
№ п/п Тема Кол – во часов Дата Корректировка Примечание
Математика – интересная наука 18 Математика – царица наук 1 Как люди научились считать 1 Интересные приемы устного счета 1 Интересные приемы устного счета 1 Упражнения с многозначными числами (класс млн.) 1 Упражнения с многозначными числами (класс млн.) 1 Числа – великаны. Коллективный счет. 1 Числа – великаны. Коллективный счет. 1 Упражнения с многозначными числами (класс млрд.) 1 Упражнения с многозначными числами (класс млрд.) 1 Знакомьтесь: Архимед! 1 Знакомьтесь: Архимед! 1 Знакомьтесь: Пифагор! 1 Знакомьтесь: Пифагор! 1 Проектная деятельность «Газета любознательных» 1 Проектная деятельность «Газета любознательных» 1 Решение занимательных заданий. 1 Решение занимательных заданий. 1 Математические игры 12 Учимся разгадывать ребусы 1 Учимся разгадывать ребусы 1 Решение ребусов и логических задач. 1 Решение ребусов и логических задач. 1 Загадки - смекалки 1 Загадки - смекалки 1 Игра «Знай свой разряд» 1 Математические горки 1 Математические горки 1 Игра «У кого какая цифра» 1 Игра «Кто решит быстрее» 1 Решение занимательных заданий. 1 Решение нестандартных задач 15 Решение занимательных задач в стихах 1 Задачи - смекалки 1 Обратные задачи 1 Обратные задачи 1 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными 1 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. 1 Задачи с изменением вопроса 1 Задачи с изменением вопроса 1 Практикум «Подумай и реши» 1 Решение нестандартных задач 1 Решение нестандартных задач 1 Решение олимпиадных задач 1 Школьная олимпиада 1 Решение олимпиадных задач (работа над ошибками) 1 Решение задач международной игры «Кенгуру» 1 Увлекательная геометрия 11 Увлекательная геометрия 1 Увлекательная геометрия 1 Геометрические упражнения 1 Геометрические упражнения 1 Решение увлекательных заданий 1 Решение увлекательных заданий 1 Геометрический КВН 1 Оформление математической газеты 1 Конкурс знатоков геометрии 1 Круглый стол «Подведение итогов» 1 Итоговое занятие 1 Список литературы
Белицкая,Н.Г. Школьные олимпиады.Начальная школа.2-4 классы/Н.Г.Белицкая,А.О.Орг.-М.:Айрис-пресс, 2013. -128 с.- (Школьные олимпиады)
Белошистая, А. В. Задания дпя развития логического мышления. 3 кл. /А. В. Белошистая. - М. дрофа. 2010. - 63. [1] с.: ил. - (Внеклассная работа в начальной школе).
Вайсбурд И.А. Развиваем математические способности: для начальной школы / И.А.Вайсбурд – М.:Эксмо, 2012. – 48 с. – (Светлячок).
Дрозина Валентина Викторовна, Дильман Валерий Лейзерович, Дрозин Дмитрий Александрович Как научить младших школьников решать нестандартные задачи: Учебное пособие. Изд. 4-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.- 240 с.
Зайцев В.В. Математика для 1-4 классов. Дополнительные занятия с детьми: пособие для родителей и преподавателей начальной школы. – Волгоград:Учитель, 2007.-56 с.
Калинина А.Б., Кац Е.М., Тилипман А.М. Математика в твоих руках: Начальная школа. 3-е изд., испр. - М.: ВАКО, 2013. - 384 с.
Квантик. Альманах для любознательных. — Выпуск 1. — М.: Изд-во МЦНМО, 2013. — 208 с., ил.
Квантик. Альманах для любознательных. — Выпуск 2. — М.: Изд-во МЦНМО, 2013. — 208 с., ил.
Квантик. Альманах для любознательных. — Выпуск 3. — М.: Изд-во МЦНМО, 2013. — 208 с., ил.
Квантик. Альманах для любознательных. — Выпуск 4. — М.: Изд-во МЦНМО, 2013. — 208 с., ил.
Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение : Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. – 5-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2009. – 68 с. (Школьное образование)
Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон.1-4 классы.–М.:ВАКО, 2014.- 208 с. – (Мастерская учителя).
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики: Методические рекомендации / Авт.-сост.: Золотова ТВ. - М.: АРКТИ, 2010. - 64 с. (Начальная школа)
Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В. Кочергина, Л.И. Гайдина. -3 –е изд. –М.:5 за знания, 2010. -224 с. – (Методическая библиотека).