Рабочая программа по профессиональному самоопределению для 9 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
2. Образовательная программа МБОУ Жемчужненская СОШ № 1 на 2014-2015 учебный год (приказ ОУ от 01.09.2014 г. № 48/7).
3. Положения о порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов и дисциплин (модулей) (приказ ОУ от 31.08. 2013 г. № 54/1).

Программа составлена в соответствии с примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» (Письмо МО РФ от 07.07.2005 г № 03-1263) и программой для общеобразовательных школ по предмету технологии 9 класс, под редакцией Симоненко В.Д. М., утвержденная МО РФ («Вентана-Граф», 2008 г).

Рабочая программа по технологии в 8 классе была полностью реализована, как теоретическая, так и практическая часть).

Предмет «Профессиональное самоопределение» в 9 классе является предметом Федерального компонента учебного плана образовательного учреждения, на реализацию которого отводится 35 часов и рассчитана на 1 час в неделю.
Раздел «Профессиональное самоопределение» входит в содержание образовательной области «Технология». Образовательная программа по данному разделу разработана с учетом требований к уровню подготовки выпускников средней школы по образовательной области «Технология».
Одной из характеристик социально-экономической ситуации в нашем регионе является напряженность рынка труда. Резко увеличилось количество высвобожденных работников, выросло количество претендентов на одну вакансию. В этих условиях молодежь, в частности выпускники общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, является одной из наиболее слабозащищенных в социальном плане категорий. Низкая конкурентоспособность выпускников обусловлена причинами как объективного (отсутствие подходящих вакансий), так и субъективного характера, к числу которых относятся: низкий уровень профессиональной компетентности, мотивации к активному поиску работы, слабые навыки коммуникативного взаимодействия и самопрезентации. Повышение компетентности учащихся в вопросах профориентации и планирования карьеры, стало необходимой мерой профилактики напряженности молодежного рынка труда. Настоящая программа построена в основном на применении активных форм, способствующих увеличению заинтересованности учащихся, лучшему усвоению учебного материала и приобретению необходимых практических навыков. Кроме того, преимущество данной программы заключается и в том, что в ней учитываются особенности региональной социально-экономической ситуации в области рынка труда и образовательных услуг, что способствует максимальной адаптации выпускников к актуальным рыночным условиям.
В течение года учащиеся выполняют работу «Мир профессий», которая является итоговой за год. Работа выполняется последовательно, после изучения каждой новой темы учащиеся вносят дополнения. Выполнение итоговой работы по отдельным разделам является одновременно домашним заданием, которые преподаватель
может собирать на проверку и выставлять промежуточные оценки по конкретному разделу. После проведения занятий, полностью оформленные творческие работы собираются на проверку, по ним выставляется предварительная оценка и, они допускаются к защите. Итоговое занятие – защита работ. Требования к оформлению и содержанию итоговых работ, а также условия их защиты представлены в программе.
В содержании курса даны примерные теоретические сведения по каждой теме. Данная программа адаптирована для старших подростков – учащихся 9-х классов. Она учитывает возрастные особенности учащихся (потребности в общении, самоутверждении, принятии).
Цели курса
подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению;
сформировать у них обоснованное профессиональное намерение;
способствовать реализации выпускниками школ конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса
Вооружение учащихся научными основами профессионального самоопределения.
Повышение профессиональной грамотности учащихся.
Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.
Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Для реализации программы используются технологии разноуровневой дифференциации, информационно-коммуникативные технологии и технология проекта.
Региональный компонент реализуется на основе следующих документов:

Государственный стандарт общего образования республики Хакасия. 2006 г.
На изучение национально - регионального компонента отведено 3 часа (10-12% от количества годовых часов). Это время используется для изучения рынка труда в местном регионе.

Программа реализуется по УМК под общей редакцией Симоненко В.Д.

Учебник для общеобразовательных учреждений Симоненко В.Д. «Профессиональное самоопределение» 9 класса, М.:»Вентана-Граф», 2009 г.

Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году (приказ № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).

Оборудование кабинета позволяет проводить все лабораторные и практические работы.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа.

























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 34 ч
Название темы (раздела)
Содержание темы (раздела)
Количество часов в программе





Введение. Цели и задачи курса.
Введение. Цели и задачи курса.
1

Внутренний мир человека и система представлений о себе
Сущность концепции “Я”. Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Уровень притязаний. Психогеометрический тест
Пр. раб: Определение уровня самооценки
2

Профессиональные интересы и способности, условия их проявления и развития

Сущность понятия «профессиональный интерес» -«хочу знать»
Пр. раб: Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов» и и «Дефференциально-диагностического опросника ДДО».
Сущность понятия склонности (хочу сделать). Склонности в профессиональном выборе (хочу).
Пр. раб: Выявление и оценка коммуникативный и организаторских склонностей» по методике (КОС-1)
Пр. раб: Выявление склонностей
3

Природные свойства нервной системы
Темперамент. Характер и его проявление в профессиональной деятельности.
Пр. раб: Тест Айзенка. Выявление типа темперамента
Пр. раб: Оценка свойств своего характера
2

Психические процессы и их роль в профопределении
Память и внимание. Наблюдательность. Особенности мышления.
Пр. раб: Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти по методике КНОП
Пр. раб: Моя характеристика
5

Здоровье и выбор профессии
Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека.
Пр. раб: Выявление индексов здоровья
Пр. раб: Моя характеристика
3

Отрасли общественного производства. Профессии, должности, специальности.
Основные отрасли производства. Классификация профессий. Формула профессии. Профессиограммы и психограммы.
Пр. раб: Выявление отношения к различным видам деятельности – “Опросник профессиональной готовности” (ОПГ).
Пр. раб: Составление резюме.
3

Мотивы и професс. проба
Ведущие мотивы деятельности. Профессиональная проба.
Анкета «Мотивы выбора профессии»
2

Профессиональные и жизненные планы
Проект «Мои Жизненные планы и профессиональная карьера»
9

Повторение

4

Всего

34







ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Название темы (раздела)
Вид практического занятия
Итоговая аттестация
Источник контрольно-измерительных материалов

Внутренний мир человека и система представлений о себе
Определение уровня самооценки
Готовая работа


Профессиональные интересы и способности, условия их проявления и развития

Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов» и «Дефференциально-диагностического опросника ДДО».
Готовая работа
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Природные свойства нервной системы
Выявление типа темперамента по методике Айзенка.
Оценка свойств своего характера
Готовая работа


Психические процессы и их роль в профопределении
Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти по методике КНОП.
Моя характеристика
Готовая работа
http://rodn-i-k.narod.ru/matrica/matrica_pr_spec.htm

Отрасли общественного производства. Профессии, должности, специальности.
Выявление отношения к различным видам деятельности – “Опросник профессиональной готовности” (ОПГ).
Составление резюме.
Готовая работа
http://rodn-i-k.narod.ru/matrica/matrica_pr_spec.htm

Профессиональные и жизненные планы.
Пр. раб: Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»
Готовая работа
Проект в электронном варианте





















ТРЕБОВАНИЮ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:
социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии;
возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии;
понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики;
способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны иметь представление:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах организации труда;
о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве;
о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии;
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять план подготовки к профессиональному самоопределению;
анализировать профессиограммы и психограммы;
выполнять профессиональные пробы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; выполнять и защищать творческий проект ««Мои жизненные и профессиональные планы»;
заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
















КРИТЕРИИИ НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка результатов проектирования

Общая оценка является среднеарифметической трех оценок: за текущую работу, за пояснительную записку и за защиту работы.

При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность организации труда и рабочего места, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

При оценке проекта учитывается его практическая направленность, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.
При оценке пояснительной записки учитывается полнота раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, таблиц.

При оценке защиты проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).

Критерии проекта, учитывающие пояснительную записку, следующие:

Оценка "зачтено" выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно, выполнена графически грамотно с соблюдением стандартов технической документации.
Качество доклада при защите проекта соответствует следующим требованиям:
аргументированность выбора темы, (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов),
качество ответов на вопросы (глубина знаний, эрудиция, полнота, аргументированность, убедительность, четкость и ясность изложения),
деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).

Оценка "незачтено» – пояснительная записка имеет значительные отклонения от рекомендаций.






МАТЕРИАЛЬНОМ- ТЕХНИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№ п/п
Авторы
Название
Издательство



Источники информации


1
В.Н. Чернякова
Профориентация старшеклассников. Сборник учебно-методических материалов.
Волгоград: Учитель, 2006

2
А.Н. Бобровская Г.Ф. Доколина
Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 кл.,
Волгоград: ИТД «Корифей», 2006

3

Научно -методический журнал Школа и производство
Москва «Школа-Пресс» 1997 по 2011г.

4

Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»
Москва «Просвещение» 2005 г

5
Е. А.Климов
Основы производства. Выбор профессии: проб. учебное пособие для учащихся 8–9 классов средней школы
М.: Просвещение, 1988

6
Е. Н. Прошицкая
Практикум по выбору профессии. 8–11 классы
М.: Просвещение, 1995



Тесты: Методика определения уровня самооценки,
методика КНОП,
методика «Кубика Кооса»
опросника профессиональной готовности (ОПГ),
тест Холланда,
методика ДВМ,
тест Бурдона,
«Красно-черная таблица»,
методики ШТУР,
тесты Амтхауэра, Равена), тест Русалова.




Печатные пособия


1

Таблицы - плакаты по безопасности труда


2

Таблицы - плакаты по кулинарии


3

Таблицы - плакаты по узловой обработке


4

Таблицы - плакаты по машиноведению


5

Раздаточные дидактические материалы

6

Раздаточные тестовые и контрольные задания



Средства обучения


1
Электронные учебники и рабочие тетради


2
Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии




Интернет-ресурсы


1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Игры и задачи на развитие творческого мышления

2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] http://rodn-i-k.narod.ru/matrica/matrica_pr_spec.htm
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] http://rodn-i-k.narod.ru/matrica/matrica_pr_spec.htm
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] информационный проект кафедры технологии лицея №8 «Олимпия»;

5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Ярославский институт развития образования. Раздел: технология»;

6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Игры и задачи на развитие творческого мышления»


Технические средства обучения

1
Экспозиционный экран навесной

2
Магнитофон

3
Принтер

4
Сканер

5
Компьютер


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


Специализированная учебная мебель
1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления плакатов и таблиц
2. Секционные шкафы (стеллажи) для хранения инструментов, приборов, деталей
3. Ящики для хранения таблиц и плакатов
4. Специализированное место учителя
5. Ученические лабораторные столы 2-х местные с комплектом стульев



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315