Психологическая подготовка к выпускным экзаменам

«Психологическая подготовка к выпускным экзаменам»
На данный момент перед нами стоит цель организовать процесс эффективной подготовки к экзаменам, оказать помощь родителям и выпускникам в создании благоприятных условий сдачи ЕГЭ.
Для успешной сдачи ЕГЭ выпускник должен быть: социально-активным, самостоятельным, ответственными и дисциплинированным.
Для успешного обучения и формирования учебной мотивации (желания учиться), необходимо психологическое сопровождение сторон взаимодействия «Учитель – ученик - родитель».
Налаженное взаимодействие между участниками образовательного процесса создает рабочую атмосферу, где учитель дает знания и может быть уверен, что дети их успешно усвоят, потому что родители организовали его рабочее место и проконтролировали выполнение домашних заданий. Родители посещают родительские собрания, знают требования школы, успехи своего ребенка, в свою очередь сообщают об индивидуальных особенностях своего ребенка классному руководителю, что значительно облегчает ему работу по воспитанию и обучению. А дети, чувствуя тесное взаимодействие сторон, более дисциплинированно учатся.
Заинтересованность всех участников образовательного процесса обеспечит успех на экзамене.
Каждый человек имеет свои особенности. У каждого свой темперамент, характер, мышление, память, внимание, восприятие, ипознавательные особенности. В период подготовки к экзаменам, следует учитывать свои индивидуальные особенности.
В зависимости от того, как устроена нервная система выпускника, так он отреагирует на трудности, на напряженную работу, от этого зависит скорость запоминания материала, работоспособность и поведение. В период подготовки школьные психологи помогут обучающимся узнать свои индивидуальные особенности.
Внимание – это катализатор всех нервных процессов. Качественно улучшает память, мышление, восприятие и воображение.
Внимание. Хорошо развитое внимание качественно улучшает память, мышление, восприятие, воображение. Внимательный человек быстро соберется на экзамен, выполнит все инструкции организатора на ЕГЭ, правильно поймет задание и на отлично выполнит тесты. Чтобы развить внимание, ученикам необходимо проверять свои работы, учиться находить ошибки, можно меняться тетрадями (ведь известно, что чужие ошибки всегда лучше искать). Сам процесс обучения составлен так, чтобы внимание у школьников развивалось на учебном материале.
Психологи, для тренировки внимания, советуют использовать корректурные пробы, таблицы Шульте, красно – черные таблицы, упражнения для быстрой концентрации внимания. Внимание держится 20 – 25 минут.

Биоритмы.

Каждый человек имеет свои биоритмы. Каждый выпускник должен определить свои биоритмы и они помогут ему эффективно использовать резервы своего организма.
«Жаворонки» - активны с утра. Этим людям лучше работается с утра. Они рано просыпаются, Основная умственная нагрузка должна на первую половину дня. Во вторую половину дня умственная активность падает.
«Совы» - активны во второй половине дня. Поздно ложатся спать, утром с трудом просыпаются. С утра чувствуют себя вялыми, пик работоспособности наступает во второй половине дня, особенно к вечеру. В этот период стоит повторить учебный материал, который изучали с утра или учить новый.
«Ястребы» - средний тип. Эти люди могут регулировать свою работоспособность в зависимости от обстоятельств. Уровень активности может нарастать часам к 10 утра, затем снижаться и снова нарастать.

Советы выпускникам
Подготовь место для занятий.
Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета.
Составь план занятий. Для начала определи: кто ты «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы.
Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв.
Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов.
Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха.
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена
Вечером перестань готовиться, выполни физические упражнения, прими душ, соверши прогулку.
Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя.

Перед тестированием
В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию: как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. д.
Будь внимателен!
От того, как ты запомнишь все, зависит правильность твоих ответов!


Во время тестирования
Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся.
Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.
Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его, чтобы потом к нему вернуться.
Начни с лёгкого задания!
Думай только о текущем задании!
Многие задания можно быстрее решить, если
не искать сразу правильный вариант ответа, а
последовательно исключать те, которые явно
не подходят.
Оставь время для проверки своей работы, чтобы
успеть пробежать её глазами и заметить
явные ошибки.
Если не уверен в выборе ответа, доверься интуиции!

Период подготовки и сами экзамены – это период нервно-психического напряжения. Родителям, учителям и психологам следует внимательно отнестись к самочувствию старшеклассников во время контрольных тестов, репетиционных работ, когда ответственность возрастает, школьники хотят показать свои знания и переживают за оценки. В такие моменты, на фоне переживаний, у них могут появляться такие симптомы, как:
- головные боли;
- подташнивание, рвота;
- боли в области желудка;
- боли в области сердца;
- дрожание рук, ног;
- повышенный аппетит;
- повышенная потливость;
- учащенное сердцебиение
Если такие симптомы стабильно проявляются во время проверки знаний, следует обратиться к психологу и выявить причину; родителям создать дома спокойную обстановку (перестать ругать, запугивать, попрекать прошлыми неудачами). Самое хорошее решение проблемы – это систематическая подготовка к урокам в течение всего обучения в школе. Успехи выпускника можно сравнивать только с его успехами (вчера ты выучил два параграфа, а сегодня целых три и. т. д.).

Почему выпускники волнуются:
Сомневаются в своих знаний.
Сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание.
Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей - тревожности, неуверенности в себе, астеничности (быстрой утомляемости) и т.д.
Боятся незнакомой, неопределенной ситуации.
Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.
Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние вашего ребенка.

Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей – создать комфортные условия для подготовки обучающегося и не мешать ему.
Психологическая поддержка, поощрение, реальная помощь, спокойствие взрослых помогают школьнику успешно справиться с собственным волнением.

Советы родителям
Снижайте тревожность ребёнка накануне экзаменов,
это отрицательно скажется на результате тестирования.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите,
чтобы никто из домашних не мешал.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки
к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых
заданий по предмету и дайте выпускнику, ведь
тестирование отличается от привычных ему письменных
и устных экзаменов.
Помогите своим детям организовать процесс подготовки к экзаменам, режим дня, отдых и сон.


СОН. Перед экзаменом нужно хорошо выспаться.
Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы старшеклассник хорошо высыпался. Не разрешайте детям учить целыми днями или ночами, так как это ведет к раздражительности, быстрой утомляемости, беспокойству.
В состоянии утомления работоспособность снижается, а продуктивность такой учебы невелика.
Отдохнувший человек может сделать гораздо больше!

Полноценное питание.
Интеллектуальный марафон ЕГЭ в любом случае вызывает нервно-психическое напряжение. Для поддержания организма необходимо полноценное питание.


«Меню для интеллектуалов»
Мозг человека состоит из химических элементов, и присутствие всех необходимых веществ обеспечивает полноценную работу интеллектуальных процессов.
ДОСТУПНЫЕ ПРОДУКТЫ
Морковь Чтобы меньше жаловаться на плохую память, надо больше есть моркови. Избыток каротина в ней не только улучшает память, но и стимулирует интенсивность обмена веществ в мозгу.  
Лук Стимулирует кроветворный процесс и улучшает снабжение головного мозга кислородом. Половина луковицы в день гарантировано снимет усталость и подстимулирует внимание при умственном переутомлении. Несколько стрелок зеленого лука дополнительно принесут в организм целый комплекс необходимых особенно в зимне-весенний период витаминов и микроэлементов.
Лимон Освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С. Замечено, что сок лимона особенно действенен при изучении иностранных языков.
Орехи грецкие Особенно хороши при длительном умственном марафоне. Они не только стимулируют умственную деятельность, но и укрепляют нервную систему, что, согласитесь немаловажно при подготовке к серьезному экзамену.
Капуста Снижает уровень адреналина, уменьшает повышенную нервозность и эмоциональность.

Уважаемые родители, перед экзаменом создайте положительный эмоциональный настрой!
Резервы человеческого организма безграничны и если их правильно использовать, можно достичь высоких результатов и стать успешным человеком!

Обучении, старание и стремление к успеху помогут достичь высоких результатов.
Желаем всем успехов!