Рабочая программа КружкаЮный пешеход (3-4 класс)


Министерство образования и науки РФ Муниципальное казенное образовательное учреждение «Торбеевская основная общеобразовательная школа имени А.И.Данилова» Новодугинского района Смоленской области
Согласовано Утверждена приказом
Заместитель по УВР директора школы
____________________ ____________________
«___»____________2013 г. №_____от___________
Рабочая программа внеурочной деятельности
по
«Юный пешеход» 3-4 класс
Разработана
Бабиковой Светланой Михайловной
учителем Торбеевской ООШ
Торбеево
2014 г
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по направлению кружка «Юный пешеход» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования - М. 2012, на основе Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Торбеевская основная образовательная школа имени А.И.Данилова», базисного учебного плана МКОУ «Торбеевская основная общеобразовательная школа имени А.И. Данилова» на 2014-2015 учебный год.
. Программа внеурочной деятельности «Юный пешеход» модифицированная и предназначена для обучающихся 3-4 классов.
Актуальность программы кружка «Юный пешеход » заключается в формировании у детей позиции познания ценностей здоровья, чувства ответственности за сохранения и укрепление своего здоровья, расширение знаний о детском травматизме и его предупреждения. Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья учащихся. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, когда с раннего детства ребенок знакомится со сложной техникой, когда с 8-9 лет он становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах. Необходимость сознательного выполнения им требований дорожного движения с дошкольного возраста.
Как научить ребенка сознательно относится к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но все это необходимо соединить в единую целостную систему непрерывного обучения детей.
Важно решить вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания, начиная с раннего возраста.
Программа кружка «Юный пешеход» охватывает область знаний, необходимых для безопасного поведения на улице и проезжей части, умения предугадывать и предотвращать опасные ситуации.
Цель:
развитие культурной личности, умеющей адаптироваться в современной дорожно-транспортной обстановке; создание условий для формирования у учащихся навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
Формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
Привитие культуры безопасного поведения на дорогах.
Обучение школьников правилам дорожного движения.
Обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания. Развитие творческих способностей школьников.
Программа рассчитана: для 3-4классов- 34 часа (1 час в неделю),
Содержание программы
Вводное занятие
На первом занятии ребята знакомятся с планом работы, узнают о правилах по технике безопасности занятий в кабинете, на учебной площадке, во время экскурсий, при проведении мероприятий
Темы занятий:
Ты и улица .10ч
Улица. Дорога. Тротуар. Обочина. Перекресток.
Просмотр презентации, С последующим обсуждением.
Почему на улице опасно? Дисциплина на улице – залог безопасного движения. Мы идем в школу. Безопасный маршрут.
Дорога – не место для игр.
Виды дорожных знаков 15ч
Просмотр видеоклипов по ПДД «Изумрудный город»
Работа с дорожными знаками (тренировочные занятия)
Работа по видеоклипу «Изумрудный город»
Конкурс «Мои новые знаки»
Игра «Собери дорожные знаки» (игра на внимание). Что можно и что нельзя», «Угадай дорожный знак»
Обязанности пассажира.
Игра «Пешеход – водитель» (сюжетно-ролевая игра)
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП 7ч
Виды ожогов и первая медицинская помощь
Обморожения и первая медицинская помощь.
Переломы
Показ презентации
Итоговое занятие проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения.
Требования у уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты
Принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
Уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
Осознание ответственности человека за общее благополучие;
Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
Способность к самооценке.
Метапредметные результаты
Умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
Формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
Формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
Формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Предметные результаты
Разделение различных дорожных знаков, узнавание их и соотношение с особенностями своего поведения как участника движения;
Объяснение значения и функций конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
Нахождение и исправление ошибок в графическом изображении дорожных ситуаций;
Знание и демонстрация правил дорожного движения в соответствии с дорожными знаками;
Разыгрывание различных ролей участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передача особенностей их поведения в зависимости от ситуации.
Коммуникативные :
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по направлению «Юный пешеход» обучающиеся должны знать:
права, обязанности и ответственность участников дорожного движения;
где и как переходить улицу, правила движения пешеходов;
правила пользования транспортом;
элементы улиц и дорог;
особенности движения транспортных средств и пешеходов на мокрой, скользкой и заснеженной дороге.
Уметь:
пользоваться дорожными знаками и дополнительными средствами информации на улицах и дорогах;
самостоятельно переходить улицу в указанном месте;
уметь пользоваться телефоном вызова экстренной помощи;
определять безопасные места для игр, езды на велосипеде, на роликах.
Учебно-тематический план кружка»Юный пешеход» 3-4 класс

Теоретическая часть Кол-во часов Характеристика деятельности учеников
Дата
1. Вводное занятие. Задачи на новый учебный год. Основные понятия и термины ПДД. 1 Формулировать знания о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков Ты и улица.
10ч Целостно воспринимать окружающую дорожную среду, выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой 3. Улица. 1 Различать права и обязанности пешехода и пассажира, ответственно относиться к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов и пассажиров 4. Тротуар. Обочина 1 5. Перекресток. 1 Изучать ответственность участников дорожного движения, анализировать типичные ошибки в поведении детей на улицах и дорогах 6. Просмотр презентации, С последующим обсуждением. 1 Определять смысл понятия «светофор», объяснять его световые сигналы и называть способы безопасного перехода улицы по сигналу светофора; различать светофор для водителей и для пешеходов; вырабатывать привычку переходить улицу только на зеленый сигнал светофора 7-8 Почему на улице опасно? Дисциплина на улице – залог безопасного движения. 2 Рассказывать о значении дорожных знаков и дополнительных средствах информации для пешеходов, понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах 8-9 Мы идем в школу. Безопасный маршрут 2 Узнавать ранее изученные дорожные знаки, освоить знаки предупреждающие и запрещающие 10 Дорога – не место для игр. 1 Узнавать ранее изученные дорожные знаки, перечислять знаки сервиса и приоритета 11 Элементы улиц и дорог. 1 Формулировать правила движения пешехода, понимать и осмысливать их; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные. . Виды дорожных знаков
15ч Распознавать дорожные знаки для пешеходов, понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах 12-13 Просмотр видеоклипов по ПДД «Изумрудный город 2 Освоить новые термины «проезжая часть дороги», «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина», понимать и осмысливать их, учить правила дисциплинированного поведения, предвидеть опасность, развивать наблюдательность, осторожность 14-15 Работа с дорожными знаками (тренировочные занятия)
2 Находить представление о перекрестке, его видах, развивать осмысление, понимание и осознание его опасности как места, где пересекаются дороги и транспорт движется в разных направлениях, моделировать безопасное поведение на перекрестке 16-17 Работа по видеоклипу «Изумрудный город»
2 18-19 Конкурс «Мои новые знаки»
2 Оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные. 20 Правила движения велосипедистов 1 Обсуждать возможные опасности и неожиданности на улицах и дорогах, объяснять безопасные правила езды на велосипеде 21 Игра «Собери дорожные знаки» (игра на внимание). Что можно и что нельзя ? 1 Формировать чувство предвидения опасности, где разрешается играть, где нет, где можно ездить на велосипеде и мототранспорте и где нельзя 22 Обязанности пассажира.
1 Обобщать знания о пешеходных переходах; правилах перехода улицы и дороги, осваивать правила движения группами 23-25 Игра «Пешеход – водитель» (сюжетно-ролевая игра
Инспектор «ГИБДД» и ДПС» 3 Объяснять термины «ГИБДД» и «ДПС»; разъяснять значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров. 26. Угадай дорожный знак»
1 Оценивать опасность перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; формулировать понятия «остановочный и тормозной путь автомобиля» Причины дорожных аварий. Первая помощь при ДТП 7 ч Анализировать причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, развивать навыки безопасного поведения 27. Правила пользования транспортом 1 Приводить примеры общественного транспорта, излагать правила пользования и поведения в общественном транспорте 28. Почему дети попадают в дорожные аварии 1 Расширять представление о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувство предвидения опасности, наблюдательность , дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения 29. Виды ожогов и первая помощь. 1 Совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Запомнить особенности движения пешеходов на загородных дорогах. 30. Обморожение и первая помощь 1 Узнавать об опасности на железной дороге, запоминать правила перехода железнодорожных путей, называть правила поведения в городском и железнодорожном транспорте, правила посадки и высадки из железнодорожного транспорта и безопасного поведения на посадочных площадках 31. Переломы
1 Объяснять смысл понятий и терминов, читать подобранные произведения, выбирать информацию из статей, составлять собственный текст, готовить выступление по материалам, 32. Правила перехода железной дороги 1 . Выбирать стихи, составлять собственный текст, готовить выступление по материалам, участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, распределять роли, инсценировать произведение, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 33.
34. Показ презентации (с последующим обсуждением.
Итоговое занятие проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения
1
1 Итого 34 Учебно-методическое обеспечение
Необычные физкультурные занятия.
Издательство «Учитель» авт.-сост. Е.И.Подольская. Волгоград 2011г.
Формирование двигательной активности детей. «Игры-эстафеты».
Автор составитель Е.К. Воронова Волгоград 2012г.
Спортивный серпантин Сценарий спортивных мероприятий для младших Школьников. Авторы составители Е.А. Гальцова, О.П. Власенко. Волгоград; Учитель, 2007 г.
Занимательная физкультура для детей 6-7 лет. Автор-составитель В.В. Гаврилова. Волгоград 2009 год.
Л.А. Обухова, Н.А. Лемяснино Тридцать уроков здоровья методическое пособие творческий центр Сфера. Москва 1999 г.
М.Ю. Картушина Оздоровительные занятия с детьми. Творческий центр Сфера. Москва 2010 г.
О.В. Старцева Школа дорожных наук –М. ТЦ Сфера 2012 г.(Модули программы ДОУ)
Т.А. Шорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-9 лет –М: ТЦ Сфера 2013 г. Авторы-составители Л.Н. Волошина Ю.М. Исаенко Т.В. Курилова
Обучение детей игровой деятельности. Издательство «Учитель» Волгоград 2012 г.
Ресурсы интернета
Материально-техническое обеспечение
1.Спортивный инвентарь: мячи (большие и маленькие), обручи, скакалк
2. Презентации по ЗОЖ, по ПДД
3. Видеофильмы по ЗОЖ
4. Экран, проектор, ноутбук