Конспект по изобразительному искусству на тему Гармония цета — элемент коипазиционного творчества


Конспект урока по изобразительному искусству в 7 Б классе
« Гармония цвета элемент композиционного творчества» .
Открытый урок по изобразительному искусству в 7 Б классе
Урок – изучения творчества художников импрессионистов. Творческая мастерская.
Тема: «Гармония цвета элемент композиционного творчества».
Выполнила: Прокофьева Альфия Фатиховна Высшая квалификационная категория,
Тема: « Гармония цвета элемент композиционного творчества».
Вид урока: творческая мастерская.
Цели и задачи:
Образовательная:
1. Расширить знания учащихся об искусстве 20 века, обучать приёмам композиционного оформления интерьера.
2. Активизировать творческое воображение, наблюдательность, художественный вкус, фантазию.
3. Помогать определению пропорции, формы предмета, его положения в пространстве
4. Закрепить знания о композиции, равновесии в композиции.
5. Развивать графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы, от общего к деталям
Коррекционная:
Коррекция мелкой моторики рук, пальцев.
Воспитательная:
1..Воспитывать интерес любовь к всенародному искусству.
2. Передать особенности художественного сознания, направленного в поисках гармонии от частного к всеобщему.
Оборудование:
Для учителя:  презентация по теме, иллюстрации, шаблоны (формы геометрических фигур), поэтапный показ, музыка С.С. Прокофьев - Симфония 7 cis-moll, op.131 II. AllegrettoДля учеников: гуашь, акварель, кисти, баночки для воды, тряпочка, подставка для кистей.
Зрительный ряд: презентация по теме, 3 формата-А 0, справочный материал.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мобилизующее начало.
Я постараюсь, чтобы урок для вас был интересным, а вам сегодня будет комфортно работать в мастерской.
Предлагаю к концу урока создать выставку под названием « Творчество»
Проверка подготовки учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока.
Вступительное слово учителя.
Всегда интересно узнать тайну искусств, тайну мастерства. У каждого художника свои секреты, мы попробуем чуть-чуть заглянуть в тайны искусств, побывав в тех местах, где красота создается своими руками.
Слайд № 2,№ 3,№ 4,№ 5,№ 6, № 7.
.Цвет и его роль в композиции.
Цвет играет важную роль в нашей жизни и деятельности. В природе нет ничего бесцветного. Человек живет в широком цветном мире. Одни цвета очень яркие и чистые, другие бледные настолько неопределенны, что порой трудно подобрать им название.
Понятие цвета и его восприятия очень сложны. Цветоведение охватывает вопросы, связанные с физикой, психологией, светотехникой, медициной, техникой, искусством.Цвета спектра чередуются в такой последовательности: красный, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
1866 - Ньютон пропустил солнечные лучи через трехгранную призму и увидел спектральную полосу, которая состояла из гаммы (семь) различных цветов.
Все цвета делятся на две группы:
- ахроматические
- хроматические.
К ахроматических относится белый, черный и все серые цвета. К хроматическим относятся все спектральные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, пурпурный со всеми оттенками и переходами. Цвет может успокаивать, волновать, радовать, печалить, подавлять и веселить. Вызвать чувство теплоты и холода, бодрости и усталости, расширять и сужать пространство, стимулировать зрение, мозг, нервы; помогать лечению больных.
Учащийся: Красный цвет - возбуждающий, горячий, энергичный, жизнерадостный. Сильно влияет на настроение людей.
Учащийся: Оранжевый - яркий, вызывающий радость, успокаивает или раздражает. Способствует улучшению переваривания пищи и ускорение движения крови.
Учащийся: Желтый - стимулирует зрение, мозг, нервы, создает веселье, успокаивает некоторое нервное состояние.
Учащийся: Зеленый - цвет природы, покоя, свежести, успокаивает нервную систему. Способствует понижению давления крови за счет расширенных капилляр.
Учащийся: Голубой - светлый, свежий и прозрачный. Влияет так же как и зеленый. Лечебный цвет, облегчает болезненное состояние.
Учащийся: Фиолетовый - пышный и благородный: положительно действует на сердце и легкие. Цвет усталости и грусти.
Учащийся: Коричневый - теплый; создает спокойное настроение, выражает устойчивость и прочность предметов.
Учащийся: Серый - холодный, деловой, грустный, создает апатию и грусть.
Учащийся: Белый - легкий, холодный, благородный. Символ чистоты, хорошо сочетается с другими цветами.
Учащийся: Черный - темный, тяжелый, резко снижает настроение. Он очень красивый, в небольшом количестве применяется для контраста.
Цвет в художественном контрасте рассматривается прежде всего, как средство функциональной организации предметной среды.
Слайд № 8
Учитель: Скажите, что такое композиция?
Учащийся: - Композиция /от лат./ - составление, соединение, различных частей в единое целое с какой-либо идеей.
Учитель: - Симметрично построенная композиция встречается во многих произведениях художников.
Если симметричная композиция создает впечатление покоя, тишины, торжественности, передает чувство уравновешенности, то асимметричной композиции ближе ощущение движения, беспокойства. В такой композиции составляющие части относительно центральной оси неодинаковые.
Симметрия в искусстве усвоена на реальной действительности изобилующей симметрично устроенными формами, например, симметрично устроены фигуры человека, бабочки, снежинки и т.д.
- В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешенны.
Используя закон симметрии, попробуем передать состояние покоя, устойчивости форм одной или несколько фигур.
- Но главная задача – сохранить равновесие путем подбора и расположения элементов в пространстве картины и в определениях пропорциях по форме, тону, цвету.
- При составлении соблюдайте одно условие: элементы композиции расположить ровно, без особого отклонения от вертикали либо горизонтали.
Тогда получим работу, в которой, кроме симметрии, выражено состояние статики.
Симметричные композиции – статичные /устойчивые/, левая и правая половина уравновешены.
- Теперь незаметно подошли к другому закону – статике.
Учащийся: - Статика – это покой, устойчивость.
- Ощущение движения /динамику/ можно усилить резкой сменой направления форм, линий, пятен – от горизонтальных, вертикальных к диагональным и даже спиральным.
Учащийся: - Динамика – это движение.
Учитель: - Как правило, статика и динамика неразрывно взаимосвязаны, дополняют, или усиливают друг друга, в результате работа в целом выигрывает.
Слайд № 9.
Учитель: Издавна люди пытались отобразить красоту окружающего мира, сцены из жизни в рисунках, картинах. Со временем картины наиболее талантливых людей превратились в произведения искусства. Появилось множество различных направлений в искусстве: импрессионизм, модернизм, классицизм, романтизм, натурализм, символизм, реализм, сюрреализм, абстракционизм и др. Каждое направление охватывает единство мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения.Издревле беспредметное творчество существовало в виде орнамента или нонфинито, но только в новейшей истории оформилось в особую эстетическую программу - абстракционизм. Возникновение и развитие абстрактного искусства тесно связано с духовными идеями, волновавшими умы европейцев на рубеже XIX-XX веков. Увлечение метафизическими и утопическими теориями охватило не только философов, но и литераторов, музыкантов, живописцев. Стремление выразить невыразимое, передать ощущение единства души и материи потребовало от художников поиска нового, нетрадиционного изобразительного языка, полного глубокого смысла.
Вся история цивилизации последнего века построена на формулах, алгоритмах, принципах, уравнениях и правилах. Однако, человеку свойственно стремление к равновесию и гармонии. В связи с чем на заре века научно-технической революции появляется такое вот арт течение, которое не подчиняется классическим канонам рисования, а наоборот, служит своей целью дать свободу неосознанному и хаотичному, на первый взгляд лишенному смысла, но тем самым давая человеку возможность освободиться от влияния норм и догматов и сохранить внутреннюю гармонию.

Слайд № 10, № 11, № 12.
Абстракционизм (от латинского abstractus – удаленный, отвлеченный) весьма широкое направление в искусстве XX столетия, возникшее в начале 1910-х в нескольких странах Европы. Для абстракционизма характерно использование исключительно формальных элементов для отображения реальности.
В абстракционизме можно выделить два четких направления: геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан), и лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Также в абстракционизме есть еще несколько крупных самостоятельных течений.
Слайд № 13
.Основоположники абстракционизма — русские художники Василий Кандинский иКазимир Малевич, голландец Пит Мондриан. В основе их метода рисования лежало стремление к «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.
Слайд № 14.
Учащийся: Васи́лий Васи́льевич Канди́нский ( 1866-1944 ) — выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположнико вабстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник». Участвовал в выставках Московского товарищества художников. В 1910 и 1912 г. также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи. Кандинский приписывал геометрическим фигурам определённые цвета и даже различия в тепловом восприятии. Горизонталь ему виделась чёрной и тёплой; вертикаль – белой, холодной; диагональ – красной, серой, зелёной; прямой угол – красным; острый – жёлтым; тупой – голубым.Слайд № 15.
Учащийся: Пит Мондриан (1872-1944)
Пит Мондриан (наст. имя Питер Корнелис) - голландский художник. Его картины, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в современной живописи. В 1917 Мондриан и Тео ван Дусбург основали авангардистский журнал "Де Стиль" и группу с таким же названием. Эстетическая теория, лежавшая в основе этого направления, была названа неопластицизмом. В соответствии с требованиями неопластицизма Мондриан еще больше сократил свои художественные средства, используя только белый, серый, черный и наиболее интенсивные тона основных цветов спектра.
К 1920 стиль Мондриана полностью сформировался. Используя прямые линии жестких контуров, он делал композиции асимметричными, достигая динамического равновесия. Благодаря отказу от частностей и деталей он надеялся достичь более ясного выражения универсальных первооснов творчества, стремясь обрести то, что он называл "чистой пластической реальностью".
Слайд № 16.
Учащийся: Малевич Казимир Северинович (1878 - 1935)
Малевич К.С. - российский живописец, график, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, так называемого супрематизма. Родился в семье управляющего заводом. С 11 лет много рисовал и писал красками. В 1894 окончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895 - 1896 учился в рисовальной школе, потом переехал с семьей в Курск. Там он участвовал в созданном кружке любителей искусства и служил чертежником, зарабатывая деньги на жизнь и учебу в Москве. В 1904 приехал в Москву, где недолго посещал занятия в училище живописи, ваяния и зодчества и в Строгановском училище. В 1905 вернулся в Курск и самостоятельно занимался живописью. В 1907 состоялось его первое известное по каталогам участие в выставке Московского товарищества художников, где кроме работ Малевича были представлены картины В.В. Кандинского и др. . В 1928 - 1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1929 состоялась его персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее. В 1930 его работы были выставлены в Австрии и Германии.
Учитель: В процессе познания природы человек открывал для себя всё новые и новые
принципы организации мира – ритм, симметрию, пропорции, контраст и др.
Этими принципами он руководствовался – сначала бессознательно, потом
осознанно, - преобразуя окружающий мир, создавая искусственную среду
обитания. Природные и созданные человеком объекты действительности породили
в его сознании устойчивые образы, сопровождаемые определёнными эмоциями.
Эти символические ассоциативные значения геометрических фигур, линий
учитываются во всех видах деятельности, связанных с созданием визуальных
форм. Вертикаль при отсутствии членений воспринимается как нечто
несоизмеримое, бесконечное, лёгкое, устремлённое ввысь. Если она имеет
утолщения в нижней части или стоит на горизонтальном основании – как нечто
более устойчивое. Горизонталь ассоциируется с надёжностью, стабильностью,
движением, развитием. Диагональ символизирует динамику. Соответственно
композиция, построенная на чётких горизонталях и вертикалях, тяготеет кустойчивости, статичности, торжественности, а композиция, базирующаяся надиагоналях, - к движению, изменчивости, нестабильности. Горизонтальная
композиция будет выглядеть более основательной, тяжеловесной, чем
вертикальная. Справедливость этого утверждения в большой степени зависит и
от соотношения сторон прямоугольников, и от размещения материала внутри
них.
Слайд № 17.
Вывод. 
Абстракционизм - уникальное явление мировой художественной культуры. Его уникальность обусловлена особенностями переломной эпохи. XX век - это своего рода знак и не случайно он породил своеобразное искусство абстракционизма.
Искусство не терпит прямоговорения, его сила в метафоре. Реализм в искусстве бывает очень разным и это самым убедительным образом доказывает искусство абстракционизма.
Благодаря абстракционизму появилось много различных направлений в современном искусстве.
Восприятие искусства в высшей степени субъективно. Отношение к произведениям художников-абстракционистов можно выразить словами нидерландского философа XVII века Б. Спинозы: "Не плакать, не возмущаться, но понимать". Укоренившаяся глубоко привычка воспринимать сугубо реалистическую художественную форму не означает, что направление, "непохожее на жизнь", неинтересно, а тем более абсурдно. Радость искусства в том, что оно разное.
Абстракционизм можно любить и не любить, можно найти немало как сторонников, так и противников этого, как, впрочем, и любого другого вида искусства. Но любое искусство имеет право на существование, и его нельзя ни запрещать, ни очернять, ни скрывать.
Слайд № 18,№19,№20.
Произведения художников
III. Постановка Художественной Задачи
Слайд № 21
Задание № 1 Создайте композицию из 2-3 прямоугольников, 3-4 прямых линий и небольшого цветного кружка, который должен стать доминантой в композиции.
Постарайтесь добиться эмоционально-цветового преображения плоскости (её зрительного «расширения», «замкнутости» и т.д.).
Слайд № 22
Задание № 2 На чёрном или белом фоне создайте композицию из цветных линий, квадратов, прямоугольников и кругов. Выполните композицию в тёплой или холодной гамме. При помощи ритмического построения цветовых пятен постарайтесь решить в композиции различные эмоционально- образные задачи (создать, например, образ радости, строгости, печали и т.д.).
Слайд № 23
Задание № 3Создайте композицию из произвольного количества разнообразных фигур по принципу цветовой гармонии или контраста.
Работу выполните на цветном фоне, решая те же эмоционально- образные задачи
IV. Самостоятельная работа.
Задание: выполнить 1 задание на выбор используя свою фантазию.
Законченность работы - яркость и чистота цветов, чёткость и выразительность.
Проявите в работе точность, чёткость, аккуратность.
-Выбираем фон для картины.
- Используем шаблоны (формы геометрических фигур).
V. Выставка работ учащихся
VI. Итог урока.
Произведения каких художников мы изучили?
Какие направления в искусстве были в 20 веке?
Чем отличается искусство абстракционистов от современного?
Чему вы научились на уроке?
-Создавать произведение своими руками.
- Бережно относиться к культуре разных эпох.
- Беречь красоту.
Прошу всех ребят принять участие в выставке. Что мы с вами создали?
Выставку под названием « ТВОРЧЕСТВО. »Всем мастерам за старание и желание работать « СПАСИБО!»
А самым умелым присваивается звание « МАСТЕР» ( вручается грамота)
Вот и подходит к концу наша встреча в художественной мастерской с мастерами чудесными.
И получилась у нас выставка. Пусть каждое загадочное произведение украсит интерьер вашей квартиры.
VI. Домашнее задание.
Список используемой литературы:
Бердяев Н. "Кризис искусства" Репринт воспроизв. изд. 1918г.М., 1990.
Волков Н.Н. Композиция живописи. С.53
Гёте И.-В. Учение о цветах. С.240
Деребире М. Цвет в деятельности человека. С.76-77
.Ивашнев В.И. "Юный художник" №2, 2000
Исмаилова Н. "Искусство" №17, 2001
Исмаилова Н. "Искусство" №2, 2002
Кандинский В.В. О духовном искусстве.С.46-49
Словарь иностранных слов.М., 1964
Энциклопедия для детей. Т.7. Ч.2 - 2 изд. испр. / Глав. ред. М.Д. Аксенова - М.: Аванта+, 1998. - 688с.: ил