Рабочая программа по информатике 7-9 класс. ФГОС. Семакин. 2016-2019 г.г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Котиково Вяземского муниципального района Хабаровского края

Согласовано
Принято
Утверждаю

Заместитель директора
_________/Отченаш Л.Л./
ФИО
на заседании
педагогического совета
Директор _______/Салиновская Е.В./
ФИО


протокол № ___
приказ №____

«_____»2016 года
от «____» 2016 года
от «______»2016 года








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ для 7-9 класса (базовый)





Е.В. Салиновская, учитель информатики
Соответствие занимаемой должности























с. Котиково
2016-2019 Пояснительная записка
:
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7-9 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), примерной программы основного общего образования по информатике (базовый уровень) и авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой (ФГОС программа для основной школы 7-9 классы И.Г. Семакин, М.С.Цветкова Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2012).
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения. Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
Рабочая программа базового курса информатики ориентирована на использование учебно-методического комплекса авторов Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., который включает в себя учебники завершенной предметной линии для 7-9 классов.
Учебники являются ядром целостного УМК. Помимо учебников в УМК входят: программа по информатике, методическое пособие для учителя, практикум для учащихся, учебные пособия для подготовки к итоговой аттестации. Консультации, видеолекции и другая полезная для учителя информация доступны в авторской мастерской на сайте методической службы издательства:
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/);
Поскольку курс информатики для основной школы носит общеобразовательный характер, то его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. В соответствии с авторской концепцией в содержании предмета должны быть сбалансировано отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика.
Поэтому, авторский курс информатики основного общего образования включает в себя следующие содержательные линии:
- информация и информационные процессы;
- представление информации;
- компьютер: устройство и ПО;
- формализация и моделирование;
- системная линия;
- логическая линия;
- алгоритмизация и программирование;
- информационные технологии;
- компьютерные телекоммуникации;
- историческая и социальная линия.
Важной составляющей УМК является комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенный на портале Единой коллекции ЦОР. Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный задачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
Описание места предмета в учебном плане: на изучение курса отводится 105 часов, по одному часу в неделю в 7, 8, 9 классах, 34 часа в год.
Содержание тем учебного курса
Тематическое планирование построено в соответствии с содержанием учебников и включает в себя 6 разделов в 7 классе, 4 раздела в 8 классе, 3 раздела в 9 классе. Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.
Основной формой проведения занятий является урок (изучение новых знаний, закрепление знаний, комбинированный, обобщения и систематизации знаний, контроля и оценки знаний), и обусловлен взаимодействием нескольких объективных факторов: целями, задачами и учебной программой по информатике, спецификой условий учебного процесса, спецификой контингента учащихся.

№ п/п
Учебная тема
Кол-во часов



всего
теоретич
практич

7 класс


Введение в предмет
1
1



Человек и информация
5
3
2


Компьютер: устройство и программное обеспечение
6
3
3


Текстовая информация и компьютер
10
4
6


Графическая информация и компьютер
6
2
4


Мультимедиа и компьютерные презентации
6
2
4

8 класс


Передача информации в компьютерных сетях
7
2
5


Информационное моделирование
4
2
2


Хранение и обработка информации в базах данных
11
4
7


Табличные вычисления на компьютере
12
4
8

9 класс


Управление и алгоритмы
12
4
8


Введение в программирование
17
6
11


Информационные технологии и общество
3
2
1


Итоговая контрольная работа за курс
1

1


Требования к уровню подготовки обучающихся
7 класс
общее число часов – 34 ч.
Введение в предмет 1 ч.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
Человек и информация 5 ч (3+2)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч (3+3)
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране директорию диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
Текстовая информация и компьютер 10 ч (4+6).
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны знать:
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Графическая информация и компьютер 6 ч (2+4)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч (2+4)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;
При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Учащиеся должны знать:
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

8 класс
Общее число часов: 34 ч.
Передача информации в компьютерных сетях 7ч (2+5)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» WWW.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
работать с одной из программ-архиваторов.
Информационное моделирование 4 ч (2+2)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
Хранение и обработка информации в базах данных 11 ч (4+7)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
что такое база данных, СУБД, информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления на компьютере 12 ч (4+8)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

9 класс
Общее число часов: 33 ч.
Управление и алгоритмы 12 ч (4+8)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Введение в программирование 17 ч (6+11)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования;
что такое трансляция;
назначение систем программирования;
правила оформления программы на Паскале;
правила представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования..
Учащиеся должны уметь:
работать с готовой программой на Паскале;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.
Информационные технологии и общество 3 ч (2+1)
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема безопасности информации;
какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.
. Учащийся должен уметь:
регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.

Календарно-тематическое планирование 2016-2017 уч. год
7 класс
№ урока
Тема урока
Параграф учебника
Компьютерный практикум
ЦОР к урокам из Единой коллекции ЦОР (ЕК)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дата

Введение в предмет 1

1
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания

Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе
Введение

( 1. Информация и знания
8 класс
Введение
ЦОР № 2, 3, 5

Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 4. Техника безопасности и санитарные нормы
ЦОР №1. Домашнее задание № 1

Глава 1, ( 1:
ЦОР № 1. Информативность сообщений
ЦОР № 2. Информация и знания. Классификация знаний


Человек и информация 3+2

2
Информация и знания. Восприятие информации человеком.
( 2. Восприятие и представление информации

8 класс
Глава 1, ( 2
ЦОР № 1. Восприятие информации
ЦОР № 3. Информация и письменность
ЦОР № 9. Языки естественные и формальные
ЦОР № 8. Формы представления информации

Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 2. Домашнее задание ЦОР № 2


3
Информационные процессы


( 3. Информационные процессы

8 класс
Глава 1, ( 3
ЦОР № 1. Виды информационных процессов
ЦОР № 6. Обработка информации
ЦОР № 7. Передача информации
ЦОР № 9. Хранение информации

Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 2. Домашнее задание № 3


4
Практическая работа № 1. Работа с тренажёром клавиатуры

Инструменты учебной деятельности:
Клавиатурный тренажер «Руки солиста.


5
Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации.
( 4. Измерение информации

8 класс
Глава 1, ( 4
ЦОР № 1. Алфавитный подход к измерению информации
ЦОР № 3. Единицы информации
ЦОР № 5. Информационный объем текста
ЦОР № 7. Количество информации в сообщении

Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 4. Интерактивный задачник. Раздел Измерение информации.
ЦОР № 2. Домашнее задание № 4


6
Практическая работа № 2 Вычисление количества информации с помощью калькулятора




Компьютер: устройство и программное обеспечение 3+3

7
Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти.

( 5. Назначение и устройство компьютера
( 6. Компьютерная память

8 класс
Глава 2, (5
ЦОР № 1. : Аналогия между компьютером и человеком
ЦОР № 2. Информационный обмен в компьютере
ЦОР № 8. Принципы фон Неймана
ЦОР № 9. Схема устройства компьютера
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 7. Практическое задание № 1

8 класс
Глава 2, (6
ЦОР № 1. Внутренняя память ЭВМ
ЦОР № 7. Носители и устройства внешней памяти

Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 2. Домашнее задание № 5


8
Практическая работа № 3. Устройство персонального компьютера и его основные характеристики.

Знакомство с комплектацией устройство персонального компьютера, подключение внешних устройств.
( 7. Как устроен персональный компьютер
( 8. Основные характеристики персонального компьютера

8 класс
Глава 2, (7
ЦОР № 6. Структура персонального компьютера
ЦОР № 5. Основные устройства персонального компьютера
ЦОР № 4. Первое знакомство с компьютером

Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 3 Кроссворд по теме: Первое знакомство с компьютером.

8 класс
Глава 2, (8
ЦОР № 6. Основные характеристики персонального компьютера

Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 1. Домашнее задание № 6
ЦОР № 7. Практическое задание № 2
ЦОР № 8. Программа-тренажер «Устройство компьютера–2»


9
Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции.

( 9. Программное обеспечение компьютера
( 10. О системном ПО и системах программирования

8 класс
Глава 2, (9
ЦОР № 6. Структура программного обеспечения
ЦОР № 5. Прикладное программное обеспечение
8 класс
Глава 2, (10
ЦОР № 7. Системное программное обеспечение
ЦОР № 6. Операционная система
ЦОР № 8. Системы программирования

Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 1. Домашнее задание № 7


10
Практическая работа № 4. Пользовательский интерфейс

Знакомство с интерфейсом операционной системы, установленной
на ПК
(12. Пользовательский интерфейс

8 класс
Глава 2, (12
ЦОР № 11. Разновидности пользовательского интерфейса
ЦОР № 9. Объектно-ориентированный графический интерфейс
ЦОР № 10. Рабочий стол Windows
ЦОР № 15. Элементы оконного интерфейса Windows
ЦОР № 1. Главное меню Windows,
ЦОР № 4. Использование буфера обмена для копирования
ЦОР № 12. Типы меню и их использование в Windows,
ЦОР № 3. Индивидуальная настройка рабочего стола Windows
ЦОР № 4. Использование буфера обмена для копирования, связывания и внедрения объектов Windows

Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 2. Домашнее задание № 9


11
Файлы и файловые структуры операционной системы. Использование антивирусных программ
( 11. О файлах и файловых структурах

8 класс
Глава 2, (11
ЦОР № 15. Файлы и файловые структуры
ЦОР № 13. Файловая структура диска
ЦОР № 2. Имя файла. Путь к файлу
ЦОР № 10. Таблица размещения файлов
Глава 2, (11
ЦОР № 7. Окно проводника Windows
ЦОР № 8. Операции с файлами и папками Windows
ЦОР № 14. Файловый менеджер Windows Commander
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 1. Домашнее задание № 8
ЦОР № 9. Практическое задание № 3


12
Итоговое тестирование по темам Человек и информация, Компьютер: устройство и ПО
Система основных понятий главы 1
Система основных понятий главы 2
Итоговый тест к главе 1 Человек и информация

Тренировочный тест к главе 2 Первое знакомство с компьютером,
Кроссворд по теме: Первое знакомство с компьютером.


Текстовая информация и компьютер 4+6

13
Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы
( 13. Тексты в компьютерной памяти

8 класс
Глава 3, (13
ЦОР № 12. Тексты в компьютерной памяти
ЦОР № 11. Способы обработки и хранения текстов
ЦОР № 10. Свойства компьютерных документов
ЦОР № 6. Кодирование текста. Таблица кодировки
ЦОР № 1. Гипертекст

Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 4. Интерактивный задачник. Раздел «Представление символьной информации»
ЦОР №2. Домашнее задание № 10


14
Практическая работа №5 Кодирование текстовой информации




15
Текстовые редакторы и текстовые процессоры
( 14. Текстовые редакторы


( 15. Работа с текстовым редактором
8 класс
Глава 3, (14
ЦОР № 7. Текстовые редакторы: назначение и классификация
ЦОР № 8. Структурные единицы текста
ЦОР № 5. Среда текстового редактора

8 класс
Глава 3, (15
ЦОР № 17. Режимы работы текстового редактора
ЦОР № 16. Режим ввода – редактирования текста


16
Практическая работа № 6 Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста
( 15. Работа с текстовым редактором
8 класс
Глава 3, (15
ЦОР № 19. Управление шрифтами
ЦОР № 20. Форматирование текста
ЦОР № 14. Работа с фрагментами текста
ЦОР № 17. Многооконный режим работы

ЦОР № 3. Интерфейс MS Word
ЦОР № 9. Перемещение по тексту в MS Word
ЦОР № 2. Ввод и редактирование текста в MS Word,
ЦОР № 10. Поиск и замена в MS Word

Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 11. Практическое задание № 5
ЦОР № 12. Практическое задание № 6
ЦОР № 13. Практическое задание № 8


17
Практическая работа № 7 Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа.




18
Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены




19
Практическая работа № 8 Работа с таблицами




20
Дополнительные возможности текстового процессора: орфографический контроль, стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов
( 16. Дополнительные возможности текстовых процессоров
( 17. Системы перевода и распознавания текстов

8 класс
Глава 3, (16
ЦОР № 11. Стили в MS Word
ЦОР № 9. Работа с графикой в MS Word
ЦОР № 10. Работа с таблицами в MS Word
ЦОР № 13. Шаблоны в MS Word
ЦОР № 2. Дополнительные возможности текстовых процессоров
ЦОР № 8. Проверка текста; исправление ошибок в MS Word


21
Итоговое практическое задание № 9 на создание и обработку текстовых документов

8 класс
Глава 3, (16
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 6. Практическое задание № 7
ЦОР № 7. Практическое задание № 8
ЦОР № 1. Домашнее задание № 11


22
Итоговое тестирование по теме Текстовая информация и компьютер

Система основных понятий главы 3

8 класс
Глава 3, (17
ЦОР № 1. Итоговый тест к главе 3 Текстовая информация и компьютер
ЦОР № 4 Тренировочный тест к главе 3 Текстовая информация и компьютер.


Графическая информация и компьютер 2+4

23
Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики.

( 18. Компьютерная графика





( 21. Растровая и векторная графика

8 класс
Глава 4, (18
ЦОР № 11. Этапы развития средств компьютерной графики
ЦОР № 9. Статические графические объекты
ЦОР № 1. Анимированные графические объекты
ЦОР № 2. Графика в компьютерных играх
ЦОР № 7. Научная графика

Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 7. Практическое задание № 9
ЦОР № 2. Домашнее задание № 12

8 класс
Глава 4, (21
ЦОР № 7. Растровая и векторная графика
ЦОР № 6. Особенности растровой и векторной графики

Упражнения для самостоятельной работы:
Домашнее задание ЦОР № 14


24
Практическая работа №10 Графические редакторы растрового типа

Работа с растровым графическим редактором
( 22. Работа с графическим редактором растрового типа

8 класс
Глава 4, (22
ЦОР № 2. Возможности графического редактора
ЦОР № 16. Режимы работы графического редактора
ЦОР № 13. Работа с текстом в Paint
ЦОР № 15. Редактирование рисунка в Paint
ЦОР № 19. Среда графического редактора Paint
ЦОР № 1. Базовые инструменты в Paint
ЦОР № 17. Рисование геометрических фигур в Paint
ЦОР № 18. Рисование линий в Paint
ЦОР № 4. Закрашивание областей рисунка в Paint
ЦОР № 14. Работа с фрагментами изображения в Paint

Упражнения для самостоятельной работы
ЦОР № 11. Практическое задание № 11
ЦОР № 12. Практическое задание № 12


25
Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения




26
Практическая работа № 11 Кодирование изображения

Работа с растровым графическим редактором
( 20. Как кодируется изображение

8 класс
Глава 4, (20
ЦОР № 5. Растровое представление изображения
ЦОР № 4. Кодирование цвета
Упражнения для самостоятельной работы
ЦОР № 1. Домашнее задание № 13
ЦОР № 8. Практическое задание № 10


27
Практическая работа № 12 Работа с векторным графическим редактором

8 класс
Глава 4, (20

Упражнения для самостоятельной работы
ЦОР № 2. Интерактивный задачник: раздел «Представление графической информации»


28
Практическая работа № 13 Технические средства компьютерной графики
Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе
( 19. Технические сред
· <>PTДЖ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·и
·Hства компьютерной графики

8 класс
Глава 4, (19
ЦОР № 10. Система вывода изображения на экран монитора
ЦОР № 8. Принцип работы монитора
ЦОР № 1. Видеоадаптер
ЦОР № 12. Устройства ввода информации в компьютер
ЦОР № 9. Принцип работы сканера


Мультимедиа и компьютерные презентации 2+4

29
Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации
( 23. Что такое мультимедиа

( 26. Компьютерные презентации

8 класс
Глава 5, (23
ЦОР № 4. Технологии мультимедиа.
8 класс
Глава 5, (26
ЦОР № 5. Интерфейс программы PowerPoint
ЦОР № 15. Создание слайда в PowerPoint

ЦОР Слайд-шоу:
Демонстрационная интерактивная презентация, Демонстрационная непрерывная презентация, Создание новой презентации в PowerPoint, Режимы отображения слайдов в PowerPoint, Работа с объектами в PowerPoint,
Настройка анимации и звука в PowerPoint, Изменение оформления слайдов в PowerPoint, Демонстрация презентации в PowerPoint


30
Практическая работа № 14 Создание презентации с использованием текста, графики
и звука.

Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 10. Практическое задание № 13
ЦОР № 14. Практическое задание № 14


31
Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа.
( 24. Аналоговый и цифровой звук
( 25. Технические средства мультимедиа

8 класс
Глава 5, (24
ЦОР № 1. Аналоговое и цифровое представление звука

8 класс
Глава 5, (25
ЦОР №5. Технические средства мультимедиа


32
Практическая работа № 15 Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок).

8 класс
Глава 5, (25

Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 1. Домашнее задание ЦОР № 15


33
Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа»
Система основных понятий главы 4
Система основных понятий главы 5
8 класс
Глава 4, (22

Упражнение для самостоятельной работы:
ЦОР № 7. Кроссворд по теме: Технологии мультимедиа
ЦОР № 20. Тренировочный тест к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа»
ЦОР № 7. Итоговый тест к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5


34
Итоговое тестирование по курсу 7 класса
Всё содержание учебника
Упражнения для самостоятельной работы:
Тренировочный тест по курсу 8 класса (гл 2, п. 5, ЦОР №10)
Итоговый тест по курсу 8 класса (гл 2, п. 5, ЦОР №3)



Календарно-тематическое планирование 2017-2018 уч. год
8 класс
№ урока
Тема урока
Параграф учебника
Компьютерный практикум
ЦОР к урокам из Единой коллекции ЦОР (ЕК) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дата

Передача информации в компьютерных сетях 2+5

1
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.
( 1. Как устроена компьютерная сеть







( 3. Аппаратное и программное обеспечение сети

9 класс. Глава 1, ( 1
ЦОР № 1;
ЦОР № 3
ЦОР № 5
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР № 10
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 2. Домашнее задание № 1,
ЦОР № 8. Практическое задание № 1

9 класс. Глава 1, ( 3
ЦОР № 1;
ЦОР № 4
ЦОР № 5
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР № 10
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 3. Кроссворд по теме: "Компьютерные сети"


2
Практическая работа № 1 Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами.




3
Практическая работа № 2 Электронная почта, телеконференции, обмен файлами

Работа с электронной почтой.

( 2. Электронная почта и другие услуги сетей

9 класс. Глава 1, ( 2
ЦОР № 1;
ЦОР № 5
ЦОР № 6
ЦОР № 8
ЦОР№ 9
ЦОР № 10
ЦОР № 11
ЦОР № 12
ЦОР № 13
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 2. Домашнее задание № 2,
ЦОР № 7. Практическое задание № 2


4
Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете
( 4. Интернет и Всемирная паутина








( 5. Способы поиска в Интернете
9 класс. Глава 1, ( 4
ЦОР № 1;
ЦОР № 3
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР № 8
ЦОР№ 9
ЦОР № 13
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 2. Домашнее задание № 3,
ЦОР № 10. Практическое задание № 3
ЦОР № 11. Практическое задание № 6,

9 класс. Глава 1, ( 5
ЦОР № 4
ЦОР № 5
ЦОР№ 9
ЦОР № 11
ЦОР № 12
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 6. Практическое задание № 4
ЦОР № 7. Практическое задание № 5
ЦОР № 8. Практическое задание № 8


5
Практическая работа № 3 Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.
Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем




6
Практическая работа № 4 Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора




7
Итоговое тестирование по теме Передача информации в компьютерных сетях




Информационное моделирование 2+2

8
Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.
( 6. Что такое моделирование




( 7. Графические информационные модели

9 класс. Глава 2, ( 6
ЦОР № 2
ЦОР № 4
ЦОР № 5
ЦОР № 6

9 класс. Глава 2, ( 7
ЦОР № 5
ЦОР № 6
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 1. Домашнее задание № 4


9
Табличные модели
( 8. Табличные модели
9 класс. Глава 2, ( 8
ЦОР № 5
ЦОР № 6
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 1. Домашнее задание № 5,
ЦОР № 2. Интерактивный задачник, раздел «Табличные модели»


10
Практическая работа № 5 Информационное моделирование на компьютере

Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью
( 9. Информационное моделирование на компьютере
9 класс. Глава 2, ( 9
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 6
ЦОР № 8
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 3. Домашнее задание № 6,
ЦОР № 7. Практическое задание № 7


11
Итоговое тестирование по теме Информационное моделирование.

9 класс. Глава 2, ( 9
ЦОР № 9
ЦОР № 4


Хранение и обработка информации в базах данных 4+7

12
Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных
( 10. Основные понятия
9 класс. Глава 3, ( 10
ЦОР № 1;
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР № 8
ЦОР№ 9
ЦОР № 10
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 2. Домашнее задание № 7,
ЦОР № 3. Интерактивный задачник, раздел «Реляционные структуры»


13
Назначение СУБД.


Практическая работа № 6 Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы.
( 11. Что такое система управления базами данных

9 класс. Глава 3, ( 11
ЦОР № 1;
ЦОР № 3
ЦОР № 4
ЦОР № 5
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР№ 9
ЦОР № 10
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 2. Кроссворд «СУБД и базы данных»
ЦОР № 8. Практическое задание № 8


14
Практическая работа № 7 Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.

Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере
( 12. Создание и заполнение баз данных
9 класс. Глава 3, ( 12
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР№ 9
ЦОР № 10
ЦОР № 12
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 3. Домашнее задание № 8
ЦОР № 8. Практическое задание № 9


15
Условия поиска информации, простые логические выражения
( 13. Условия поиска и простые логические выражения

9 класс. Глава 3, ( 13
ЦОР № 1;
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР№ 9
ЦОР № 10
ЦОР № 11
ЦОР № 12
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 2. Домашнее задание № 9
ЦОР № 3. Интерактивный задачник, раздел «Поиск данных в БД»
ЦОР № 8. Практическое задание № 10


16
Практическая работа № 8 Формирование простых запросов к готовой базе данных.




17
Логические операции. Сложные условия поиска
( 14. Условия поиска и сложные логические выражения
9 класс. Глава 3, ( 14
ЦОР № 1;
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР № 10
ЦОР № 11

Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 2. Домашнее задание № 10
ЦОР № 3. Интерактивный задачник, раздел «Логические выражения в запросах»
ЦОР № 8. Практическое задание № 11


18
Практическая работа № 9 Формирование сложных запросов к готовой базе данных




19
Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки
( 15. Сортировка, удаление и добавление записей
9 класс. Глава 3, ( 15
ЦОР № 4
ЦОР № 7
ЦОР № 8
ЦОР№ 9
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР №1. Домашнее задание № 11
ЦОР № 5. Практическое задание № 12
ЦОР № 6. Практическое задание № 13


20
Практическая работа № 10 Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение




21
Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»

9 класс. Глава 3, ( 15
ЦОР № 10
ЦОР № 2


22
Самостоятельная работа База данных «Зоопарк»




Табличные вычисления на компьютере 4+8

23
Системы счисления. Двоичная система счисления.
( 16. Двоичная система счисления

9 класс. Глава 4, ( 16
ЦОР № 1;
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР № 8
ЦОР№ 9
ЦОР № 10
ЦОР № 11
ЦОР № 14
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 2. Домашнее задание № 12
ЦОР № 3. Интерактивный задачник, раздел «Системы счисления»


24
Представление чисел в памяти компьютера
( 17. Числа в памяти компьютера
9 класс. Глава 4, ( 17
ЦОР № 5
ЦОР № 6
ЦОР№ 9
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 1. Домашнее задание № 13
ЦОР № 2. Интерактивный задачник, раздел «Представление чисел»


25
Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц .

(18. Что такое электронная таблица










( 19. Правила заполнения таблицы



9 класс. Глава 4, ( 18
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 5
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР№ 9
ЦОР № 10
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР №4 . Кроссворд по теме «Электронные таблицы»
ЦОР № 8. Практическое задание № 14

9 класс. Глава 4, ( 19
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 7
ЦОР № 8
ЦОР№ 9
ЦОР № 10
ЦОР № 13
ЦОР № 14
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 3. Домашнее задание № 14
ЦОР № 4. Интерактивный задачник, раздел «ЭТ. Запись формул»


26
Практическая работа № 12 Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.




27
Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы
( 20. Работа с диапазонами. Относительная адресация

9 класс. Глава 4, ( 20
ЦОР № 1;
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР № 8
ЦОР№ 9
ЦОР № 10
ЦОР № 13
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 2. Домашнее задание № 15
ЦОР № 3. Интерактивный задачник, раздел «Статистические функции в ЭТ»
ЦОР № 8. Практическое задание № 15


28
Практическая работа № 13 Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц




29
Практическая работа №14 Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени
( 21. Деловая графика. Условная функция












( 22. Логические функции и абсолютные адреса

9 класс. Глава 4, ( 21
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 5
ЦОР № 6
ЦОР№ 9
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 8. Тренировочный тест № 5

9 класс. Глава 4, ( 22
ЦОР № 1;
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР № 8
ЦОР № 10
ЦОР № 12
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 2. Домашнее задание № 16
ЦОР № 3. Интерактивный задачник, раздел «Логические формулы в ЭТ»
ЦОР № 9. Практическое задание № 16



30
Практическая работа № 15 Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.




31
Практическая работа № 16 Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели
( 23. Электронные таблицы и математическое моделирование



( 24. Пример имитационной модели
9 класс. Глава 4, ( 23
ЦОР № 1;
ЦОР № 5
ЦОР № 7
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 2. Практическое задание № 17

9 класс. Глава 4, ( 24
ЦОР № 2
ЦОР № 6
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 1. Домашнее задание № 17
ЦОР № 3. Практическое задание № 18


32
Решение задач




33
Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере»

9 класс. Глава 4, ( 24
ЦОР № 7
ЦОР № 4


34
Итоговый тест по курсу 8 класса
Все содержание учебника






Календарно-тематическое планирование 2018-2019 г.г.
9 класс

№ урока
Тема урока
Параграф учебника
Компьютерный практикум
ЦОР к урокам из Единой коллекции ЦОР (ЕК) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дата

Управление и алгоритмы 4+8

1
Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью
( 1. Управление и кибернетика





( 2. Управление с обратной связью
9 класс. Глава 5 , ( 25
ЦОР № 1;
ЦОР № 3
ЦОР № 5
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 4.

9 класс. Глава 5, ( 26
ЦОР № 3
ЦОР № 5
ЦОР № 6
ЦОР № 7
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 1.



2
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.
( 3. Определение и свойства алгоритма

9 класс. Глава 5, ( 27
ЦОР № 2
ЦОР № 5
ЦОР № 6
ЦОР № 7
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 1 .


3
Практическая работа № 1 Графический учебный исполнитель


Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов.
( 4. Графический учебный исполнитель

9 класс. Глава 5 , ( 28
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 3
ЦОР № 4
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР № 8
ЦОР № 17
ЦОР № 18
ЦОР № 19
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 5.
ЦОР № 9
ЦОР № 10
ЦОР № 11
ЦОР № 13
ЦОР № 14
ЦОР № 15


4
Практическая работа № 2 Графические исполнители




5
Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.
( 5. Вспомогательные алгоритмы и рограмммы




9 класс. Глава 5, ( 29
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 3
ЦОР № 4
ЦОР № 5
ЦОР № 7
ЦОР № 8
ЦОР № 17
ЦОР № 18
ЦОР № 19
ЦОР № 20
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 6 .
ЦОР № 9.
ЦОР № 10
ЦОР № 11
ЦОР № 12
ЦОР № 14
ЦОР № 15


6
Практическая работа № 3 Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов




7
Язык блок-схем. Использование ЦИКлов с предусловием.
( 6. Циклические алгоритмы
9 класс. Глава 5, ( 30
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 3
ЦОР № 4
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР № 8
ЦОР№ 9
ЦОР № 20
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 5.
ЦОР № 10
ЦОР № 11
ЦОР № 12
ЦОР № 13
ЦОР № 15
ЦОР № 16
ЦОР № 17
ЦОР № 18


8
Практическая работа № 4 Разработка циклических алгоритмов




9
Практическая работа № 5 Ветвления. Использование двухшаговой детализации
( 7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма

9 класс. Глава 5, ( 31
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 3
ЦОР № 4
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР № 8
ЦОР № 18
ЦОР № 19
ЦОР № 20
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 5.
ЦОР № 9
ЦОР № 10
ЦОР № 11
ЦОР № 12
ЦОР № 15
ЦОР № 16


10
Практическая работа № 6 Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма.

Использование ветвлений




11
Зачётное задание по алгоритмизации




12
Тест по теме Управление и алгоритмы

9 класс. Глава 5, ( 31
ЦОР № 13


Введение в программирование 6+11

13
Понятие о программировании.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных.
( 8. Что такое программирование



( 9. Алгоритмы работы с величинами
9 класс. Глава 6, ( 32
ЦОР № 3
ЦОР № 4
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 2
9 класс. Глава 6, ( 33
ЦОР № 1;
ЦОР № 3
ЦОР № 5
ЦОР № 6
ЦОР № 8
ЦОР№ 9
ЦОР № 10
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 2.
ЦОР № 7


14
Линейные вычислительные алгоритмы

( 10. Линейные вычислительные алгоритмы
9 класс. Глава 6, ( 34
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 3
ЦОР № 4
ЦОР № 7
ЦОР № 8
ЦОР № 11
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 9
ЦОР № 10


15
Практическая работа № 7 Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе)




16
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания.
( 11. Знакомство с языком Паскаль
9 класс. Глава 6, ( 35
ЦОР № 1;
ЦОР № 5
ЦОР № 6
ЦОР № 8
ЦОР№ 9
ЦОР № 10
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 2
ЦОР № 7




17
Практическая работа № 8 Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов.




18
Оператор ветвления. Логические операции на Паскале
( 12. Алгоритмы с еетвящейся структурой










( 13. Программирование ветвлений на Паскале








( 14. Программирование диалога с компьютером

9 класс. Глава 6, (36
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 3
ЦОР № 4
ЦОР № 5
ЦОР№ 9
ЦОР № 10
ЦОР № 11
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 6.
ЦОР № 12
ЦОР № 13
ЦОР № 14

9 класс. Глава 6, ( 37
ЦОР № 1;
ЦОР № 4
ЦОР № 5
ЦОР № 7
ЦОР № 8
ЦОР№ 9
ЦОР № 10
ЦОР № 12
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 6.

9 класс. Глава 6, ( 38
ЦОР № 1;
ЦОР № 5
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 2.
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР № 8


19
Практическая работа № 9 Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций.




20
Циклы на языке Паскаль
( 15. Программирование циклов
9 класс. Глава 6, ( 39
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 3
ЦОР № 4
ЦОР № 5
ЦОР № 6
ЦОР № 8
ЦОР № 11
ЦОР № 12
ЦОР № 17
ЦОР № 19
ЦОР № 20
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 7.
ЦОР № 13
ЦОР № 14
ЦОР № 15
ЦОР № 16


21
Практическая работа № 10 Разработка программ c использованием цикла с предусловием




22
Практическая работа № 11 Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида
Использование алгоритма Евклида при решении задач
( 16. Алгоритм Евклида

9 класс. Глава 6, ( 40
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 3
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР № 10
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 8.
ЦОР № 9


23
Практическая работа № 12 Одномерные массивы в Паскале
( 17. Таблицы и массивы









( 18. Массивы в Паскале


9 класс. Глава 6, ( 41
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 3
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР № 10
ЦОР № 12
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 8.
ЦОР № 9

9 класс. Глава 6, ( 42
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР № 10
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 3.
ЦОР № 8


24
Практическая работа № 13 Разработка программ обработки одномерных массивов




25
Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве
( 19. Одна задача обработки массива

9 класс. Глава 6, ( 43
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 3
ЦОР № 4
ЦОР № 5
ЦОР № 6
ЦОР№ 9
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 10.
ЦОР № 11


26
Практическая работа № 14 Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве.




27
Практическая работа № 15 Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива


Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов
( 20. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива
9 класс. Заключение, ( 6.1
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 3
ЦОР № 4
ЦОР № 5
ЦОР № 8
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 6
ЦОР № 7


28
Практическая работа № 16 Сортировка массива

Составление программы на Паскале сортировки массива
( 21. Сортировка массива
9 класс. Заключение, ( 6.2
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 3
ЦОР № 4
ЦОР № 5
ЦОР № 8
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 6.
ЦОР № 7


29
Тест по теме «Программное управление работой компьютера»




Информационные технологии 2+1

30
Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ
( 22. Предыстория информатики







( 23. История ЭВМ









( 24. История программного обеспечения и ИКТ
9 класс. Глава 7, ( 44
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 3
ЦОР № 4
ЦОР № 7
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 8

9 класс. Глава 7, ( 46
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 3
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР № 8
ЦОР№ 9
ЦОР№ 11
ЦОР№ 12
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 5

9 класс. Глава 7, ( 47
ЦОР № 2
ЦОР № 3
ЦОР № 4
ЦОР № 5
ЦОР № 6
ЦОР № 7
ЦОР № 8
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 1
ЦОР № 10



31
Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество
( 25. Информационные ресурсы современного общества




( 26. Проблемы формирования информационного общества
9 класс. Глава 7, ( 48
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 3
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 6

9 класс. Глава 7, ( 49
ЦОР № 1;
ЦОР № 2
ЦОР № 3
ЦОР № 6
Упражнения для самостоятельной работы:
ЦОР № 7


32
Практическая работа № 17 Социальная информатика: информационная безопасность
( 27. Информационная безопасность



33
Итоговое тестирование по курсу 9 класса






Планируемые результаты при изучении курса
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. В этом смысле большое значение имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития средств информационной деятельности, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие. Историческая линия отражена в следующих разделах учебников:
7 класс, § 2 «Восприятие и представление информации»: раскрывается тема исторического развития письменности, классификации и развития языков человеческого общения.
9 класс, § 22 «Предыстория информатики» раскрывается история открытий и изобретений средств и методов хранения, передачи и обработки информации до создания ЭВМ.
9 класс , ( 23 «История ЭВМ», ( 24 «История программного обеспечения и ИКТ», раздел 2.4 «История языков программирования» посвящены современному этапу развития информатики и ее перспективам.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения.
В задачнике-практикуме, входящим в состав УМК, помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов (прежде всего, связанных с освоением информационных технологий) содержатся задания проектного характера (под заголовком «Творческие задачи и проекты»). В методическом пособии для учителя даются рекомендации об организации коллективной работы над проектами. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Все большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. Учебник для 7 класса начинается с раздела «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК». Эту тему поддерживает интерактивный ЦОР «Техника безопасности и санитарные нормы» (файл 8_024.pps). В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером. Когда время достигает предельного значения, определяемого СанПИНами, происходит прерывание работы программы и ученикам предлагается выполнить комплекс упражнений для тренировки зрения. После окончания «физкультпаузы» продолжается работа с программой.

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией, которая реализована в учебнике 9 класса, в главе 1 «Управление и алгоритмы» и главе 2 «Введение в программирование». Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя). С самых первых задач на алгоритмизацию подчеркивается возможность построения разных алгоритмов для решения одной и той же задачи (достижения одной цели). Для сопоставления алгоритмов в программировании существуют критерии сложности: сложность по данным и сложность по времени. Этому вопросу в учебнике 9 класса посвящен § 2.2. «Сложность алгоритмов» в дополнительном разделе к главе 2.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение правилам верификации, т. е. проверки правильности функционирования созданного объекта. Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных таблиц, программ (8 класс, главы 3, 4; 9 класс, главы 1, 2), ученики обучаются тестированию. Умение оценивать правильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта. Специально этому вопросу посвящен в учебнике 9 класса, в § 29 раздел «Что такое отладка и тестирование программы».
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать прчинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии. В информатике системная линия связана с информационным моделированием (8 класс, глава «Информационное моделирование»). При этом используются основные понятия системологии: система, элемент системы, подсистема, связи (отношения, зависимости), структура, системный эффект. Эти вопросы раскрываются в дополнении к главе 2 учебника 8 класса, параграфы 2.1. «Системы, модели, графы», 2.2. «Объектно-информационные модели». В информатике логические умозаключения формализуются средствами алгебры логики, которая находит применение в разделах, посвященных изучению баз данных (8 класс, глава 3), электронных таблиц (8 класс, глава 4), программирования (9 класс, глава 2)
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных линии «Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме – знаковой форме компьютерного кодирования. Поэтому во всех темах, относящихся к представлению различной информации, ученики знакомятся с правилами преобразования в двоичную знаковую форму: 7 класс, глава 3 «Текстовая информация и компьютер»; глава 4 «Графическая информация и компьютер»; глава 5 «Мультимедиа и компьютерные презентации», тема: представление звука; 8 класс, глава 4, тема «Системы счисления».
В информатике получение описания исследуемой системы (объекта) в знаково-символьной форме (в том числе – и в схематической) называется формализацией. Путем формализации создается информационная модель, а при ее реализации на компьютере с помощью какого-то инструментального средства получается компьютерная модель. Этим вопросам посвящаются: 8 класс, глава 2 «Информационное моделирование», а также главы 3 и 4, где рассматриваются информационные модели баз данных и динамические информационные модели в электронных таблицах.
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).
Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии» (7 класс, главы 3, 4, 5; 8 класс, главы 3, 4) и «Компьютерные телекоммуникации» (8 класс, глава 1).

Предметные результаты, формирующиеся при изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС
Все компетенции, определяемые в данном разделе стандарта, обеспечены содержанием учебников для 7, 8, 9 классов, а также других компонентов, входящих в УМК. В следующей таблице отражено соответствие меду предметными результатами, определенными в стандарте, и содержанием учебников.
Предметные результаты ФГОС
Соответствующее содержание учебников

Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.


1.1. Формирование информационной и алгоритмической культуры
Формированию данной компетенции посвящено все содержание учебников и УМК

1.2. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Компьютер», проходящей через весь курс.
7 класс. Глава 2 «Компьютер: устройство и программное обеспечение»;
глава 4 «Графическая информация и компьютер» ( 19. «Технические средства компьютерной графики»,
глава 5. «Мультимедиа и компьютерные презентации», ( 25. «Технические средства мультимедиа»
8 класс. Глава 1. «Передача информации в компьютерных сетях», ( 3. «Аппаратное и программное обеспечение сети»
9 класс. ( 23. «История ЭВМ»: рассматривается эволюция архитектуры ЭВМ со меной поколений, развитие возможностей ЭВМ по обработке разных видов информации

1.3. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств
Данная компетенция реализуется в процессе компьютерного практикума. Для ее обеспечения используются следующие элементы УМК:
Задачник-практикум, т. 1, раздел 4 «Алгоритмизация и программирование» Лабораторный практикум по программированию на компьютере.
Задачник-практикум, т.2, раздел 5 «Информационные технологии». Лабораторный практикум по работе на компьютере с различными средствами ИКТ.
Кмплект ЦОР. Практические работы: «Работа с клавиатурным тренажером», «Подключение внешних устройств к персональному компьютеру», «Файловая система», «Работа со сканером». 25 практических работ на компьютере с различными средствами ИКТ

Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства


2.1. Формирование представления о понятии информации и ее свойствах
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Информация, и информационные процессы».
7 класс. Глава 1. «Человек и информация», все параграфы. Дополнение к главе 1, 1.1. «Неопределенность знания и количество информации»

2.2. Формирование представления о понятии алгоритма и его свойствах
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование».
9 класс. Глава 1. «Управление и алгоритмы», ( 3. «Определение и свойства алгоритма»

2.3. Формирование представления о понятии модели и ее свойствах
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Формализация и моделирование».
8 класс. Глава 2. «Информационное моделирование», все параграфы. Глава 4, ( 23 «Электронные таблицы и математическое моделирование»,
( 24 «Пример имитационной модели»
Дополнение к главе 2,
2.1. Системы, модели, графы
2.2. Объектно-информационные модели

Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической


3.1. Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя

Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование».
9 класс. Глава 1. «Управление и алгоритмы», ( 3 «Определение и свойства алгоритма», ( 4 «Графический учебный исполнитель». Глава 2, ( 9 «Алгоритмы работы с величинами»: для описания алгоритмов используется язык блок-схем и учебный Алгоритмический язык (с русской нотацией).
Дополнение к главе 2, 2.2 «Сложность алгоритмов»

3.2. Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование».
9 класс. Глава 1, ( 5 «Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы», ( 6 «Циклические алгоритмы», ( 7 «Ветвление и последовательная детализация алгоритма».
Глава 2, ( 10 «Линейные вычислительные алгоритмы», ( 12 «Алгоритмы с ветвящейся структурой»

3.3. Формирование знаний о логических значениях и операциях
На формирование данной компетенции направлена логическая линия курса.
8 класс. Глава 3 «Хранение и обработка информации в базах данных», ( 10 «Основные понятия»:
вводится понятие логической величины, логических значений, логического типа данных.
( 13 «Условия поиска и простые логические выражения»: вводится понятие логического выражения;
( 14. «Условия поиска и сложные логические выражения»: вводится понятие о логических операциях конъюнкция, дизъюнкция, отрицание; о таблице истинности, о приоритетах логических операций.
Глава 4, ( 21 «Деловая графика. Условная функция», ( 22 «Логические функции и абсолютные адреса» : об использовании логических величин и функций в электронных таблицах
9 класс, глава 2, ( 13 «Программирование ветвлений на Паскале»: вводится понятие об использовании логических величин, логических операций, логических выражений в языке программирования Паскаль

3.4. Знакомство с одним из языков программирования
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование».
9 класс. Глава 2 «Введение в программирование», (( 11–21 (язык программирования Паскаль). Дополнение к главе 2

Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Формализация и моделирование».
8 класс, Глава 2, ( 7 «Графические информационные модели», ( 8 «Табличные модели»; глава 4, ( 21 «Деловая графика»;
Дополнение к главе 2, 2.1. Системы, модели, графы, 2.2. Объектно-информационные модели
9 класс, Глава 2. Введение в программирование, ( 17 «Таблицы и массивы»

Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Данная компетенция реализуется в исторической и социальной линии курса.
7 класс, Введение, раздел «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК».
9 класс, глава 3, ( 27 «Информационная безопасность»: понятие об информационных преступлениях, правовая защита информации (законодательство), программно-технические способы защиты, компьютерные вирусы, антивирусные средства, опасности при работе в Интернете и средства защиты.