Презентация по русскому языку на тему Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (9 класс)


«Четвёртое лишнее» (работа со схемами)1) а) [ ],и[ ]. б) [ ], (чтобы.. .). в) [ ], ( когда.. ..). г) [ ], [ ]. «Четвёртое лишнее» (работа со схемами)2 ) а) [ ], ( что. . . ). б) [ ], но [ ]. в) [ ], а [ ]. г) [ ], и [ ]. «Четвёртое лишнее» (работа со схемами)3) а) [ ] — [ ]. б) [ ]: [ ]. в) [ ], и [ ]. г) [ ]; [ ]. Тест (БСП. Разделительные знаки в БСП) Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму, землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землёй. (Л. Толстой) 2. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (Максим Горький)3. Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (И. Тургенев)4. Шестнадцать лет служу - такого со мной не бывало. (Л. Толстой)5. Песенка кончилась - раздались обычные рукоплескания.(И. Тургенев)6. Ставнем стукнет - он вздрогнет и побледнеет. (М. Лермонтов)7. Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно. (И. Тургенев)8. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. (А. Пушкин) 9. Между тем чай был выпит; давно запряженные кони продрогли на снегу; месяц бледнел на западе и готов уже был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса. (М. Лермонтов)10. Ты запела песню светлую – колокольчики звенят. (Л. Ошанин) Проверка Работа с текстом Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить. Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне, и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо; он шёл так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесет; но, видно, это была не первая его прогулка, судя по уверенности, с какой он ступал с камня на камень и избегал рытвин. Наконец он остановился, будто прислушиваясь к чему-то, присел на землю и положил возле себя узел. Определение темы модуля.Целеполагание.- Какие синтаксические конструкции используются в тексте?- Почему автор использует такие предложения? - Сформулируйте тему модуля. («Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи»)- Сформулируйте цель модуля. Работа с текстом.1) Я пр..гласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугу..ый чайник – единстве..ая отрада моя в путешествиях по Кавказу. 2) Сакля была пр..лепле..а одним боком к скале, три скользкие, мокрые ступени вели к её двери. 3) Ощупью вошёл я и наткнулся на корову (хлев у этих людей заменяет лакейскую). 4) Я (не) знал, куда деват..ся: тут блеют овцы, там ворчит собака. 5) К счастью, в стороне блеснул тусклый свет и помог мне найти другое отверстие (на)подобие двери. 6) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша оп..ралась на два закопче..ых стола, была полна народа. 7) Посередине трещал огонёк, разложе..ый на земле, и дым, выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крышу, ра(сс/с)тилался вокруг такой густой пеленою, что я долго (не)мог осмотрет..ся; у огня сидели две старухи, множество детей и один худощавый грузин, весь в лохмотьях. 8) Нечего было делать, мы приютились у огня, закурили трубки, и скоро чайник зашипел приветливо. Словарная работа Сакля — хижина, жилище кавказских горцев. «За неимением комнаты для проезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле.» Лермонтов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.Лакейский — в знач. сущ. лакейская, лакейской, ж. Комната для прислуги, для лакеев в барском доме (устар.). Проверка 1. СПП (прид. обст. причины)2. БСП (одновременность (перечисл. глаг. несов. вида прош. вр.)3. Простое;4. Сложное с различными видами связи (прид. изъясн., смысл.св. – причина)5. Простое;6. Сложное с различными видами связи (смысл.св. – поясн., прид.опред.) 7. Сложное с различными видами связи (ССП, прид.обст.меры и степ., одноврем. – гл. несов.в.)8. Сложное с различными видами связи (последов., ССП) «Орфографическая пятиминутка»Название орфограммыН и нн в суффиксах прилага-тельных и причастийБуквы Е, И в пристав-ках ПРЕ-, ПРИ-Не с глаго-лами:ТЬСЯ, ТСЯ в глаго-лах:Написа-ние произ-водных пред-логовКорни с чередо-ванием гласной   Проверка Название орфограммыН и нн в суффиксах прилагатель-ных и причастий:Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-:Не с глаголами:ТЬСЯ, ТСЯ в глаголах:Написание производных предлогов:Корни с чередованием гласной:  чугунный, единственнаяприлеплена закопченных разложенныйпригласил прилепленане знал не мог деваться осмотреть-ся наподобие ввиду, вместо…, но в отношении, в продолжение, в течение… опиралась Выходной контрольС.у. «Графический диктант»Составьте схемы предложений, определите тип связи.1. Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера.2. Тихо слетают снежинки, и хорошо за каждой следить, куда она сядет. Д.у. «Лингвистическое конструирование»Из данных простых предложений сконструируйте сложные с сочинительной и подчинительной связью. Составьте схемы предложений.1. От леса до шоссе они шли пешком.2. Вот уже совсем близко подошли к селу.В.у. «Лингвистическое конструирование»Составьте предложение по данным схемам, определите тип связи. 1. [ ], и [ ]:[ ].2. [ ], (что ), [ ]. Рефлексия. Подведение итогов. Домашнее задание§31(ст.142,143),§32(знать последов. синт. разб.)Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите три предложения с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, не будут расставлены знаки препинания. Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем модуле.С.у. упр.205, стр.143.Д.у. упр. 206, стр.143.В.у. упр. 210(1,2), стр.147.