Презентация по математике на тему: Реализация требований ФГОС: «Проектная деятельность II ступени образования обучающихся (5, 6 классы)»


Реализация требований ФГОС: «Проектная деятельность II ступени образования обучающихся (5, 6 классы)» Суркина Зинаида ПетровнаМБОУ «Лицей №9»город Воронеж Актуальность проектной деятельности состоит в том, что современное общество нуждается в людях, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникационными навыками, то есть являются конкурентоспособными. Работая над повышением качества обученности обучающихся, я использую проектную деятельность при условиях: организую исследовательскую деятельность обучающихся с учётом возрастных и психологических особенностей личности;обучающимся предоставляю возможность для самореализации;исследовательскую деятельность выстраиваю исключительно на добровольной основе. Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-6 классах. Проектная деятельность Метод проектов.Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, это основной тезис современного понимания метода проектов;в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. Современная классификация учебных проектов многогранна. В своей работе я применяю:·      практико-ориентированный проект (так как это проекты, четко ориентированные на результат, нацелены на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта );·      исследовательский проект (т. к. они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта использую методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос);·      информационный проект (т. к. направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории (различные сообщения, доклады));     творческий проект (т. к. предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы, имеет не столь строго проработанную структуру. Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, репортаж)).Но независимо от типа проекта, все они:       в определенной степени неповторимы и уникальны; направлены на достижение конкретных целей; ограничены во времени; предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий. По продолжительности в 5-6 классах реализую: минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;краткосрочные — на 4-6 уроков;недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время. Для обучающихся разработаны и предоставлены памятки: «Этапы работы над проектом» подготовительный    (определение темы и целейпроекта, подбор рабочей группы)аналитический   ( определение источников необходимойинформации, определение способов сбора и анализаинформации)практический   ( сбор и уточнение информацииинтервью, опросы, наблюдения, эксперимент)презентационный  ( планирование презентации иподготовка презентационных материалов)контрольный  (оценивание планирования процесса,деятельности;  определение уровня знаний предмета;анализ выполнения проекта, достигнутых результатов).По каждому этапу провожу консультации. Применяемые формы исследовательской/проектной деятельности (из опыта работы)1) Сочинение сказок (придумать сказки о всех математических понятиях за курс 5 класса; проектным продуктом будет - книжка с математическими сказками для пятиклассников). Математика становится для ребят интереснее, когда ее переводят в плоскость сказки, которые составляют сами учащиеся. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, выдумке, творчеству и всегда вызывает у ребенка радость и интерес. Такие уроки проходят живо, занимательно, плодотворно; Пример: “Сокращение дробей”, Моряшов Павел, 6 класс «Жили – были три дроби: 3/6, 1/2 и 6/12. Они были сестрами-близнецами, но об этом не знали. Однажды у дроби 3/6 было день рождения. И она пригласила своих подружек- дробей: 1/2 и 6/12. Пригласила и друга: правило по сокращению дробей. Подружки преподнесли свои подарки имениннице и с нетерпением ждали, а что же подарит правило? Друг сказал: “Мой подарок будет таким: я тебя сокращу”. И прочитало свое заклинание-правило: “Деление числителя и знаменателя на их общий делитель, отличный от единицы, называют сокращением дроби”. И тогда дробь 3/6 стала дробью 1/2. Подружка 6/12 тоже попросила, правило сократило и ее на 6, и она тоже стала дробью 1/2. А третью подружку, дробь 1/2, правило не смогло сократить, потому что эта дробь была несократимой. И поняли подружки, что они сестры-близнецы» 2) Уроки занимательной математики(Неизменный живой интерес вызывают у ребят уроки занимательной математики. С этой целью я делю ребят на 3-4 группы с тем, чтобы они в течении недели нашли неизвестные, неожиданные способы решения данной им задачи. А через неделю у нас проходит защита оригинальных способов решения, найденных учащимися);3) Геометрические конструкторы из бумаги. Изготовление моделей из разверток.4) Пробуют себя ребята и в написании математических сочинений по графику.5) Внеклассные мероприятия: КВН, викторины, неделя математики. Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проектной деятельности: практические задания  (измерения, разрезания, сгибания, рисование…)практические задачи  (задачи прикладного характера. Например, в 5-6 классах наряду с прикладными задачами из учебника по строительной тематике целесообразно предложить учащимся и другие задачи, составлению и решению которых способствуют различные формы сочетания классной и внеклассной работы. Ученикам, родители которых работают на стройке, дать задание подробно узнать о профессии строителя и составить так называемые «профессиональные задачи», те, которые их родители каждодневно решают на работе. Организовать встречи с такими родителями. Кроме того ребятам предлагается оформить альбомы: «Математика в профессии родителей». проблемные  (ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы). Например: Тема «Проценты». В конкурсе участвовали два класса. Из 6 «а» класса – 50% учащихся, а из 6«б» - 40%. При подсчете оказалось, что количество участников из каждого класса одинаково. Почему?Тема «Объем прямоугольного параллелепипеда».Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000 л воды. Как вы полагаете, можно ли плыть в этом бассейне?  теоретические  (задания на поиск и конспектирование информации, её анализ, обобщение)изготовление наглядных пособий по геометрии  ( из любого материала: ткань, картон, бумага и т.д.) Пример творческого задания по теме «Координатная плоскость», 6 класс Задание: На координатной плоскости изобразить Большую и Малую Медведицу и записать координаты точек. Для выполнения этого задания ребята должны сначала найти картинку Большой и Малой Медведицы, чтобы вспомнить, как они выглядят, а затем выполнить этот рисунок на координатной плоскости. Комфортность условий, созданных для обучающихся при работе над проектом, проверяю с помощью анкеты 1. Нравится ли тебе заниматься проектной деятельностью?А)  нравитсяБ) равнодушенВ) не нравится2 .  Умеешь ли ты ставить цели и задачи проекта?А) умеюБ) сомневаюсьВ)  не умею3.  Умеешь ли ты искать нужную информацию?А) умеюБ) не всегда получаетсяВ) не умею 4.  Можешь ли ты составить план своей деятельности?А) могуБ) могу с затруднениямиВ) не могу5.  Легко ли тебе общаться с коллегами по группе?А) легкоБ) не оченьВ) трудно6.  Боишься ли ты публично выступать при защите проекта?А) боюсьБ) сомневаюсьВ) не боюсь Для обучающихся 5-х классов взяты следующие темы проектов и творческих работ: (в которых предполагаются исследования, связанные с обыкновенными дробями, с площадью и объемом простейших геометрических фигур)Магия чиселПочему нельзя делить на ноль?Цифры разных народов мираСтаринные меры  ( русские и зарубежные)Сумма углов треугольника на плоскостиМатематические сказкиГеометрия и модаИскусство отгадывать числаОригами и математика Для обучающихся 6-х классов взяты следующие темы проектов и творческих работ: Математика в жизни человека.Задачи на переливание жидкости.Координатная плоскость и знаки зодиака.Авторские задачи учащихся 6-го класса по теме: "Десятичные дроби. Проценты".Алгоритмы решения текстовых задач.Архимед - величайший древнегреческий математик, физик и инженер.Архитектура и математика.Быстрый счет без калькулятора.Вычисление длины окружности.Вышивание на окружности.Гармония золотого сечения.Гармония математики и архитектуры в симметрии. На сегодняшний день наблюдаю следующие результаты: 1. Интерес на занятиях:- интерес в глазах ребят, т.к. они узнают: что может пригодиться в дальнейшем;-выступают охотно с реферативным материалом.2. Заинтересованность при решении нестандартных задач:-приобретение навыков самостоятельного подбора заданий обучающимися;-желание искать другие способы выполнения заданий и передавать свои умения товарищам.3. Развитие самостоятельности обучающихся.4. Умение работать с дополнительной литературой при выполнении творческих заданий. Выводы: как показывает практика, учебно-проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.