Социальное тьюторство. Материалы для работы с учащимися, состоящими на различных видах профилактического учета.


М. Г. Васильева
ТЬЮТОРСТВО КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОФИЛАКТИКУ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
В условиях реализации ФГОС актуализируются проблемы психолого – педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Большой потенциал в этом аспекте содержит в себе институт тьюторства. Реализация системно-деятельностного подхода, как методологической основы ФГОС, вполне сочетаема с теми целями и задачами, которые возлагаются на институт тьюторства. Требования, предъявляемые к современному образованию, воспитательному процессу – индивидуализация субъекта воспитания. Тьюторство в этой ситуации активно берет на себя ответственность за воспитание субъекта, тем самым становясь весьма эффективной и ресурсной практикой.
Одним из направлений тьюторской деятельности является социальное тьюторство, направленное на профилактику девиантного поведения детей и подростков. Вариант применения технологии тьюторского сопровождения в социально-педагогической деятельности, реализуемый в МАОУ СОШ № 9 г.Тамбова – тьютор для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Актуальность такого аспекта тьюторства для ОУ обусловлена сложным контингентом учащихся, часть из которых не только находится в группе социального риска, но и состоит на учёте в ПДН за совершённые правонарушения.
Положение о назначении тьютора для работы с учащимися, находящимися в конфликте с законом разработано управлением образования и науки Тамбовской области во исполнение постановления администрации области от 19.06.2013г. № 634 «Об утверждении комплексной программы профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних Тамбовской области «Не оступись!» на 2013-2015 годы». Положение определяет, что тьюторское сопровождение заключается в учёте занятости во внеурочное время и организации социализации, реабилитации и личностного саморазвития несовершеннолетнего. Также определены направления деятельности тьютора: сопровождение процесса реабилитации несовершеннолетних, освоения ими социально-правовых норм и способов личностного саморазвития; учёт занятости несовершеннолетних во внеурочное время и сопровождение процесса разработки и реализации индивидуальной маршрутной карты занятости несовершеннолетнего.
В соответствии с программой тьюторского сопровождения учащихся, состоящих на учёте в ПДН, ведутся и ежеквартально предоставляются в форме отчёта на муниципальную опорную площадку (МБУДО ЦДОД, ул. Гастелло, д. 32 А) маршрутные карты на данных учащихся. Маршрутные карты содержат полные анкетные данные о самом подростке, его семье, причине и дате постановки на учёт в ПДН, а также сведения о внеурочной занятости, проводимых реабилитационных мероприятиях (в таблицах на неделю, месяц, год). В качестве примера здесь приведены выдержки из маршрутной карты, заполненной на одного из учащихся школы, включённого в программу тьюторского сопровождения.
Занятость во внеурочное время (15 недель, с 01.10.14. по 31.12.14.)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Занятия в классе (классные часы, мероприятия) 27.11.14. Библиотечный урок классный час (8, 2 пропуска) Общешкольные мероприятия 19.11.14 - Неделя права Беседа «Подросток и закон» - инспектор ОП № 1 Хромина С. В. 29.11.14 - концерт, посвященный Дню матери в МАОУ СОШ № 9.
Занятия в школьных объединениях ДОД Кружок "Юный десантник" на базе МАОУ СОШ № 9 (12 занятий, 2 пропуска) Кружок "Юный десантник" на базе МАОУ СОШ № 9 (12 занятий, 1 пропуск) Занятия на МОП 16.10. 2014 Экологическая программа "С природой мы друзья" на базе МБУДО ЦДОД, ул. Гастелло, 32А.
27.10. 2014. – участие в проведении познавательной программы по ПДД специалистами МБУДО ЦДОД на базе школы № 9
17.12.14. участие в спортивно – игровой программе «В здоровом теле – здоровый дух» в МБУДО ЦДОД.
МЕСЯЦ (июль, август, сентябрь 2015)
1 нед 2 нед 3 нед 4 нед 5 нед
Встреча (беседа) с тьютором (классным руководителем) 2 2 2 2 1
Занятие с психологом 1 1 1 1 0
Беседа с инспектором ПДН (секретарём КДН) 1 1 Беседа с администрацией (директор, зам. По ВР) 0 0 1 0 0
Экскурсия 03.09. 2015 – 05.09.2015 Поход по маршруту Тамбов – Б. Липовица- Тамбов
Ведение маршрутных карт способствует организации учёта занятости во внеурочное время несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, систематизации всей проводимой воспитательной работы.
В обязанности тьютора входит обеспечение взаимодействия школы с муниципальной опорной площадкой МБУДО ЦДОД (Гастелло 32 А) и привлечение к участию в проводимых мероприятиях учащихся, состоящих на учёте в ПДН. В рамках работы по программе «Не оступись!» руководитель МОП, Степанова А. Ю., специалисты опорной площадки провели ряд интересных, содержательных, мероприятий с учащимися школы. При реализации тьюторского сопровождения подростки целевой группы участвовали в таких мероприятиях, как: экологическая программа «С природой мы друзья», конкурсно – игровая программа «Клад – здоровье», спортивная эстафета «В здоровом теле – здоровый дух», спортивно – игровая программа с привлечением родителей «Великолепная семёрка», дискуссия «Человек на войне» по технологии «Дискуссионный киноклуб» на основе просмотренного фильма "Семь дней лейтенанта Кравцова", творческая мастерская «Очарование осени», программа «Профилактика вредных привычек», "Проблемный круглый стол "Умей сказать "нет". Познавательная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для 6 - 8 классов и других.
5 подростков, состоящих на учёте в ПДН, совместно с учащимися 8-х классов школы, посетили музей УФСКН России по Тамбовской области (ул. Московская, д. 19В). 8 подростков целевой группы в составе своих классов участвовали в проведении флешмоба на площади музыки "В здоровом теле – здоровый дух" 7 апреля 2015 года, во Всероссийский День здоровья. В мае 2015 года 6 подростков, включенных в программу тьюторского сопровождения, приняли участие в городском физкультурно – спортивном мероприятии, посвящённом Дню защиты детей, на базе МБОУ ДОД СДЮСШОР № 1. В ноябре 2015 все подростки группы риска присутствовали на заседании Общественной приёмной, организованной КДН и ЗП администрации г. Тамбова на базе школы.
Учащиеся целевой группы активно вовлекались во внутришкольные и классные массовые и спортивно-массовые мероприятия: День знаний, «Урок мира», «Готов к труду и обороне», уроки дружбы, посвященные Дню народного единства, урок мужества "Встреча поколений". Дни здоровья, смотр строя и песни, «Осенний бал», «Новогодний бал», праздничный концерт " 23 + 8". Торжественные мероприятия, посвященные: открытию на здании МАОУ СОШ № 9 мемориальной доски памяти героя войны в Афганистане Пугачёва А. Н.; Дню снятия блокады Ленинграда. Принимали участие в проведении классных часов – встреч с ветеранами ВО войны; классных часов на темы духовно-нравственного воспитания; по профилактике вредных привычек, формированию навыков ЗОЖ. Также учащиеся групп риска, в составе своих классов участвовали в мероприятиях, организуемых в ДК «Знамя труда», ТОГБУК ТОУНБ им. А. С. Пушкина, областной детской библиотеке, детской библиотеке им. Н. А. Некрасова, посещениях спектаклей в Драматическом театре, Молодёжном театре.
Эффективность реализации программы тьюторского сопровождения. За время реализации (С сентября 2014 года по март 2016 года) программа осуществлялась в отношении 17 учащихся. 10 школьников за данный период были сняты с учёта в ПДН. Из них 2 – по выбытию, 8 – по исправлению поведения.
Сформировалась система межведомственного взаимодействия в работе с несовершеннолетними группы социального риска, находящимися в конфликте с законом. Соответствующая работа проводилась совместно с Комитетом образования администрации города Тамбова, КДН и ЗП, муниципальной опорной площадкой МБУДО ЦДОД, отделом опеки, Центром социальной защиты населения "Забота", Центром предоставления дополнительных мер социальной помощи (Базарная, 97), МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" и другими организациями.
Тьюторское сопровождение способствовало тому, что учащиеся целевой группы успешно вовлекались в продуктивную внеурочную деятельность, дополнительное образование, реабилитационные мероприятия. Наблюдалось повышение интереса проблемных подростков к различным видам досуговой деятельности. Во ходе проведения мероприятий учащимися группы риска были проявлены, в той или иной степени, такие качества индивидуализации личности, как умение самоопределяться, действовать самостоятельно и с инициативой. Хочется надеяться, что в дальнейшем этот опыт позволит им реализовать свои потенциальные возможности, состояться в профессии, личной и общественной жизни.
Литература: Ковалева Т. М. Современное качество образования и принцип индивидуализации: [методика тьюторского сопровождения] / Т. М. Ковалева // Завуч: управление современной школой. – 2012. – № 1. – С. 68–72. Сайт: http://thetutor.ru/ Тьюторская Ассоциация. Аргументы в вопросе разработки профстандарта «Тьютор» Татьяна Михайловна Ковалева.
Васильева Марина Георгиевна, МАОУ СОШ №9, социальный педагог, 8 920 477 10 70.