Сказкотерапия в работе педагога-психолога


Сказкотерапия в работе педагога-психологаЯдрова Н.В., старший преподаватель филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области» Цель лекции: ознакомить слушателей с методом сказкотерапии, показать возможность работы со сказкой, ее привлекательность для развития личности. План лекции:Актуальность использования метода сказкотерапииПонятие сказкотерапии. Задачи и принципы сказкотерапииВозможности работы со сказкойТипология сказокПринципы и приемы работы со сказкамиСхема работы со сказкойРекомендации по написанию клиентской сказки Актуальность использования метода сказкотерапии в работе педагога-психологаК сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения. Чем привлекательны сказки для психологической, терапевтической и развивающей работы?Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба добра со злом.Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке - все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой - это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев - все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках. Понятие сказкотерапииСказкотерапия – это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.Сказкотерапия – это лечение сказками, т.е. совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в Душе и являются в данный момент психотерапевтическими.Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.Сказкотерапия – это процесс объективизации проблемных ситуаций.Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности.Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Задачи сказкотерапииВыявление актуальной проблематики ребенка, подростка, взрослого, путем анализа эмоционального состояния при рассказывании, оговорок, интонационных акцентов, стиля и смысла изложения.Развитие фантазии и воображения.Развитие умения выражать свои мысли.Развитие памяти и внимания.Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои мысли и фантазии в контекст повествования.Сплочение группы.Развитие способности к децентрированию. Умение встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон (даже глазами неодушевленных в обыкновенной жизни предметов) Возможности работы со сказкойИспользование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо.Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой). Типология сказок Терапевтические сказкиДидактические сказки – это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Психотерапевтические сказки – это сказки, помогающие в процессе осмысления жизненного пути.Медитативные сказки – для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Медитация – полное погружение в какой-либо процесс. Когда мы что-то увлеченно делаем – рисуем, сочиняем, играем, - это можно назвать медитацией.Психокоррекционные сказки – это сказки, сочиняемые психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами и родителями. Принципы работы со сказками{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПринципыОсновной акцентКомментарииосознанностьОсознание причинно-следственных связей в развитии сюжета;Понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях;Общие вопросы:Что происходит?Почему это происходит?Кто хотел, чтобы это произошло?Зачем это было ему нужно?Задача – показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно.Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.множественностьПонимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.Задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны – это так, с другой стороны – иначе.Связь с реальностьюОсознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.Задача – кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован нами в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях. Основные приемы работы со сказкойАнализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Схема размышления над сказкой и ее обсуждение{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АкцентНаправление размышленияВопросыКомментарийОсновная темаВажно понять основную идею сказки:что с помощью ее нам хотели передать наши предки;какой опыт;о чем предупредить;чем подбодритьО чем эта сказка?Чему она нас учит?В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнаем из сказки?Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности; стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы.Линия героев сказки. Мотивы поступков.Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки.Почему герой совершает тот или иной поступок?Зачем ему это нужно?Чего он хотел на самом деле?Зачем один герой был нужен другому?Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей.Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки.Как герой решает проблему?Какой способ решения и поведения он выбирает?Активный или пассивный?Все решает и преодолевает сам, или старается передать ответственность другому?В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоление трудностей?Имея набор способов решения проблем:прямое нападение на врага;хитрость;использование волшебных предметов;групповое решение проблем.Важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей.Линия героев сказки.Отношение к окружающему миру и себе.Важно понять общую направленность героя: он создатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, к другим героям.Что приносят поступки героя окружающим - радость, горе, прозрение?В каких ситуациях он созидатель, в каких – разрушитель?Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции?Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?Важно при обсуждении развивать гибкий подход к сознательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Актуализированные чувства.Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему?Какие чувства вызывает эта сказка?Какие эпизоды вызвали радостные чувства?Какие – грустные?Какие ситуации вызвали страх?Какие ситуации вызывали раздражение?Почему герой реагирует именно так?Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас.Образы и символы в сказках.Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки.Кто такой Иван-царевич?Кто такой Колобок?Кто такая Курочка Ряба?Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ?», но и словари и словари образов. Схема работы со сказкой (для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста)Предварительное сочинение сказки взрослым (ребенку о ней не сообщается!).Ребенку предлагается завязка сказки, в которой обозначаются основные участвующие в ней персонажи и исходный конфликт. Ребенок рисует исходную ситуацию, причем время рисования не ограничивается. После рисунка осуществляется драматизация. Ребенок выбирает себе и взрослому роль (роли), совместно с ним организовывается обстановка, обозначается «география»действия и т.д. После обыгрывания фрагмента ребенок рисует кульминационный и итоговый моменты сказочного сюжета (в пределах отыгранного) и намечает дальнейшие события. Рекомендации по написанию ребенком (взрослым) сказки Т. Зинкевич-Евстигнеева советует проводить сессию по написанию клиентской сказки в три этапа: Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки. На этом этапе ребенку (взрослому) можно предложить нарисовать рисунок (слепить скульптуру, сделать аппликацию или коллаж)Написание сказки. Ребенку, взрослому предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу использовав, материал первого этапа.Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда ребенок прочтет психологу свою сказку. Это важное событие, как для ребенка, взрослого так и для психолога. Психологу, после прочтения сказки, важно спросить, о чем для него эта сказка, понравилась она ему или нет. Клиентская сказка может быть использована для множества терапевтических целей, которые в целом можно разделить на три группы: психодиагностические, психокоррекционные, прогностические.