Аттестация Самоанализ педагога-психолога 2010 г

Суть и смысл проекта Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ, в «создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей; воспитать в них интерес к учёбе и знаниям; подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Школа является важным этапом в этом процессе. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
В условиях создания школы с оборонно-спортивным профилем в «Программу развития» МОУ СОШ №17 «Юнармеец» положена идея индивидуализации и дифференциации обучения на основе индивидуальных образовательных маршрутов школьников.
В связи с этим, основной целью программы развития школы является создание модели учебно-воспитательной среды, в которой обучающемуся будут созданы условия для развития способностей по реализуемому в школе профилю обучения, а также подготовке школьников к осознанному выбору профессии.
При выдвижении цели и задач в своей работе учитываю цели программы развития школы. Целью деятельности педагога-психолога является: создание условий для активизации процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Реализация поставленной цели возможна только в условиях взаимного сотрудничества всех участников образовательного процесса и решении следующих задач:
- оказание психологической поддержки и помощи школьникам в определении актуального состояния развития индивидуальности через психодиагностику;
- содействие развитию личности школьника в социализации и самореализации;
- совершенствование педагогических подходов к профориентации обучающихся за счет повышения психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
Деятельность педагога-психолога невозможна без учета индивидуальных особенностей личности а, следовательно, психологическая поддержка играет существенную роль в решении ряда задач, поставленных образовательным учреждением для достижения цели деятельности.
Приоритетным направлением деятельности педагога-психолога является: оказание профессиональной помощи и поддержки школьникам в осознанном, самостоятельном проектировании себя в профессии. Это направление работы реализуется путем создания условий для полноценного проявления и развития личностных способностей каждого школьника, определения для каждого ученика индивидуальной траектории развития, формирования мотивационной и личностной сферы.
За межаттестационный период удалось решить ряд проблем:
- наработан опыт исследовательской работы по модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
- собран и обобщен материал по профессиональному самоопределению школьников;
- составлена и сертифицирована программа элективного курса «Перспектива успеха», (рег. № 384 от 7 июня 2008 г.);
- организована психологическая служба в МОУ СОШ №17 «Юнармеец»;
- выработана стратегия и тактика работы по профессиональному самоопределению школьников в условиях школы с оборонно-спортивным профилем обучения.
Наработанный опыт уникален, и очень важен для собственного профессионального и личностного роста. Разрабатываемая проблема научила делать прогнозы, ставить цели, находить пути выхода из неопределенных ситуаций, вести исследовательскую работу, анализировать, достигать результатов, понимать и принимать новые виды деятельности, творчески подходить к работе.
Роль практического психолога в реализации программы развития образовательного учреждения осуществляется в направлении обучающихся через учебную мотивацию к профессиональному самоопределению. В новых условиях МОУ СОШ №17 «Юнармеец» скорректирован накопленный опыт работы по проблеме и выработан плавный подход к самопроектированию школьников в профессию. На этапе становления оборонно-спортивного профиля осуществляется: безопасное вхождение вновь пришедших учащихся в образовательный процесс; индивидуальное психологическое сопровождение каждого пришедшего в школу обучающегося, работа с его проблемной ситуацией; психологическое сопровождение класса.
Анализ деятельности за межаттестационный период позволил определить эффективные формы и методы работы, способствующие личностному и профессиональному развитию, обозначить факторы, повышающие результативность учебно-воспитательного процесса, а также систематизировать работу. Приоритетные направления полностью согласуются с психологическим сопровождением учебно-воспитательного процесса и осуществляются с помощью следующих видов деятельности:
1. Психопрофилактическая работа включает психологическое обучение и просвещение всех участников образовательного процесса и предусматривает предупреждение возможных социально-психологических проблем, а также создание благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученических коллективах.
2. Консультирование помогает решать проблемы, связанные с нарушениями в личностной и познавательной сфере обучающихся. В рамках оказания методической помощи учителям по повышению психологической компетентности и аттестации педагогических работников проводятся индивидуальные и групповые консультации, психолого-педагогические семинары.
3. Психодиагностика позволяет не только отслеживать динамику развития в различных мониторинговых исследованиях, но и на основании анализа полученных данных составлять индивидуальные программы развития школьников.
4. Развивающая работа имеет выраженный практико-ориентированный подход (развитие умений и навыков в области общения, познания, самообладания) через индивидуальные коррекционно-развивающие программы.
5. Экспертная работа проводится в качестве методической помощи по запросу административных работников разного уровня.
6. Организационно-методическая деятельность предусматривает планирование и анализ деятельности; обучение на курсах повышения квалификации; разработку развивающих и коррекционных программ; участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях, методических объединениях; знакомство с методической литературой и новинками в области психологии и педагогики; подготовка бланков, наглядного материала; создание картотеки тестов, литературы; подбор инструментария.
7. Диспетчерская работа предусматривает рекомендацию обращения к смежному специалисту (логопед, психоневролог, детский и взрослый психотерапевт), готового помочь клиенту в том случае, когда в должностных обязанностях педагога-психолога какой-либо вид деятельности не предусмотрен.
Становление школы с оборонно-спортивным профилем позволяет широко использовать возможности современных психолого-педагогических технологий, что обусловлено инновационными изменениями в образовании. К таким технологиям относятся: психолого-педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение); технологии уровневой дифференциации; групповые технологии; компьютерные (информационно - коммуникационные) технологии обучения; технология саморазвития (М. Монтессори); технологии развивающего обучения; личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская); технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко), интерактивные технологии.
На базе «Мичуринского лицея-интерната» созданы и второй год реализуются программы в «Центре развития ребенка «Лучик»: для детей 5-6 лет «Учусь, играя» и для родительского клуба «Копилка» - «Счастливый ребенок – счастливая семья» (см.с.34). Разрабатывается и частично внедряется программа поддержки талантливых младших школьников (см.с.35).
На основе программы элективного курса (см.с.36,37) создана двухгодичная программа по подготовке школьников 9-10 классов к профессиональному самоопределению. Отдельные разделы и занятия элективного курса успешно используются на классных часах с обучающимися 8-11 классов. Занятия по форме, содержанию и способу организации учебной деятельности основаны, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся. Подростки учатся моделировать различные профессиональные роли. Занятия способствуют повышению личной уверенности у каждого участника, его самореализации и рефлексии. Это становится возможным через проживание «ситуации успеха». В занятия включаются задания, которые требуют коллективного их выполнения учащимися: мозговой штурм, создание группового рисунка, проекта, коллажа и другое (см.с.38). Причем, группы создаются спонтанно, что помогает ребятам учиться налаживать взаимоотношения постоянно в новых условиях. У школьников развивается осознание значимости коллективной работы для получения результата, раскрывается роль сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.
Отбор и апробация новых форм работы, модификация известных упражнений к условиям образовательного учреждения позволяет вовлекать всех детей в коллективную деятельность. Тренинговые занятия дополняются и корректируются. Новый интересный материал накапливается и апробируется, следовательно, программа постоянно совершенствуется и развивается. Новую, отработанную на практике программу можно рекомендовать для работы коллегам (см.с.39-40).
Деятельность педагога-психолога по формированию психологической культуры осуществляется:
- с обучающимися - на тематических классных часах, индивидуальных и групповых занятиях (см.с.41);
- с педагогами - через индивидуальные и групповые консультирования, методическую помощь; подбор и рекомендацию психологической литературы, проведение практических занятий. В учительской на стенде помещаются статьи, игры, упражнения, популярные экспресс-тесты, информация о способах саморегуляции в состоянии эмоционального неблагополучия (см.с.42).
- с родителями - с помощью групповых и индивидуальных консультирований, тематических общешкольных и классных родительских собраний, размещения стендовой информации по воспитанию (см.с.43).
Администрации школы оказываю содействие в решении теоретических и практических вопросов (см.с.44,45). Опираясь на результаты исследований, предлагаю методы, рекомендации, направления работы с обучающимися в условиях учреждения. За 3 года работы в МОУ СОШ №17 «Юнармеец» сложилась отлаженная система взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
В целях удовлетворения образовательных потребностей учащихся, испытывающих трудности в обучении используются консультационные занятия для детей с ослабленным здоровьем, дополнительные индивидуальные занятия со слабоуспевающими детьми по развитию их познавательной сферы. При разработке индивидуальной программы действий используются методы, связанные с активизацией интереса подростка, а лишь затем начинается работа с отклонениями в формировании личности (см.с.46). Все реализуемые мероприятия ориентированы на индивидуальные личностные особенности, возможности и потребности подростков (см.с.47). В индивидуальные коррекционные программы приходится включать не только упражнения на развитие психических способностей, но и, например, алгоритм подготовки домашних заданий по устным предметам. Хорошо себя зарекомендовали беседы на далекую перспективу школьника, его профессиональную ориентацию, которые приводят к изменениям в учебной мотивации подростков, дети начинают интересоваться своей предполагаемой профессиональной траекторией. Выбор учебных предметов для поступления в учебное заведение приводит к улучшению показателей по данным предметам, а затем и интересу к процессу обучения в целом. Эта технология работает со школьниками любого возраста. Для удобства разрабатываются и составляются индивидуальные карты, которые помогают вести хронологию встреч, анализировать психологическое сопровождение подростка и целенаправленно идти к решению проблемы школьника. Приглашение близких людей учащегося для рекомендаций по поводу взаимоотношений с ребенком, психологического просвещения о возрастных особенностях подростка, заканчиваются психологическими консультированиями по личностным проблемам самих взрослых. Работа с семьями приносит положительные результаты и школьнику, и его близким.
Все дети, обучающиеся в школе, имеют различный уровень способностей а, следовательно, знаний, умений, навыков. Задача практического психолога: выявить причины, приводящие к снижению успеваемости и помочь обучающимся в определении и устранении их. Только успешная учеба поможет реализовать профессиональные планы выпускников школы, поэтому профессиональное самоопределение обучающихся строится: через школьную безопасность, к учебной деятельности, а от нее – к осуществлению далеких профессиональных целей (см.с.48).
Психологическое сопровождение и проведение занятий выстраиваются с учетом возраста подростков и подбором учащихся в группе. В занятия включается работа над волевой сферой школьников для формирования и развития самостоятельности, целеустремленности, самообладания, организации деятельности. Задачи профориентационного направления могут корректироваться в зависимости от подбора школьников, например, формировать у подростков учебную мотивацию: познавательную активность, мотивацию осознания социальной необходимости, мотивацию самореализации и мотивацию достижения; помогать школьникам в поиске сферы реализации своих интересов и способностей, для понимания собственной ситуации успеха; содействовать развитию волевых качеств личности у старших подростков; помогать старшеклассникам в построении собственной профессиональной траектории; способствовать реализации адекватных профессиональных ожиданий выпускников.
Одним из важнейших направлений деятельности педагога-психолога является создание психологически комфортной среды в образовательном учреждении в целом, а также в каждом отдельно взятом классе, и самом педагогическом коллективе. Для поддержания психологически комфортной атмосферы в детских коллективах выработалась специфика работы с учащимися  это знакомство с вновь прибывшими детьми; психологические консультирования, коррекционная работа с проблемами, эмоциональным неблагополучием, агрессивностью (см.с.49). Метод наблюдения помогает выявить проблемные места в классных коллективах, диагностические срезы  уточнить, а индивидуальные беседы, занятия и консультирования  решить поставленную задачу. Необходимо отметить согласие родителей на проводимую коррекционную и развивающую работу практического психолога с обучающимися. Классные часы, игры на сплочение, коллективные творческие дела, общение в неформальной обстановке  главные помощники. Перед проведением учебных мониторингов и при подготовке школьников к экзаменам проводятся занятия на умение помочь себе в ситуации эмоционального напряжения. Индекс групповой сплоченности в классных коллективах колеблется от 0,46 до 0,78. В целом атмосфера в классах характеризуется доброжелательностью, взаимопониманием, конструктивным разрешением противоречий. Таким образом, психологический климат в большинстве классных коллективов является благоприятным, что способствует успешности обучения.
Эффективность работы любого коллектива зависит от целого ряда характеристик, в том числе и от той атмосферы, которая царит в педагогическом коллективе. Равнодушие учителя, так же как и его агрессивные реакции, становятся одной из причин эмоционального неблагополучия детей. Таким образом, комфортность ученика в школе следует улучшать через психологическую грамотность и комфортность учителя. На стенде постоянно обновляется информация о способах саморегуляции в состоянии эмоционального неблагополучия (см.с.50). На практических занятиях с педагогами делается акцент на внутреннем осознании ими своих состояний. Откликаюсь на запросы коллег, оказываю методическая помощь, подбираю и рекомендую психологическую литературу (см.с.51). Посещаю уроки и мероприятия педагогов школы, обращаю внимание коллег на удачные находки, хвалю и благодарю за проделанную работу. Комплименты для коллег  прекрасная терапевтическая помощь им в течение рабочего дня. Юмор или обычное выслушивание проблем сотрудников практическим психологом помогает педагогам сбросить избыток накопившихся отрицательных эмоций. Индивидуальные беседы и консультирования так же работают на сохранение психического здоровья педагогов. Откликаюсь на просьбы сотрудников, оказываю помощь, как в профессиональной деятельности (см.с. 52-54), так и в решении личных проблем (см.с.55). Отношения в коллективе строятся на принципах сотрудничества. Следует отметить, что психологический климат в педагогическом коллективе МОУ СОШ №17 «Юнармеец» оценивается как положительный, коэффициент групповой сплоченности равен 0,67. Поддержка, взаимовыручка, сочувствие по отношению к коллегам – черты, характеризующие педагогов школы.
Личностно-ориентированные технологии, гуманистический, деятельностный подходы позволяют достигать результативности в консультативной работе. Оказание индивидуальной консультативной помощи работает на сохранение психического здоровья всех участников образовательного процесса и осуществляется по различным направлениям, как в вопросах воспитания, так и в решении личных проблем (см.с.56). Школьники, педагоги, родители с легкостью идут на контакт с практическим психологом.
Консультирование коллег поддерживает педагога-психолога в рабочей форме и помогает накопить бесценный практический опыт. Постоянное оказание консультативной помощи педагогам-психологам, родителям и педагогам школ города – это еще один вид деятельности, который давно вошел в практику (см.с. 57-58).
Проводится систематическое отслеживание интеллектуальных и творческих способностей детей с помощью мониторинговых исследований (см.с.59). Для каждого возраста и класса используются свои методы психодиагностики (см.с.60).
Третья ступень обучения является важным этапом развития и становления личности школьников. В связи с заявленным профилем обучения, педагоги заняты поиском новых моделей обучения. Вследствие этого, возникла необходимость построения системы психодиагностики, которая поможет учащимся совершенствовать свои интеллектуальные и творческие способности, умения, навыки для подготовки себя к профессии, связанной с оборонно-спортивным профилем обучения (см.с.61).
В МОУ СОШ №17 «Юнармеец» проводятся независимые мониторинги обучающихся 1-х, 4-х, 5-х классов, результаты которых позволяют отслеживать познавательные способности школьников, а также исследуются уровни развития некоторых познавательных процессов учащихся при переходе на каждую новую ступень обучения. Результаты мониторингов оформляются в виде карты актуального развития, как отдельного ученика, так и класса в целом, что позволяет систематизировать полученные результаты и более эффективно их применять в процессе консультативной и коррекционно-развивающей работы (см.с.62).
Познавательный интерес школьников к психологии развивается и через привлечение их к участию в различных творческих конкурсах. Например, воспитанники начальной школы Мичуринского лицея-интерната, приняли участие во Всероссийском конкурсе «Психология здоровья» в номинации «Лучшее эссе» (см.с.63).
Основная деятельность подростков – общение, поэтому они проявляют к эму неподдельный интерес. Обучение навыкам коммуникации – важное направление работы с учащимися. Коммуникативная технология, как одна из наиболее эффективных в построении личностно-ориентированной модели, развивает способности школьников к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения (см.с.64). Подростки с помощью педагога-психолога расширяют свои знания о себе, учатся осознавать свои чувства и правильно сообщать о них, аргументировано выражать свою точку зрения, выслушивать и понимать другую, конструктивно критиковать, управлять своим эмоциональным состоянием, относиться к собеседнику безоценочно (см.с.65). Все реализуемые мероприятия ориентированы на индивидуальные личностные особенности, возможности и потребности учащихся (см.с.66).
В работе практического психолога эффективной деятельностью является проведение тренинговых и коррекционно-развивающих занятий с участниками образовательного процесса. Практические занятия с педагогами чаще направлены на внутреннее осознание ими своих состояний и работу над эмоциональной сферой. В работе с родителями делается акцент на развитие коммуникативных навыков с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности школьников.
Тренинговые занятия с обучающимися охватывают широкий круг проблем, но хочется выделить работу по приоритетному направлению: оказание психологической помощи и поддержки школьникам в осознанном, самостоятельном проектировании себя в профессии (см.с.67). Вся работа педагога-психолога основана на учете индивидуально - психологических и возрастных особенностей обучающихся. На занятиях используется развивающее обучение, которое предполагает готовность обучающихся к самоизменению. Использование современных образовательных технологий позволяет на основе личностно-ориентированного подхода к каждому ученику развивать его индивидуальные способности, интерес к предмету, помогает лучше понять и усвоить учебный материал, организовать самостоятельную работу, а самое главное поддерживать мотивацию на оптимальном уровне. Каждое развивающее занятие выстраивается так, чтобы эффективно использовать учебное время. Для этого детально продумывается каждый этап встречи (см.с.68-70). Используются дифференцированные задания, позволяющие каждому ученику работать в соответствии со своим темпом и уровнем овладения того или иного навыка. Смена видов деятельности, использование современных технологий позволяют сохранить оптимальную работоспособность. В структуру занятий внедряются элементы тайм-менеджмента, которые концентрируют внимание обучающихся на развитии волевой сферы (самостоятельность, ответственность, целеполагание, рефлексия) (см.с.71-72).
Об уровне познавательного интереса к занятиям можно судить по желанию посещать и полноценно работать на них. Результаты в сфере психологии носят отсроченный характер, поэтому отслеживаются промежуточные итоги, анализируются успехи и неудачи. Для этого составляются различные анкеты, опросники и активно используются с целью корректирования занятий и поддержания интереса к ним. Перед началом встреч и по их окончании проводятся мониторинговые опросы (см.с.73). По окончании групповых занятий большинство участников с удовлетворением отмечают получение новой информации и понимают ее значение для обогащения своего жизненного опыта.
Овладение новыми подходами помогает расширять методы и приемы в профессиональной деятельности, выделять интересные направления для саморазвития, в итоге, все направлено на оказание более качественной помощи всем участникам образовательного процесса.
Взаимодействие с родителями обучающихся выстраиваю через сотрудничество. Стратегия моей работы направлена на желание родителей помочь ребенку-школьнику в учебной деятельности и личностном развитии (см.с.74). Методы работы, применяемые с данной категорией: индивидуальная беседа, психологическое консультирование (см.с.75), анкетирование, диагностирование (см.с.76-77), просвещение. Необходимо отметить согласие родителей на проводимую коррекционную и развивающую работу практического психолога с обучающимися. Запросы, поступающие от родителей, помогают вовремя оказывать помощь семье. Искренняя заинтересованность педагога-психолога, доверительные отношения со стороны родителей позволяют решить возникающие проблемы. Для каждой ступени обучения разработаны свои циклы родительских собраний (см.с.78), где обобщены проблемы обучающихся, но современная действительность вносит коррективы. Приходится затрагивать вопросы, волнующие не только родителей, но и социальное окружение. Много интересной информации по воспитанию детей размещается на стендах в фойе школы. Диспетчерская функция позволяет расширить диапазон помощи семье.
Повысить свой профессиональный уровень позволяет участие в семинарах, курсах повышения квалификации (см.с.81-86), работе городского методического объединения (см.с.88).
Выполняя функции руководителя городского профессионального объединения (ГПО) педагогов-психологов (с 2004 г.), принимаю активное участие в планировании, подготовке и проведении практических и теоретических семинаров в городском профессиональном объединении (см.с.89-92). На муниципальном уровне посещаю все открытые мероприятия коллег (см.с.93-94). В составе экспертной группы занимаюсь социологическими исследованиями удовлетворенности качеством образования в общеобразовательных учреждениях (см. с.95). Вхожу в состав рабочей группы профессионального объединения психологов образования Тамбовской области (см. с.96).
Богатый профессиональный опыт приобретается при подготовке финалистов на областной конкурс «Психолог года» (см.с.97).
Принимаю участие в качестве выступающего и слушателя в семинарах и конференциях муниципального, регионального, всероссийского уровня (см.с.98). Например, проблема профессионального самоопределения школьников активно освещалась в выступлениях на семинарах и конференциях разного уровня (см.с.99-100):
- 2008 г. - городская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическая поддержка муниципального образования»
- 2008 г. - областная научно-практическая конференция работников образования «Путь в науку» на тему: «Организация научно-исследовательской работы со школьниками в системе общего и дополнительного образования детей: проблемы и перспективы»
- 2008 г. - областной научно-практический семинар в режиме on-lein с ректорами ИПКРО РФ по проблеме: «Разнообразие в подходах и планировании профориентационной работы со старшеклассниками»
- 2007 г. - представление программы элективного курса «Перспективы успеха» на городском профессиональном объединении педагогов-психологов
- 2008 г. - защита программы элективного курса «Перспектива успеха» на Экспертном Совете управления народного образования администрации г. Мичуринска-Наукограда Российской Федерации.
Выступления не ограничиваются только профориентационной направленностью:
- 2006 г.- педагогический семинар на тему «Теоретические аспекты психологической безопасности в образовательных учреждениях», МичГАУ (см.с.101-102).
- 2008 г. - областной семинар педагогов-психологов и учителей русского языка и литературы на тему: «Грани одаренности», МОУ СОШ №1.
- 2009 г. - участие в работе «круглого стола» на областной научно-практической конференции «Создание системы работы с одаренными детьми в условиях Тамбовской области».
- 2010 г. городская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическая поддержка муниципального образования», на тему «Дети, которые играют в игры», Мичуринск.
В качестве члена областного жюри работала на конкурсе «Классный руководитель – 2007» (см.с.103-107), интеллектуально-творческих конкурсах для младших школьников «Муравей» (2009, 2010 г.) (с.108-109); на городских конкурсах «Психолог – 2008», «Практический психолог – 2010». В качестве игротехника принимала участие в областных фестивалях для интеллектуальных детей и молодежи «Новая цивилизация» (с.110-111).
Все перечисленные виды деятельности приносят чувство исполненного долга, удовлетворение от деятельности, творческое вдохновение, желание и дальше помогать окружающим, а главное, выявлять собственные личностные и профессиональные ресурсы.
За активное творческое участие в конкурсе «Практический психолог образования – 2006» награждена дипломом от газеты «Школьный психолог» Издательского дома «Первое сентября» (с.113,114). За активное участие в «Третьей дистанционной олимпиаде» психологов образования РФ так же отмечена дипломом (программа по профориентации) (см.с.115). Профессиональная деятельность в межаттестационный период была отмечена и другими грамотами, благодарностями (см.с.116-123).
В 2010 году МОУ СОШ №17 «Юнармеец» проходила государственную аккредитацию. Документация на профессиональную деятельность педагога-психолога была отмечена экспертной комиссией, как полной, грамотной и соответствующей предъявляемым требованиям (см.с.124).
Результаты работы по проблеме профессионального самоопределения школьников обобщены в методических пособиях: «Особенности психологического сопровождения старшеклассников в профессиональном самоопределении» пособие-методические рекомендации, 2006; «Организация воспитательной работы по профессиональному самоопределению обучающихся 9-х классов» методические рекомендации, 2008, изданные МОУ «Учебно-методический и информационный центр» г. Мичуринск.
По данной проблеме имею следующие публикации:
- «Перспектива успеха» - тренинговое занятие из программы «Путь в профессию или, В поисках призвания» (газета «Школьный психолог» №17, 2006 г., стр.6-8) (см.с.126-127).
- «Некоторые результаты исследований в профессиональном самоопределении старшеклассников», 2009 (Издательский дом «Первое сентября», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», раздел «Школьная психологическая служба») (см.с.128).
- «Профессиональное самопроектирование старшеклассников», 2008 (материалы областной научно-практической конференции работников образования «Путь в науку» управления образования и науки Тамбовской области ТОИПКРО) (см.с.129).
- «Формы и методы профориентационной работы со старшеклассниками», 2008 (региональная научно-практическая конференция «Система непрерывного педагогического образования: региональный аспект», МГПИ, Мичуринск) (см.с.130).
- «Некоторые результаты исследований в профессиональном самоопределении старшеклассников», 2008 (научно-практическая конференция «Психолого-педагогическая поддержка муниципального образования», УМиИЦ, г. Мичуринск) (см.с.131).
Кроме этого имеются и другие публикации по различным направлениям деятельности педагога-психолога, например:
- «Грани одаренности», 2009 (областная научно-практическая конференция «Создание системы работы с одаренными детьми в условиях Тамбовской области», ТОИПКРО) (см.с.132-133);
- «Дети, которые играют в игры», 2010 (городская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическая поддержка муниципального образования», УМиИЦ, г. Мичуринск) (см.с.134);
- «Искаженное зеркало», 2010 (интервью о молодежных субкультурах. для муниципальной городской газеты «Мичуринская мысль», г. Мичуринск) (см.с.135-136).
Размещается информация на сайтах сети Интернет, например, все публикации в газету «Школьный психолог» можно найти на сайте этого периодического издания (http://psy.1september.ru/article.php?ID=200601704
http://psy.1september.ru/?year=2006&num=17)
В «WIKI open class» имею свою страницу (см.с.138); блог, посвященный профессиональному самоопределению старшеклассников (см.с.139) и блог «Как помочь школьникам в подготовке к экзаменам» (см.с.140); размещены анкета (см.с.141-142) и проект по профессиональной направленности школьников (см.с.143-148). Там же активно участвую в обсуждении различных проблем в «СоцОбразе» (см.с.149-152).
Участвую в региональных и федеральных (fsu-expert.ru), (http://ipk.68edu.ru/forum/) форумах (см.с.153-154), всероссийских интернет конференциях (см.с.155). На школьном сайте имею «Страничку школьного психолога», где постоянно выкладываю новую информацию для детей и родителей, размещаю проблемные притчи, вызывая посетителей на общение (см.с.156-157).
Стараюсь идти в ногу со временем и изучать новейшие достижения психологической науки и практики. Так в своей профессиональной деятельности широко использую информационно-коммуникационные технологии. Прошла обучение по программам ИКТ (см.с.158-159). Владею приемами работы в операционной системе Windows, имею навыки пользования программными приложениями Microsoft Office Word, Power Point, а также программой Paint.
Активно использую свой электронный почтовый ящик для быстрого обмена информацией с коллегами. В профессиональной деятельности очень помогают Интернет-ресурсы. Являясь членом Педагогического клуба «Первое сентября», имею свой электронный «Личный кабинет», которым активно пользуюсь при общении с работниками редакции (см.с.160).
Успешно прошла дистанционное обучение по темам: «Безопасность детей в сети Интернет» (см.с.160), «Педагогика здоровья» (см.с.161), «Современные образовательные технологии» (см.с.162), «Основы психологии управления» (см.с.163), «Психология одаренности детей и подростков» (см.с.164).
В выступлениях на конференциях, семинарах использую мультимедийные технологии, которые ярко иллюстрируют тему через визуализацию, что позволяет удерживать внимание слушателей. Полученные мною знания важны и необходимы для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.
Учащиеся, при выполнении творческих заданий, с помощью ИКТ делают самопрезентации. При этом у подростков происходит формирование информационно-компьютерной компетенции, развитие информационной культуры.
Профессиональное мастерство повышаю через творческий подход к разработке и проведению открытых занятий. Так, за межаттестационный период удалось показать коллегам свои практические наработки :
1). Тренинговое занятие с обучающимися 9 класса для директоров школ г. Мичуринска, семинар-практикум на тему: «Профильное обучение в старших классах как способ удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся», средняя школа №18 имени Э. Д. Потапова, 2006 г. (с.166-167).
2). Тренинговое занятие с воспитанниками 9 класса «Путь к успеху», областной семинар-практикум заместителей директора по воспитательной работе на тему: «Гуманизация обучения. Компоненты и аспекты формирования профильных интересов обучающихся», «Мичуринский лицей-интернат», 2007 г. (см.с.168).
3). Тренинговое занятие с воспитанниками 5 класса «Шаг к себе» областной семинар-практикум заместителей директора по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования на тему: «Взаимодействие общего и дополнительного образования детей в режиме работы школы полного дня», «Мичуринский лицей-интернат»,. 2008 г. (см.с.169).
Опыт работы школьного психолога в аспекте оказания психологической помощи участникам образовательного процесса был обобщен на уровне школы (см.с.170).
Результаты работы по проблеме профессионального самоопределения школьников обобщены МОУ «Учебно-методический и информационный центр» (г. Мичуринск) в методических пособиях: «Особенности психологического сопровождения старшеклассников в профессиональном самоопределении» пособие - методические рекомендации, 2006; «Организация воспитательной работы по профессиональному самоопределению обучающихся 9-х классов» методические рекомендации, 2008 (см.с.171-176).
Наработанный материал стал инновационным и вошел в состав общешкольной программы МОУ СОШ № 18 им. Э.Д. Потапова (см.с.177-180), которая на областном конкурсе проектов по реализации профильного обучения «Профильная школа Тамбовщины» в 2006 году удостоена Почетной грамоты (см.с.181), а в 2008 году получила гранд (приказ № 436 от 15.05 2008).
В своей деятельности приходится сталкиваться с различного рода трудностями. Катастрофически не хватает теоретических знаний, которые пытаюсь восполнить через самообразование. Хотелось бы повысить свою квалификацию на семинарах-практикумах в институте практической психологии «Иматон» и консорциуме «Социальное здоровье России.
Продолжительная реорганизация образовательного учреждения постоянно вносит свои коррективы в постановку целей. Часто меняющийся количественный состав детей в классе мешает полноценно использовать развивающие программы, рассчитанные на продолжительное время. В процессе подготовки и проведения занятий приходится корректировать формы и методы работы, так как «новичкам» требуется время для погружения в непривычные для них виды деятельности. Проблема нестабильности групп не позволяет качественно вести исследовательскую работу, а, следовательно, трудно обобщить опыт работы. Все перечисленное отражается на результативности. Как любой практический психолог, испытываю трудности в определении критериев оценки результатов деятельности, так как необходимо время, чтобы сам человек и окружающие его люди увидели качественные перемены.
Много времени занимает методическая работа в качестве руководителя профессионального объединения психологов, подготовка выступлений, мультимедийных презентаций к конференциям и семинарам разного уровня. Как руководителю городского профессионального объединения педагогов-психологов, хочется отметить нестабильность и нарушение принципа преемственности в работе психологической службы, вследствие, ее реорганизации.
Мешает в работе невозможность использования имеющегося компьютерного диагностического материала в связи с изменениями школьных компьютерных программ.
На следующий межаттестационный период планирую:
- продолжить работу по программе профессионального самоопределения учащихся в условиях оборонно-спортивного профиля;
- повысить психосоциальную компетентность обучающихся через профориентационную работу;
- шире использовать в профориентации школьников информационно- коммуникационные технологии;
- развивать творческие способности обучающихся через проектную деятельность;
- продолжить исследовательскую деятельность по профессиональной направленности, наработать качественно новый опыт, проанализировать его и поделиться с коллегами: как выстраивать профориентационную работу в условиях оборонно-спортивного профиля обучения;
- расширить методическую копилку по профориентационной направленности школьников, используя новые современные формы работы, интернет-ресурсы;
- продолжить осуществлять консультационную помощь коллегам в решении вопросов через накопленные знания, наработанный материал, которыми владею в достаточной мере;
- повышать свой профессиональный уровень через курсы повышения квалификации, участие в семинарах, конференциях различного уровня.



15