Разработка локальных нормативных актов по организации доступной среды


Разработка нормативных документов ОУ по организации доступной среды Черкасова Н.И. заместитель директора по УВР МОУ Гимназия №4 г. Можайска В соответствии с формой государственного устройства нашей страны нормативно-правовой акт в любой сфере жизнедеятельности, включая образование, образуют многоуровневую систему: • международные (подписанные СССР или Российской Федерацией); • федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.); • правительственные (постановления, распоряжения); • ведомственные (Министерства образования СССР и Российской Федерации); • региональные - на уровне субъекта РФ (правительственные и ведомственные); • муниципальные, включая правовые акты конкретных организаций. Нормативные правовые акты Российской Федерации• Конституция Российской Федерации • Федеральный закон № 124 от 24 июня 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф; • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»; • Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». • Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (утверждена коллегией Министерства образования РФ); Нормативные правовые акты Российской Федерации• «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена 04 февраля 2010 года, Пр-271)• Письмо Министерства образования РФ от 26.04.01 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196); Нормативные правовые акты Российской Федерации• Письмо Управления социального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 года № 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития»; • «Положение о специальных (коррекционных) классах VII вида в общеобразовательных учреждениях» (приказ Министерства образования РФ № 333 от 08.09.1992)• «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития» (письмо от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6 Министерство образования Российской Федерации ) Нормативные правовые акты Российской Федерации• «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» Министерство образования РФ ОТ 03.04.2003 N 27/2722-6 • «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» - Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1 • «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. N 95)• «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6)• О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (вступает в действие 1 сентября 2016 года)Нормативные правовые акты Российской Федерации Муниципальный уровень (опыт)Договор о взаимодействии Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и социально-психологической службы ОУ по реализации консультативной, коррекционно-педагогической деятельности.Постановление администрации «О муниципальной программе «Доступная среда»Приказ начальника управления образования администрации «О проведении мониторинга введения инклюзивного образования в базовых образовательных организациях»Приказ начальника управления образования администрации «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») введения инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях».Приказ начальника управления образования администрации «Об утверждении порядка работы и состава территориальной психолого-медико-педагогической комиссии» и др. Нормативно-правовые акты образовательной организацииВ соответствии со статьей 25 закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Устав образовательной организации» любая образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий. Статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗОбразовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Компетенция образовательной организации1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; 2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; 3) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации; 4) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; 5) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; Компетенция образовательной организации6) прием обучающихся в образовательную организацию; 7) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями; 8) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; 9) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации Статья 30 «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения» закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ:1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом 2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе и в части образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Статья 30 «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения» закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ:3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). 4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией Вывод:Закон закрепляет право руководителя образовательной организации самостоятельно формировать нормативное поле и возлагает ответственность (административную, дисциплинарную) за разработку и её соответствие действующему законодательству; При этом руководитель образовательной организации при определении перечня локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществлении образовательной деятельности следует руководствоваться письмом Минобрнауки России от 01.04.2013 № ИР-170/17 «О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Однако перечень направлений, представленный в письме, по которым должны быть разработаны локальные нормативные акты, далеко не избыточный, а минимальный, как максимально обязательный. Функция локального акта— детализация, конкретизация, дополнение, восполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретной образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики учебного и воспитательного процессов, в том числе и в части организации обучения детей с ОВЗ. Образовательные организации обладают самостоятельностью в разработке и принятии локальных нормативных актовВ части организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, в образовательной организации необходимо в Уставе предусмотреть основные положения, такие как: прием таких детей с учетом рекомендаций ПМПК (психолого- медико-педагогической комиссии или для ребенка с инвалидностью – индивидуальной программы реабилитации), обучение на основании индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы, создание специальных образовательных условий, заключение договора с родителями, организация сетевого взаимодействия и др.) Положения Закона1. Дети, находящиеся в организациях для детей-сирот, или осуществляющих лечение, оздоровление, отдых или социальное обслуживание, получают образование в указанных организациях, только если его получение не может быть организовано в общеобразовательных организациях; 2. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии.3. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и совместно с другими обучающимися (отметим, что новый Закон содержит и норму, по которой общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. Создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, а именно программы, методы обучения и воспитания, специальные учебники и пособия, технические средства, услуги ассистента (помощника), обеспечение доступа в здания и другие, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ). Положения Закона1. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ). 2. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность. 3. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями. Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, должен включает в себя:Положение о реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении (об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и др.); Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк идр.); Положение об организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе, в т.ч. через договор взаимодействия с ППМС-центром (договор о сотрудничестве) и/или со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания; Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка, в том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе его коррекционно-развивающего обученияВ «Положении о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума» определяется его примерный состав. Причем обязательными участниками ПМПк являются:- заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума);- педагог-психолог;- учитель-дефектолог и/или учитель-логопед;- социальный педагог;- медицинский работник, врач;- классный руководитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк.По мере необходимости в состав ПМПк могут включаться- учителя-предметники и воспитатели с большим опытом работы;- родители (законные представители);- врачи (педиатр, невропатолог, психиатр). Документация консилиума включает в себя следующие наименования:1. Нормативно-правовой блок- Письмо Министерства образования Российской Федерации № 127/901-6 от 27 марта 2000 года «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПМПк)»;- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения;- Приказ директора образовательного учреждения о создании ПМПк;- Договор о взаимодействии ПМПк с родителями (законными представителями) и психолого-медико-педагогической комиссией;Архив ПМПк, хранящийся в течение 10 лет в специально оборудованном месте и выдаваемый только членам ПМПк.2. Организационный блок- Годовой план работы и график заседаний ПМПк;- Журнал записи детей на ПМПк;- Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк;- Карта (папка) развития обучающегося (воспитанника);- Протоколы заседаний ПМПк. Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, должен включает в себя:Договор с родителями детей с ОВЗ; Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы и др. Все локальные нормативные акты образовательной организации в части обучения детей с ОВЗ целесообразно утверждать через издание приказа, так как они имеют прямое или косвенное отношение к участникам образовательного процесса и требует обязательного ознакомления с ними. Приказы по образовательной организации:О переходе ОО на обучение по ФГОС для детей с ОВЗ.О разработке АООП на учебный год.Об утверждении АООП на учебный год.Об утверждении учебного плана.Об утверждении программы внеурочной деятельности.Об утверждении программы ПК.Об утверждении списка учебников и учебных пособий, перечень УМК.О проведении ВШК по реализации ФГОС для детей с ОВЗ.О внесении изменений в должностные инструкции учителя, заместителя директора, педагога-психолога, учителя-логопеда и др.Об утверждении плана МР. Локальные актыКорректировка:Положение о совете ОО.Положение о педагогическом совете ОО.Положение об оплате труда.Положение о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся.Положение о промежуточной аттестации.Положение о текущем контроле в ОО и т.д.Разработка новых:Положение о внеурочной деятельности.Положение об информационном сопровождении ФГОС и т.д. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) осуществляется по адаптированным образовательным программам. Кроме того, на каждого особого ребенка составляется индивидуальный образовательный план (ИОП), который включает в себя:общие сведения о ребенке,ФИО специалистов сопровождения,заключения и рекомендации ПМПК и ИПР,условия создания безбарьерной среды,направления психолого-педагогического сопровождения,образовательный блок и формирование социальной компетентности. Индивидуальный образовательный план составляется ежегодно специалистами службы сопровождения образовательного процесса и учителем и учитывает особенности и потребности конкретного ребенка на определенный период (один учебный год). Адаптированная образовательная программа состоит из нескольких модулей:Пояснительная записка, которая содержит краткую психолого-педагогическую характеристику детей с данным заболеванием, особые образовательные потребности учащихся данной категории.Требования к результатам освоения учащимися адаптированной программыСистема оценки достижений учащихся указанной категорииСодержание образования для учащихся данной категории, которое содержит учебный план, учебно-методическое обеспечение образовательного процессаУсловия реализации адаптированной программы: кадровые, материально-технические, организационные. Разрабатывая рабочую программу по своему предмету, учителя опираются на адаптированную программу по указанному заболеванию. Сама рабочая программа остается стандартной (прежней), меняются лишь формы, методы и приемы работы, которые отражены в приложениях. Таким образом, при работе с детьми с ОВЗ мы ориентируемся на:Адаптированную образовательную программуИндивидуальный образовательный планЗаключение и рекомендации ПМПКРекомендации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида Спасибо за внимание!