Рабочая программа по физике по профессии Пекарь


Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Яшкинский техникум технологий и механизации»
УТВЕРЖДАЮ:
директор________________________
подписьрасшифровка подписи
«_____» _______________
числомесяцгод

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОДБ.08 Физика
Уровень образования: среднее (полное) общее образование
Срок обучения: 2года 5 месяцев
Профессия/специальность: 19.01.04 Пекарь
Отделение обучения: очное
Яшкино
2014
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень) и Примерной программы учебной дисциплины для профессий и специальностей среднего профессионального образования (автор Пентин А.Ю., 2008г.).
Программу разработал преподаватель Гаджиева Шайма Ахмедовна.
Подпись_________________Дата «____»__________20__г.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин
"___"_______ 20__ г., протокол ___. Председатель МК ______________
"___"_______ 20__ г., протокол ___. Председатель МК ______________
"___"_______ 20__ г., протокол ___. Председатель МК ______________
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
TOC \o "1-3" \h \z \u ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА4
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (Физика)7СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (Физика)8
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа учебной дисциплины ОДБ.08 Физика для ГОУ СПО «Яшкинский техникум технологий и механизации» обеспечивает необходимый базовый уровень среднего (полного) общего образования по физике при подготовке квалифицированных рабочих/специалистов среднего звена по профессии/специальностям социально-экономического профиля.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы учебной дисциплины «Физика» для профессий/специальностей профессионального образования (автор Пентин А.Ю., 2008г.).
Физика как учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл. Рабочая программа предназначена для обучения физики на базе основного общего образования
Цели дисциплины:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В соответствии с рабочим учебным планом физика изучается на 1, 2 курсах. Общий объем обязательной аудиторной учебной нагрузки составляет 95 часов.
Содержание дисциплины включает 5 разделов.
При изложении учебного материала различных тем приведен перечень подлежащих изучению учебных элементов.
Наряду с федеральным базисным компонентом в содержание отдельных тем программы включена профессиональная компонента.
При распределении учебного времени между разделами и темами учитывались сложность содержания и объем представленной в них информации.
Структура программы линейная, предполагающая последовательное изучение тем по принципу «от общего к частному (конкретному)».
При изучении материала преимущественно используются мультимедийный комплекс, лекционные занятия, лабораторные и практические работы.
Изучение физики основывается на знаниях, полученных обучающимися при изучении физических законов и закономерностей в основной общей школе, а также приобретенных на уроках математики, химии, биологии.
Для реализации программы применяются графические наглядные пособия (плакаты, таблицы).
Программой предусмотрены следующие виды контроля:
текущий контроль в форме тестирования, опроса, проверочных и самостоятельных работ;
промежуточный контроль в форме контрольных работ;
итоговый контроль в форме дифференцированного зачета.
Итоговая отметка по окончании изучения дисциплины выставляется на основании дифференцированного зачета.
В результате освоения физики в рамках государственного образовательного стандарта среднего образования обучающийся должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
для приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА
19.01.04 Пекарь
Шифр раздела, темы Наименование разделов и тем Количество часов
максимальной нагрузки самостоятельной работы обязательной аудиторной нагрузки
всего в том числе
лабораторные занятия практические работы контрольных работ
Введение 2 - 2 - - -
1 Механика 30 10 20 3 4 1
2 Молекулярная физика. Термодинамика 24 8 16 2 4 1
Итого за I курс 56 18 38 5 8 2
3 Электродинамика 52 16 36 3 6 2
4 Строение атома и квантовая физика 24 10 14 - 2 1
5 Эволюция Вселенной 14 7 7 - 2 1
Итого за II курс 90 33 57 3 10 4
Всего по дисциплине 146 51 95 8 16 10
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА№ темы, раздела Содержание учебного материала Уровень освоения
Введение Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира. 1
1 Механика Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание. 2
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость 2
Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. 2
Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. 2
Лабораторные работы
Исследование движения тела под действием постоянной силы.
Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения.
Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. 3
3
3
Практические работы
Решение задач по теме «Механическое движение»
Решение задач по теме «Работа. Энергия. Мощность» 3
3
Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Виды механического движения. Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Сложение сил. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Невесомость. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Образование и распространение волн. Частота колебаний и высота тона звука. Контрольная работа №1 по теме «Механика» 3
2 Молекулярная физика. Термодинамика. История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.. 2
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Модель строения жидкости. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества. 2
Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. 2
Лабораторные работы
Измерение влажности воздуха.
Измерение поверхностного натяжения жидкости. 3
3
Практические работы
Решение задач по теме «Процессы в идеальном газе»
Решение задач по теме «Тепловые явления» 3
3
Демонстрации
Движение броуновских частиц. Диффузия. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Кипение воды при пониженном давлении. Психрометр и гигрометр. Явления поверхностного натяжения и смачивания. Кристаллические вещества. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы. Модели тепловых двигателей. Контрольная работа №2 по теме «Молекулярная физика. Термодинамика» 3
3 Электродинамика Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. 2
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. 2
Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока 2
Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. 2
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя 2
Явление электромагнитной индукции. Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током. 2
Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. 2
Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы. Лабораторные работы
Изучение закона Ома для участка цепи.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Изучение интерференции и дифракции света. 3
3
3
Практические работы
Решение задач на закон Кулона
Решение задач на закон Джоуля-Ленца
Решение задач на законы отражения и преломления света 3
3
3
Демонстрации
Взаимодействие заряженных тел. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Тепловое действие электрического тока. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод. Транзистор. Опыт Эрстеда. Взаимодействие проводников с токами. Электродвигатель. Электроизмерительные приборы. Электромагнитная индукция. Работа электрогенератора. Трансформатор. Излучение и прием электромагнитных волн. Радиосвязь. Интерференция света. Дифракция света. Законы отражения и преломления света. Получение спектра с помощью призмы. Оптические приборы. Контрольная работа №3 по теме «Электродинамика» 3
4 Строение атома и квантовая физика. Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. 2
Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера. 2
Строение атомного ядра. Энергия расщепления ядра и ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. 2
Практические работы
Решение задач по теме «Квантовая физика» 3
Демонстрации
Фотоэффект. Излучение лазера. Линейчатые спектры различных веществ. Счетчик ионизирующих излучений. Контрольная работа №4 по теме «Строение атома и квантовая физика» 3
5 Эволюция Вселенной Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. 2
Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. 2
Образование планетных систем. Солнечная система. 2
Практические работы
Решение качественных задач 3
Демонстрации
Солнечная система (модель). Фотографии планет, сделанные с космических зондов. Контрольная работа №5 по теме «Эволюция Вселенной» 3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Основные источники
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М.:Издательский центр «Академия»., 2013.
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М.:Издательский центр «Академия», 2012.
Дополнительные источники
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2011.
Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2011.
Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011.
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2011.
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2011.
Дмитриева В.Ф, Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образоват. учреждений нач.и сред.проф.образования/ В.Ф.Дмитриева. – 3-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2011. – 448 с.
Дмитриева В.Ф., Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач. - М.:Издательский центр «Академия», 2011.
Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Методические рекомендации.- М.:Издательский центр «Академия», 2011.
Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы. - М.:Издательский центр «Академия», 2011.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004.
Интернет-источники:
Виртуальный метод. кабинетwww.gomulina.orc.ruСакович А.Л.«Электронное дидактическое обеспечение урока физики» www.alsak.ru/item/6-6.htmlТрехуровневые тестыwww.physics-regelman.com/high/Kinematics/1.php«Открытая физика» www.physics.ru/courses/op25part1/content/content.htmlОнлайн-тестирование www.all-fizika.com/tests/index.phpФедеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru