Беседа на тему Хочу, могу, надо!


Цели :
расширить представление детей о различных профессиях;
формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;
побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному выбору;
к самовоспитанию, саморазвитию.
Форма проведения: час общения.
Методы работы:
беседа, лекция, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование.
Подготовительная работа с детьми : предложить ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии.
План классного часа.
Интерактивная беседа по теме « профессиональная характеристика».
Игра « Визитка».
Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
Проблемная ситуация «Чей это выбор?».
Мини – лекция «Формула профессии».
Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!».
Самые редкие профессии (Занимательные факты).
Тест «Ты и твоя профессия».
Заключительное слово.
Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа.
Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».
Классный руководитель. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбрать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог - именно столько сейчас существуют профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая себе профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.
Как бы вы объяснили различие между этими словами?
( Дети дают ответы).
Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак. (Показать слайд с определениями).
Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства на существование и развития.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – это уровень профессионального мастерства.
Должность- это место, занимаемое человеком в организации. Как видим, многие из вас дали правильное толкование всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
Игра «Визитка»
Классный руководитель. Я собрала несколько визиток. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас это мы проверим. На листочках записаны профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.
( учитель читает профессиональные характеристики, дети дают ответы).
Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
Классный руководитель. Как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск своей продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. д.? ( Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит пропадет чей-то труд, деньги, прибыль.)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация- это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.
« Самые модные профессии»
«Самые забытые профессии»
«Профессии, которые всегда нужны».
«Самые отважные профессии».
(Дети обсуждают, составляют список).
Примерные списки профессий. Самые модные: юрист, экономист, топ-модель, телеведущий, журналист, программист, компютерщик, автослесарь, нефтянник.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик. Всегда нужные : врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, милиционер, пекарь, повар, бухгалтер, земледелец, животновод. Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик- испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, спер, шахтер.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила более 50000. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.
Проблемная ситуация «Чей это выбор?».
К. р. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» и получал удручающий ответ: примерно каждый третий(!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начать сначала, то, наверное, пошел бы иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
- «Давят родители».
- иду за модой.
- ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- выбирают за «компанию».
- не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
- не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
- подражают героям кино и телесериалов.
Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
Мини- лекция «Формула профессии».
К. р. Скажите, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину? Площадь классной комнаты.
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу», «надо».
«ХОЧУ» + «МОГУ» + «НАДО» = ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
- хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу – это все, что мне по силам, по способностям;
- надо – это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор».
К. Р. Как же работает формула осознанного выбора профессии? Сейчас вы увидите это в исполнении учениц.
1 ученица. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи – стану швеей.
2 ученик. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец- водитель. Может быть, и я стану водителем.
3 ученица. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь – стану репортером.
К. р. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?.
( дети поднимают руки и предлагают свои варианты).
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. И если есть мечта и человек твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
Тестирование.
К. р. Немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка состоящего из 10 элементов. Надо использовать все 3 фигуры. Качество рисунка значения не имеет. (30 сек.)
Теперь подсчитайте число треугольников:
6-8 – тип руководителя;
5 – ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности.
4 – склонность к индивидуальной работе.
3 – тип ученого.
2 – интерес к искусству.
1 – изобретатель, художник.
Заключительное слово.
Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы не выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться.
Подведение итогов.
- какие чувства остались после классного часа.
- что нового узнали.
- какие открытия вы для себя сделали.