Методическая разработка профориентационного мероприятия ЭКСКУРСИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»








Ярмарка профессий в Беловском техникуме железнодорожного транспорта

Методическая разработка профориентационного мероприятия
Экскурсия




Разработчик: Копылова Ольга Викторовна,
Руководитель службы содействия трудоустройства выпускников







Белово
2015

Паспорт мероприятия
Наименование мероприятия
"Ярмарка профессий в Беловском техникуме железнодорожного транспорта"- экскурсия для абитуриентов техникума

Разработчики программы
О.В.Копылова, руководитель службы содействия выпускников

Цель экскурсии
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда

Задачи экскурсии
- оказать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- содействовать формированию у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;
- пропаганда условий ведения образовательной деятельности в техникуме;


Ожидаемые результаты
-повышение качества контингента обучающихся;
- обоснованный выбор между альтернативами средних и высших учебных заведений выпускниками школ города и района ;
- демонстрация возможностей учебного заведения перед школьниками города и района;
- комплектование групп 1 курса;

Материалы и оборудования
музей, экранг, электронная презентация об ОУ, аудитории учебного заведения, столовая, бланки заявлений на поступление, шариковые ручки

Категория участников
учащиеся 9х классов, школ городов Белова, Гурьевск, а так же Беловского и Гурьевского районов

Время проведения
1,5 часа

Источник финансирования
Внебюджетные средства

Этапы поведения экскурсии
Первый этап
«Знакомство с прошлым образовательного учреждения»
Второй этап
«Знакомство с настоящим»
Третий этап
«Очное знакомство с ОУ»
Четвертый этап
Подведение итога экскурсии



Введение
Актуальность внимания к проблемам профориентации обусловлена сложившейся социально-экономической ситуацией в обществе и экономике. Последние годы общеобразовательные учреждения ориентировали своих выпускников, в основном, на высшие учебные заведения. Такое профориентационное направление совпадало с желанием подавляющего большинства родителей и устремлениями самих учащихся, в сознании которых прочно утвердилось представление о том, будто среднее образование – это путь только в сферу умственного труда. Постепенно эти взгляды получили широкое распространение в массовом сознании, которое оказывает большое влияние на практическую деятельность и поведение людей, что в конечном итоге привело к дефициту многих рабочих специальностей.
В России существует мощная и всеохватывающая система общего образования, обеспечивающая высокий общеобразовательный уровень населения, практически поголовную грамотность. Традиционно очень высок уровень фундаментального профессионального образования в области точных и естественных наук, смыкающихся с ними разделов инженерного образования. Вместе с тем успех школьного обучения и последующий жизненный успех детей в огромной степени зависит от выявления и развития их базовых социальных и творческих способностей в возрасте 3-6 лет. В последующем это не может быть компенсировано. Поэтому требуется создание системы раннего выявления и развития склонностей детей к определенному типу профессиональной деятельности. Это позволит последовательно, начиная с раннего возраста, в течение всего периода обучения в школе формировать будущего профессионала. Сейчас школа занимается развитием только общих способностей человека, хотя уже требуется одновременно выявлять и совершенствовать специальные, на базе которых возможен обоснованный выбор будущей профессии.
Профессиональная агитация ставит целью активно воздействовать на выбор тех профессий, в которых нуждается рынок труда и которым соответствует личность школьника. В этой работе следует, прежде всего, использовать индивидуальный подход к каждому человеку, с учётом его интересов и психофизиологических особенностей
Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства ни как не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека
Профессиональное воспитание включает в себя развитие и формирование склонностей, профессиональных интересов и профессионально важных качеств личности: ответственности, чувства долга, гордости за свою будущую профессию и др. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезном и производственном труде, к активному освоению профессиональных проб. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов.
Консультация психологическая - одна из форм оказания психологической помощи людям, испытывающим потребность в оптимизации своей психической активности, в преодолении неприятных психических состояний и психических затруднений, чувства безысходности, в организации самовоспитания и др.
Консультация профессиональная - система психолого-педагогических мероприятий, направленных на оказание помощи людям (главным образом молодежи) при выборе профессии, соответствующей индивидуальным особенностям человека и потребностям общества.
Профессиональная консультация проводится с учетом физических и психологических, индивидуальных особенностей консультируемого, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, медицинских и психологических требований к работнику данной профессии, а также сведений о спросе на рабочую силу, возможностей трудоустройства и обучения по тем или иным профессиям и специальностям.
Важным механизмом профессиональной ориентации является профессиональный интерес, который выражается через положительное отношение человека к профессии. Развитие профессиональных интересов – это процесс приобретения устойчивых свойств и качеств, который включает в себя возникновение такого интереса, его становление, закрепление и переход профессионального интереса в профессиональные намерения, а в последствии и в профессиональный выбор. Профессиональный интерес строиться на познавательном интересе, поэтому необходимо в программу обучения в общеобразовательных школ, в целях профориентации школьников, включать дисциплины, способствующие расширению знаний учащихся о мире профессий. Профессиональный интерес развивается по следующим этапам:
- знакомство с содержанием профессии;
- развитие умения соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессии;
- достижения соответствия профессиональных и познавательных интересов;
- развитие потребности в реализации интересов в деятельности;
- возникновение профессиональной удовлетворенности профессиональной деятельностью.
На практике система профориентации в РФ включает в себя совместные мероприятия учебных заведений, служб занятости, организаций и т.п. или сложившуюся сеть органов и организаций, занимающихся профориентацией.



Предварительная подготовка:
Руководитель Службы Содействия трудоустройству выпускников
- рассылает приглашения посетить ОУ на электронные адреса школ городов Белово, Гурьевск, а так же Беловского и Гурьевского районов;
- обзвонить школы, согласовать время их прибытия, составить график посещений и ознакомить службы ОУ (работника музея, зам директора по ВР, заведующих кабинетами, лабораториями, учебными мастерскими, работников столовой) занятые в подготовке и проведении экскурсии;
- найти и пригласить с ознакомительным рассказом о своей профессии или специальности представителей предприятий.

Ход мероприятия

На мероприятие приглашаются учащиеся 9х классов школ города и района. Знакомство начинается с музея ГБОУ СПО "БТЖТ" при входе раздаются брошюры (Приложение 1).
Ведущий: - Мы находимся в музее государственного бюджетного образовательного учреждения "Беловский техникум железнодорожного транспорта". Об истории техникума расскажет работник музея. (Приложение 2).
Работник музея: рассказывает о годе создания образовательного учреждения и о развитии за 82 года существования, рассказ сопровождается презентацией, показом накопленного материала и экспонатов музея.
Историческая справка

Ведущий: - Ребята вместе мы побывали в прошлом, давайте вернемся в настоящее. О том чем живет сейчас техникум покажут участники агитбригады. ( обучающиеся техникума рассказывают про профессии и специальности ОУ, о внеурочной жизни студентов) Приложение 2,3
Ведущий: - Расскажите, пожалуйста нам, у кого родственники, соседи или знакомые работают на железной дороги и кем. Это очень интересно? (рассказы школьников).
Ведущий: - Как много интересного и полезного мы с вами услышали, но лучше чем работающий человек, никто не расскажет о своей профессии. И я приглашаю работника .
Ведущий предлагает разделиться на 2группы и пройти посмотреть наши аудитории и учебные мастерские, где педагоги расскажут о своей специальности.
После осмотра и очного знакомства с ОУ все встречаются в столовой, где за чашечкой чая Ведущий спрашивает: Что запомнилось больше всего? Какие впечатления остались у школьников? Хотели бы они здесь обучатся? Может кто-то выбрал для себя профессию или специальность (для того чтобы ответить грамотно предлагается посмотреть в брошюры, розданные в начале знакомства, где имеется перечень профессий и специальностей). Далее школьники, сделавшие свой выбор)заполняют заявления на поступлении.



Заключение
В современном мире правильный выбор молодым человеком профессии играет очень большую роль. После окончания школы, т.е. в 15 – 17 лет, он еще не может сделать достаточно осознанный выбор, взвесить все за и против, все плюсы и минусы и соотнести свои потребности со своими реальными возможностями. От того какой он выбор сделает зависит его дальнейшая судьба: будет ли он успешной личностью, будет ли он любить свою работу и будет ли он действительно профессионалом в свое работе. Но по мимо того, от правильности выбора профессии молодым поколением, зависти не только его личная судьба, но и судьба страны. Чем более успешен человек в своей трудовой деятельности, тем более благополучна социальная обстановка в государстве, тем меньше затрат оно несет на профессиональную переподготовку, на повторное обучение, тем более снижен риск попадание такого человека в группу социального риска. Поэтому очень важно оказать молодежи помощь в выборе дальнейшего профессионального пути. На что и нацелена профессиональная ориентация.
Очень важное значение для образовательного учреждения какое сложится первое впечатление о техникуме у потенциальных студентов. Для этого необходимо очень ответственно подойти к организации первого посещения выпускниками школ техникума
Список литературы
Оформляется по ГОСТ 7.1 – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание.

Пример:
Килина, И. А. постинтереатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях [Текст] : методические рекомендации / И. А. Килина, Н. В. Осипова, Т. Н. Михайлова; под общ. ред. В. И. Сахаровой. – Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2014. – 150 с.
ПРОФориентир [Электронный ресурс] : сборник работ участников областного конкурса / cост.: И. А. Килина, Е. В. Понамарева. – Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2014. – 650 Мб.



Приложения
Вложены отдельными файлами.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Гђ Заголовок 1'ђ Заголовок 2Гђ Заголовок 315