презентация по биологии Опорно-двигательная система


Цели раздела: изучить особенности опорно-двигательной системы, исследовать взаимосвязь строения и выполняемых функций;развивать коммуникативные качества, навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление, умение выделять главное, сравнивать, анализировать, составлять схемы, конспекты;создать на уроке доброжелательные отношения между всеми участниками проекта, атмосферу творческого поиска, формировать положительную мотивацию в исследовательской деятельности. Задачи раздела: - продолжить формирование понятия о единстве организма на примере анатомической и функциональной связи скелета и мышц;- сформировать знания о сходстве и отличии между скелетом человека и других млекопитающих; об особенностях строения скелета, о строении, составе костей, о типах их соединений , связанных с функциями;- научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей; -обобщить и углубить знания о строении и свойствах мышечной ткани; раскрыть особенности строения и функций скелетных мышц; сформировать представление об основных группах мышц тела человека;- познакомить с условиями функционирования мышц; дать представление о системе , которая управляет сокращениями мышц, об условиях, повышающих работоспособность мышц;- выявить причины нарушения осанки и плоскостопия, меры их предупреждения и исправления;- сформировать знание о роли физического труда и физических упражнений в развитии скелета и мышц для предупреждения искривления позвоночника и плоскостопия. Функции активной части Формообразующая определяет форму и размеры тела.Защитная создаёт полости тела для защиты внутренних органов.Двигательная обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве.Энергетическая превращает химическую энергию в механическую и тепловую. скелет Функции пассивной части Двигательная (обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).Защитная (создаёт полости тела защиты внутренних органов).Формообразующая (определяет форму и размеры тела).Опорная (опорный остов организма).Кроветворная (красный костный мозг – источник клеток крови).Обменная (кости – источник Ca, F и других минеральных веществ). Формирование осанки Равномерные упражнения и гармоническое развитие мышечных групп Правильно подобранная мебельдля учебных занятий и обувь(для предупреждения плоскостопия) Режим труда и отдыха Неправильная осанка Затрудняетработу лёгких,сердца, ЖКТ УменьшаетсяЖЕЛ, снижаетсяобмен веществ Появляютсяголовные боли,повышается утомляемость голова Верхняя конечность Нижняя конечность туловище череп Пояс верхней конечности Скелет свободнойнижней конечности Скелет свободнойверхней конечности позвоночник Пояс нижнейконечности Грудная клетка Решетчатая кость Слезная кость Носовая кость Лобная кость Теменная кость Затылочная кость Височная кость Клиновидная кость Скуловая кость Нижняя челюсть Верхняя челюсть (7) (12) (5) (5) (4-5) Истинные ребра Грудино-реберныесуставы Хрящевые частиребер Ложные ребра Реберная дуга Колеблющиеся ребра Ключица Лопатка Плечевая кость Локтевая кость Лучевая кость Кости запястья Кости пястья Фаланги пальцев Пояс верхнейконечности Тазовые кости Бедренная кость Большая берцовая кость Малая берцовая кость предплюсна плюсна фаланги пальцев Пяточная кость Мозговойотдел Лицевойотдел Б) позвоночник имеет 4 изгиба: 2 лордоза, 2 кифоза г) Большой палец противопоставлен другим. Кость Головка(губчатое вещество) Красныйкостный мозг Средняя часть(компактное вещество) Минеральныевещества Органическиевещества Надкостница 4. Активный отдых - лучшее средство для снижения утомления 5. Гиподинамия неблагоприятно отражается на здоровье людей Перечислите функции опорно – двигательной системыРассмотрите рисунок. Назовите отделы скелета и основные кости обозначенные указателями.Какое значение имеют изгибы позвоночника для человека? Назовите отделы с указанием количества позвонков.Какие нарушения скелета изображены на рисунке? Назовите возможные причины их возникновения, предложите способы предупреждения этих нарушений. Для каких трудовых движений особенно важно противопоставление большого пальца кисти руки другим пальцам?*Какое значение для мышечной системы имеет активный отдых? Ответ обоснуйте, опираясь на «теорию активного отдыха Сеченова». Типы соединения костей. Пользуясь рисунком приведите примеры. Выполнить тест ! А сейчас вас ожидает проверочный тест! назад назад назад назад Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений. назад назад Кость (os, ossis) – орган, основной элемент скелета позвоночных. назад Красный костный мозг – мягкая ткань заполняющая губчатое вещество костей, кроветворный орган. Надкостница – верхний слой кости способный к делению (росту). назад назад Гиподинамия – малоподвижный образ жизни. назад Утомление – особое состояние, котороепроявляется в ухудшении двигательных функций, координации движений, сниженииработоспособности; носит временный характер. назад Активный отдых – смена видов деятельности. назад