Конспект урока по теме Обобщающий урок Выделение . Покровы тела

Обобщение и контроль знаний по теме
«Кожа и выделение», 8 класс
Цели
Обобщающая: систематизировать полученные знания по изученной теме; подвести учащихся к созданию общей картины о значении органов и систем органов выделения.
Закрепляющая: закреплять умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи и мочевыделительной системы.
Развивающая: развивать умение устанавливать взаимосвязь между теоретическими знаниями и жизненной практикой.
Формирующая: учить обосновывать знания о значении удалении продуктов обмена из организма в окружающую среду соответствующими анатомо-физиологическими знаниями.
Воспитывающая: воспитывать сознательное изучение предмета, творческий подход к учебной деятельности.

Средства обучения
Дидактический материал: карточки, таблицы;
Творческие работы учащихся;
ПК;
Рельефные таблицы: «Строение кожи» и «Внутреннее строение почки».

Cтpyктypa
Постановка учебных целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний по изученной теме.
Обобщение и систематизация ранее изученного материала, применение
практических умений и навыков для объяснения фактов.
Подведение итогов урока.

1. Организационная часть
- Сообщение темы и целей урока (на доске записаны виды деятельности и соответствующие задачи).

Виды работы в группах
Количество баллов
Цели

1. Биологический диктант (графический)
5 баллов
Определять сходство и отличия по характерным признакам кожи и почек.

2. Образование логических троек (работа с карточками)
5 баллов
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

3. Дополнить предложения (работа с карточками)
5 баллов
Определять обменные процессы и анатомо-физиологические особенности.


II. Воспроизведение и контроль знаний

№1. Биологический (графический) диктант.

Учитель читает текст, перечисляя характерные признаки по построению, функциям, особенностям кожи и почек. Предлагает учащимся по вариантам их определить и построить ответы в виде графической цепочки.
I вариант – Почки.
II вариант – Кожа.
Выделяется вода, соли, аммиак, мочевина, мочевая кислота.
Орган мочевыделительной системы.
Синтез витамина Д.
Содержится пигмент меланин.
Синтезируется аммиак.
В состоянии покоя за сутки в среднем выделяется 500 мл жидкости.
В сутки в среднем выделяется 1,5 л. жидкости.
Поддерживание постоянства реакции крови.

- Учащиеся по предложению учителя ответы фиксируют в виде графической цепочки, где знак "
·" означает "да", а знак "_" - "нет".
Критерии оценок:
"5" - нет ошибок
"4" - 1-2 ошибки
"3" - 3-4 ошибок
"2" - >5 ошибкам


№2. Работа в парах.


I. Работа с карточками по образованию логических троек.
- раздаёт карточки по вариантам, где в первом столбике перечислены составные части кожи, во втором – их месторасположения, а в третьем – выполняемые функции.
- Учащиеся соотносят эти фактические данные и записывают тройки чисел, каждое из которых принадлежит разным столбикам, но объединены соответственно по смыслу.

Вариант I

1. Рецепторы.
2. Ростковый слой.
3. Кровеносные сосуды.
4. Эпителиальная ткань.
5. Соединительная ткань.
6. Подкожная клетчатка.
7. Располагается в основание эпидермиса.
8. Третий слой кожи.
9. Участие в обмене веществ.
10. Основа второго слоя кожи.
11. Находится в собственно коже.
12. Образует верхний слой кожи – эпидермис.
13. Участие в теплорегуляции.
14. Чувствительная часть кожи.
15. Превращаются в ногти и волосы.
16. Участвует в обновлении ткани.
17. Запасание жира и энергии.
18. Придаёт коже эластичность.

Ответы
I вариант
1-11-14
2-7-16
3-9-13
4-12-15
5-10-18
6-8-17


Критерии оценок:
"5" - 0-1 ошибка
"4" - 2-3 ошибки
"3" -1-6 ошибок
"2" - >7 ошибок

Работа с таблицами.
- раздаёт карточки с таблицами по вариантам. Впервой колонке записаны предложения или умозаключения с незаконченным смыслом.
- Учащиеся должны дополнить незаконченные предложения во второй колонке.

Вариант 1
Вопросы
Ответы

1. Выделение растворов конечных продуктов обмена происходит через
-кожу, почки, лёгкие

2. Организм отдает воду во внешнюю среду через
-пищеварительную систему

3. Первые порции вторичной мочи обнаруживаются в
-почечных канальцах

4. Структурная и функциональная единица почки
-нефрон

5. Замедляет мочевыделение
-адреналин

6. Снабжение крови водой осуществляется
-толстой кишкой


Вариант 2
Вопросы
Ответы

1. Удаляет из крови излишки минеральных солей
-почки, кожа

2. Излишки воды из крови в среду удаляет
-легкие, почки, кожа

3. Первые порции первичной мочи появляются в
-почечной капсуле

4. Капиллярный клубочек входит в состав
-нефрона

5. Усиливает мочевыделение
-тироксин

6. Удаление и-* крови жиров и откладывание их в запас осуществляется
-кожей


-Критерии оценок:
"5" - нет ошибок
"4" - 1-2ошибки
"3" - 4-3 ошибки
"2" - 5 ошибок
- Оценку ассистент выставляет в учётную карточку.

Приложение 1
После окончания работы и выставления оценок ассистенты переходят в другую группу и проводят аналогичную работу, а потом в следующую. И так продолжают, пока не поработают с каждой группой. Учащиеся следят, чтобы после каждого вида работы в учетной карточке была выставлена оценка. Когда вся работа будет завершена, то у каждого ученика должно быть выставлено четыре оценки.
-Учитель предлагает обменяться карточками в парах, подсчитать и записать общее количество баллов. Учитывая критерии записанные на доске, учащиеся должны выставить оценки за весь объём выполненной работы.

Критерии оценок:
"5" – 15-14 баллов,
"4" - 10-13 баллов
"3" - 7-10 баллов
"2" -
·7 баллов

III. Закрепление и обобщение.

А) - Учитель: в результате выполненных разных видов заданий, уточним еще раз.
- Что же выводится из организма человека? (Вода, соли, аммиак, мочевина, в том числе вредные вещества и яды).
- Каким образом это происходит? (С помощью работы лёгких, почек, пищеварительной системы, кожи).
- С какой целью мы изучаем эту тему? (О значении выделительной системы, укреплении здоровья).
- Что такое закаливание? (Закаливание – это мероприятия, направленные на выработку приспособления организма к смене температуры).

Б) Анализ таблицы «Пирамида здоровья».

Учитель: посмотрите на данную схему и скажите: «Что такое здоровье?»

-Здоровье человека – залог счастья, вернуть здоровье или достичь его можно только силой своего духа, интеллекта и физическим устремлением.
Здоровье-состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

IV. Итог урока
- Какую работу вы на уроке выполняли?
- Какие виды работ вы выполняли в группах?
- Что вам больше запомнилось?
Выставление оценок учащимся.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415






15