РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Нейрокурс» с БОС


Муниципальное образование город Ноябрьск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»
муниципального образования город Ноябрьск
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
заведующего по BMP
Я.А. Кондрашова
2015 год
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МБДОУ «Аленький цветочек»
________________________Т.Е Кокорина
________________________2015 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Нейрокурс» с БОС
Подготовили: педагоги-психологи:

Гайфуллина Ю.С.
Ноябрьск,
2015-2016г.
Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Аленький цветочек» является детским садом компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. В учреждении функционирует 16 разнопрофильных групп: для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, детей с задержкой психического развития и детей, имеющих 2-х и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии «Особый ребенок». Дошкольное учреждение работает с детьми, у которых, наблюдаются нарушения в состоянии здоровья, включая неврологические, соматические нарушения, замедление темпов нервно-психического развития, снижена сопротивляемость к простудным заболеваниям. На протяжении многих лет в ДОУ успешно осуществляется комплексная система оздоровления детей. Оздоровительная дыхательная гимнастика с применением метода биологической обратной связи включена в систему здоровьесберегающих технологий МБДОУ «Аленький цветочек».
Методологической основой рабочей программы «Нейрокурс» является комплекс методик профилактики и коррекции нарушений психического состояния человека на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью.
Метод функционального биоуправления - биоуправление с обратной связью (в англоязычной литературе - biofeedback) зародился как ответвление прикладной психофизиологии в конце 50-х годов XX века, чему способствовал ряд научных открытий:
работы Миллера (N.Miller) по выработке у животных висцеральных условных рефлексов оперантного типа;
данные Стермана (М.В. Sterman) о повышении порогов судорожной готовности после условнорефлекторного усиления сенсомоторного ритма в центральной извилине коры головного мозга как животных, так и человека;
открытие Камия (J. Kamiya) способности испытуемых произвольно изменять параметры своей электроэнцефалограммы (ЭЭГ) при наличии обратной связи об их текущих значениях.
Пик популярности и наибольшего внимания к методу пришелся на 70-е годы, что, среди прочего, было связано с небывалым общественным интересом к так называемым техникам альфа-обучения и альфа-состояниям, обусловленных произвольным увеличением представленности альфа-ритма в ЭЭГ человека.
Система функционального биоуправления, по мнению Шварца (М. S. Schwartz), наделена уникальным свойством вызывать специфические изменения как внутри отдельных функциональных систем организма, так и в их взаимодействиях. Поэтому эта система рассматривается в качестве инструмента; позволяющего управлять специфическими физиологическими процессами.
Сферы применения, возможности и противопоказания к использованию.
Программно-аппаратный комплекс «НЕЙРОКУРС» предназначена для выработки навыков саморегуляции на основе метода функционального биоуправления с обратной связью.
С помощью многофункционального прибора «УСО-01» регистрируется набор физиологических параметров человека. Врач (методист) дает пациенту инструкцию о поведении, позе и действиях во время процедур. С помощью специального программного интерфейса врач (методист) получает объективную информацию об изменениях физиологических параметров и на основании этого формирует звуковые и визуальные сигналы обратной связи, которые в реальном времени дают пациенту информацию о его состоянии.
Программное обеспечение «НЕЙРОКУРС» - современный, высокотехнологичный продукт, использующий весь спектр мультимедийных возможностей современных компьютерных технологий.
Программа «НЕЙРОКУРС» имеет простой и понятный пользовательский интерфейс, обеспечивающий быстрый доступ ко всем возможностям программы. Программа обеспечивает управление прибором, прием и математическую обработку зарегистрированных прибором физиологических параметров, формирование визуальных и звуковых сигналов обратной связи в соответствии с заданной методикой. Программа включает в себя картотеку, хранящую сведения обо всех пациентах, результаты проведенных сеансов и индивидуальные настройки сеансов для каждого пациента. Помимо лечебных сеансов, программа имеет диагностический режим, позволяющий регистрировать и анализировать изменение состояния пациента от сеанса к сеансу (так называемые диаграммы прогресса).
Сферы применения психофизиологического тренинга
Особенностью данной программы является удачное сочетание широких возможностей метода биоуправления и реализация индивидуального подхода при работе с каждым пациентом.
Применение программы «НЕЙРОКУРС» помогает оптимизировать лечебно-профилактическую работу при:
лечении и коррекции нарушенных состояний - при психосоматических и некоторых психических расстройствах, при психоэмоциональных нарушениях;
восстановлении ресурсов организма - при реабилитации после значительных физических и психоэмоциональных нагрузок, болезней, при постстрессовых нарушениях;
повышении стрессоустойчивости - при профессиональных, возрастных и кризисных стрессовых нагрузках. Для обеспечения адекватного поведения при стрессах, активного противодействия им, снижения физиологических затрат и расширения спектра эффективных поведенческих стратегий;
обучении и тренировке новых возможностей - при работе по повышению работоспособности, поддержанию высокой концентрации внимания, расширению возможностей произвольного контроля поведения и произвольной саморегуляции состояния, обучение профессионально важным качествам;
Эти возможности позволяют использовать комплекс в работе психологов, педагогов-психологов, психотерапевтов, психиатров, спортивных психологов, бизнес-консультантов, врачей-терапевтов, реа- билитологов, логопедов, дефектологов.
Решаемые лечебно-диагностические и коррекционные задачи.
Диагностика психоэмоционального состояния, состояния мышечного тонуса и кардио- респираторной системы.
Психофизиологическая диагностика особенностей функции внимания, основанной на изучении биоэлектрической активности головного мозга при специальных тестовых нагрузках с дополнительным мониторированием основных физиологических показателей.
Коррекция функций высшей нервной деятельности:
улучшение функции внимания
развитие и тренировка навыков концентрации для условий учебной деятельности;
тренировка и контроль устойчивости внимания у операторов в условиях длительногонапряжения;
обеспечение психофизиологического контроля устойчивости к стрессу и уровня внимания при подготовке к получению допуска к операторской деятельности.
улучшение памяти
Психопрофилактика у здоровых лиц
Выработка навыка защиты от психоэмоциональных перегрузок и дистресса, повышение стрессоустойчивости.
Адаптация к школьному (учебному) стрессу.
Выработка навыков защиты от перегрузок у лиц, имеющих профессиональную вредность по факторам информационного и психоэмоционального стресса (диспетчера, операторы, регистраторы ит.д.).
Лечение пациентов со следующими патологиями:
Нарушения активности и внимания у детей и взрослых (синдром дефицита внимания) с выделением подтипов
преобладание нарушения внимания
преобладание гиперактивности и импульсивности
смешанные формы и сопутствующие расстройства.
Гиперкинетические расстройства Болезни зависимости:
бытовое пьянство;
алкогольная и наркотическая зависимость I - II стадии;
психогенное переедание;
игровая зависимость;
сексуальные аддикции;
аддиктивное антисоциальное расстройство.
Психосоматические и соматопсихических заболевания:
аллергические дерматиты;
нейродермит, псориаз;
респираторные аллергозы;
заболевания гастродуоденальной зоны;
язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;
хронические гастриты и колиты;
вегетативная дисфункция;
психогенные нарушения сердечного ритма;
артериальная гипертензия;
психогенные двигательные расстройства;
функциональные головные боли.
Пограничные психические расстройства:
неврастения;
обсессивный синдром;
тревожно-фобический синдром;
астено-депрессивный синдром;
астено-ипохондрический синдром.
Противопоказания
Абсолютных противопоказаний не существует
Относительными противопоказаниями могут быть в ряде случаев острый период течения заболевания (соматическая патология) и интеллектуальная недостаточность препятствующая пониманию инструкции.
У пациентов с недостаточно компенсированными проявлениями эпилепсии следует с осторожностью проводить тренинг кардио - ФБУ на этапе формирования навыка релаксационного дыхания по причине опасности провоцирования приступов из-за неконтролируемой гипервентиляции.
Цель рабочей программы: сохранениеи укрепление психосоматического здоровья детей с задержкой психического развития путем внедрения в образовательный процесс оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи.
Задачи программы:
оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния;
использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений;
регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания;
сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного дыхания типа с максимальной дыхательной аритмией сердца;
- воспитывать у ребенка осмысленное ценностноеотношениесобственномуфизическому и духовному здоровью, расширяя на этой основеадаптивныевозможности
организма (повышение его сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям).
Программа содержит различные сюжеты (виды обратной связи), что позволяет последовательно усложнять процесс обучения и разнообразить его. Весь психофизиологический тренинг можно разделить на четыре периода.
Период постановки дыхания.
Период основного обучения диафрагмальному дыханию.
Период закрепления навыка.
Период актуализации навыка.
Форма проведения индивидуальная 2 раза в неделю.
Тематическое планирование теоретических занятий.
№ Тема занятий Цели и задачи
1. Методика «Цветопредпочтение» В программе заводится личная карточка на ребенка.
Выявление индивидуальных особенностей детей и оптимизация коррекционной или профилактической курс ФБУ.
Выявление изменения психофизиологического и эмоционального состояния детей.
2. Постановка
дыхания Изучение разных методик дыхания и отслеживание их воздействия на организм
Умение расслабляться, дышать животом
Использование полного объема легких, мышц брюшного пресса и диафрагмы во время дыхания, и использование естественных резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание нашего голоса.
Изучение методики дыхания и отслеживания их воздействия на организм.
3. Обучение Освоение технологии диафрагмального дыхания в режиме Тренировка дыхания - Индикатор
Обучение первичным основам саморегуляции дыхания и обучение самостоятельного управления дыханием
На данном этапе важно чтобы стереотип правильного дыхания закрепился, стал устойчивым, произвольно воспроизводился.
4. Закрепление
навыка Закрепление знаний о правилах диафрагмального дыхания.
Закрепление навыка диафрагмального дыхания, при котором показатели дыхания и пульса становятся стабильными.
5. Актуализация
навыка
Воспроизведение детьми приобретенных знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.
6. Методика «Цветопредпочтение»
Проводится сравнительная диагностика.
Работа с родителями и педагогами
1. Родители Знакомство с технологиями функционального биоуправления, их значение и применении на занятиях.
«»Диафрагмальное дыхание – зеркало здоровья» (буклет)
«Путешествие в увлекательный мир дыхания» (буклет)
2. Педагоги
(консультации) Обучение навыкам контроля и саморегуляции с помощью диафрагмального дыхания».
«Снижение психоэмоционального напряжения и тревоги через контроль дыхания»