Конспект урока по литературному чтению . С. Михалков . Басня Зеркало


Тема: С. Михалков. Басня «Зеркало»
Тип урока: урок изучения нового
Цель урока: формировать у учащихся умение самостоятельно получать информацию, пользуясь изучаемым материалом литературного произведения.
Ход.
I организационный этап
Цель:
создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс с использованием метода эмоционального стимулирования (мотивация к учебной деятельности)
актуализация изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания, с использованием приема групповой работы
актуализация и анализ имеющихся знаний и представлений детей об изучаемой теме.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Разделимся на 2 команды: ученики и гости. Помните, что вы должны работать дружно. Какие девизы , связанные с дружбой, вы можете предложить своей команде? (иди вперед, не стой на месте. Что не сделаешь сам, сделаем вместе», «Один за всех и все за одного»….)
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением. Но прежде чем мы перевернем очередную страничку нашего учебника, попробуйте отгадать, предмет, который играет особую роль в этом произведении.
Игра «Черный ящик»
HYPERLINK "http://zagadochki.ru/zagadka-mudrec-v-nyom-videl-mudreca.html" Мудрец в нём видел мудреца,Глупец — глупца,Баран — барана,Овцу в нём видела овца,И обезьяну — обезьяна,Но вот подвели к нему Федю Баратова,И Федя неряху увидел лохматого.

- Предположите, о чем может идти речь в произведении с таким названием. (высказывают предположение)
Задание для каждой группы: составить синквейн к слову «зеркало». Обязанности в группе распределите сами.
Получившиеся синквейны на доску.
2. основной этап работы над темой урока
Цель этапа:
самостоятельное формулирование младшими школьниками целей урока
проектирование учениками единиц учебного содержания (способ, таблица)
организация сотрудничества детей, совместной деятельности при решении учебных зада, работы школьников в группах.
- посмотрите , пожалуйста на тему нашего урока.
(на экране слайд с изображением таблицы З и ХЗ)
Знаю и хочу знать
Знаю Хочу знать
- Что вы можете поместить в колонку «знаю?» (басня, Михалков - автор стихов, сказок, слов гимна. Название произведения «зеркало» .- А что вы можете поместить в колонку «Хочу знать?» (где происходит события, время действия, главные герои произведения, что пережили герои?, что поняли?)
-Чтобы вам было легче работать , я уже заготовила колонки
Герои басни Что пережили? Как ведут себя Что я понял(а)
-Итак, какую же поставим себе цель? (прочитать произведение, оценить поступки героев, сделать выводы)
-Какими способами мы будем добиваться наших целей? (прочитаем, составим и зададим вопросы, заполним таблицу.)
- Послушайте басню. (с. 101)
- перед вами таблица - помощница для составления вопросов к тексту
«Тонкие» и « толстые вопросы»
«Тонкие вопросы» « Толстые вопросы»
Вопросы ,требующие однословного ответа. Например: «кто? », «что?», «Когда?», «Как зовут», «было ли?» Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Например, «Дайте объяснение, почему…?», «объясните , почему…», «В чем различие?», «Предположите, что будет если?»
(учащиеся в группах составляют вопросы, затем задают их друг другу)
-Изменилось ли отношение к главному герою после того как вы прочитали басню? Почему?
-Мы с вами знаем, что такие «носороги» встречаются и среди людей.
Обсуждение в группах
Ситуация 1:
Вы идёте по улице. Навстречу вам идёт одноклассник и начинает вас обзывать. Как нужно себя вести. Подумайте в группе, обсудите и дайте ответ.
Ситуация 2:
Двое соседей громко разговаривают и начинают называть друг друга обидными словами. Вы проходите мимо. Как вы поступите?

- Вернемся к нашим синквейнам. Можно ли его сейчас как то изменить или оставим без изменения?
- Молодцы. Вспомните все, что вы узнали, и заполните таблицу «Хочу знать»
3 этап рефлексии
Осуществление младшими школьниками контроля и самооценки своей деятельности в соответствии с выбранными критериями.
- Обратимся к целям урока, которые мы определили в самом начале. Удалось ли нам их достичь? При ответе на вопрос вы можете воспользоваться своими записями. (ответы учащихся).
- Что хотел показать Михалков своим произведением.
-Обладаете ли вы такими качествами?
Запишите домашнее задание.
Подготовить пересказ басни от лица любого из героев.
Или ответить на вопрос « нужно ли смеяться над другими» - записать 4-5 предложений в тетради по русскому языку.
Вид работы «5» + + + +
«4» + + +
«3» + +
Читал Работал таблицей Составлял вопросы Размышлял, отвечал Итоги, моя отметка .
- Сейчас я вам раздам листы, а которых напечатана специальная табличка, ее вам нужно будет заполнить и оценить свою работу

Спасибо за урок.
Знаю и хочу знать
Знаю Хочу знать
Знаю и хочу знать
Знаю Хочу знать
Знаю и хочу знать
Знаю Хочу знать
Знаю и хочу знать
Знаю Хочу знать
Знаю и хочу знать
Знаю Хочу знать
Герои басни Что пережили? Как ведут себя Что я понял(а)
Герои басни Что пережили? Как ведут себя Что я понял(а)
Герои басни Что пережили? Как ведут себя Что я понял(а)
Герои басни Что пережили? Как ведут себя Что я понял(а)
«Тонкие» и « толстые вопросы»
«Тонкие вопросы» « Толстые вопросы»
Вопросы ,требующие однословного ответа. Например: «кто? », «что?», «Когда?», «Как зовут», «было ли?» Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Например, «Дайте объяснение, почему…?», «объясните , почему…», «В чем различие?», «Предположите, что будет если?»
«Тонкие» и « толстые вопросы»
«Тонкие вопросы» « Толстые вопросы»
Вопросы ,требующие однословного ответа. Например: «кто? », «что?», «Когда?», «Как зовут», «было ли?» Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Например, «Дайте объяснение, почему…?», «объясните , почему…», «В чем различие?», «Предположите, что будет если?»
«Тонкие» и « толстые вопросы»
«Тонкие вопросы» « Толстые вопросы»
Вопросы ,требующие однословного ответа. Например: «кто? », «что?», «Когда?», «Как зовут», «было ли?» Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Например, «Дайте объяснение, почему…?», «объясните , почему…», «В чем различие?», «Предположите, что будет если?»
«Тонкие» и « толстые вопросы»
«Тонкие вопросы» « Толстые вопросы»
Вопросы ,требующие однословного ответа. Например: «кто? », «что?», «Когда?», «Как зовут», «было ли?» Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Например, «Дайте объяснение, почему…?», «объясните , почему…», «В чем различие?», «Предположите, что будет если?»
«Тонкие» и « толстые вопросы»
«Тонкие вопросы» « Толстые вопросы»
Вопросы ,требующие однословного ответа. Например: «кто? », «что?», «Когда?», «Как зовут», «было ли?» Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Например, «Дайте объяснение, почему…?», «объясните , почему…», «В чем различие?», «Предположите, что будет если?»
«Тонкие» и « толстые вопросы»
«Тонкие вопросы» « Толстые вопросы»
Вопросы ,требующие однословного ответа. Например: «кто? », «что?», «Когда?», «Как зовут», «было ли?» Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Например, «Дайте объяснение, почему…?», «объясните , почему…», «В чем различие?», «Предположите, что будет если?»
Вид работы «5» + + + +
«4» + + +
«3» + +
Читал Читал выборочно Составлял вопросы Размышлял, отвечал Итоги, моя отметка Вид работы «5» + + + +
«4» + + +
«3» + +
Читал Читал выборочно Составлял вопросы Размышлял, отвечал Итоги, моя отметка Вид работы «5» + + + +
«4» + + +
«3» + +
Читал Читал выборочно Составлял вопросы Размышлял, отвечал Итоги, моя отметка Вид работы «5» + + + +
«4» + + +
«3» + +
Читал Читал выборочно Составлял вопросы Размышлял, отвечал Итоги, моя отметка
Вид работы «5» + + + +
«4» + + +
«3» + +
Читал Читал выборочно Составлял вопросы Размышлял, отвечал Итоги, моя отметка Вид работы «5» + + + +
«4» + + +
«3» + +
Читал Читал выборочно Составлял вопросы Размышлял, отвечал Итоги, моя отметка Вид работы «5» + + + +
«4» + + +
«3» + +
Читал Читал выборочно Составлял вопросы Размышлял, отвечал Итоги, моя отметка Вид работы «5» + + + +
«4» + + +
«3» + +
Читал Читал выборочно Составлял вопросы Размышлял, отвечал Итоги, моя отметка