Урок.Планирование.Производные и непроизводные предлоги(7 класс)


Русский язык 7 класс
Тема урока: Производные и непроизводные предлоги.
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами, формировать навык правильного написания производных предлогов, научить отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.
Развивающие: формировать навык употребления предлогов в речи, овладения нормами языка на основе теоретических знаний, продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности.
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитывать трудолюбие, любовь к природе.
Оборудование: таблица, ноутбук, проектор, раздаточный материал.
Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности.Объявление темы урока.
1. Актуализация опорных знаний:
-Что называется предлогом?
-Что обозначает слово «предлог»?
-Для чего служит предлог?
-Как пишутся предлоги со словами?
-От чего нужно отличать предлоги?
Использование презентации «Производные предлоги», слайды 1-3.
2.Сообщения учащихся «Это интересно».
Слово «предлог» в переводе с греческого языка обозначает «перед словом».
Предлогов существует около 200, а по частоте употребления они занимают 4 место ( после имени существительного, глагола, местоимения).
Предлоги в, на наиболее употребляемые.
Предлоги появляются в речи маленьких детей позже, чем все остальные части речи.
3I. Практическая работа.
- Графически обозначить предлоги и приставки.
(Под) ложить (под)голову, (под)стелить (под) ноги,(под)рос (под)солнцем,(до ) йти (до) дома, выглянуть (из)зарослей, показаться (из) за дерева, выпасть (из) под локтя, достать (из) подвала, прорасти (из) под снега, расти (под) березою, найти (под) березовик, (про) йти ( под) окном,(про) тереть (под) оконник.
-Найти в тексте предлоги, выписать их, объяснить правописание.
В течение лета ребята часто гуляли в лесу. Их внимание привлек родничок. Из-за опавшей хвои он с трудом пробирался из-под земли. Ребята почистили русло, и течение воды в родничке стало плавным и спокойным.
-Какой предлог вызвал затруднение?
-Это предлог «в течение», это производный предлог. Он произведен от имени существительного. Презентация, слайды 4-5.
II. Формулировка целей и задач урока.
Учащиеся: познакомиться с производными и непроизводными предлогами, узнать, как они пишутся. Различать производные предлоги и омонимичные части речи.
Учитель: устранить пробелы в знаниях по теме «Предлог» и по остальным темам, если они выявятся в процессе урока.
1.Наблюдение.
-Посмотрите на экран и прочитайте словосочетания:
Был в течение дня – изменения в течении реки
Находилась в продолжение лета – написано в продолжении книги
Сказал в заключение выступления - декабристы находились в заключении
Не был вследствие болезни – в следствии о хищении
-Что вы наблюдаете?
-Чему вы должны научиться в процессе урока?
-Какие слова имеют одинаковое звучание и различное лексическое значение?
( Омонимы).
2.Работа с учебником и опорами (у каждого ученика на столе).
Первичное закрепление учебного материала.
1.Исследовательская работа.
-Прочитайте предложения:
а) В течение часа нужно выполнить контрольную работу.
б) В течении реки после паводка произошли изменения.
в) В течение мирной жизни ворвалось известие о наводнении.
г) В продолжение двух лет он писал книгу.
д) В продолжении книги появляются новые герои.
-Посмотрите, от каких членов предложения зависят первые слова, выделите словосочетания.
-К какому словосочетанию можно поставить вопрос падежа? ( В чём? – в течении реки, в продолжении книги, во что? - в течение жизни). Вывод: перед нами имена существительные с предлогами.
-К каким словосочетаниям можно поставить вопрос: «Когда? Как долго? За какое время?» (В течение часа, в продолжение двух лет. Выражение можно заменить синонимичным словосочетанием с предлогом –« за час», «за два года».) Вывод: Перед нами производный предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом. Предлог имеет временное значение. В конце производного предлога пишется е.
Поможет запомнить написание производных предлогов рифмованный алгоритм:
Предлоги в течение и в продолжение
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? Или когда?
В конце пишем е и раздельно всегда.
Вследствие непогоды туристы не смогли отправиться в поход. В следствии допущен ряд ошибок.
Сделайте вывод о написании омонимичных выражений. В этом поможет рифмованный алгоритм:
Вследствие - из-за,
Ясно вполне:
Слитно напишем,
Конечная – е.
Презентация, слайды 5-7.
2. Работа с таблицей.
-Все производные предлоги не имеют лексического значения, к ним нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложения и могут иметь синонимичную замену.
Ввиду (болезни) = из-заВместо (себя) = заВпереди (отряда) = передВроде (помощника) = наподобиеВслед (гостям) = за
Навстречу (другу) = кНасчет (отпуска) = о
Несмотря на = хотя
Невзирая на = хотя
В течение, в продолжение = около
Сквозь = через
Слайды 8-10.
III. Применение теоретических знаний при выполнении практических заданий и решения задач.
1.Пользуясь таблицами, замените производные предлоги непроизводными.
Вследствие положения, спустя много лет, отдыхал в течение месяца, вслед уходящему празднику, пробираться сквозь заросли, сидеть возле реки, послать вместо себя, гулял в продолжение часа, идти навстречу другу.
Физкультминутка.
Это легкая забава-
Повороты влево, вправо.
Потянулись, руки сжали,
Головою покивали.
А теперь ходьба на месте-
Это тоже интересно.
2.Работа по карточкам (слабые учащиеся):
Путешественники шли в течени… целого дня. В течени… реки нужно опасаться водоворотов. Вследстви.. непогоды мы задержались в пути. В продолжении…часа мы наблюдали за полётом ласточек. Вследстви… сильного ветра была нарушена телефонная связь. Я спешил ( на) встречу с другом. Отряд двигался нам (на) встречу. В продолжени… двух дней я завершил все свои дела. В заключени… докладчик поблагодарил за внимание.
3. Создание собственного текста с использованием производных предлогов на темы: «Из сводки погоды», «В походе».
Учащиеся зачитывают работы, оценивают себя и других учащихся.
4. Задание «Проверяю себя»- слайды 12-14.
IV. Рефлексия деятельности.
-Какие задачи, цели вы ставили перед собой на уроке?
-Достигли вы их?
-Что нового узнали на уроке?
-Выберете любое начало фразы и продолжите ее….
Сегодня я узнал…
Было трудно…Я научился…
Теперь я могу…
Мне понравилось…
Домашнее задание:
Подготовить связное высказывание на тему: «Как различить производные предлоги и омонимичные части речи?»
Выполнить упражнение учебника по выбору.
Творческое задание: составить текст на тему: «Книга в моей жизни». Использовать производные предлоги.
.