Предлоги производные и непроизводные (2 часть)

86
7а от 22.02.
7б от 22.02.
7в от 22.02.
2017

Тема: «Предлоги производные и непроизводные».

Цель урока: закрепить знания производных и непроизводных предлогах, их сходстве и отличии.

Задачи:

предметные:
закрепить умение отличать производные предлоги от
непроизводных; отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; проверить знания прошлых уроков;

метапредметные:
формировать умение уместно употреблять предлоги в речи;
развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;

личностные:
совершенствовать речевую компетентность обучающихся

Тип урока: закрепление.

Методы урока: объяснение учителя, работа с таблицей, словарная работа, тренировочные упражнения.

Технология: развивающая.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка д/з.

Проверить упражнение 262.
Показывают тетради, устная проверка по цепочке.

Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.
Что называется предлогом?
Для чего служит предлог?
Назовите смысловые отношения, выражающиеся предлогами.
Как будете отличать предлоги от других частей речи?
Какие вы знаете непроизводные предлоги? (В, на, за, про, у, к, из-за, через и др.)
Назовите производные предлоги (В течение, благодаря, вопреки, около, мимо, согласно, в продолжение и др.)
От каких частей речи образуются производные предлоги? (От существительных с предлогами, наречий, деепричастий.)
С каким падежом существительных употребляют производные предлоги согласно, вопреки, благодаря, навстречу, наперекор? (Только с дательным, например, вопреки приказу командира.)
Какие отношения выражают предлоги? (Предлоги выражают временные значения (прийти после уроков), целевые (трудились на благо Родины, остановились для ночлега), причинные (задержаться вследствие непогоды), пространственные (пойти в лес) и другие отношения, образа действия (писать без ошибок, говорить по душам.)
Какой падеж никогда не употребляется с предлогами? (Именит.)
А какой падеж употребляется только с предлогами? (Предложный.).
Шуточные вопросы-загадки. 1. Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (К-от.) А из трёх? (К-о-за.) 2. Какой предлог можно «сыграть» на музыкальном инструменте или спеть? (До) 3. Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства? (До-за.) 4. В каком падеже личное местоимение МЫ состоит из двух предлогов? (В родительном – на-с.)
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

Мотивация УУД. Целеполагание.

Сообщение учителя о предлогах.
Предлог - в переводе с греческого, обозначает «перед словом». Их немного, около 200, но по частоте употребления они занимают 4 место (после существительного, глагола и местоимения).
Девять из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов русского языка. Предлог в возглавляет этот список, на четвертом месте стоит предлог на.
Между пятью падежами (Р-П) предлоги распределяются неравномерно: с родительным используется почти 115 предлогов, с творительным -24, с винительным – 20, с дательным – 19, с предложным – 7.
По наблюдениям профессора А.Н.Гвоздева, предлоги появляются в речи детей позднее, чем все остальные части речи, в возрасте около 1,5 лет. До этого времени обычным является пропуск предлогов: «повесь стенку» (повесь на стенку), «пойду Симе» (пойду к Симе). Раньше всего ребенок начинает включать в свою речь простые первообразные предлоги в пространственном значении: в, на, у, про, из, от, с, за.
Запишите предложения:
Укажите номера предложений, в которых в выделенных словах пишется е.
1. Он вечно опаздывал вследствие постоянной занятости.
2. Все ждали перелома в течении болезни.
3. Они не виделись в течение десяти лет.
4. В заключении врача много было неясного.
5. В продолжении романа появился новый герой.
6. В следствии по делу о краже был допущен ряд ошибок.
7. Он молчал в продолжение минуты.
8. Вследствие  этого он принял решение покинуть большие улицы.
Настраивают-ся на работу.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Какова тема урока?
Что нам надо узнать на этом уроке?
Сформулируйте цель урока.
Оформление темы. Запись в журнал.
Оформление темы.

Работа над темой.

Сравните предложения: найдите предлог и самостоятельную часть речи.
«Мы бегали вокруг дома», «Вокруг было много цветов».
В первом предложении «вокруг» является производным предлогом, во втором – наречием, являющимся в предложении обстоятельством места. «Он подошел ко мне, благодаря» и «Благодаря ему мое настроение улучшилось».
В первом предложении «благодаря» – деепричастие, во втором – предлог. Чтобы отличить производный предлог от самостоятельной части речи, попробуйте задать к слову вопрос. Если это сделать можно, значит, перед вами самостоятельная часть речи.
Во втором случае можно задать вопрос лишь к тому слову, с которым связан предлог. Кстати, сам вопрос будет его содержать. Например, «проехали мимо дома» и «проехали мимо». Проехали – мимо чего? – мимо дома (предлог). «Мимо» связывает глагол и существительное. Проехали – куда? – мимо (наречие). Здесь «мимо» является обстоятельством места.
Вычеркните слово из текста. Исключение предлога явственно нарушит текст, понять его будет сложно.
«После праздника все разошлись» преобразится в «Праздника все разошлись».
Существительное в родительном падеже есть, а связующего звена между ним и глаголом нет. Если же вычеркнуть самостоятельное слово, смысл немного обеднится, но сохранится. «Об этом мы вам расскажем после»: если убрать наречие «после», предложение будет звучать как «Об этом мы вам расскажем». «Я ей махал, но она прошла мимо, не заметив». После вычеркивания наречия «мимо» останется «Я ей махал, но она прошла, не заметив». Смысл сохранен. Задание: в каких предложениях выделенные слова являются предлогами?
1. Спустя час нам объявили наши результаты.
2. Благодаря дождям посевы были спасены.
3. Он долго прощался, благодаря за заботу.
4. Несмотря на продолжительные дожди, по- ехать было можно.
5. Он шел почти механически, не смотря по сторонам.
6. Несмотря на хладнокровие своей натуры, он терпеть не мог физической расправы.
7. Начиная с вечера пошел дождь.
8. Невзирая на страшный ветер, он собрался уезжать.
9. Долго так молчал он, взирая на всех грозно и сурово.
10. Стали готовить дорожку, начиная посыпать ее от самой калитки.
Работа у доски одного ученика.



















Двое – у доски.




Физкультминутка.

А теперь пора всем встать,
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и вновь поднять.
Отдохнули все немножко
И отправимся в дорожку.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело!
Разминка.

Закрепление материала урока.

Выполните упражнение.
Вставьте пропущенные буквы, укажите предлоги и омонимичные части речи. Выполните графические обозначения.
Вследствие непогоды, в следствии по делу террористов, вмешаться в следствие, в продолжение пяти лет, в продолжении повести, в течении ручья, в течение месяца, ввиду недостатка времени, узнать насчёт подписки, перевести на счёт другой организации, иметь в виду, узор вроде снежинки, узор в виде снежинки, узор наподобие снежинки, в роде Толстых, обратите внимание на подобие этих явлений, на подобии героев основан весь сюжет, из-под бровей, сесть вместо шофёра, в силу непредвиденных обстоятельств, идти навстречу опасности, надейся на встречу с ней, в связи с отчётом, в заключение выступления,   несмотря на привилегии, не смотря в мою сторону, по причине неурожая, в продолжение утра,  в отличие от коллег.

Самостоятельная работа: выбрать производные предлоги
1). Он шёл самым трудным путём.
2). Нас убедили путём веских доказательств.
3). Сторож всю ночь ходил вокруг сада.
4). Ей хорошо было видно всё вокруг.
5). Благодаря вмешательству хирурга жизнь больного была спасена.
6). Он уходил, благодаря за оказанную помощь.


· Проверьте по эталону, как вы справились с заданием.
1. Номер предложения
2. Предлог
3. Часть речи, из которой происходит

2
путём
существительное

3
вокруг
наречие

5
благодаря
деепричастие





Работа в парах с объяснением.

Рефлексия.

- Продолжите высказывания: Сегодня на уроке я
вспомнил
узнал новое
научился
самым трудным на уроке было
самым интересным на уроке было
цель, которую поставили в начале урока, достигли таким путем
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

Д/з., оценивание.

§42, упр. 263
Запись в дневник.
























ђ Заголовок 1 ђ Заголовок 3Yђ Заголовок 515