Рабочая программа по предмету Окружающий мир 4 класс, УМК Школа России

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №11"
г. Сергиев Посад
 

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №11
_______________
«____»_______________2015г.
приказ №____ от "___"__________2015г.
 
 
 

Рабочая программа по окружающему миру
4 "Г" класс
 
 
  
 
 
 
 
Составитель: Ермакова Елена Вячеславовна
учитель начальных классов
 
 
 
2015 г.
Пояснительная записка

Данная рабочая программа по окружающему миру для 4 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 11;
Учебного плана на 2015 - 2016 учебный год МБОУ СОШ № 11;
Авторской программы по окружающему миру для 4 класса А.А. Плешакова «Окружающий мир» Москва, «Просвещение» 2012г ,
УМК «Школа России».
Актуальность и назначение данной программы для ОУ состоит в том, что он, имея ярко выраженные интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В ходе изучения курса «Окружающий мир» школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно–следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников формирования фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдение в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Цель данной программы:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населенному пунктуё региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование6 психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Используется учебник: «Окружающий мир» Учебник для 4-го класса в 2-х частях. М.: «Просвещение», 2014.
Данная программа рассчитана на 68 ч, 2 часа в неделю.
Авторская программа используется без изменений.

Содержание курса

Тема
Кол-во часов

Земля и человечество
9

Природа России
10

Родной край – часть большой страны
15

Страницы всемирной истории.
5

Страницы истории России
20

Современная Россия
9











Планируемые результаты изучения программы

Предметные
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Метапредметные
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Личностные
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.




























Календарно-тематическое планирование


п/п
План.
дата
Факт.
дата
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Учебно-лабораторное оборудование


1
02.09.

Земля и человечество(9ч.)
ИКТ




Мир глазами астронома.

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу “Окружающий мир” для 4 класса, выбирать направления работы над проектом.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Рассказывать о мире, с точки зрения астронома.
Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы.
Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь.
Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


2
03.09

Планеты Солнечной системы.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку.
Различать планеты и их спутники.
Работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца.
Практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года.
Работать со взрослыми: наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа); находить в дополнительной литературе, Интернете информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

3
09.09

Звёздное небо - Великая книга Природы
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия.
Моделировать изучаемые созвездия.
Определять направление на север по Полярной звезде.
Выполнить задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


4
10.09

Мир глазами географа. Пояса Земли.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Сравнивать глобус и карту полушарий.
Находить условные знаки на карте полушарий.
Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества.
Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий.
Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

5
16.09

Мир глазами историка.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Составлять рассказы о мире с точки зрения историка.
Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого.
Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого.
Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села).
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

6
17.09

Когда и где?
История – путешествие в глубь времен.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Определять по “ленте времени” век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события.
Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях.
Работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

7
23.09

Прошлое и настоящее глазами эколога.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Рассказывать о мире с точки зрения эколога.
Работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению.
Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды.
Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем в России, готовить сообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

8
24.09

Сокровища Земли под охраной человечества
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия.
Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги.
Читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений.

ИКТ

9
30.09

Презентация проекта: “Всемирное наследие”
Извлекать информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



10
01.10

Природа России(10ч.)
ИКТ




Равнины и горы России.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.
Различать холмистые и плоские равнины.
Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям.
Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.
Работать со взрослыми: готовить материалы для проекта: “Где мы были”.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


11
07.10

Моря, озёра и реки России.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера, реки, рассказывать о них по карте.
Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.
Характеризовать особенности изучаемых водных объектов.
Работать со взрослыми: готовить материалы для проекта: “Где мы были”.
Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о загрязнении воды в морях, озёрах и реках, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

12
08.10

Природные зоны России.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку.
Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещенности солнечными лучами.
Работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания.
Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.
Характеризовать зону арктических пустынь по плану.
Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

13
14.10

Зона арктических пустынь.

ИКТ

14
15.10

Тундра.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте.
Выявлять взаимосвязь природных особенностей тундры и её освещенности солнечными лучами.
Работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания.
Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.
Характеризовать зону тундры по плану, сравнивать природу тундры и арктических пустынь.
Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных тундры, готовить сообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

15
21.10

Леса России.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте.
Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги.
Работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания.
Сравнивать природу тундры и лесных зон.
Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных лесных зон, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

16
22.10

Лес и человек.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей.
Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране.
Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных из Красной книги России, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

17
28.10

Зона степей.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям.
Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте.
Устанавливать зависимость степной зоны от распределения тепла и влаги.
Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания.
Сравнивать зону степей с природой лесов и тундры.
Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения.
Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных степей, готовить сообщения.
Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках.
Характеризовать зону степей по плану.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

18
29.10

Пустыни.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Сравнивать общий вид пустыни, описывать пустыню по фотографиям.
Находить и показывать на карте природных зон зону полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте.
Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги.
Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания.
Сравнивать природу пустынь с природой степей.
Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения.
Характеризовать зону пустынь по плану.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

19


У Черного моря.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Находить и показывать на карте природных зон зону субтропиков, рассказывать о ней по карте.
Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны.
Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания.
Обсуждать правила безопасного поведения во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа.
Характеризовать зону субтропиков по плану.
Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о загрязнении воды в морях, озёрах и реках, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


20


Проверим себя по разделу «Природа России»
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о нарушениях человеком экологического равновесия в природе, готовить сообщения.
Работать с плакатом “Красная книга России” в рабочей тетради.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



21


Родной край-часть большой страны(15ч.)





Наш край.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае.
Характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану.
Оценивать свои достижения на уроке.


22


Наш край.




23


Поверхность нашего края. (экскурсия)

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края.
Обсуждать меры по охране поверхности своего края.
Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


24


Водоёмы нашего края.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведенному в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда).
Моделировать значение водных богатств в жизни людей.
Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов.
Участвовать в водоохранных мероприятий в городе (селе).
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


25


Наши подземные богатства
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.
Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого, описывать изученное полезное ископаемое по плану, готовить сообщение и представлять его классу.
Сравнивать изученные полезные ископаемые.
Работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе.
Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


26


Земля-кормилица.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах.
Работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку.
Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

27


Жизнь леса.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу.
Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края.
Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона.
Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человеке, предлагать пути решения экологических проблем.
Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану.
Работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ








28


Жизнь луга.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу.
Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона.
Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию.
Характеризовать луговое сообщество региона по данному в учебнике плану.
Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем.
Составлять памятку “Как вести себя на лугу”.
Работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

29


Жизнь пресного водоёма.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Работать в паре: описывать водоём по фотографии, определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоема; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоеме.
Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края.
Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона.
Характеризовать пресноводное сообщество региона по данному в учебнике плану.
Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде.
Работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоема, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

30


Жизнь пресного водоёма.(экскурсия)




31


Растениеводство в нашем крае
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий.
Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу.
Практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии, различать зёрна зерновых культур.
Различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона).
Работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


32


Животноводство в нашем крае.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий.
Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу.
Различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона).
Работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


33


Презентация проекта: “Природа родного края
В процессе презентации проекта учащиеся демонстрируют умения:
Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета.
Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий.
Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.
Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки).
Готовить тексты сообщений.
Выступать с сообщением в классе.
Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



34



Проверим себя по теме «Родной край»




35


Страницы всемирной истории(5ч.)

ИКТ




Начало истории человечества.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Определять по “ленте времени” длительность периода первобытной истории.
Обсуждать роль огня и приручения животных.
Анализировать иллюстрации учебника.
Понимать роль археологии в изучении первобытного общества.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


36


Мир древности: далёкий и близкий.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Определять по “ленте времени” длительность периода истории Древнего мира.
Находить на карте местоположение древних государств.
Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе.
Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия.
Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавит древности.
Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

37


Средние века: время рыцарей и замков.
Презентация проекта: “Павел I – император - рыцарь”

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по “ленте времени” длительность Средневековья.
Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье.
Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов.
Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья.
Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов.
Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


38


Новое время: встреча Европы и Америки
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Определять по “ленте времени” длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья.
Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время.
Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий.
Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени.
Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени.
Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества.
Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени.
Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

39


Новейшее время: история продолжается сегодня
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Находить на “ленте времени” начало Новейшее времени.
Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки.
Характеризовать изменения в политическом устройстве мира.
Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX – XXI веков.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ


40


Страницы истории России(20ч.)

ИКТ




Жизнь древних славян.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Анализировать карту расселения племён древних славян.
Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени.
Характеризовать верования древних славян.
Моделировать древнеславянское жилище.
Составлять план рассказа на материале учебника.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


41


Во времена Древней Руси.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Прослеживать по карте Древней Руси путь из “варяг в греки” и расширение территории государства в IX-XI веках.
Характеризовать систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси.
Отмечать по “ленте времени” дату Крещения Руси.
Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения.
Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


42


Страна городов.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
В ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке.
Сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси.
Обсуждать важность находок археологами берестяных грамот.
Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев.
Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде.
Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

43


Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси.
Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки.
Выявлять роль летописей для изучения истории России.
Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.
Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными.
Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

44


Трудные времена на русской земле Презентация проекта: “Святой благоверный князь Александр Невский”

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь.
Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия.
Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов.
Рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника.
Находить на карте места сражения Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками.
По иллюстрации в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей.
Высказывать своё отношение к личности Александра Невского.
Работать с терминологическим словариком.
Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

45


Русь расправляет крылья.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси.
Рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты.
Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы.
Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

46


Куликовская битва.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск.
Составлять план рассказа о Куликовской битве.
Отмечать на “ленте времени” дату Куликовской битвы.
Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского.
Рассказывать о поединках богатырей.
Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)
Осознавать роль Куликовской битвы в истории России.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

47


Иван Третий.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды.
Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы.
Обсуждать значение освобождения от монгольского ига.
Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)
Отмечать на “ленте времени” даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

48


Мастера печатных дел.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России.
На основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников.
Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям.
Работать с терминологическим словариком.
Развивать воображение, “обучая грамоте” учеников XVII века.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

49


Патриоты России.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.
Отмечать на “ленте времени” год освобождения Москвы.
Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)
Работать с терминологическим словариком.
Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения.
Осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

50


Пётр Великий.


Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника.
Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике.
Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.
Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим.
Отмечать на “ленте времени” год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей.
Находить на карте приобретения города, основанные Петром I.
Высказывать свое отношение к личности Петра Великого.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ








51


Михаил Васильевич Ломоносов.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Составлять план рассказа о М.В.Ломоносове.
Прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву.
Обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры.
Отмечать на “ленте времени” дату основания Московского университета.
Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им.М.В.Ломоносова.
Высказывать свое отношение к личности М.В.Ломоносова.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

52


Екатерина Великая

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стал называться Великая.
Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.
Сравнивать положение разных слоев российского общества.
Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.Пугачёва.
Прослеживать по карте рост территории государства.
Рассказывать по учебнику о Ф.Ф.Ушакове и А.В.Суворове.
Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве и других городах России в XVIII веке.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

53



Отечественная война 1812 года.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении.
Отмечать на “ленте времени” Отечественную войну 1812 года.
Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)
Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной.
Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

54


Страницы истории XIX века.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами “Декабристы”, “Освобождение крестьян”, “Петербург и Москва” изучать текст учебника, выполнять задания из Рабочей тетради, готовить сообщения и презентовать их на уроке.
Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль.
Сопоставлять исторические источники.
Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

55


Россия вступает в XX век.


Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Отмечать на “ленте времени” начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций.
Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану.
Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи.
Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с ученым, каким он видит наступивший век.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

56


Страницы истории 1920-1930-х годов.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны.
Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради, знакомиться с символикой герба СССР.
Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации.
В ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают.
Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро.
Прослушивать в записях песни 1930-х годов.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

57


Великая война и великая Победа.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану.
Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.
Встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их.
Прослушивать в записи песню “Вставай, страна огромная” и другие песни времен войны.
Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы.
Выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу.
Собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе.
Интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году.
Готовить праздник ко Дню Победы.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

58


Презентация проекта: “Великие победы России”



59


Страна, открывшая путь в космос. Проверим себя.
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса.
Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года.
Прослушивать в записи песни, посвященные полёту Юрия Гагарина.
Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему.
Интервьюировать старших членов семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ


60


Современная Россия(9ч.)

ИКТ




Основной закон России и права человека.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.
Анализировать закрепленные в Конвенции права ребёнка.
Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


61


Мы – граждане России.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь.
Различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства.
Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


62


Славные символы России.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать гимн России от гимнов других государств.
Обсуждать, зачем государству нужны символы.
Моделировать символы своего класса, семьи.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
ИКТ

63


Такие разные праздники.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные.
Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого гражданина.
Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся.
Рассказывать о своих любимых праздниках.
Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


64


Путешествие по России.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Знакомится по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России.
Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.
Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, выяснять их символику.
Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору).
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


65


Путешествие по России.


ИКТ

66


Презентация проекта: “Я - гражданин России




67


Проверим себя. Итоговый тест.



68


Обобщающий урок по курсу “Окружающий мир”
Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.












Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для ученика:

1. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Учебник 4 класс: в 2-х частях . М.: Просвещение, 2014.
2. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Рабочая тетрадь 4 класс: в 2-х частях М.: Просвещение, 2014


Для учителя:

1. Авторская программа А.А.Плешакова «Окружающий мир» Москва, «Просвещение» 2012г.
2. А.А.Плешаков. Методическое пособие к учебнику «. Окружающий мир». М., «Просвещение», 2014 г.
3. «Школа России»: Программы для начальной школы. М.: Просвещение, 2011.
4. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Учебник 4 класс: в 2-х частях (Ч. 1 – 223 с., ч. 2 – 223 с.). – М.: Просвещение, 2014.
5. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Рабочая тетрадь, 4класс: в 2-х частях (Ч. 1 – 78 с., ч. 2 – 95 с.). – М.: Просвещение, 2014
6. Контрольно-измерительные материалы, ВАКО 2015.
7. А.А.Плешаков. Атлас - определитель «От земли до неба» М.: «Просвещение», 2010
8. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»










СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО начальных классов заместитель директора по УВР
от «___»________________2015г. _____________
протокол №_________ «____»______________2015г.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 142815




Заголовок 415