Рабочая программа по предмету Окружающий мир, 3 класс, УМК Школа России

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
г. Губкина Белгородской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №15»
__________ /О.И.Павлова/

Приказ № ___
от «___» ___________ 2014 г.



«Рассмотрено»
Руководитель ШМО учителей начальных классов

__________ /Е.А. Богатырева/

Протокол № ___
от «___» ____________ 2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________ / А.Е.Парфенова/

«___» _____________ 2014 г.

Рассмотрено на педагогическом совете
МБОУ «СОШ №15»

Протокол № ___
от «___» ___________ 2014 г.






Рабочая программа
Окружающий мир

название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)


УМК «Школа России»

УМК

Учитель: Котенева Елена Ивановна

Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль)
3 –А класс

класс (параллель), в котором изучается учебный курс

2014 год

год составления программы





Аннотация к рабочей
учебной программе по окружающему миру
начального общего образования
на 2014–2015 учебный год
3 класс.


Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (3 класс) составлена на основе ФГОС НОО 2009г. и авторской программы А. А. Плешакова ( М.: Просвещение, 2011.)

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
Учебники: Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.
Рабочие тетради: Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.
Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.
Содержание программы носит личностно-развивающий характер. При проведении уроков используют беседы, дидактические игры, практические работы, работу в группах, экскурсии.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (урок-праздник, урок-путешествие, урок проект).
Основными формами текущего контроля являются:
устный опрос; диагностические работы; тестовые задания, итоговая комплексная контрольная работа.

Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 68 ч.
рядом совмещаются.





Окружающий мир

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (3 класс) составлена на основе ФГОС НОО 2009г. и авторской программы А. А. Плешакова ( М.: Просвещение, 2011.)
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Название учебно-методического комплекта, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
Учебники: Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.
Рабочие тетради: Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.
Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.
Содержание программы носит личностно-развивающий характер. При проведении уроков используют беседы, дидактические игры, практические работы, работу в группах, экскурсии.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (урок-праздник, урок-путешествие, урок проект).
Основными формами текущего контроля являются:
устный опрос; диагностические работы; тестовые задания, итоговая комплексная контрольная работа.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

№ п/п
Наименование разделов
Часы учебного
времени

1
«Как устроен мир?»
6 ч

2
«Эта удивительная природа»
18 ч

3
«Мы и наше здоровье»
10 ч

4
«Наша безопасность»
7 ч

5
«Чему учит экономика»
12 ч

6
«Путешествие по городам и странам»
15 ч


ИТОГО:
68 ч


Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея экологической целостности мира;
идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 68 ч.
рядом совмещаются.

Ценностные ориентиры содержания курса
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе окружающим

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание учебного предмета

Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (22 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (11 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (11 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

К концу 3 класса учащиеся должны знать:
человек часть природы и общества;
что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила гигиены; основы здорового образа жизни;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
потребности людей; товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.














Тематическое планирование уроков окружающего мира с определением основных видов деятельности обучающихся 3А класса (68 часов)

№ урока

Наименование раздела и тем.
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Дата по факту

Характеристика основной деятельности ученика



Как устроен мир (6ч).

1.
Инструктаж по технике безопасности на уроках окружающего мира.
Природа. Экскурсия

1



-Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»,
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
- доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей,
- анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку,
- работать в паре,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

2.
Человек.

1



- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных,
- различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека,
- моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр,
- работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

3.
Проект «Богатства, отданные людям».

1



В ходе выполнения дети учатся:
- определять цель проекта,
- распределять обязанности по проекту в группах,
- собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ,
- подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки),
-оформлять стенд, презентовать проект,
-оценивать результаты работы

4.
Общество.

1



- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-определять место человека в мире,
-характеризовать семью, народ, государство как части общества,
- обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества,
- сопоставлять формы правления в государствах мира,
- работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

5.
Что такое экология.

1



- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
- анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы,
- работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

6.
Природа в опасности.

1



- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
- устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу,
- готовить сообщение о заповедниках и национальных парках
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



«Эта удивительная природа» (18ч.)


7.
Тела, вещества, частицы.

1


- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,
-классифицировать тела и вещества,
- приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ
- наблюдать опыт с растворением вещества
-высказывать предположения объясняющие результат опыта
-доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц,
- работать в группе, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

8.
Разнообразие веществ. Практическая работа «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,
-наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, различать их по характерным признакам,
- наблюдать опыт по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,
- работать в группе,
-работать в паре,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

9.
Воздух и его охрана.

1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
- анализировать схему с целью определения состава воздуха
- наблюдать опыт о свойствах воздуха, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,
-высказывать предположения
-работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

10.
Вода. Практическая работа «Изучение свойств воды».
.
1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,
- практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,
-работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воды,
- проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

11.
Превращения и круговорот воды в природе.

1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
- наблюдать в ходе научного эксперимента образование капель при охлаждении пара
-высказывать предположения о состояниях воды в природе
-формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя
-работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

12.
Берегите воду! Практическая работа «Очистка загрязненной воды с помощью фильтра».

1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
- наблюдать опыт фильтрация воды
-высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить цифровые данные
-доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам,
-работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды, о
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

13.
Что такое почва. Практическая работа «Состав почвы».

1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать процессы образования и разрушения почвы,
-анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете»
- приводить примеры
- наблюдать опыт
-высказывать предположения о плодородии почвы,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

14.
Разнообразие растений.

1



Сообщения понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,
-классифицировать группы растений
- приводить примеры разнообразия растений
- работать в группе определение растения с помощью «Атласа-определителя»
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

15.
Солнце, растения и мы с вами.

1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать процессы питания и дыхания растений.
-выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений
-доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

16.
Размножение и развитие растений. Практическая работа «Рассматривание плодов и семян растений».

1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,
- характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения
- приводить примеры распространения семян в природе, выявлять роль животных в распространении семян
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

17.
Охрана растений.

1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, Красная книга.
Правила поведения человека в природе (обсуждение материала книги «Великан на поляне»).
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

18.
Разнообразие животных.

1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать группы животных
-классифицировать животных из предложенного списка,
- приводить примеры животных разных групп.
- работать с электронным приложением к учебнику
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

19.
Кто что ест? Проект: «Разнообразие природы нашего края».
.

1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать животных по типу питания,
-классифицировать животных по типу питания
- приводить примеры цепей питания
- наблюдать опыт
-высказывать предположения
-доказывать на основе опыта
- работать в группе
-работать в паре
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

20.
Размножение и развитие животных.
.
1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать животных разных групп по способу размножения.
- моделировать стадии размножения животных разных групп
- приводить примеры как заботятся домашние животные о своем потомстве
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

21.
Охрана животных.
.
1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир,
-обсуждать меры по охране животных,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

22.
В царстве грибов. Практическая работа « Распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя».

1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать понятия строение шляпочных грибов.
-классифицировать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы
- приводить примеры грибов-двойников,
- наблюдать опыт
-высказывать предположения и обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

23.
Великий круговорот жизни.

1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители
- приводить примеры круговорота веществ,
- наблюдать опыт
-обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

24.
Контрольная работа №1 по теме «Эта удивительная природа».
1



-Выполнять тесты с выбором ответа;
-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.



«Мы и наше здоровье»(10ч.)


25.
Организм человека.

1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать системы органов тела
-обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены,
-работать в паре во время проведения опыта
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

26.
Органы чувств.

1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-формулировать правила гигиены органов чувств,
- работать в группе
-работать в паре
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

27.
Надежная защита организма. Практическая работа «Знакомство с внешним строением кожи».

1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать средства гигиены и уход за кожей;
-формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи;
-работать в паре;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

28.
Опора тела и движение.

1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма
-доказывать необходимость правильной осанки для здоровья человека
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

29.
Наше питание. Пищеварительная система. Проект «Школа кулинаров».

1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения
- моделировать строение пищеварительной системы
- приводить примеры правильного питания
-составлять меню здорового питания
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

30.
Дыхание и кровообращение. Практическая работа «Подсчет ударов пульса».

1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме,
-доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы,
-работать в паре
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

31.
Умей побеждать болезни.

1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать факторы закаливания,
- приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку,
-работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

32.
Здоровый образ жизни.

1



понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать понятие ЗОЖ,
-формулировать правила ЗОЖ
- приводить примеры факторов влияющих на укрепление здоровья и наоборот,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


33.
Контрольная работа №2 по теме « Мы и наше здоровье».
.
1



-Выполнять тесты с выбором ответа;
-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

34.
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края».
.
1


- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами,
-обсуждать выступления учащихся,
- оценивать свои достижения





« Наша безопасность» (7ч.)


35.
Огонь, вода и газ.

1



2 часть
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры
- анализировать схему эвакуации
- наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

36.
Чтобы путь был счастливым.

1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
- работать в группе сообщения о правилах поведения на улице и в транспорте
-обсуждать предложенные ситуации, моделировать правила поведения,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

37.
Дорожные знаки. Экскурсия «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы».

1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-классифицировать дорожные знаки
-моделировать в виде схемы безопасный путь в школу,
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

38.
Проект «Кто нас защищает»

1



В ходе выполнения проекта дети научатся:
- находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, службы пожарной охраны, МЧС;
-интервьюировать ветеранов ВОВ, МЧС, полиции и др.
Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

39.
Опасные места.
.
1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;
- обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;
-работать со взрослыми;
- составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

40.
Природа и наша безопасность.

1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать опасности природного характера;
-обсуждать рассказ «Опасные двойники из книги «Зелёные страницы»;
-характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;
-отличать гадюку от ужа;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

41.
Экологическая безопасность. Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра».

1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-анализировать по схеме цепь загрязнения;
-приводить примеры цепей загрязнения;
-моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;
-работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



«Чему учит экономика» (12 ч)


42.
Для чего нужна экономика.

1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;
-различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;
-характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;
-работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

43.
Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;
-приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;
-работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

44.
Полезные ископаемые. Практическая работа «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых».
.
1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах;
-выявлять, при производстве, каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;
-характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых(шахты, карьеры, нефтяные вышки);
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

45.
Растениеводство. Практическая работа «Знакомство с культурными растениями».

1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1-2 классах;
-практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;
- различать и классифицировать культурные растения;
-выявлять связь растениеводства и промышленности;
-исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

46.
Животноводство.

1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах;
- классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;
-выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;
-исследовать, какие продукты животноводства используются в семье в течение дня;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

47.
Какая бывает промышленность.
.
1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;
-соотносить продукцию и отрасли промышленности;
-выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;
-работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

48.
Проект «Экономика родного края».

1



В ходе выполнения проекта дети учатся:
- собирать информацию об экономике своего города;
-оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома;
-презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

49.
Что такое деньги. Практическая работа «Знакомство с современными российскими монетами».
1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-характеризовать виды обмена товарами; моделировать ситуации бартера и купли-продажи;
-раскрывать роль денег в экономике;
-различать денежные единицы разных стран;
-практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

50.
Государственный бюджет.

1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;
-выявлять взаимосвязь между доходами расходами государства;
-моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

51.
Семейный бюджет.

1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;
-выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;
-обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными;
-моделировать семейный бюджет;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

52.
Экономика и экология.

1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах;
-раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;
-моделировать экологические прогнозы;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

53.
Контрольная работа №3 по теме «Чему учит экономика»
1



-Выполнять тесты с выбором ответа;
-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.



«Путешествия по городам и странам» (15ч)

54.
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее.

1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
-составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;
-моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры;
-с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

55.
Города Золотого кольца России. Основные достопримечательности.

1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
-составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;
-моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры;
-с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

56.
Города Золотого кольца России. Основные достопримечательности. Тест.

1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
-выполнять тесты с выбором ответа;
-с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

57.
Проект «Музей путешествий».

1


В ходе выполнения проекта дети учатся:
-собирать экспонаты для музея, составлять этикетки(кем, когда и где собран материал);
-оформлять экспозицию музея;
-готовить сообщения;
-презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

58.
Наши ближайшие соседи.

1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы;
-обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;
- работать с терминологическим словариком;
-с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о станах, граничащих с Россией;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

59.
На севере Европы.

1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы(каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы;
-соотносить государства и флаги;
-составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

60.
Что такое Бенилюкс.

1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах Бенилюкса(каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений.
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

61.
В центре Европы.

1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

62.
По Франции и Великобритании. (Франция)

1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы;
-описывать достопримечательности Франции по фотографиям;
-в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

63.
По Франции и Великобритании.
(Великобритания).
1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы;
-описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям;
-в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Великобритании;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

64.
На юге Европы.

1



-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы;
-описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;
-в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Греции и Италии;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

65.
По знаменитым местам мира.

1


-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

66.
Контрольная работа №4 по теме: « Путешествие по городам и странам»
1



-Выполнять тесты с выбором ответа;
-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

67.
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края»

1



Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
-обсуждать выступления учащихся;
-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.


68.
Презентация проектов «Экономика родного края», «Музей путешествий».
.
1



Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
-обсуждать выступления учащихся;
-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.











3 класс (68 ч)


Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:

Контрольные работы




экскурсии
практичес-кие
работы


1.
Как устроен мир
6
1



2.
Эта удивительная природа
18

6
1

3.
Мы и наше здоровье
10

2
1

4.
Наша безопасность
7
1
1


5.
Чему учит экономика
12

3
1

6.
Путешествие по городам и странам
15


1


Итого
68
2
12
4


Формы и средства контроля
Контрольные работы – 4
Комплексная итоговая работа О.Б. Логинова, С.Г.Яковлева «Мои достижения. Итоговые комплексные работы» 3 класс


Вид и тема контроля
№ урока
Примечание
Дата

1
Проверим себя и оценим свои достижения по разделам «Как устроен мир», «Эта удивительная природа»
24
Приложение 1


2
Проверим себя и оценим свои достижения по разделам «Мы и наше здоровье»
33
Приложение 2



3
Проверим себя и оценим свои достижения по разделам «Наша безопасность», «Чему учит экономика»
53
Приложение 3


4
Проверим себя и оценим свои достижения по разделам «Путешествие по городам и странам»
66
Приложение 4



Итоговая комплексная работа.



См. О.Б. Логинова, С.Г.Яковлева «Мои достижения. Итоговые комплексные работы». 3 класс

















МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Книгопечатная продукция:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы.1-4 классы. -М.: Просвещение, 2011
Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс учебник, М.: Просвещение, 2013
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 3класс. – М.: Просвещение, 2014
Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты: 3 класс -М.: Просвещение, 2014.
Методические пособия.
Плешаков А. А.От земли до неба Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А. А.Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 2012.
Максимова Т.Н. Окружающий мир: Поурочные разработки, 3класс, - «ВАКО», 2013
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Термометры для измерения температуры воздуха и воды.
2.Термометр медицинский.
3.Лупа.
4.Гербарий.
5.Часы.
6.Микроскоп.
Натуральные объекты: 1. натуральные живые пособия – комнатные растения 2. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; 3. географические карты; 4. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
5. муляжи фруктов, овощей.
6. коллекция семян растений.
Технические средства обучения:
Магнитная доска, компьютер, принтер. Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, мультимедийный проектор)   Оборудование класса Ученические столы 2- х местные с комплектом стульев .Стол учительский, конторки.























13 PAGE \* MERGEFORMAT 143015



















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515