Разработка урока и презентация «Эпоха Дворцовых переворотов» (повторительно-обобщающий урок)


Повторительно - обобщающий урок по теме
«Эпоха Дворцовых переворотов»
Предмет: история России
Класс: 7 «А»
Задачи урока: 1) Образовательные: провести повторение, обобщение и систематизацию знаний по изученной теме «Россия в 1725-1762 годах» дать актуальную оценку знаниям учащихся.
2) Развивающие: развивать историческое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций, формировать у учащихся умение работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений;
3) Воспитательные: воспитать чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны.
Тип урока: Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Оборудование урока: презентационный проект, рабочая тетрадь к уроку (технологические карты), тесты, цветные ярлыки для оценки знаний учащихся.
ХОД УРОКА
Ι. Организационный момент. Целеполагание. (2 минуты)
-Здравствуйте, ребята. На протяжении 3-х уроков мы изучали период Российской истории, связанный с эпохой Дворцовых переворотов. Рассматривали деятельность ряда правителей, сменявших друг друга на престоле после смерти Петра Ι, их внутреннюю и внешнюю политику. На сегодняшнем уроке мы проведем повторение и обобщение имеющихся у нас знаний.
ΙΙ. Интеллектуальная разминка. (3 минуты)
Тестовая работа у доски 2-х учащихся. Тесты записаны на листах, учащиеся должны на доске написать правильные ответы.
1 ученик расставляет в хронологической последовательности правителей Российской империи, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов.
В это время разминка для класса:
- Дайте определение периоду дворцовых переворотов. Укажите хронологические рамки.
(В истории России так называют период (37 лет), в течение которого пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на трон. С 1725 по 1762 год)- Назовите причины дворцовых переворотов.
(Конфликт Петра I и царевича Алексея, завершившийся гибелью наследника; Изменение традиционной системы престолонаследия;
Усиление роли гвардии, дворянской по своему составу;
Усиление борьбы за власть между придворными группировками;
Появление разных, в том числе иностранных претендентов на престол)Проверка выполненных работ учащихся. 2 учащихся проверяют тесты у доски.
Класс проверяет хронологическую последовательность правления императоров. (3 минуты)
Ответы: Тест № 1Тест № 2
1б, 2а, 3б, 4в, 5а.1в, 2а, 3б, 4а, 5а.
Ответы: Екатерина Ι→Петр ΙΙ→Анна Иоановна→Анна Леопольдовна, Иван Антонович→Елизавета Петровна→Петр ΙΙΙ→Екатерина ΙΙ
- Поставь себе оценку: если не допустил ошибок – «5»
Если допущена одна ошибка – «4»
Если две – «3»
ΙΙΙ. Дворцовые перевороты. Работа с технологическими картами.
Петр I создал разветвленный административный аппарат. Это означало, что даже самый слабый монарх или даже младенец мог править империей, сидеть на российском престоле, опираясь на этот слаженный административный аппарат. И если в данное время для управления Россией не был востребован сильный монарх, то почему бы не заменить этого реального монарха на другого, отвечающего интересам определенной придворной группировки? Следовательно, у императора хоть и была огромная власть, но он оказался лишь игрушкой-марионеткой в руках политических сил.
1725-1762 гг. - время постоянных дворцовых переворотов, интриг, борьбы за власть, попыток, удачных и неудачных, захватить российский трон. Гвардейские полки, поддерживающие сторону той или иной придворной группировки, были способны в одну ночь решить судьбу Российской империи на годы и десятилетия вперед.
Дворцовые перевороты 1725-1762 гг.
А.К.Толстой: «Тут кротко или строго. Царило много лиц. Царей не очень много. А более цариц».
(слайды с изображением правителей) (2 минуты)
Задание: - Дайте краткое описание каждому правителю. (10 минут)
Задание № 1: Обратите внимание, у вас у каждого на столе лежат технологические карты. Откройте их и выполните задание № 1. Написать имя царя или царицы, правивших в данный период. (5 минут)
Задание № 2-игра «Крестики-нолики» (5 минут)
Задание № 2 в тех. карте. Если да — то ставите Х. Если нет — то ставите 0
В таком порядке: 1 23
456
78 9
1. Дворцовые перевороты закончились с именем Екатерины II. ( Да)
2. Во время дворцовых переворотов правители опирались на стрелецкие полки. (Нет)
3. Российские правители 1725-1762 г.г. дали много новых прав и привилегий дворянству. (Да)
4. Меньшиков был фаворитом Екатерины I (Да)
5. Правление Анны Иоановны вошло в историю под названием «бироновщина». (Да)
6. В окружении императрицы Елизаветы Петровны были способные государственные деятели. Среди них - граф А.К. Разумовский. (Да)
7. В состав Российского государства в 1731 г. вошла территория казахов. (Да)
8. Крепостные крестьяне получили право выкупать свою землю и становиться свободными собственниками. (Нет)
9. Одной из внешнеполитических задач России было борьба за выход в Черное море.(Да)
Проверка выполнения задания: (слайд)
XOX
XXX
XOX
Итак, внутренняя политика российских правителей в 1725-1762 гг. была непоследовательной и потому малорезультативной. Последовательность сохранялась лишь в главном – в принятии все новых и новых прав и привилегий дворянства. Что же касается крестьянства, то за время дворцовых переворотов усилилось разорение крестьянских хозяйств, росли повинности крестьян в пользу помещиков.
Задание № 3: Выбери правильные ответы: В чем выразилось усиление крепостного гнета в эпоху дворцовых переворотов: (3 минуты)
А) в увеличении барщины и оброка
Б) во введении бессрочного сыска беглых крепостных крестьян
В) в присвоении помещикам права самим определять меру телесных наказаний крестьянам
Г) в присвоении помещикам права ссылать крестьян за провинность в Сибирь
Д) в присвоении помещикам права казнить провинившихся крестьян
Ответ: А, В, Г
Вывод: Внешняя политика государства Российского после смерти Петра Великого до вступления на престол Екатерины II , т.е. периода с 1725 – 1762 гг. представлена следующими внешнеполитическими направлениями:
1. Турецким или южным.
2. Европейским;
3. Продвижение России на Восток
Задание классу: показать на карте и пояснить, как решались внешнеполитические задачи России в период дворцовых переворотов. 1 ученик.( 3 минуты)

На востоке: вхождение казахских земель в состав России 1731 г.
На юге: Русско-турецкая война 1735-1739 годы
На севере: Русско-шведская война 1741-1743 годы
На западе: Семилетняя война 1756-1762 годы (с Пруссией и Англией)
Задание № 4: Определите итоги внешней политики России.(4 минут)
Вывод: Итак, главным итогом внешней политики России в 1725-1762гг. можно считать то, что Россия прочно утвердилась в Прибалтике и вновь показала себя одной из сильнейших в военном отношении держав Европы. Ей удалось расширить свою территорию. В то же время Россия так и не добилась выхода к Черному морю. Не были решены «украинский» и «белорусский» вопросы.
Задание № 5: Дайте итоговое определение эпохе дворцовых переворотов.(2 минуты)
ΙV. Подведение итогов. Выставление оценок за урок. (2минуты)
V. Домашнее задание: §23 стр. 169 анализ документа (1 минута)