Повторительно — обобщающий урок «Россия в XIX веке»


Повторительно-обобщающий урок «Россия в XIX веке»
Цели урока:
обобщить и систематизировать знания учащихся, вспомнить основные факты, имена, даты, понятия, подвести итоги изучению истории России XIX века;
научить ребят доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения, развитие мыслительной деятельности, памяти, умение делать собственные выводы, обобщение исторических фактов;
способствовать формированию патриотических и нравственных качеств, познавательного кругозора и развитие творческого потенциала учащихся;
воспитывать чувство такта, уважительное отношение друг к другу;
используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся.
Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся (повторительно-обобщающий).
Форма проведения урока: командная игра.
Оборудование: портреты русских императоров XIX века, интерактивная доска, компьютерная презентация, раздаточный материал с заданиями, контурные карты.
Предварительная подготовка к уроку: класс заранее делится на 2 группы. Классу дана тема урока заранее для обдумывания.
ХОД УРОКА
Мотивация:
Готовясь к сегодняшнему уроку, я изобрела «Хронолёт», на котором мы совершим путешествие во времени. Представьте себе, что на хронолёте мы с вами улетели в прошлое, и очутились в городе N девятнадцатого века. У нас есть 45 минут, чтобы совершить прогулку по этому городу. Итак, в путь!
Раскручивается «Хронолёт», на нём появляется надпись 1801 – 1894 гг.
Звучит музыка (в класс входят люди в масках)
Ребята, нас встречают хозяева XIX века. (Гости в масках изображают императоров XIX века. Дети по словам гостей должны угадать героев). Ваша задача определить кто же из исторических личностей посетил наш урок. (вывешиваем на доске портреты императоров и даты их правления)
Молодцы, справились с задачей.
– Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок курса «История России XIX века», который пройдет в форме игры-состязания. В игровой форме повторим события, даты через деятельность русских императоров XIX века. Подведем итог изученному ранее. Командам предстоит выполнить задания. Каждое правильно выполненное задание оценивается в пять баллов. Всего шесть заданий. Таким образом, у вас есть возможность заработать не одну пятерку на всю команду, а каждому. Но прежде, чем начать нашу игру, мы должны задать себе вопрос по теме нашего урока: «Можем ли мы говорить о каких либо событиях нашей истории как о взлетах или, тем более, падениях?» На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока. 3 мин.
За правильно выполненное заданий вы будете получать баллы. Итак, мы продолжаем путь. На доске вы видите достопримечательности города N (перечислить: Аллея Романовых XIX в, Тупичок дат, Сквер событий, Бульвар личностей, Улица карт, Переулок понятий,). АллеяРомановых XIX в. История в портретах императоров
Без порядка наше путешествие не может быть продолжено.
1 команде – расставить в хронологической последовательности императоров на доске.
2 команда - расставляет годы правления.
Дается задание с портретами императоров России XIX века. Ниже приведены их имена и даты правления, их нужно расставить в правильном порядке. (2-3 мин.)
Александр I        Николай I         Александр II       Александр III        1801–1825        1825–1855         1855–1881            1881–1894          
447929022606031648402451101774190224790

За правильное составление получают 5 баллов
Следуем дальше. И вот указатель – Тупичок дат.
Вам необходимо разгадать хронологический кроссворд.
Цель: повторить и обобщить материал по датам XIX века
Форма: групповая
1 команда
Александр I
Начало правления Александра 1 - 1801
Тильзитский мир - 1807
Учреждение Государственного совета – 1810
Восстание декабристов – 1825
Отечественная война с Наполеоном – 1812
1 8 0 1
1 8 0 7
1 8 1 0
1 8 2 5
1__
2__
3__
4__
1 8 2 5
1 8 5 4
1 8 5 5
1 8 5 6
Николай I
1__
2__
3__
4__
Начало правления Николая 1 – 1825
Начало обороны Севастополя – 1854
Приход к власти Александра 11 – 1855
Окончание Крымской войны – 1856
Парижский мирный договор 1856
2 команда
Александр II
1 8 6 1
1 8 6 7
1 8 7 0
1 8 5 3
1__
2__
3__
4__
Год отмены крепостного права - 1861
Продажа Аляски - 1867
Реформа городского самоуправления - 1870
Начало Крымской войны - 1853
Союз 3х императоров: Россия, Германия, Австро-Венгрия- 1873
Александр I
1 8 1 4
1 8 1 3
1 8 1 5
1 8 1 3
1__
2__
3__
4__
Венский конгресс – 1814
Смерть Кутузова – 1813
Создание священного союза – 1815
Начало заграничных походов русской армии – 1813
Начало Крымской войны – 1853
П Р О В Е Р К А. Листок с кроссвордом вывешивается на доску. Один из команды вывешивает кроссворд, другой – называет год и событие.
Вывод: Итак, ребята, посмотрите внимательно на доску, где вы записали наиболее важные даты 19 века. Их вы должны помнить.
А мы путешествуем дальше. И перед нами Сквер событий.
(в 19 веке происходило много исторических событий и о них писали в газетах – проходит по классу почтальон, раздаёт газеты со словами «Газеты! Свежие газеты!»)Цель: обобщение и систематизация знаний о событиях, формирование умений и навыков работы с историческим документом.
Форма работы: индивидуальная с использованием взаимопроверки.
Задание: определить, о каких событиях идёт речь в «газетах».
1 вариант.
1) 25 июня 1807 года на плоту на реке Неман состоялась встреча императоров Александра 1 и Наполеона 1. Она привела к заключению мирного договора между двумя странами. Согласно этому документу, Россия признавала все завоевания Наполеона и присоединялась к «континентальной блокаде». (Тильзитский мир)
2) В начале августа 1812 г. под стенами древнего русского города произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Несмотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли под его стенами около 20 тысяч своих солдат. После того как русские войска и население покинули город, противнику достались лишь обугленные руины. (Смоленское сражение).
3) В начале 1857 года для подготовки этой реформы был учрежден Секретный комитет. Затем правительство решило ознакомить общество со своими намерениями, и Секретный комитет был переименован в Главный комитет. Дворянство всех областей должно было создавать губернские комитеты для выработки данной реформы. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы. (Отмена крепостного права)
2 вариант.
1)Вчера, 14 декабря 1825 года, на Сенатской площади пытаясь убедить рядовых участников антиправительственного выступления, был смертельно ранен герой войны 1812 г., генерал-губернатор Петербурга – Милорадович. (Восстание декабристов)
Результатом проведённой денежной реформы, в ходе которой главным платёжным средством стал серебряный рубль, на который можно было обменять бумажные ассигнации, стало укрепление денежной системы России. (Денежная реформа Канкрина)
Поезд отправляется из Москвы, пересекает Волгу, а затем сворачивает на юго-восток в сторону Урала, где он — примерно в 1800 километрах от Москвы — минует границу между Европой и Азией. Из Екатеринбурга, крупного индустриального центра на Урале, путь лежит в Омск и в Новосибирск, через Обь — одну из могучих сибирских рек с интенсивным судоходством, и далее к Красноярску на Енисее. Затем поезд идет в Иркутск, преодолевает горный хребет по южному берегу Байкала, срезает угол пустыни Гоби и, миновав Хабаровск, берет курс на конечный пункт трассы — Владивосток.  (Транссибирская магистраль)
В З А И М О П Р О В Е Р К А. Поставьте друг другу оценки. Расскажите об одном из этих событий (по вариантам).
Вывод: Итак, ребята, События, о которых мы сейчас сказали являются одними из главных событий 19 века. Запомните их пожалуйста!
ФИЗМИНУТКА
А мы с вами попадаем на Бульвар личностей.
Цель: обобщить и систематизировать знания об исторических личностях, расширить знания учащихся о них.
Форма работы: фронтальная.
Задание: Определите, о ком идёт речь ?В народе этот император получил прозвище Благословенный. Его правление пришлось на 1801 – 1825 годы. Он пришёл к власти в результате дворцового переворота, в ходе которого был убит его отец - император Павел Петрович.
Находясь у власти, провёл следующие реформы:
указ о «вольных хлебопашцах»,
реформа высших органов власти,
реформы в области просвещения.
Наиболее яркие события:
создание тайных обществ,
война с Наполеоном,
Тильзитский мирный договор,
континентальная блокада.
Ответ: Александр 1.
Народное прозвище этого императора – Палкин. Его правление пришлось на 1825 – 1855 годы. Он был третьим сыном Павла 1. В его правление были проведены: реформа управления государственной деревней, денежная реформа, кодификация законов.
Основные события:
расправа над декабристами,
начало Крымской войны,
оборона Севастополя.
Ответ: Николай 1.
Бывший адъютант Багратиона. Создал отряд, который действовал в тылу врага. Лихой гусар, весельчак, поэт. Человек огромного личного мужества. О нём с восторгом и почтением отзывались и дворяне и крестьяне. Однажды, имея 50 гусар и 80 казаков атаковал неприятельский транспорт с припасами, который охраняло 250 кавалеристов 
Ответ: Денис Давыдов
Безупречный организатор, Нахимов неустанно повышал качество боевой подготовки флота и при этом стремился не отягощать быт моряков. При известии о начале Крымской войны эскадра Нахимова вышла в море, отыскала и полностью уничтожила турецкие корабли в Синопской бухте Ответ: Нахимов Павел Степанович
Сподвижник Румянцева и Суворова. Его род уходит корнями в двенадцатый век. Боевой опыт исчислялся в полвека. Много раз смерть смотрела ему в глаза. В молодости ему дважды прострелили голову, но оба раза он, к удивлению русских и европейских медиков, выжил.
В апреле 1813 года он умер от простуды вдали от родины. От Нарвы до Петербурга около 200 км. Гроб с его телом народ нёс на плечах.
Ответ: М.И. Кутузов.
Этот император сказал: «Из всех моих сражений самоё страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одерживать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
Ответ: Наполеон Бонапарт.
3 марта 1861 г. издал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. В годы его правления осуществлялись ключевые государственные реформы. Административная реформа вводила губернские и уездные земские учреждения. Судебная — публичность и гласность суда, независимость судей, новый порядок судопроизводства. После преобразования военного ведомства рекрутская повинность сменилась срочной службой. Реформа народного образования расширила права университетов.
Ответ: Александр II
30 августа 1892 г. царь назначил этого человека управляющим Министерства финансов. Перед ним стояли две главные задачи: найти для государства дополнительные средства и провести денежную реформу. Благодаря крупным иностранным займам всего за два-три года политический деятель добился того, что российская промышленность начала приносить ощутимый доход государству. Он увеличил налоги и принял покровительственный по отношению к отечественным производителям таможенный тариф, при котором становилось выгодным приобретать не заграничные, а российские товары.
Ответ: Витте С.Ю.
А мы с вами попали на Улицу Карт.
На контурной карте вам необходимо отметить ход боевых событий Отечественной войны 1812 г. Вам дается перечень событий.
Цель: развивать умения работы с контурной картой.
Форма работы: групповая
Переулок понятий
Учащимся раздаются таблицы, которые нужно заполнить терминами и понятиями, относящимися к четырем правителям. Каждая команда должна расшифровать термины и понятия одного из столбцов (учитель распределяет между командами). Макс.10 мин. с ответами. Ответы учащихся проверяются с помощью компьютерной презентации. 5 баллов за соответствие и 5 баллов за расшифровку.
Ответы к заданию 6.
Александр I Николай I Александр II Александр III
«Русская правда» Пестеля -программный документ «Южного общества» декабристов «чугунный устав» - устав о цензуре, запрещавший любые «вольнодумства» Народовольцы – члены организации «Народная воля», основным методом которой был индивидуальный террор Группа «Освобождение труда» - первая марксистская организация, которую создали в Женеве в 1883 г. революционеры-эмигранты.
«Вольные хлебопашцы» - крестьяне, которые с разрешения помещика за выкуп могли освобождаться от крепостной зависимости
Политический сыск – им занималось III Отделение Канцелярии во главе с А. Х. Бенкендорфом (орган политического сыска и контроля за умонастроениями.Состязательный суд – на процессе две стороны: обвиняющая – прокурор и защищающая – адвокат «состязаются» Царь-Миротворец – назван современниками, т.к. в течение всего царствования этого императора Россия не вела войн.
Негласный комитет - узкий кружок близких друзей императора, который обсуждал необходимость преобразований в стране
Кодификация законов – кодификация упорядочила российское законодательство Всеобщая воинская повинность – введена взамен рекрутских наборов, устанавливает обязанность всем гражданам нести военную службу. Крестьянский Поземельный банк – учрежден для выдачи ссуды крестьянам на покупку земли
Тильзитский договор – мирный договор Франции с Россией, по которому Россия обязана присоединиться к континентальной блокаде Англии Отходники – крестьяне, временно уходившие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы Земства – выборные представительные учреждения, занимавшиеся решением хозяйственных вопрос в губерниях и уездах. Циркуляр о « кухаркиных детях» - запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей»
Военные поселения – были созданы в целях сокращения расходов на армию, где солдаты совмещали военную службу с хозяйственной
Славянофилы и западники –представители либерально-оппозиционного движения, осуждали крепостное право и выступали за введение представительных учрежд.
Пропагандистское течение – одно из трех течений революционного народничества, методом которого была пропаганда среди народа революции Транссибирская железная дорога – фактически соединила Европу с берегами Тихого океана, а Центральную Россию с Дальним Востоком
Подведение итогов.
Ну, а нам пора возвращаться в наше время. Крутится «Хронолёт», появляется надпись
1 марта 2016г.
Давайте посчитаем, сколько вы баллов вы заработали.
Выставляются оценки, называются активные учащиеся.
Рефлексия.
Назовите тему нашего сегодняшнего урока.
Что мы делали для того, чтобы раскрыть тему?
Понравился ли вам сегодняшний урок?
Что понравилось больше всего?
Что не понравилось? Почему?
Какие задания были интересными и лёгкими?
В каком задании было сложно?
А понравилось ли нашим героям-гостям, как дети работали?
-История неоднозначна. Можем ли мы судить, имеем ли на это право? Время рассудит. А мы с вами должны историю знать, любить, изучать, ведь история нашей страны это история твоей и моей семьи. Народ, который не знает и не уважает историю своей страны, не имеет будущего.
Как главный вывод, на презентации слова:
«Первая задача истории – воздержаться от лжи,
Вторая – не утаивать правды,
Третья – не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятойвраждебности»
Цицерон
Как завершающий «аккорд» звучит стихотворение Ф. И. Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить
Например:
проигрыш в Крымской войне – «падение», но страна, начав войну с Турцией, сумела выстоять против целой Европы – «взлет».
«Подъем»
Отмена крепостного права способствовала бурному росту капиталистического уклада в экономике России. Быстрее всего этот процесс происходил в промышленности. Капиталистическому развитию сельского хозяйства мешали крепостнические пережитки.
«Подъем»
Политика протекционизма. Способствовала развитию собственного производства товара.
«Подъем»
Строительство железной дороги. (Транссибирской магистрали)