Открытый урок по математике Действия с обыкновенными дробями


Дата:
Тема урока: «Действия с обыкновенными дробями»

Класс: 5.
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Цели урока:
дидактическая: систематизировать и закрепить знания и умения по теме «Обыкновенные дроби». Формировать умения применять знания при решении задач и уравнений, выбирать наиболее рациональные способы решения;
развивающая: развивать логическое мышление, умение анализировать, продолжить работу по развитию математической речи;
воспитательная: формировать эстетические навыки при оформлении записей, развивать навыки самоконтроля, на примере старинных задач показать практическую значимость данной темы, формировать у учащихся самостоятельность мышления и интерес к изучению предмета.
Тип урока: урок по систематизации и обобщению изученного материала.
Технические средства: мультимедийный проектор, экран.
Технологии обучения: интерактивная, технология дифференцированного обучения.
Методы: наглядности (наблюдения); словесный (беседа, объяснение); практический (самостоятельная работа, тренировочные упражнения); проблемный.Этапы урока и их содержание Деятельность Время
учителя учащихся Слайд 1.
Организационный;
Вступительное слово учителя:
Ребята! Мы научились выполнять различные действия с обыкновенными дробями: находить сумму, разность, умножать и делить дроби. Сегодня нам понадобятся все эти знания при решении задач, примеров и уравнений. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто не умеет читать, кто не умеет писать, кто не умеет слушать. Таких нет? Тогда, я думаю, всё у нас получится!
Слайд 2.
II. Актуализация знаний;
а) Повторение и систематизация знаний при выполнении устных упражнений:
Вопросы:
Какие дроби называют правильными?
Выберите из ряда чисел правильные дроби.
Выберите верный вариант ответа:

Слайд 3.
3.а) Выделите целую часть из неправильной дроби;
(А); (И); (В);
б) Представьте в виде неправильной дроби смешанное число:
(О); (Н); (Л).
Подставьте буквы, соответствующие числам в таблицу и отгадайте слово.

В А В И Л О Н
Слайд 4:
4. Найдите закономерность с которой расположены числа в первом домике, и найдите недостающее число:

5. Найдите закономерность с которой расположены числа в первой таблице и найдите недостающие числа в двух следующих:



Слайд 5:

6. Найди соответствие:





III. Выполнение упражнений:
Слайд 6:


Слайд 7:
2.Решите уравнения:





Слайд 8.
Задачи для устного решения
К какому типу относятся эти задачи? Решите их устно.

Почтальон Печкин разнёс по адресам 6 писем, это составляет части всех писем в его сумке. Сколько писем надо доставить по адресам Печкину?
6:3/7=14(писем)
Кот Матроскин надоил от своей коровы 20 литров молока. части этого молока превратилось в сметану. Сколько сметаны получил счастливый Матроскин ?
2∙2/5=8(л) сметаны
Слайд 9, 10.
4.Задача для письменного решения.
Задача Пифагора Самосского (VI век до н.э.)

V. Подведение итогов урока.
Притча.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу».А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве Храма».— Ребята! давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.— Кто работал так, как первый человек?— Кто работал добросовестно?— Кто принимал участие в строительстве храма?
Спасибо за урок! Приветствие.
Проверка готовности учащихся.
Сообщение темы и цели урока.
Формулирует вопросы,
следит за верностью рассуждений.
Вопрос: какие дроби называются правильными, а какие неправильными?
Какое изобретение индийских математиков человечество использует до сих пор?
Проверить ответ по гиперссылке.
(Слайд 13)
Повторить правила: как выделить целую часть из неправильной дроби, представить смешанное число в виде дроби?

Задаёт вопросы,
следит за правильностью рассуждений.
Сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями,
сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел.
Вопрос: сформулируйте правила умножения и деления обыкновенных дробей на натуральное число.

Ученик читает стихотворение, ребята предлагают фамилию автора.
Учитель предлагает проверить предположение, решив пример.
Вопрос: в каком компоненте находится неизвестное?
Следит за грамотным решением у доски и проверяет индивидуальное решение по карточкам.

Какие две основные задачи на части (дроби) вам известны?
Сформулируйте правило нахождения части от целого и целого по его части.
Следит за грамотностью рассуждений.
Совместно с учащимися выбирает метод решения.
По гиперссылке можно проверить решение задачи и перейти к исторической справке (слайды 12,14)
Выставляет оценки, подводит итоги урока.
Записывают число и тему урока.
Отвечают на вопросы, после обсуждения на экране высвечивается правильный ответ.
1.ИНДИЯ 2.Ответ:б).
Ответ: ВАВИЛОН.
Сообщение об истории возникновения обыкновенных дробей готовит один ученик: (приложение, презентация)

Верный ответ появляется после обсуждения решения.
Ответ:2.
Предлагают методы решения.
Формулируют правила, решают примеры.
Один ученик записывает решение на доске, остальные в тетрадях, трое учеников получают индивидуальное задание (см. приложение 1, 2, 3, 4)
Двое учеников решают у доски, класс по вариантам записывает решение в тетрадях.

Отвечают на вопросы, устно решают задачи.
Предлагают и обсуждают решение задачи.
Один ученик записывает решение у доски,
Остальные в тетради.
Условие задачи можно записать в виде схемы. 2-3
3
5
3
4
7
7

3
7
2-3
Приложение:
Карточки с индивидуальными заданиями.
1.Найдите значение выражения:
3.Найдите значение выражения:

2.Найдите значение выражения:
4.Найдите значение выражения:

1. Решение

3.Решение

Решение
4.Решение