Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда актуальна для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.
С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появилась внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере.
Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучающихся, развитие у них творческих способностей и универсальных учебных действий во внеурочное время.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи, решаемые внеурочной деятельностью.
1. Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования.
2. Снизить учебную нагрузку обучающихся.
3. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе.
4. Улучшить условия для развития ребенка.
5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
6. Закрепить и создать условия для практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.
В организации внеурочной деятельности нашей школы учитывались: запросы родителей, приоритетные направления деятельности МБОУ СОШ №73, интересы и склонности педагогов, возможности образовательных учреждений дополнительного образования, рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребенка.
Принципами организации внеурочной деятельности в нашем ОУ стали:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Для организации внеурочной деятельности в школе используются различные ведущие формы: классные часы, праздники, викторины, познавательные игры, исследовательская деятельность, внешкольные акции познавательной направленности, утренняя зарядка, оформление уголков по технике безопасности, тематические беседы-встречи с врачами, выпуск газет
В нашей школе разработана система внеурочной деятельности обучающихся, которая предусматривает реализацию программ внеурочной деятельности по всем направлениям развития личности обучающихся, определенным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Таким образом, включение ребёнка в систему общешкольных дел воспитательной системы, позволяют реализовать учебный план в части «Внеурочная деятельность» в объеме 10 часов в неделю. В нашей школе внеурочная деятельность состоит из 4 направлений, представленных программами 1. Спортивно-оздоровительное направление 2. Художественно-эстетическое направление 3. Духовно-нравственное направление 4. Общеинтеллектуальное направление

Спортивно-оздоровительное направление.
Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, получение теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность младшего школьника, от степени удовлетворения которой зависит его здоровье и общее развитие. Это направление у нас реализуется через работу кружков «Азбука здоровья» и «Здоровейка» 2. Художественно-эстетическое направление представлено:
Хоровым кружком. Цель: - развитие эстетических способностей, музыкального слуха; - развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; - овладение навыками общения и коллективного творчества
Танцевальным кружком «Надежда». Целью этих кружков является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению педагоги осуществляет свою работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей, конкурсов.
3. Общеинтеллектуальное направление представлено кружками: «Занимательная математика» и «Школа общения»
Цель: - развитие познавательных способностей младших школьников; - формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска Ведущей идеей работы данных кружков является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Формы организации занятий кружка разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью. 4. Духовно-нравственное направление представлено кружками: «Моя малая Родина» и «Знай свой край»
Цель:
формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины;
расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Воронежской области, ее выдающихся людях, литературе и искусстве родного края.
При организации внеурочной деятельности школьников педагогу необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, работая над проектом, не только преодолел сложности (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности. Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Педагоги школы стараются сделать пребывание ребёнка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребёнка, сохранении и приумножении здоровья детей. Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Посещая кружки, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников. На занятиях я старалась раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей, чтобы они могли ощутить свою уникальность и востребованность.
Благодаря работе по этим направлениям у учащихся развиваются речевые умения, активно формируется монологическая речь, воспитывается толерантность, навык здорового образа жизни. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и пробуют рассуждать, делать выводы, обосновывать свое мнение. Получают опыт самостоятельного социального действия, расширяют коммуникативную, этическую, социально-гражданскую компетентность.
Таким образом, внеурочная деятельность направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ Минобрнауки России от 06.10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М., Просвещение, 2011.
3. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. - М.: Просвещение, 2010 (Стандарты нового поколения).

.













15