Памятка выпускникам Пишем на отлично сочинение-рассуждение


Памятка «Пишем сочинение-рассуждение»
Структура сочинения, речевые клишеКаждая часть – отдельный абзац!
1. Вступление Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)
Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт...), но и...Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки).
В центре внимания автора (находятся)...
Главные усилия автора направлены...
Виды вступления:
вопросно-ответное единство
цепочка вопросительных предложений.
назывное предложение
риторический вопрос
цитата
парадоксальное высказывание
2. Формулировка проблемы. Проблема– это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему.
Речевые клише:
Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему
Касается .. проблемы.
Уделяет внимание ... проблеме.
Над какой-л. проблемой думать, работать.
Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения
Автор затрагивает проблему...
Много места уделено проблеме...
Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
Автор очень эмоционально отстаивает идею...
Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...
Идея данной статьи вызывает глубокое уважение к автору (и его герою).
3. Комментарий (характеристика + актуальность проблемы). Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная…
Насколько проблема злободневна?
Что делает её злободневной?
Традиционна ли эта проблема или нова?
Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?
Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?
Кому приходилось обращаться к данной проблеме?
Об этом много пишут …
Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…
Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…
Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...
Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…
Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.
Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.
4. Авторская позиция - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Средства выражения авторской позиции
Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)
Автор убедительно доказывает свою мысль…,
…- Так определяет автор своё отношение к …
Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…
Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…
Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …
Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы
Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);
Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.);
Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;
Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к ...;
Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни
Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;
Автор убеждает читателя в правоте своей позиции;
Автор показывать негативную сторону нашей жизни;
В словах автора звучит мнение большинства людей;
Автор пытается найти в читателе единомышленника;
Автор пытается понять, почему ...;
Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо;
Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…
Автор позиция ясна: …
- Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально
Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;
Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни
Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому
5-6. Моя позиция +2 аргумента Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме. Позиция согласия/несогласия. За. Против
особенно близка мне мысль автора о… ;мне близка позиция автора по отношению к … ;согласен с автором в том, что… ;вполне согласен с мыслями автора о… ;нельзя не согласиться с автором в том, что… ;автор прав, утверждая, что…
осмелюсь не согласиться с автором в том, что… ;мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… ;мысли автора о… близки мне, однако… ;позволю себе не согласиться с автором в том, что…
на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ;Возможно, не все верно (правильно, безупречно...)
В отличие от автора, я считаю, что...
Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.
в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения;
Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...
Писатель упускает из виду (пренебрегает)...
На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...
Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным.
К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.
Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения.
В качестве аргументов могут выступать:
а) логические доказательства, доводы;
б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг;
в) мнения авторитетных людей, цитаты и др.
Вспомним…
Это подтверждается …
В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
Пример из литературы
По выбору учащегося, можно из личного опыта
8. Заключение В заключение хотелось бы отметить...
Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. ..
На мой взгляд, статья (очерк) предназначена...
Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
Таким образом, нельзя не согласиться…
Список использованной литературы:
Егораева Г.Т. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие/ Г.Т.Егораева. – 6-е изд., стереотип – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на
ЕГЭ по русскому языку// газета «Русский язык». - №12. – 2006 г.