Урок литературы в шестом классеПамять моя, сотвори ещё чудо….


Урок литературы в 6-м классе "Память моя, сотвори ещё раз чудо..."
Произведение: “Ангел-хранитель”.
Цель урока: знакомство с историческими реалиями на основе рассказа В.П.Астафьева “Ангел-хранитель” через исследовательскую работу.
Задачи:
образования:
•научить учащихся навыкам исследовательской деятельности и оперативной работе со справочным материалом;
•углубить навыки толерантного общения в группах;
воспитания:
•формирование коммуникативных навыков у учащихся;
•развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его личности;
•формирование нравственных позиций учащихся.
развития:
•развитие читательских интересов учащихся, умения работать с текстом, анализировать, обобщать;
•развитие самостоятельности мышления, исследовательских умений, креативности.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: работа в группах с применением ИКТ.
Методы: частично-поисковые.
Место урока в системе: 2
Оборудование и средства:
•работа в компьютерном классе.
•видеопроектор;
•презентация;
•карточки красного и синего цвета для рефлексии каждому ученику; карточки белого, жёлтого, зелёного, голубого цвета для выбора группы (количество карточек равно количеству учеников в классе)
Оформление доски:
1.Тема: “Память моя, сотвори ещё раз чудо…”
2.Портрет писателя В.П.Астафьева3.Эпиграф: И если это история, так горько и печально начавшаяся, заканчивается по-другому…(Астафьев В.П.)
Этапы урока:
I. Организационный момент. Слово учителя с показом слайдов и их комментарием. Приложение 1. Работа в группах
II. Выводы по исследовательской работе (выступление представителей групп).
III. Рефлексия.
IV. Тестирование (проверка полученных знаний) (Приложение)
V. Домашнее задание.
I. Слово учителя;
Сегодня на уроке начнём знакомство с рассказом В.П.Астафьева “Ангел-хранитель” из автобиографической повести писателя “Последний поклон”. Это автобиографический рассказ, в котором автор изображает картины своего детства.
“Жизнь прекрасна и печальна… Вот об этой радости и печали я не перестаю и не перестану думать, пока живу, пока дышу. Вот об этой радости и самая заветная книга моя “Последний поклон”, которая тревожит мою память, озаряет светом прошлые дни, печалится и радуется во мне”. (В.П.Астафьев.)
Просмотр презентации урока (учащиеся получают задания и работают самостоятельно с текстом за компьютером, обсуждая в группах свои результаты исследований; группы формируются путем выбора разноцветных карточек: БЕЛЫЙ ЦВЕТ - историки, ЖЁЛТЫЙ - лингвисты, ЗЕЛЁНЫЙ - литературоведы, ГОЛУБОЙ - диетологи).
II. Задания по группам:
“ИСТОРИКИ”.
1.Когда и где происходит действие в рассказе В.П.Астафьева “Ангел-хранитель”?
2.От чьего лица ведётся рассказ? Сколько лет было герою?
3.Какое трудное время переживают герои рассказа? (чтение эпизода).
4.Что происходило в жизни села и города? (чтение эпизода).
5.Как выживали жители села и большая семья бабушки Катерины в голодный год? (чтение эпизода)
“ЛИНГВИСТЫ”
1.Расскажите о каждом герое рассказа (бабушка Катерина Петровна, Витя, дед, Кольча-младший, собака Шарик).
2.Отношение бабушки к жителям села и своей семье?
3.Составьте словарь незнакомых слов.
“ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ”
1.Образнее рассказать о голоде?
2.“Я всегда был в семье на особом положении”. Почему Витя “в семье” был “на особом положении”? Каким мальчик предстаёт перед нами?
“ДИЕТОЛОГИ”
1.Из чего пекли хлеб?
2.Что использовали люди в пищу в условиях голода?
3.Из чего бабушка пекла хлеб?
4.Какие продукты иногда оказывались в рационе семьи бабушки Катерины?
5.Какие сладости, гостинцы получал Витя?
В группах распределяются роли (выступающий, секретарь, исследователи)
Выводы по исследовательской работе (выступление представителей групп).
Приложение2 РЕФЛЕКСИЯ.
Подведение итогов урока.
Учитель:
- Понравилась ли вам, ребята, работа в группах?
(красные карточки - “да”, синие - “нет”).
1.ТЕСТИРОВАНИЕ. Приложение 3(тест1) Какое трудное время переживают герои рассказа В. П. Астафьева "Ангел-хранитель"?
o-Болезнь мальчика
o+Голод
o-Смерть матери мальчика
2.Какое слово нужно вставить в это предложение? Бабушка сурово следила за Шариком, который полз к цыпушкам, укрывшимся в ____________ вместе с курицей.
o+жалицеo-чалдон
o-яр
3.Определите тему рассказа “Ангел-хранитель” В.П.Астафьева?
o-Описание жизни сибирской деревни в трудный голодный год.
o-рассказывается о собаке Шарике, который стал ангелом-хранителем для семьи
o+показывается на примере семьи Катерины Петровны, как выживали люди в голодное время.
4.Определите идею рассказа". Ангел-хранитель" В.П.Астафьева?
o+щедрость, доброта, сострадание души Катерины Петровны, которая была настоящим ангелом-хранителем для своей семьи.
o-Собака Шарик стал спасителем семьи.
Урок литературы в 6-м классе "Память моя, сотвори ещё раз чудо..."
.
Произведение: “Ангел-хранитель”.
Цель урока: знакомство с историческими реалиями на основе рассказа В.П.Астафьева “Ангел-хранитель” через исследовательскую работу.
Задачи:
образования:
•научить учащихся навыкам исследовательской деятельности и оперативной работе со справочным материалом;
•углубить навыки толерантного общения в группах;
воспитания:
•формирование коммуникативных навыков у учащихся;
•развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его личности;
•формирование нравственных позиций учащихся.
развития:
•развитие читательских интересов учащихся, умения работать с текстом, анализировать, обобщать;
•развитие самостоятельности мышления, исследовательских умений, креативности.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: работа в группах с применением ИКТ.
Методы: частично-поисковые.
Место урока в системе: 2
Оборудование и средства:
•работа в компьютерном классе.
•видеопроектор;
•презентация;
•карточки красного и синего цвета для рефлексии каждому ученику; карточки белого, жёлтого, зелёного, голубого цвета для выбора группы (количество карточек равно количеству учеников в классе)
Оформление доски:
1.Тема: “Память моя, сотвори ещё раз чудо…”
2.Портрет писателя В.П.Астафьева3.Эпиграф: И если это история, так горько и печально начавшаяся, заканчивается по-другому…(Астафьев В.П.)
Этапы урока:
I. Организационный момент. Слово учителя с показом слайдов и их комментарием. Приложение 1. Работа в группах
II. Выводы по исследовательской работе (выступление представителей групп).
III. Рефлексия
IV. Тестирование (проверка полученных знаний) (Приложение)
V. Домашнее задание.
I. Слово учителя;
Сегодня на уроке начнём знакомство с рассказом В.П.Астафьева “Ангел-хранитель” из автобиографической повести писателя “Последний поклон”. Это автобиографический рассказ, в котором автор изображает картины своего детства.
“Жизнь прекрасна и печальна… Вот об этой радости и печали я не перестаю и не перестану думать, пока живу, пока дышу. Вот об этой радости и самая заветная книга моя “Последний поклон”, которая тревожит мою память, озаряет светом прошлые дни, печалится и радуется во мне”. (В.П.Астафьев.)
Просмотр презентации урока (учащиеся получают задания и работают самостоятельно с текстом за компьютером, обсуждая в группах свои результаты исследований; группы формируются путем выбора разноцветных карточек: БЕЛЫЙ ЦВЕТ - историки, ЖЁЛТЫЙ - лингвисты, ЗЕЛЁНЫЙ - литературоведы, ГОЛУБОЙ - диетологи).
II. Задания по группам:
“ИСТОРИКИ”.
1.Когда и где происходит действие в рассказе В.П.Астафьева “Ангел-хранитель”?
2.От чьего лица ведётся рассказ? Сколько лет было герою?
3.Какое трудное время переживают герои рассказа? (чтение эпизода).
4.Что происходило в жизни села и города? (чтение эпизода).
5.Как выживали жители села и большая семья бабушки Катерины в голодный год? (чтение эпизода)
“ЛИНГВИСТЫ”
1.Расскажите о каждом герое рассказа (бабушка Катерина Петровна, Витя, дед, Кольча-младший, собака Шарик).
2.Отношение бабушки к жителям села и своей семье?
3.Составьте словарь незнакомых слов.
“ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ”
1.Образнее рассказать о голоде?
2.“Я всегда был в семье на особом положении”. Почему Витя “в семье” был “на особом положении”? Каким мальчик предстаёт перед нами?
“ДИЕТОЛОГИ”
1.Из чего пекли хлеб?
2.Что использовали люди в пищу в условиях голода?
3.Из чего бабушка пекла хлеб?
4.Какие продукты иногда оказывались в рационе семьи бабушки Катерины?
5.Какие сладости, гостинцы получал Витя?
В группах распределяются роли (выступающий, секретарь, исследователи)
Выводы по исследовательской работе (выступление представителей групп).
Приложение2 РЕФЛЕКСИЯ.
Подведение итогов урока.
Учитель:
- Понравилась ли вам, ребята, работа в группах?
(красные карточки - “да”, синие - “нет”).
1.ТЕСТИРОВАНИЕ. Приложение 3(тест1) Какое трудное время переживают герои рассказа В.П.Астафьева "Ангел-хранитель"?
o-Болезнь мальчика
o+Голод
o-Смерть матери мальчика
2.Какое слово нужно вставить в это предложение? Бабушка сурово следила за Шариком, который полз к цыпушкам, укрывшимся в ____________ вместе с курицей.
o+жалицеo-чалдон
o-яр
3.Определите тему рассказа “Ангел-хранитель” В.П.Астафьева?
o-Описание жизни сибирской деревни в трудный голодный год.
o-рассказывается о собаке Шарике, который стал ангелом-хранителем для семьи
o+показывается на примере семьи Катерины Петровны, как выживали люди в голодное время.
4.Определите идею рассказа". Ангел-хранитель" В.П.Астафьева?
o+щедрость, доброта, сострадание души Катерины Петровны, которая была настоящим ангелом-хранителем для своей семьи.
o-Собака Шарик стал спасителем семьи.
o-Нужно вовремя запасаться продуктами и деньгами, чтобы в трудное время не испытывать трудностей.
5.Какое трудное время переживают герои рассказа В.П.Астафьева “Ангел-хранитель”?
o-Болезнь мальчика
o+Голод
o-Смерть матери мальчика
6.Какое слово нужно вставить в это предложение?
Бабушка сурово следила за Шариком, который полз к цыпушкам, укрывшимся в ______________ вместе с курицей.
o+жалицеo-чалдон
o-яр
7.Определите тему рассказа"Ангел-хранитель"В.П.Астафьева.
o-Описание жизни сибирской деревни в трудный голодный год.
o-рассказывается о собаке Шарике, который стал ангелом-хранителем для семьи
o+показывается на примере семьи Катерины Петровны, как выживали люди в голодное время.
8.Определите идею рассказа "Ангел-хранитель"В.П.Астафьева?
o+щедрость, доброта, сострадание души Катерины Петровны, которая была настоящим ангелом-хранителем для своей семьи.
o-Собака Шарик стал спасителем семьи.
o-Нужно вовремя запасаться продуктами и деньгами, чтобы в трудное время не испытывать трудностей. (Этот тест предназначен для работы в программе Ассистент 2)
ДОМАШНЯЯ РАБОТА
1.Мини-сочинение “Что бы я рассказал об этом произведении другу?”
2.Подобрать цитаты из рассказа к просмотренным слайдам.
3.Нарисовать иллюстрации “ангела-хранителя” к данному рассказу (по желанию).