Программа «Экологическое воспитание учащихся МБОУ ООШ №1 г. Слюдянки на 2014—2019г.»


Управление образования муниципального образования Слюдянский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение-
основная общеобразовательная школа №1
(МОУ ООШ №1)
665904 г. Слюдянка, ул. Гранитная 1. тел. 53-5-20
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
«Экологическое воспитание учащихся
МБОУ ООШ №1 г. Слюдянки на 2014--2019г.»
Наименование программы Программа «Экологическое воспитание учащихся на 2014-2019.г. (далее «Программа»)
Основание для разработки Программы Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А,Я,Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. - М., 2013.
Разработчики Программы Ковалёва Лидия Ивановна, учитель географии МБОУ ООШ №1.
Емельянцева Ирина Борисовна, учитель технологии МБОУ ООШ №1.
Исполнители (участники) Программы Педагогический коллектив МБОУ ООШ №1,
учащиеся школы
Цель Программы Создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.
Задачи Программы Сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и в природе, безопасного для человека и окружающей среды;
 Сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
 Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме,  структуре, полезных продуктах;
Развить потребность в занятиях физической культурой и спортом;
 Сформировать представление о рациональной организации режима дня учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
 Сформировать негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания, переутомление);
Способствовать становлению умения противостоять вовлечению в табакокурение, употреблению алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
Сформировать потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, связанным с особенностями роста и развития;
Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на состояние здоровья, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (рефлексии);
Сформировать навыки коммуникативного позитивного общения;
​ Научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Основные направления Программы «Экология природы»;
«Экология здоровья»;
«Экология души».
Координаторы Программы Ковалёва Лидия Ивановна, учитель географии МБОУ ООШ №1.
Емельянцева Ирина Борисовна, учитель технологии МБОУ ООШ №1.
Этапы реализации Программы I этап — базовый 2014 год
II этап — основной 2015-2018 год
III этап — аналитический 2019 год.
Ожидаемые конечные результаты.
У учащихся происходит становление экосистемной познавательной модели, рефлексивно- оценочных умений — и на этой основе — экологического стиля мышления;
накопление опыта совместных исследований по проектированию экологически безопасной среды жизни.
Развитие рефлексии субъектом внутреннего плана своей деятельности.
В школе как в образовательной системе: 
создание системы экологического воспитания; 
обогащение содержания экологического воспитания; 
вовлечение в систему экологического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
В образе выпускника: 
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений, к малой Родине; 
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;
в духовно-нравственной сфере: осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. 
Индикаторы для оценки реализации программы:
- активизация работы кружка «Умелые руки» и «Юный эколог», студии «Мастерилка»;
- количество экологических выставок декоративно-прикладной направленности;
- проведение экологических игр;
-вовлечение учащихся в работу кружков экологической направленности;
- проведение классных часов, праздников, тематических вечеров, акций, встреч с людьми, работающими в экологической направленности.
Контроль за исполнением Программы Администрация МОУ ООШ №1.
Кашкарёва Л.Г., координатор регионального совета Экошкола/зелёный флаг.
I Введение
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. Одно из центральных мест в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
–  к природе (экология природы), – к себе как составной части природы (экология здоровья), – к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
В школе сложилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников определяет основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.
Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
II Содержание проблемы и необходимость её решения
программными методами:
Приоритетными направлениями в области экологического воспитания учащихся в школе являются: Программа экологического воспитания школьников включает следующие   направления воспитательной деятельности:
​ «Экология природы»;
​ «Экология здоровья»;
​ «Экология души».
Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Направление «Экология природы»
Цель: Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности
Задачи: Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.
Общешкольные творческие дела Дни защиты окружающей среды от экологической опасности.Природоохранные акции «Мой экодом», «Кормушка», «Покормите птиц зимой», «Посади дерево», «Жизнь роднику — человеку здоровье», «Живи родник», «Чистый школьный двор».Тематические классные часы «День птиц», «День воды», «День Земли».Конкурс экологических сказок.
Формы работы с классом Общение с природой:
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы. Выезды на природу с маршрутными наблюдениями. Обследование флоры и фауны местной территории. Выращивание рассады цветов для школьной клумбы. Исследовательская деятельность учащихся.
Экологические игры:
«Загадки природы», «Меньше мусора», «Лесная аптека», «Знатоки природы».
Экологические проекты:
«Жизнь роднику — человеку здоровье», «Синичкин день», «Мы — за здоровый образ жизни», «Мы — за чистый и зелёный город», «Байкал- жемчужина Сибири»
Классные часы, беседы:
5 класс - «Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных», «Особо охраняемые территории России».
6 класс - «Охрана растительного мира», «Кто такие экологи».
7 класс - «Охрана животного мира», «Здоровье и выбор профессии».
8 класс - «Объекты охраны окружающей среды».
9 класс - «Зачем нужна экологическая грамотность».
Творческая деятельность: « Поделки из природного материала», «Что за чудо эти камни?».
Работа с семьей Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе».Экологические акции «Покормите птиц зимой», «Жизнь роднику - человеку здоровье», «Посади дерево», «Чистые берега Байкала»
Заповеди Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.
Предполагаемый результат Формирование у учащихся:
-основ экологической грамотности;
- ценностных ориентаций на устойчивое развитие;
- рефлексивно — оценочного опыта решенияпсихологических противоречий при принятии решения.
У учащихся происходит:
- становление экосистемной познавательной модели, рефлексивно- оценочных умений — и на этой основе — экологического мышления;
накопление опыта совместных исследований по проектированию экологически безопасной среды жизни; экологически ориентированного учебного и социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве гражданина.
Направление «Экология здоровья»
Цель Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда. Формировать потребность в здоровом образе жизни.
Общешкольные творческие дела Школьные турниры по баскетболу, пионерболу, «Веселые старты».Дни здоровья. Трудовые десанты. Школьные туристические и учительские слеты.
Формы работы с класс Акции «Безопасная дорога детям», «За безопасность жизни детей».
Активные игры на воздухе. Подвижные игры на переменах.
«Весёлые старты», «Большие гонки».
Классные часы, беседы. Творческая деятельность:
«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?», «Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы» (Для детей с ограниченными возможностями здоровья).
«Доктора бывают разные»,«Зачем нужен медицинский осмотр?», «Об основах здоровья граждан в РФ», «Право на медицинскую помощь», «Международные медицинские организации», «Кто создаёт лекарства?», «Война в мире глазами врачей».
Творческая деятельность: «Осенняя ярмарка», «Экомода», «Саквояж-шоу».
Работа с семьей Родительский всеобуч: «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология».Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».Походы выходного дня.
Заповеди Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.
Предполагаемый результат Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.
Направление «Экология души»
Цель Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника
Задачи Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру, гражданскую ответственность за свое поведение. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.
Общешкольные творческие дела Предметные олимпиады.  Рассвет Победы. Праздник «День школы». 
Волонтёрская деятельность.
Участие в НПК «Земли моей лицо живое», «Всё обо всём», «Историко -культурное и природное наследие Сибири», «Экология города».
Формы работы с классом Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение кинофильмов и их обсуждение. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия.
Классные часы, беседы. Творческая деятельность:
«Герб и флаг России», «Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Из истории праздников», Встречи с интересными людьми. «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае».
Творческая деятельность: конкурсы, выставки «Чудеса из мусорной корзинки», «Животные из бисера сверкающего...»
«Цветы моего края. Чудесное оригами».
Выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем».
Работа с семьей Помощь в организации и проведении праздников. Посещение выставок, программ школьных концертов и лекториев. Поисковая работа по истории школы.
Заповеди Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их!  Раскрой себя в любой инициативе.
Предполагаемый результат Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.
III Цель и задачи Программы
Цель:  создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.
Задачи:
​ Сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и в природе, безопасного для человека и окружающей среды;
​ Сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
​ Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме,  структуре, полезных продуктах;
​ Развить потребность в занятиях физической культурой и спортом;
​ Сформировать представление о рациональной организации режима дня учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
​ Сформировать негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания, переутомление);
​ Способствовать становлению умения противостоять вовлечению в табакокурение, употреблению алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
​ Сформировать потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, связанным с особенностями роста и развития;
​ Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на состояние здоровья, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
​ Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (рефлексии);
​ Сформировать навыки коммуникативного позитивного общения;
​ Научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Актуальность проблемы. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечение соответствующего воспитания и образования нового поколения.
IV Обновление содержания и форм экологического воспитания
1. Обновление содержания и форм экологического воспитания достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям.
Духовно-нравственное направление, включающее в себя:
формирование у детей способности к саморазвитию и совершенствованию во благо себе и обществу;
осознанное принятие ценностей культуры своего народа и культурно — регионального сообщества;
воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
формирование социальной активности;
воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
Гражданско-правовое направление:
изучение государственной системы РФ, знание её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
Экологическая культура и культура здорового и безопасного образа жизни:
ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей;
резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ;
отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на территории нашего региона;
проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям спортом.
2 Основные направления научно-методического обеспечения патриотического воспитания включают в себя:
обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов экологического воспитания;
формирование комплектов литературы экологической направленности;
проведение «круглого стола» с приглашением участников региональной организации «Байкальская экологическая волна», родительского комитета школы по проблемам методологии экологического воспитания учащихся.
3 Эколого - просветительская деятелность осуществляется по следующим направлениям:
встречи учащихся с работниками лесоохранного предприятия, с представителями региональной организации «Байкальская Экологическая волна»;
туристические поездки учащихся по нашему региону, в Прибайкальский природоохранный заповедник;
4 Эффективные формы работы по экологическому воспитанию:
деятельность в международной программе Экошкола/зелёный флаг;
работа кружка «Умелые руки», «Юный эколог», студии «Мастерилка»;
деятельность в областной Ассоциации краеведения;
выставки декоративно-прикладного творчества «Чудеса из мусорной корзинки»;
конкурсы «Экомода»;
проведение экологических акций «Жизнь роднику—человеку здоровье», «Кормушка», «Покормите птиц зимой», «600 минут ради Байкала», «Чистые берега Байкала»;
встречи встречи учащихся с работниками лесоохранного предприятия, с представителями региональной организации «Байкальская Экологическая волна»;
проведение экологических игр «Меньше мусора»
Участие в НПК «Земли моей лицо живое», «Всё обо всём», «Историко -культурное и природное наследие Сибири», «Экология города».
работа школьного экологического пресс-центра;
проведение мероприятий экологической тематики: классные часы, праздничные и интеллектуально-познавательные программы, вечера.
 VI Этапы реализации программы:
I этап: проектный – 2014-2015 учебный года.
Цель: подготовка условий создания системы экологического воспитания. 
Задачи: 
1.     Изучить нормативную базу. 
2.    Разработать, обсудить и утвердить программу по экологическому воспитанию. 
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 
4.     Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. 
II этап: практический –2015-2018 учебные годы.        
Цель: реализация программы по экологическому воспитанию. 
Задачи: 
1.     Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 
2.     Обогащать содержание воспитания. 
3.     Развивать ученическое самоуправление. 
4. Разработать методические рекомендации по экологическому воспитанию. 
5.     Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города и области. 
6.  Вовлекать в систему экологического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 
7.     Проводить мониторинг реализации программы. 
8.  Принимать участие в конкурсах по экологическому воспитанию. 
III этап: аналитический 2018-2019 учебный год. 
Цель: анализ итогов реализации программы. 
Задачи: 
1.     Обобщить результаты работы школы. 
2.     Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 
3.     Спланировать работу на следующий период. 
VII Ожидаемые результаты от реализации программы.
       В результате реализации Программы ожидается: 
       1. В школе как в образовательной системе: 
-   создание системы экологического воспитания; 
-    обогащение содержания экологического воспитания; 
- вовлечение в систему экологического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
       2. В образе выпускника: 
-  в познавательной сфере: развитие творческих способностей; 
-   в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений, к малой Родине; 
-   в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;
-   в духовно-нравственной сфере: осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. 
 Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и экологическое сознание учащихся, как одна из основ личности будущего гражданина России. 
VIII Механизм реализации Программы
Данная Программа реализуется педагогическим коллективом МОУ ООШ №1. Исполнители Программы несут ответственность за своевременность и точность выполнения мероприятий.
Координаторами Программы являются Ковалёва Лидия Ивановна, учитель географии и Емельянцева Ирина Борисовна, учитель технологии МБОУ ООШ №1.
Механизм реализации Программы предполагает совершенствование форм и методов работы педагогического коллектива в целях обеспечения экологического сознания у учащихся и создание благоприятных условий для духовного и культурного подъема учащихся.
Администрация школы осуществляет координацию процесса экологического воспитания в пределах своих полномочий, объединяя все усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы экологического воспитания в школе.
Координаторы по экологической работе:
- организуют и контролируют проведение экологической работы с учащимися во внеурочное время ;
- контролируют и координируют деятельность классных руководителей и оказывают им помощь в организации экологической работы;
- привлекает к экологической работе в порядке шефской помощи родителей.
IX Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
-       умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; 
-       знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; 
-       умение принимать и защищать свои решения; 
-       готовность к участию в общественных делах; 
-       готовность к образованию. 
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
-       патриотизм и любовь к Родине; 
-       права и свободы человека и гражданина; 
-       символика Российской Федерации; 
-       национальное самосознание. 
Количественные параметры: 
1     Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации. 
2   Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам). 
3     Привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья.
4 Участие в конкурсах по экологической тематике. 
5     Проведение мероприятий. 
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении ежегодных итогов реализации Программы проводится праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами.
Представление отчёта по Экошколе/зелёный флаг до 15 мая отчётного периода.
X Контроль и управление реализацией Программы
Для координации и реализации деятельности всех административных структур, заинтересованных организаций в реализации системы экологического воспитания, образования и просвещения создана Комиссия при администрации МБОУ ООШ №1.
Комиссия:
- Обсуждает промежуточные результаты работы;
- Уточняет механизм реализации Программы;
- Планирует и организует различные мероприятия экологической направленности.
В состав комиссии входят:
Зарубина Алла Викторовна - директор МБОУ ООШ №1.
Ильенко Елена Ивановна – заместитель директора по воспитательной работе.
Цыбикова Светлана Геннадьевна — заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель химии.
Матаевская А.В. - член управляющего совета школы.
XI Возраст детей, участвующих в организации программы
Программа рассчитана на 5 лет. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей муниципального бюджетного образовательного учреждения основной общеобразовательной школы №1.
XIV Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
Экологическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся экологического сознания.
Программа опирается на принципы системности, социальной активности, воспитания на успехе, взаимодействия личности и коллектива, единства образовательной и воспитательной среды, многообразие видов, форм, методов и средств, постоянного самосовершенствования, адаптивности.
XV Мониторинг
С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле,  к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде,  оказать помощь природе.