Методическая разработка урока по предмету Технология обработки на металлорежущих станках (МДК.02.01.)


Методическая разработка урока
Дисциплина: Технология обработки на металлорежущих станках (МДК.02.01.)
Профессия: Станочник (металлообработка).
Группа: 211. Дата проведения: 5 декабря 2016 г
Преподаватель: Ринейская Я.В.
План урока
Тема урока: Правила построения технологического процесса.
Тип урока: Интегрированный, повторительно-обобщающий урок.
Межпредметные связи: Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках (ОП.05) и Технология обработки на металлорежущих станках (МДК 02.01)
Методы обучения: Интерактивный - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
Дифференцированно-групповая форма показательный, диалогический, информационный.
Цели урока:
1.Образовательная:
Закрепление предметных знаний
Систематизация предметных знаний
Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний
2. Воспитательная: 
способствовать становлению самостоятельно мыслящего профессионала.
формировать навыки самостоятельной работы.
создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
3. Развивающая: 
развивать познавательную активность и учебную самостоятельность;
умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;
развивать коммуникативные навыки при работе в группах
развивать познавательный интерес;
развивать образное мышление учащихся в процессе выполнения практической части;
развивать техническое и образное мышление.
4. Методическая: 
активизация познавательной деятельности учащихся путем включения коллективных форм организации деятельности;
соответстствие знаниям и умениям ОП.
5. Отработка профессиональных компетенций, соответствующих видам деятельности:
Выполнение работ на сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станках.
Выполнять работы на сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станках.
Осуществлять техническое обслуживание сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станков.
Выполнять наладку обслуживаемых станков.
Знать назначение и правила применения режущего инструмента.
Знать углы, правила заточки и установки резцов и сверл.
6.Формирование общих компетенций обучающихся:
Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Оснащение урока: м/м проектор, пакет заданий.
Ход урока:
1. Организационная часть –2 мин.
- Проверка присутствующих;
- Готовность учащихся к уроку.
2. Вводная часть – 10 мин.
- Сообщение темы и целевая установка на урок.
- Актуализация опорных знаний (Вспоминаем основные сведения полученные в ходе изучения дисциплины).
Раздать группам учащихся задания с учетом их учебных возможностей.
3. Формирование новых знаний – 25 мин.
- Постановка задачи перед учащимися (с использованием презентации).
- Задача учащихся правильно расположить последовательность эскизов (работа в группах) в технологическом процессе. Знать режущий инструмент.
5. Подведение итогов урока – 7 мин.
- Результаты работы;
-Выставление оценок.
6. Задание на дом – 1 мин.
Приложение
Правила построения технологического процесса.
Технологический процесс можно строить:
а) по принципу укрупнения операций, когда в одной операции сосредоточивается большое число переходов;
б) по принципу расчленения операций, когда процесс обработки расчленяется на ряд отдельных простейших операций, в которых иногда каждый переход выполняется за отдельную установку.
При укрупнении операций полнее обеспечивается соосность и большая точность взаимного расположения обрабатываемых поверхностей, так как обработка их производится за одну установку.
По этому принципу построен технологический процесс обработки конуса муфты за одну операцию.

При укрупнении операций уменьшается, как правило, общее число установок, что весьма важно при обработке таких деталей, установка которых требует значительной затраты времени.
По принципу укрупнения операций работают револьверные и многорезцовые токарные станки, полуавтоматы и автоматы.
При расчленении операций на ряд простейших наладка станка для выполнения каждой операции производится только один раз для первой детали партии, остальные детали обрабатываются по этой настройке.
Принцип расчленения операций дает возможность широко использовать упоры, позволяет более рационально организовать рабочее место, развивать автоматичность рабочих движений, связанных с установкой и снятием заготовки, подводом и отводом режущего инструмента.
При расчленении операций значительно увеличивается число установок, поэтому необходимо иметь быстродействующие установочные приспособления, обеспечивающие быструю и точную установку заготовки для каждой операции.
По принципу расчленения операций построен технологический процесс изготовления конуса муфты за четыре операции.

Литература:
Основные источники:
Холодкова А.Г. Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Багдасарова Т.А. Основы резания металлов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Багдасарова Т.А. Технология токарных работ. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Вереина Л.И., Краснов М.М. Справочник станочника. - М. Издательский центр «Академия».– 2008.
Дополнительные источники:
Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации. - М. Издательский центр «Академия».– 2007.
Черпаков Б.И. Металлорежущие станки: Учебник для нач. проф. образования /Б.И.Черпаков, Т.А.Альперович. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Электронный ресурс www.stanki-proma.ru