Авторская программа по пропаганде здорового образа жизни


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бобровская средняя общеобразовательная школа №1
Название работы: «Организация воспитательного процесса в
условиях реализации ФГОС», МОДУЛЬ «МОЕ ЗДОРОВЬЕ»
Номинация: «Авторская программа по пропаганде здорового образа
жизни и профилактике потребления ПАВ несовершеннолетними»
Сведения об авторе: Катунова Римма Анатольевна, педагог-психолог,
(ФИО, должность, квалификационная категория, учитель биологии, высшая квалификационная категория, МКОУ
место работы, контактный телефон)
Бобровская СОШ №1, 8 (920) 404-96-82
БОБРОВ
2015
Направление программы: формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Основополагающей целью данного модуля является: формирование и развитие у обучающихся установок активного, здорового и безопасного образа жизни, понимание личной и общественной значимости приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества, создание социокультурной мотивации быть здоровыми обеспечение организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни, поддержка и развитие традиций и обычаев региона проживания.Для достижения указанных целей должны быть решены следующие задачи:
1. Относительно образовательно-воспитательной деятельности:
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
2. Относительно образовательного процесса и педагогической деятельности:
- осуществление образовательной деятельности на основе ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни всех участников образовательного процесса;
- создание в образовательном учреждении, в учреждениях дополнительного образования, на прилежащих районных и городских территориях условий, обеспечивающих возможность каждому участнику образовательной деятельности самосовершенствоваться, сохранять и укреплять свое здоровье;
- организация образовательного процесса в учреждении общего образования таким образом, чтобы в нем каждый участник совместной образовательной деятельности имел бы возможность управлять своим здоровьем, создавая при этом необходимые условия для развития творческой, поисковой активности в познании себя;
- создание системы преемственности знаний и опыта обучающихся на каждой ступени образования по программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
3. Относительно административно-управленческой деятельности:
- создание адекватной материально-технической, ресурсной базы и кадрового обеспечения для реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни всех участников образовательного процесса;
- внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
- организация административного контроля над соблюдением требований СанПиН;
- осуществление профилактических мер по предотвращению ухудшений санитарно-гигиенических условий в образовательном учреждении;
- активное использование административных общественных ресурсов для развития материальной базы образовательного учреждения с целью повышения уровня состояния и содержания внутренних помещений, прилежащих территорий и привлеченных для оздоровительной деятельности дополнительных социальных объектов;
- организация повышения квалификации и просвещения педагогических, медицинских кадров по вопросам здоровьесберегающего сопровождения обучающихся и здорового образа жизни.
Совокупный результат реализации программы направлен на развитие многогранной личности, способной ориентироваться в мире человеческих отношений и в своем собственном мире. Для этого необходимо построение целостного образовательного процесса как совокупности интегративных процессов: воспитательного, образовательного, социально-психологической поддержки, самовоспитания, взаимодействия с социумом, прежде всего с родителями.
В соответствии с ключевыми целями и задачами модуля, содержание направлений организационной, воспитательной и образовательной деятельности группируется в три блока.
Первый блок: просветительско-воспитательная деятельность
1. Приобретение обучающимися через предметное и метапредметное обучение:
• систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, обосновных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере;
• знаний о человеческом организме и его сосуществовании в окружающем мире;
• общих представлений о факторах риска здоровья человека, включая влияние неблагоприятных природно-экологических и социально-психологических условий;
• знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе
экологических, эпидемиологических, транспортных, социально-конфликтных;
• элементарных гигиенических знаний по режиму жизнедеятельности, рационального питания, санитарно-эпидемиологической грамотности, способов первичной профилактики заболеваний;
• знаний и умений применять меры безопасности в экстремальных ситуациях;
• понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья;
• представлений о душевной и физической красоте человека;
• понятий о воздействии на организм человека наркологических и психоактивных веществ, знаний об отдаленных последствиях их употребления;
• навыков самооценки физического и психологического состояния и способов самокоррекции;
2. Формирование личностных установок на здоровый образ жизни через воспитание:
• ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
• ценностного отношения к здоровью как жизненному ресурсу человека;
• волевых качеств личности с целью осознанного отказа от действий и поступков, опасных для собственного и общественного здоровья (отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотиков и психоактивных препаратов, не совершение террористических действий и опасных поведенческих действий в отношении окружающих людей);
• активного поведения в осуществлении здоровьеукрепляющих мероприятий (занятия физической культурой и спортом, соблюдение гигиенических норм режима дня, рационального питания, правил использования информационно - развлекательных технических средств).
Формы реализации образовательно-воспитательной деятельности:
1. Интегрированное включение в общеобразовательную программу основ медицинских знаний;
2. Приобщение к культуре здорового образа жизни с использованием творческих форм воспитательной работы;
3. Обучение приемам и навыкам управления своим здоровьем;
4. Взаимодействие с семьей с целью привлечения внимания родителей к проблеме оздоровления и самих себя.
Формирование отношений и воспитательных воздействий проектируется через:
1.Коллективное творческое дело с целью приобщения к общечеловеческим ценностям с ориентацией на личность школьника, на его интересы и способности.
2. Систему дополнительного образования.
3.Систему библиотечных уроков, формирующих навыки самообразования по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
4. Систему психологических занятий.
5. Систему экологических занятий.
6. Создание (соблюдение) школьных традиций.
7. Связь с внешкольными учреждениями (библиотека, музей, дом культуры, детская спортивная школа).
8. Систему организации активного отдыха в природных условиях в разные сезоны года.
Основные направления работы:
Воспитательные задачи Формы работы
урочная внеурочная внешкольная семейная
Формирование у обучающихся саногенного (здоровьеполагающего) мышления на основе знаний о человеческом организме, о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье Предметные недели, защита рефератов по тематике здорового образа жизни, проектная деятельность Ролевые игры, театрализован-ные постановки, выступление агитбригады, круглые столы, лектории Работа с оциальными партнерами, посещение больниц, проведение лекций, бесед, выступление экологичес-кого объеди-нения «Источник» Семейный клуб «Здоровая семья», проведе-ние родительских собраний
Формирование представления об основных компонентах экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Элективные курсы «Человек и окружающая среда», «Культура здоровья», «Человековедение» Проектная деятельность «Фитодизайн в школе», «Удивительное рядом» (клумба лекарственных растений) Экологичес-кое объеди-нение, туристичес-кие походы Совмест-ная разра-ботка проектов, дискус-сионный клуб, буклеты для роди-телей
Воспитание ценностного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающего сообщества путем соблюдения гигиенических, профилакти-ческих и эпиде-миологических правил поведения. Путь к здоровью через занятие спортом. Подготовка к соревнова-ниям на уроках ФК, уроки гигиены Дни здоровья,
участие во Всероссийской акции «Спорт против наркотиков», профилактика детского травматизма, клуб юных инспекторов дорожного движения Соревнованияспартакиады«Мама, папа, я – спортив-ная семья», «Робин-зоны»; повыше-ние педаго-гической грамотности родителей
Второй блок: гигиенически целесообразная организация образовательного процесса и применение здоровьесберегающих педагогических технологий.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью обучающихся.
Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий:
• системный подход, предполагающий оптимальное профессиональное взаимодействие педагогов, медиков, психологов и других специалистов;
• формирование положительной мотивации у обучающихся, медицинского персонала и педагогов к проведению оздоровительных мероприятий комплексность и непрерывность проведения оздоровительных мероприятий с учетом индивидуального уровня здоровья каждого участника образовательного процесса;• преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления,
• реализация в условиях общеобразовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности учащихся.
• обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля;
• повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в образовательном учреждении санитарно-гигиенических норм и правил.
Третий блок: оздоровительная и профилактическая деятельность в образовательном учреждении.
1.Создание динамического образовательного пространства в соответствии с предметной направленностью и профилактической целесообразностью, которое включает в себя:
- расстановку парт, замену конфигурации (зигзагообразные, L-образные, Т-образные, треугольные, квадратные, елочкой, С-образные, П-образные, Г-образные, О-образныеит.д.), либо возможен беспарточный вариант проведения внеурочного занятия; - организацию в классном помещении зон для проведения физических упражнений, активного отдыха (ковер, покрытие, спортивный инвентарь: скакалки, обручи);
- обязательную посадку учащихся в соответствии с их адаптационными возможностями (зрение, слух, осанка).
2. Проведение мероприятий по профилактике и коррекции нарушений осанки и другой патологии опорно-двигательного аппарата:
• снижение статической и динамической нагрузки;
• применение различных физкультурно-оздоровительных методик;
3. Проведение мероприятий по профилактике и коррекции нарушений зрения:
• обязательное проведение гимнастики для глаз во время учебных занятий;
• применение способов сенсорной тренировки.
4. Проведение мероприятий по профилактике и коррекции психоневрологических нарушений:
• применение индивидуального педагогического подхода в обучении;
• проведение логопедической и психологической коррекции;
5. Проведение общеоздоровительных мероприятий:
• комплекс физкультурно-оздоровительной работы;
• витаминопрофилактика;
6. Созданиеу словий для полноценного и рационального питания обучающихся.
7. Организация эффективной работы медицинского, психологического и педагогического персонала по охране здоровья обучающихся.
Ожидаемые результаты образовательно-воспитательной деятельности по направлениям данной программы согласно положениям Стандарта проявятся в поведении обучающихся в виде:
• установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;
• осознанного отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;
• знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;
• овладения современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;
• готовности обучающихся к социальному взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждённости в правоте выбора здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;
• активной учебно-познавательной деятельности обучающихся в вопросах здоровья, способности самообразования и самостоятельного овладения способами сохранения и укрепления здоровья, а также способности применения полученных знаний и навыков на практике.
• снижения у всех участников образовательного процесса поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья;
• уменьшения темпов роста числа детей, употребляющих табак, алкоголь, наркотики;
• повышения внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Ожидаемые результаты управленческой деятельности:
• обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию;
• повышение эффективности психологической и медицинской помощи обучающимся;
• повышение заинтересованности педагогического коллектива в укреплении здоровья обучающихся;
• повышение квалификации работников просвещения и здравоохранения;
• совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
• создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся;
• снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний;
При реализации направления «Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни» социальными партнерами школы являются:
Совет ветеранов
Дом культуры
СУЗыСОШ № 1
ДЮСШ
Больница
Центр занятости населения
Школа искусств
СЮН
Церковь
Центр
социальной помощи семье и детям
Подшефная пожарная часть
Комитет по делам молодежи муниципального образования
Подшефные детские сады
Краеведческий узейОПДН
СДЮТЭ
Администрация сельского поселения
отдел пропаганды ГИБДД