Научная работа ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.П. АСТАФЬЕВА»

ФАКУЛЬТЕТ БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ И ХИМИИ
КАФЕДРА ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ





Неуман Юлия Александровна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
НА УРОКАХ БИОЛОГИИ


Выпускная квалификационная работа
Направление подготовки – «Естественнонаучное образование»
Профиль – «Биология»




Допущена к защите:
Зав. кафедрой Смирнова Н.З.,
д.б.н., профессор
“ _____ “ _____________ 2012 г.
Научный руководитель: Прохорчук Е.Н., к. п. н., доцент
“ _____ “ _____________ 2012 г.


Красноярск 2012 г.

РЕФЕРАТ
выпускной квалификационной работы Неуман Юлии Александровны на тему:
«Использование интерактивной доски на уроках биологии»

Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме отсутствия универсальных методических рекомендаций по использованию интерактивной доски на уроках биологии.
В результате анализа методической литературы и частных рекомендаций учителей выявлены общие закономерности использования электронной интерактивной доски на различных этапах урока биологии, а так же трудности связанные с использованием данного средства обучения.
Установлено, что интерактивная доска обладает значительным потенциалом для использования ее на уроках биологии. В работе представлен материал, раскрывающий возможности различных интерактивных досок и различные виды их классификаций. Так же разработаны рекомендации по систематическому применению интерактивных досок на уроках биологии разных типов.
В соответствии с выявленными рекомендациями разработаны конспекты уроков биологии с использованием интерактивной доски. Их эффективность экспериментально проверена на базе 8 класса школы № 10 Центрального района г. Красноярска. По итогам эксперимента установлено, что учащиеся лучше усваивают информацию на уроках с использованием интерактивной доски, чем на традиционных уроках.
Работа состоит из введения, трех глав, выводов. В работе представлено 2 графика, 13 рисунков и 3 таблицы. Список используемой литературы включает 25 источников.


























Содержание
Введение 3
Глава I. Интерактивная доска – современное средство обучения школьников.. 5
Глава II. Современное состояние проблемы использования интерактивной доски в практике работы учителей биологии..13
Глава III. Экспериментальное обучение учащихся с использованием интерактивной доски 20
Выводы 39
Литература40



















ВВЕДЕНИЕ
Современная школа призвана обеспечить доступность качественного образования обучающихся с учетом их возможностей, интересов и склонностей. Биология, как школьный предмет, требует в процессе обучения как можно большее количество наглядности, что трудно обеспечить с помощью обычной меловой доски. Интерактивная доска - это решение многих проблем современного учителя.
Интерактивные электронные доски - это некое подобие привычных всем классных досок, с той разницей, что с ними можно взаимодействовать с помощью специальных интерактивных программ.
В наше время многие школы, лицеи, гимназии оснащены интерактивными досками, но большинство учителей используют их редко и не по назначению.
Отдельные рекомендации по использованию интерактивной доски на уроках биологии встречаются в основном в сети Интернет на сайтах для учителей. Однако универсальных систематически изложенных методических рекомендаций нами выявлено не было, а все встретившиеся являются рекомендациями к конкретным урокам. В связи с данной проблемой мы определили тему нашего исследования: «Использование интерактивной доски на уроках биологии».
Объект нашего исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в школе с использованием интерактивной доски.
Предметом исследования является возможности использования интерактивной доски на уроках биологии.
Мы поставили перед собою цель: разработать методические рекомендации по использованию интерактивной доски на уроках биологии. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Проанализировать литературу по проблеме исследования
Изучить опыт работы учителей биологии с интерактивной доской
Разработать уроки с использованием интерактивной доски по разделу «Человек» и апробировать их.
Гипотеза исследования следующая: дидактический потенциал интерактивной доски в процессе изучения биологии будет полностью раскрыт, если:
учитель знаком с возможностями интерактивной доски;
в кабинете биологии имеется соответствующее программное обеспечение;
доска используется на разных типах и видах урока;
систематически организуется работа учащихся с доской.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: анализ литературы, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.
База исследования: учащиеся 8 класса школы №10 Центрального района г. Красноярска.
Этапы выполнения работы: работа проходила в 2010-2012 гг. в три этапа:
- На первом этапе (2010 г.) проводился анализ литературы по проблеме исследования.
- На втором этапе (2011 г.) изучался опыт работы учителей биологии с интерактивной доской.
- На третьем этапе (2012 г.) разрабатывались рекомендации к проведению уроков с использованием интерактивной доски и шла их апробация в 8 классах школы №10 Центрального района г. Красноярск. Результаты исследования обобщены, сформулированы выводы, оформлена выпускная квалификационная работа.




ГЛАВА I. ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА – СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ
Образовательный процесс в современной школе достигает наивысшей эффективности при широком, но оправданном использовании учителем всего богатого арсенала дидактики - через разумную комбинацию различных педагогических форм, методов, способов, средств, приемов, режимов и алгоритмов обучения. В этом умении, мастерстве - важнейший показатель профессиональной компетентности и дееспособности учителя.
Современные средства обучения существенно изменяют методы учебной работы благодаря тому, что имеют возможность показать явление в движении, развитии. Они по-новому, нежели с помощью печатных пособий, организуют и направляют восприятие учащихся, объективируют содержание, выполняют функции источника и меры учебной информации. В их единстве, стимулируют познавательный интерес, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное настроение и положительное отношение учащихся к работе с персональным компьютером, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.
Лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и «потрогает», когда сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Поэтому важно ученикам давать возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают современные средства обучения.
Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и обучающихся для достижения поставленных целей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и развития [5].
Современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
Печатные ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и учебные пособия, книги для чтения, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], рабочие тетради, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], раздаточный материал и т.д.).
Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.).
Аудиовизуальные ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.).
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные).
Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.).
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:
Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)
Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)
Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).
В современных школах на стадии развития и применения находятся такие образовательные ресурсы как интерактивные доски, учебные компакт-диски, электронные учебники, образовательные веб-сайты, веб-квесты.
Учебные компакт - диски. На данных носителях информации размещаются различные виды экранно-звуковых средств, приспособленных для использования с помощью компьютера.
Электронные учебники. Это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя.
Образовательные веб-квесты - страницы по определенной теме на образовательных сайтах, которые соединены гиперссылками со страницами из других сайтов во всемирной паутине.
Образовательные веб-сайты - Сайт учебного заведения в сети Интернет - новое средство обучения, педагогические основы создания и применения которого еще нуждаются в разработке.
Интерактивные доски. Использование разнообразных динамичных ресурсов интерактивной доски повышает мотивацию, делает занятия увлекательными [6].
Интерактивная доска - это сенсорный экран, который подключается к специальному проектору, передающему изображение на поверхность - доску. С помощью прикосновения к доске можно управлять изображением и сохранять все записи, фиксируемые на доске во время урока в памяти компьютера, это современные мультимедийные средства обучения, которые применяются для отображения информации, для работы с материалами в электронных форматах, для протоколирования хода занятия, для работы с разнообразным программным обеспечением [7].
Для классификации интерактивных досок, применяемых в процессе обучения, используют несколько оснований:
По типу установки проектора: прямой и обратной проекции. При прямой - проектор помещается перед доской на подставке или на потолке. При обратной - проектор устанавливается за доской.
По технологии создания различают электромагнитные, ультразвуковые, аналого-резистивные, инфракрасные и лазерные доски.
Электромагнитная доска: внутри слоистой структуры встроены частые регулярные решетки из вертикальных и горизонтальных координатных проводников. Электронное перо (маркер) с катушкой индуктивности на кончике, которое может быть активным или пассивным, наводит электромагнитные сигналы на координатных проводниках, номера которых определяют местоположение кончика пера.
Аналого-резистивная доска: работа пользователя с контентом, выводимым на интерактивную доску, выполняется посредством пера (стилуса, не содержащего электронных компонентов), пальца или любого другого предмета, который может использоваться в качестве указателя. Это достигается благодаря встроенной в доску резистивной матрице - двухслойной сетке из тончайших проводников, разделенных воздушным зазором.
Ультразвуковая доска: система использует различие в скорости распространения световых и звуковых волн. Электронный маркер испускает одновременно и инфракрасный свет, и ультразвук. Размещенные по углам доски ИК-датчик и ультразвуковые микрофоны принимают сигналы, после чего встроенная электронная система и по разности времени их прихода вычисляет координаты маркера.
Инфракрасные интерактивные доски, использующие инфракрасные и ультразвуковые датчики для определения положения маркера. Иногда вместо датчиков используются инфракрасные лазеры, считывающие с высокой точностью текущее положение маркера. В инфракрасной интерактивной доске используются инфракрасные устройства, выполняющие роль приемника и передатчика, в результате чего на поверхности интерактивной доски образуется невидимая горизонтально-вертикальная сетка. 
Лазерная доска: в систему входят два инфракрасных лазерных угломера, обычно располагаемых сверху по углам доски. Угломер работает довольно просто: вращающееся с постоянной угловой скоростью зеркало направляет ИК-луч так, чтобы он, подобно антенне радара, из одной точки сканировал всю поверхность доски. Лучи ИК-лазеров отражаются от воротничка маркера и регистрируются фотодатчиками. Система запоминает угол поворота зеркала в момент фиксации отраженного блика. Затем на основе расстояния между угломерами и значения углов встроенный микропроцессор вычисляет координаты кончика пера.
По работе стилуса можно выделить активные и пассивные электронные доски.
Активная электронная доска - это доска, которую необходимо подключить к источнику питания и к компьютеру с помощью проводов. В ее поверхность вмонтированы датчики, которые определяют положение стилуса при работе.
Пассивная электронная доска, в отличие от активной, не содержит в своей поверхности никаких датчиков. Все технологии распознавания сосредоточены непосредственно в стилусе. На пассивной интерактивной доске можно работать без подключения доски проводами к розетке, компьютеру или проектору.
По принципу работы интерактивные доски делят на мягкие и твердые.
Мягкие – доски, на которых работают с помощью стилуса и пальца. Твердые - работают только с помощью стилуса [8].
Во всем мире интерактивные доски используются в образовательной сфере, они могут применяться на любых уроках и при обучении любых предметов. Конкретных рекомендаций по использованию интерактивной доски на уроках биологии выявлено не было, но нами были найдены рекомендации Великобританских педагогов по использованию интерактивной доски на уроках русского языка [9]. Используя их, мы спроектировали предложенные рекомендации на уроки биологии. Ниже представлены результаты данной работы.
Возможные способы использования интерактивных досок на уроках биологии:
Делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений. Используется данная форма, например, при заполнении сложных схем, чертить которые на доске, непосредственно на уроке затруднительно по времени на уроке. Заранее подготовив материал на интерактивной доске, напечатав на странице схему, на уроке остается лишь вписать ключевые слова в готовые рамки. Все изменения, сделанные в документе, не сохраняются, поэтому его можно использовать на уроках в других классах.
Демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем учащимся.
Совместная работа над документами, таблицами или изображениями. Например, на уроке может быть спроецирована таблица, которая в ходе обсуждения коллективно заполняется.
Управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску). Эту форму можно использовать в работе с электронными учебными пособиями. В пособиях есть интерактивные тренажёры и тесты, с которыми возможно работать как коллективно, так и индивидуально. Когда один ученик работает у доски с интерактивным пособием, остальные учащиеся выполняют другие виды работы. Также данные электронные пособия содержат интерактивные таблицы и схемы, которые более наглядно представляют изучаемый материал.
Использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д. Этот вид работы используется редко, разве что для того, чтобы заранее подготовить необходимый материал к уроку, который можно использовать для того, чтобы не писать много раз объёмный материал. Это экономит время учителя при подготовке доски к уроку.
Изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски. Этот вариант можно использовать на уроках биологии с деформированным текстом. В тексте допускаются ошибки, а ребята должны найти эти ошибки и их исправить.
Изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок.
 Сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через Интернет.
Сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради.
 Демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса. Так, например, один учащийся может сделать домашнюю работу на компьютере, а на уроке она проверяется всеми, и ребята сверяют свои записи с работой данного учащегося. Это повышает наглядность при проверке домашнего задания на урок.
  Демонстрация учебных видеороликов.
Создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши. При объяснении некоторых тем по биологии материал объясняется с помощью наглядных схем и рисунков, которые заранее выполняются на интерактивной доске. Задание: создать опорный конспект по определенной теме также может быть выполнено на интерактивной доске.
Создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.













ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ
Анализ современной методической литературы не выявил конкретных рекомендаций по использованию интерактивной доски на уроках биологии. Так лишь в одном номере журнала «Биология в школе» за 2010 год опубликована статья, посвященная данной проблеме. Автор статьи - Е.Н. Арбузова, подробно освещает возможности интерактивной доски в работе с учащимися, которые относятся к различным типам репрезентативной системы: визуалам, аудиалам, кинестетикам. Однако конкретные варианты заданий по работе с интерактивной доской в статье не представлены [1].
Основным источником для изучения современного состояния исследуемой проблемы являлись сайты для учителей в сети Интернет [22, 23, 24, 25, 26, 27, 28]. Самые интересные рекомендации представлены в таблице 1.
Таблица 1
Анализ конспектов уроков с использованием интерактивной доски
(по материалом сайтов для учителей)
Тема урока
Тип урока
Вид урока
Этап урока
Использование доски
Достоинства
Недостатки
Сведения об авторе





Учителем
Учащимися




Виртуальное путешествие в мир рыб
Обобщающий урок

Урок-путешествие
Путешествие по станциям
Презентации
Видео
фотографии

Зарисовка на доске
Возможность редактирования демонстрируемых объектов во время урока,
Сохранение работы учащихся на доске в виде файлов
Доска используется не в полной мере, больше как проектор или обычная меловая доска
Бардышев Павел Иванович, учитель биологии
МОУ «Цивильская СОШ № 1 им. М.В. Силантьева» г. Цивильск
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Биологические факторы. Межпопуляционные взаимодействия
Изучение нового материала
Проблемный урок
Закрепление изученного материала
Презентации
Заполнение таблицы
Наблюдение
Совместное заполнение таблицы с учащимися с возможностью дальнейшего сохранения информации
Интерактивно доска не используется
Козленко А.Г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Фотосинтез
Изучение нового материала
Урок-семинар
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала для фронтального выполнения
Демонстрация таблиц, презентаций, фотографий,
Опытов.
Тестовые задания
Наблюдение, зарисовка с доски
Показ виртуальных опытов

Нет работы учащихся с доской
Гомулина Н.Н.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Плазма крови. Ее состав. Форменные элементы крови
Комбинированный урок
Не указан
Актуализация опорных понятий. Изучение нового материала. Закрепление изученного материала
Заполнение схем и таблиц,
решение тестовых заданий, показ презентаций
Заполняют схемы,
решают тестовые задания, наблюдают
Использование интерактивной доски на всех этапах урока, взаимодействие учащихся с доской
Чаще используется в виде проектора
Рассадиной Ираидой Викторовной
учителем биологии Алехинской МООШ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Гигиена органов дыхания
Обобщающий урок
Не указан
На протяжении всего урока
Демонстрация фильма, показ презентаций, заполнение таблиц
Составление схем, наблюдаение
Удобное чередования показа фильма, презентаций с возможностью совместного
Учащиеся используют доску в основном для наблюдения
МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №2»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Свертывание крови
Не указан
Не указан
На протяжении всего урока
Презентации,
заполнение схем,
демонстрация
видеофильма

Заполнение таблицы и схем «перетаскивая» нужный объект в определенную колонку,
наблюдают
Хорошие задания на заполнение схем и таблиц, чередование наглядных и практических методов работы с доской

Оненко Кирилл Александрович
 МОУ СОШ им. М. Пассара Найхинского сельского поселения
 Хабаровский край
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Анализ конспектов уроков, представленных в таблице, показал, что имеются разработки по всем разделам биологии, следовательно, интерактивная доска используется учителями в разных классах.
Учителя предлагают использовать электронную интерактивную доски на всех типах уроков, но преобладают рекомендации к обобщающим урокам, использование интерактивной доски на уроках изучения нового материала и комбинированных уроках так же популярно, мы встретили подобные рекомендации для вводного и даже контрольно-учетного урока (рис.1.).
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис. 1. Использование интерактивной доски на разных типах урока биологии
Виды уроков встречаются такие как урок - семинар, проблемный урок, урок - лекция, а так же урок - путешествие, виртуальная экскурсия, видео-урок и т. д.
Этапы уроков так же разнообразны: актуализация опорных понятий, изучение нового материала, закрепление изученного материала, но, несмотря на это, преобладает этап изучения нового материала (рис. 2.)
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис. 2. Использование интерактивной доски на разных этапах урока биологии
Так же встречаются рекомендации, в которых интерактивная доска используется на всех этапах проводимого урока, что, на наш взгляд, является оптимальным. Один из таких уроков предлагает учитель Фролова Л.А. по теме «Строение и функции головного мозга», на данном уроке интерактивная доска является главным источником получения знаний на любом этапе урока.
В ходе методического анализа было выявлено, что интерактивная доска используется как учителем, так и учащимися. Вид деятельности учителя в основном демонстрация, большое количество уроков построено на демонстрации учащимся презентаций, видеофильмов, различных схем и таблиц. Однако, встречаются и интересные моменты, такие как: заполнение схем с помощью различных видео – фрагментов, чередующиеся с заготовками таблиц в определенной последовательности. Такой тип деятельности предлагает Заволипенский А.И. - учитель Новосиргеевской СОШ № 2. На уроке «Гигиена органов дыхания» педагог предлагает заполнять схемы и таблицу с помощью видеофрагмента «Строение и функции органов дыхания», видео фильм разделен на смысловые части, после просмотра которых, учащимся заполняют заготовленную заранее схему, демонстрируемую на интерактивной доске.
Основной вид деятельности учащихся с доской - наблюдение демонстрируемых процессов и объектов, а так же заполнение схем и таблиц. Один из способов заполнения таблиц предлагает Оненко на уроке «Свертывание крови». На этапе закрепления материала по форменным элементам крови на доске выводится таблица, с боку от которой перечислены функции эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов, учащиеся в определенной последовательности выходят к доске и «перетаскивают» слова в колонку с тем термином, к которому относится та или иная функция.
Интерактивная доска на уроках решает множество проблем как средство по усилению наглядности, что нельзя не оценить. Но с другой стороны некоторые учителя забывают, что лучше использовать натуральные объекты, если есть возможность, чем демонстрировать их виртуально. Так, например, на уроке по теме «Фотосинтез» учитель Гомулина Н.Н. предлагает демонстрировать опыт «Йод - крахмальная реакция» на интерактивной доске. На наш взгляд, можно было предоставить возможность каждому ученику провести данный опят, а доску использовать для демонстрации инструкции для его проведения.
Виды деятельности, встретившиеся во время анализа различных уроков с применением интерактивной доски, разумеется, необходимы для использования в процессе обучения биологии, однако они не реализуют полностью потенциал интерактивной доски. Интерактивная доска, прежде всего, носит взаимодействующий характер между объектами. В беседе с учителями были выявлены следующие трудности, связанные с использованием интерактивной доски: - несоответствием программного обеспечения в кабинете биологии и отсутствием у учителей возможности пройти курсы повышения квалификации по работе с ней. Но главной трудностью для учителей, в классе которых появилась интерактивная доска, является отсутствие разработанных методических рекомендаций по использованию данного средства обучения, поэтому педагоги выходят из положения собственными силами и умениями, и чаще всего используют доску как проектор.


















Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
Изучение опыта работы учителей по использованию интерактивной доски позволил нам разработать методические рекомендации, позволяющие полностью реализовать потенциал данного средства обучения биологии в школе. Представим их ниже.
На вводном уроке интерактивную доску предлагается использовать на всех этапах урока для демонстрации видео- и фотоматериалов, нормативных документов (законы), статей в журналах (научный уровень, сведения об ученых, новейшие открытия).
На комбинированном уроке - наиболее распространенном виде урока, интерактивная доска используется на этапах: проверка знаний, умений и навыков (ЗУН), изучение нового материала и закрепление изученного материала. Варианты использования интерактивной доски предлагаются такие как: надпись на доске поверх презентации с помощью стилуса (заполнение схем, таблиц, подпись рисунков, соединение фрагментов и показ взаимосвязи стрелками, цветовое выделение), демонстрация ЦОРов, чередование заполнения схем с видео и фотоматериалами в качестве источника получения информации.
На обобщающих уроках интерактивная доска может являться главным помощником для учителя и использоваться на всех этапах урока: проверка ЗУН, систематизация знаний, выводы по уроку. Варианты использования так же на данных уроках разнообразны, это заполнение схем, таблиц, приведение материала в систему, например передвижение фрагментов органов дыхания на места с помощью ЦОРа, а так же обобщать и делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи с помощью всех приведенных выше вариантов работы с доской.
В соответствии с составленными рекомендациями нами разработаны следующие конспекты уроков, в которых курсивом выделены моменты использования интерактивной доски.
Развернутый план урока по теме: «Движение крови и лимфы по сосудам»
Учебно-воспитательные задачи.
Образовательные: Продолжить формирование знаний о лимфе, лимфатическом движении и движении крови по сосудам. Артериальном давлении. Пульсе. Продолжить формирование общеучебных умений – работа с учебником, тетрадью, интерактивной доской, таблицами.
Развивающие: Продолжить развитие у учащихся личностных качеств: память, любознательность, аккуратность, биологическую речь. Продолжить формирование мыслительной деятельности: сравнивать, обобщать, анализировать.
Воспитательные: Продолжить формирование научно-материалистических, эстетических, санитарно-гигиенических аспектов через изучение своего организма, а именно кровеносной системы, воздействие на нее вредных привычек.
Тип урока: Комбинированный урок
Вид урока: Мультимедиа - урок
Методы: Наглядные, практические, словесные.
Средства обучения: Интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, секундомер.
Ход урока:
Организация класса
Проверка ЗУН
Прежде чем перейти к теме сегодняшнего урока предлагаю проверить то, что мы уже изучили по теме: Кровь и кровообращение.
Первый вопрос: Дать определение понятиям «кровь», «лимфа», «тканевая жидкость» (ответы по желанию с места).
Второй вопрос: Что такое кровообращение, какими органами оно представлено?
Задание: Подписать на доске камеры и клапаны сердца.
(На слайде представлено рабочее сердце, учащийся с помощью стилуса подписывает составляющие части сердца поверх слайда. Данные сохраняются в компьютер).

Задание: Перечислить кровеносные сосуды, выделить на слайде характеристики отличающие их друг от друга.
(Учащийся красным цветом с помощью стилуса выделяет отличительные составляющие сосудов, кратко давая им характеристику).


Задание: Вспомните круги кровообращения, покажите на слайде движение крови по обоим кругам кровообращения.
(Учащийся на слайде стрелками показывает движение крови).

Изучение нового материала.
Запись в тетради темы «Движение лимфы и крови по сосудам».
Мы уже знаем, что в состав внутренней среды входят не только кровь, но и тканевая жидкость и лимфа. Лимфатические сосуды - по строению напоминают вены. Часть крови в капиллярах выходит в межклеточное пространство, образуя тканевую жидкость, она всасывается через стенки лимфатических капилляров. Прежде чем лимфа попадает обратно в кровь она проходит через многочисленные лимфатические узлы. Давайте зафиксируем в тетради определение лимфатических узлов (учащиеся записывают определение с доски в тетради).
В лимфатических узлах лимфатические сосуды распадаются на множество узких протоков, в которых проходит очистка лимфы - отфильтровываются погибшие клетки, бактерии и только за тем очищенная лимфа попадает в большой сосуд - грудной проток, а из него в крупные вены шеи. Сейчас мы с вами посмотрим основные лимфатические сосуды.
(Перейдя по ссылке представленной на слайде рассматриваем основные лимфатические протоки, названия высвечиваются при наведении мыши на определенный сосуд) [10].

По изученному материалу давайте попробуем составить схему движения лимфы, желающие поднимают руку, я вызываю по очереди и каждый заполняет одну ячейку схемы в правильной последовательности, ориентируясь на порядок движения лимфы, которое мы с вами сейчас изучили.
(Учащиеся выходят к доске и с помощью стилуса делают записи в представленной на доске схеме поверх слайда, комментирую записи в помощь предлагаю ЦОР, появляющийся при переходе по ссылке, представленной на слайде, наводя на участки высвечивается подсказка, а бегущие стрелки показывают правильную последовательность) [11].

Так же необходимо знать, что мышечная работа ускоряет движение лимфы. В завершении изучения движения лимфы, давайте рассмотрим функции лимфатической системы.
(Перейдя по ссылке, представленной на слайде, рассматриваем три основные функции, представленные на схеме, поочередно открывая информационные составляющие схемы) [12].]

Теперь предлагаю сравнить движение лимфы с движением крови по сосудам. Основной причиной непрерывного движения крови по сосудам является разность давления в артериях и венах. Сердце сокращаясь выбрасывает кровь в артерии в них создается повышенное кровяное давление. При движении крови по сосудам ее давление постепенно уменьшается. В венах, впадающих в сердце, оно становится наименьшим, кровь перемещается к месту с наименьшим давлением. Артериальное кровяное давление показатель здоровья человека, при выталкивании крови из сердца оно составляет в плечевой артерии 120 мм - это давление называется верхним или систолическим, за тем давление начинает уменьшаться и в момент паузы сердца достигает минимальной величины примерно, 70мм - это давление называется нижним или диастолическим. Давайте запишем определение, представленное на доске.
(Учащиеся записывают определение с доски).
Обычно артериальное давление измеряют в плечевой артерии с помощью специального прибора.
С артериальным давлением мы разобрались. Теперь давайте запишем, что такое пульс (учащиеся записывают определение с доски).
При сокращении левого желудочка кровь с большой силой выбрасывается в аорту и растягивает ее стенки. При этом возникает волна колебаний, которая быстро распространяется по стенкам артерии. По пульсу легко определить количество сокращений сердца в минуту, а по частоте пульса о здоровье человека. Сейчас рассмотрим те места, в которых мы можем измерить пульс.
(Перейдя по ссылке, представленной на слайде, изучаем ЦОР, где выделены места, в которых прощупывается пульс, при наведении мышью на эти места высвечиваются подсказки - названия артерий).

Перед тем как мы перейдем к практической работе для закрепления изученного материала, давайте запишем несколько показателей скорости крови по сосудам.
(Перейдя по ссылке, представленной на слайде, рассматриваем схему, постепенно открывая информационные ячейки, учащиеся записывают показатели в тетради) [13].


Закрепление изученного материала.
Практическая работа «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложе большого пальца руки» (инструкция по проведению практической работы представлена на слайде, у учительского стола эксперимент проводят два учащихся, работа координируется учителем).
В завершении урока предлагаю посмотреть как влияет снабжение крови на чувствительность конечностей.
(Прейдя по ссылке, представленной на слайде, просматривается предложенный ЦОР).

Домашнее задание.

Развернутый план урока по теме: «Пищеварение»
Учебно-воспитательные задачи.
Образовательные: Продолжить формирование знаний о значении пищи и ее составе. Продолжить формирование общеучебных умений: работа с учебником, тетрадью, интерактивной доской.
Развивающие: Продолжить формирование у учащихся личностных качеств: память, любознательность, аккуратность, биологическую речь. Продолжить формирование мыслительной деятельности: сравнивать, обобщать, анализировать.
Воспитательные: Продолжить формирование научно-материалистических, эстетических, санитарно-гигиенических аспектов через изучение пищеварительной системы.
Тип урока: Вводный урок
Методы: Наглядные, практические, словесные.
Средства обучения: Интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
1. Организация класса
2. Введение в тему:
А) Актуализация опорных понятий
Давайте вспомним, какие системы органов уже были вами изучены?
(Ответ фронтально) (на интерактивной доске демонстрируются фотоматериалы по опорно-двигательной, кровеносной и дыхательной системах).
Б) Сообщение темы
Сейчас мы перешли к системе органов, которая обеспечивает работу всех органов человека и животных - это пищеварительная система.
(Учащиеся записывают тему в тетрадь). (Название темы высвечивается на интерактивной доске).
В) Постановка познавательной задачи:
Наша с вами задача изучить пищеварительную систему человека. Разобраться во взаимосвязи пищеварительной системы с другими системами органов.
Г) Практическая значимость изучаемого материала
Пища – источник энергии и строительного материала, и она необходима для поддержания жизни любого живого существа. Без пищи человек может прожить не больше двух месяцев.
В 2003 году в популярной газете «Аргументы и Факты» была напечатана статья про 68-летнюю Зинаиду Баранову, которая в течение 4 лет обходится без пищи и воды.
(Перейдя по ссылке, демонстрируется данная статья в электронном варианте на интерактивной доске) [14].
После многочисленных обследований в разных городах специалисты сделали свои выводы. Результаты были ошеломительными. Все органы, за исключением тех, что связаны с пищеварением, имели высокую «вибрационную» активность. Биологический возраст Зинаиды определили в 30 лет.
Но уже полгода спустя тайна Зинаиды была раскрыта, о чем и написали «Аргументы и Факты» в июльском номере.
(Перейдя по ссылке демонстрируется данная статья в электронном варианте на интерактивной доске) [15].
Для ответа на вопрос журналисты обратились за комментариями в НИИ питания РАМН, где Валентина МЕЩЕРЯКОВА дала ответ: «Баранова просто не считает за еду ту пищу, которую в каких-то количествах потребляет. Например, злаковые. В этом возрасте женщина должна потреблять 1800–2000 ккал в сутки».
Это небольшое журналистское расследование еще раз доказало, что жизнь без еды невозможна.
Все мы прекрасно понимаем, что нашим организмом усваиваются не сами компоненты нашей пищи – мясо, овощи, борщ, а лишь находящиеся в них питательные вещества, такие как белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Если знать как усваиваются эти вещества, в каком количестве они необходимы человеку, в каких продуктах содержатся, можно правильно рассчитать свой рацион питания, для того что бы поддерживать красивую фигуру, накачать мышечную массу или помочь старшим соблюдать какую-либо диету, связанную с определенными заболеваниями и все это без нанесения вреда своему здоровью.
Д) Последовательность изучения новых понятий:
Для того что бы питательные вещества были усвоены, необходимо расщепление их на составные части, из которых образуются новые органические соединения, специфичные для организма человека. Для этих процессов существует такой механизм как пищеварение.
Пищеварение - это процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химического расщепления питательных веществ ферментами на их составные части.
Как происходит пищеварение в организме человека? Для ответа на этот вопрос давайте посмотрим небольшой видеофильм.
(Перейдя по ссылке на интерактивной доске, открывается фильм. Учащиеся смотрят про основные этапы пищеварения) [16].
Е) Выводы:
В просмотренном фильме кратко изложен материал, который мы с вами будем подробно разбирать на у роках, посвященный пищеварению. Материал очень интересный, но достаточно сложный. Ну и сегодня мы с вами поняли, что знание процесса пищеварения необходимо, ведь это один из самых главных процессов нашего организма.
3. Знакомство с учебником. Приемы работы с ним.
Давайте откроем учебники и посмотрим: как мы будем работать на ближайших уроках. Данная глава начинается на странице 122, с 29 параграфа «Знание пищи и ее состав». Дальше мы изучим органы пищеварение, о которых упоминалось в просмотренном фильме, затем перейдем к зубам и пищеварению в ротовой полости и желудке, потом к пищеварению в кишечнике, а так же изучим регуляцию пищеварения и заболевания органов пищеварения. Ну и, конечно же, закончим эту тему контрольной работой. Как вы видите, во время изучения главы нас ожидает много интересных практических работ, таких как «Местоположение слюнных желез», «Действие ферментов на крахмал, а желудочного сока на белки».
4. Домашнее задание.
На этом введение в главу закончено, открываем дневники и записываем домашнее задание: Найти 5 пословиц, поговорок или интересных фактов про важность пищи или о процессе пищеварения, выписать в тетрадь.
Спасибо за внимание. До свидания.
Развернутый план урока по теме:
«Дыхательная система. Ее взаимосвязь с кровеносной»
Учебно-воспитательные задачи.
Образовательные: Обобщить знания о дыхательной системе. Систематизировать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Закрепить основные понятия по этим системам с помощью дидактической игры. Продолжить формирование общеучебных умений: работа с таблицами, интерактивной доской, учебником.
Развивающие: Продолжить развивать у учащихся личностные качества: Память, любознательность, аккуратность, биологическую речь. Продолжить развитие мыслительной деятельности в процессе игровой деятельности.
Воспитательные: Продолжить формирование научно-материалистических, эстетических, санитарно-гигиенических аспектов, через знания своего организма и процессов дыхания.
Тип урока: обобщающий
Вид урока: урок - игра
Средства обучения: Интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
1. Организация класса
2. Проверка ЗУН
Давайте с вами вспомним некоторые основные понятия дыхательной и кровеносной систем (учитель задает вопросы, учащиеся отвечают).
Задание 1: Выйти к доске. Отметить стилусом названия органов, относящихся к органам дыхания.
(На интерактивной доске высвечивается дыхательная система и к каждому органу представлены варианты ответов. Учащийся у доски должен выбрать правильные ) [17].


Задание: Назовите и охарактеризуйте два вида дыхательных движений.
(Учащиеся называют, на интерактивной доске показывается ЦОР, поясняющий ответ) [18].

Б) Сообщение темы:
Сегодня у нас не совсем стандартный урок, сегодня мы с вами будем играть. На тему дыхательная система и ее взаимосвязь с кровообращением.
В) Постановка познавательной задачи:
И задача нашего урока в ходе игры «Мы знаем» - обобщить и систематизировать имеющиеся знания по дыхательной системе, установить взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.
2. Систематизация знаний:
Правила игры: участвуют 2 команды. Каждая группа вместе выслушивают задание, после чего, посовещавшись в группе не более 2х минут (если временные рамки будут изменены, на определенное задание об этом будет сообщать заранее), подать сигнал - «мы знаем» и дать правильный ответ раньше группы соперников. В игре принимают участие 2 команды по 8-10 человек. 3 знатока - те люди, которые будут оценивать ответы групп, фиксировать результаты и, в конечном итоге, объявлять победителей и выделять 3-х наиболее активных участников игры. 1секундант - следящий за временем, которое предлагается группам для обсуждения ответа. 1 координатор – следящий, чья команда первой готова дать ответ на вопрос и не было ли фальстарта. Ну и один ведущий.
Выбор состава играющих (участники усаживаются за столы).
Ход игры:
Вопрос - ответ
Ответьте на вопрос. Засекается время и ответ дает та команда, которая первая подает звуковой сигнал.
В чем заключается значение дыхания для человека? (3 балла).
Видео вопрос
Команды просматривают видеофрагмент без звука. Наблюдая за действиями, происходящими в фильме, записывают предполагаемое название фрагмента, порядок происходящего ( перечень органов).
«Просмотр фильма движение воздуха» 3 балла
Задание на скорость
Один человек из команды подходит к интерактивной доске и расставляет органы дыхания, передвигая их на свое место, допуская наименьшее количество ошибок за минимальное время. «Работа на интерактивной доске на время» (4 балла) [19].


Вопрос - ответ
- задается вопрос, 2 минуты на обсуждение, «мы знаем», ответ полный, с биологической точки зрения.
«Объяснить взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем» (3 балла)
Крокодил
Капитаны получают на листочках, процесс, происходящий в организме. Капитан без слов, только движениями должен объяснить группе этот процесс за 3 минуты. За группой наблюдает 1 знаток, чтобы не было нарушений правил и зафиксирует время правильного ответа. При нарушении автоматически выигрывает в конкурсе группа соперников.
Ответы просьба называть тише, что бы соперники не услышали правильный ответ.
«Процесс увлажнения, согревания, очищение воздуха в носовой полости» (3 балла)
Задание на доске
Один человек из команды подходит к интерактивной доске и выбирает правильный вариант ответа в названии отделов тела.
«Работа на интерактивной доске (1 правильный ответ 0.5 баллов)» (6 баллов) [20].


Третий лишний
На слайде появляются фотографии органов дыхательной или кровеносной систем +1 фотография лишняя (органы другой системы) группы выписывают номера лишних фото.
« По итогам 5 слайдов команды сдают ответы знатокам» (5 баллов)
Да - нет
Учитель дает утверждение, если группа считает, что ответ правильный, то поднимает табличку «Да», если нет – то «Нет».
« При выдохе объем альвеол увеличивается (Нет)
Дыхательный центр располагается в продолговатом мозге (Да)
Жизненной емкостью легких называется средний объем воздуха, вдыхаемый при спокойном вдохе (Нет) (3балла)
3. Выводы по уроку:
Выводы по игре, оглашаются победители. Все участники получают поощрительные призы - календари.
С помощью игры мы с вами обобщили и закрепили материал, изученный нами на последних уроках. Выводы по темам мы сделаем в виде таблицы.
(На интерактивной доске высвечивается таблица, которую учащиеся фиксируют в тетради)
Таблица 3
Взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем

Кровеносная
Дыхательная

Система органов



Функции системы



Регуляция системы



Взаимосвязь с другими системами



Домашнее задание.
До и после приведенных выше уроков были проведены тестовые задания по которым мы вычислили коэффициент усвоения знаний.
Количественная обработка полученных экспериментальных данных в нашем исследовании проводилось с использованием статистических методов: мы вычислили средний коэффициент усвоения знаний у учеников по А. А. Кывырялгу, который вычисляется по формуле: Ку=Jo/Ja, где Jo – объем учебного материала, усвоенного учащимися в течение определенной единицы времени; Ja – объем материала, сообщенный учащимися за то же время. За единицу времени в нашем исследовании принимался урок, а за объем учебного материала – количество формируемых понятий на уроке.
По данным В.П. Беспалько, коэффициент усвоения материала может быть нормирован в следующих пределах: 0
·Ка
·1. При Ка
·0,7 знания усвоены, при Ка<0,7 – материал усвоен не полностью.
Так же был рассчитан средний коэффициент усвоения материала (Кср) вычислялся как отношения суммы Ка отдельных учащихся к общему количеству их работ (n): Кср=Ка/п.
После того как мы вычислили средний коэффициент усвоения знаний у учеников по Кывырялгу, его значение после проведения экспериментальных уроков возросло до о,9, что свидетельствует о достаточно эффективном усвоении знаний учащимися (по Беспалько В.П).
Выводы
1. Интерактивная доска - современное средство обучения, которое обладает перед традиционными средствами обучения следующими преимуществами:  позволяет работать с нужными файлами прямо в Интернете, создавать поправки в имеющемся материале прямо на уроке и сохранять их, задействовать все основные сенсорные системы учащихся.
2. Практика обучения показывает, что наличие в классе интерактивной доски не всегда означает ее использование по назначению. В большинстве случаев доска используется учителем для демонстрации презентаций и видеофильмов, учащиеся, как правило, являются пассивными пользователями (наблюдателями). Причиной не систематического использования интерактивной доски является отсутствие соответствующего программного обеспечения в школе или незнание возможностей доски учителем, а так же отсутствие возможности учителем пройти курсы повышения квалификации по работе с ней.
3. Использование интерактивной доски способствует эффективному усвоению знаний учащихся в процессе обучения биологии, если учитель знает возможности интерактивной доски, систематически организует работу учащихся с ней на всех этапах разных типов и видов уроков.









ЛИТЕРАТУРА
Арбузова Е.Н. Применение интерактивной доски на уроках биологии // Научно – методический журнал «Биология в школе». 2010. №9. с. 33.
Колесов Д. В. Биология. Человек. 8кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева. 3-изд., стереотип. М.: Дрофа. 2004. 176с.
Кучменко В.С. Биология. 5-11 кл. – 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2000. 224с.
Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа. 2001. 216с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











Root Entry