Методическая разработка занятия Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении


  План занятия № 36
Дисциплина: ОБД.01 «Русский язык»
Тема: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Цель: повторить и систематизировать знания по теме «Знаки препинания в БСП».
Задачи: Образовательные:
- повторить и обобщить сведения о БСП;
- закрепить навыки грамотного пунктуационного оформления БСП;
- повторить орфографию;
- формировать умение определять тип, стиль речи, тему, идею текста (лингвистические умения);
- подготовка к ЕГЭ.
Воспитательные:
- любовь к литературе;
- воспитывать уважительное отношение к языку;
Развивающие:
- развивать внимание;
- развивать логическое мышление;
- активизировать мыслительную деятельность при анализе предложений, составлении схем;
- развивать коммуникативные способности при работе в парах;
- развивать правильную интонацию учащихся.
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: Знать: основные понятия синтаксиса; правила постановки интонации и знаков препинания в БСП;
Уметь: опознавать основные единицы синтаксиса, анализировать предложение, определять типы интонации; ставить знаки препинания при письме; выполнять пунктуационный разбор.
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре, в малой группе; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Формы и методы контроля и оценки уровня сформированности компетенций: групповая и индивидуальна я работа, устный опрос, письменный опрос по карточкам, работа у доски, лингвистическая работа ( реконструирование и моделирование).
Тип урока:  учетно - обобщающий.
Форма урока: урок-совершенствование
Методы обучения: наглядные (таблица «Виды БСП») и словесные (беседа, слово учителя)
Междисциплинарные связи: Русская литература, Русский язык и культура речи («Пунктуационные нормы»)
Внутридисциплинарные связи: Пунктуационные нормы. Знаки препинания в сложных предложениях.
Оснащение: КМО: раздаточный материал задания на закрепление материала по теме «Знаки препинания в СПП с одним придаточным», таблица «Виды БСП».
Литература и другие информационные источники (в т.ч. электронные):
-Русский язык. 10-11 кл. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.
-http://subject.com.ua/lesson/rus/9klas/43.html
Структура занятия
Эпиграф: Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий: единственная цель ее — истина.
У. ГровОрг. этап
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Чтение эпиграфа, работа с ним.
Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
(Учитель на выбор проверяет тетради, учащиеся читают записанные дома предложения.)
2. Беседа с учащимися.1) Какие сложные предложения называются бессоюзными?
2) Как выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях?
3) Какими синонимичными конструкциями можно заменить бессоюзные сложные предложения?
4) Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях?
3. Работа по карточкам.Карточка № 1
Составьте бессоюзные предложения по схеме.
1. [ ], [ перечисление].                       
2. [ ] : [причина].
 
Карточка № 2
Составьте бессоюзные предложения по схеме.
1. [ ] : [дополнение, изъяснение].
2. [ ] — [противопоставление].
 
Карточка № 3
Составьте бессоюзные предложения по схеме.
1. [условие] — [ ].                               2. [ ] — [следствие].
4. Систематизация и обобщение материала. Фронтальный опрос. (беседа)
1. Работа со статьей учебника.(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Объяснение учителя с опорой на таблицу. 
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях
Знак Схема Примеры
Запятая
перечисление Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день.
Точка с запятой
перечисление Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась...
Тире
противопоставление Труд человека кормит — лень портит.
Лес рубят — щепки летят.
Дружно за мир стоять — войне не бывать.
Дунул ветер — все дрогнуло, ожило и засмеялось.
Двоеточие Устоять на судах было невозможно: их бросало, как жалкие лодчонки.
Дружбу так понимать нужно: общие недостатки исправим дружно.
Слышу я: звенит синица средь желтеющих полей.
3. Слово учителя.
Отсутствие в бессоюзном предложении скреп в какой-то мере возмещается интонацией. Она проявляется лишь при произношении, поэтому бессоюзные предложения широко распространены в речи, рассчитанной на слушателя (например, в разговорном, ораторском, публицистическом стилях).Поэтому бессоюзные предложения оказываются экспрессивными, динамичными.
1) Ты взял конверт — я тебе приготовила? (Ср. Ты взял конверт, который я тебе приготовила?)
2) Поставь на место вазу: разобьется — будешь отвечать. (Ср. Поставь на место вазу, потому что, если разобьется, будешь отвечать.)
5.Применение знаний и умений в новой ситуации по теме «Знаки препинания в БСП»
1. Работа с учебником.(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Лингвистическое реконструирование.•     Перепишите предложения, опуская выделенные слова и расставляя нужные знаки препинания; выделите грамматические основы; прочитайте полученные предложения, соблюдая интонацию.
1) Мне очень понравился доклад, потому что в нем рассказывалось о прекрасных произведениях (древне)русского иску..тва.
2) Когда мы поднялись на холм, то увидели (н..)ожиданную картину, а именно: на опушке стояли две лани.
3) Каждый, кто хотя(бы) (не)много изучал географию, знает что наш земной шар на три четверти покрыт водой.
4) Снизу было хорошо видно, что коло..а автомашин уже спускается с перевала.
3. Лингвистическое моделирование.•     Из каждой данной пары простых предложений образуйте сложные предложения двух типов: а) сложноподчиненные; б) бессоюзные. Прочитайте полученные предложения, соблюдая правильную интонацию.
1) Поднялся занавес. В зрительном зале стало тихо.
2) Все устремились на платформу. Подошел поезд.
3) Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
4) С балкона нам хорошо было видно сцену. Никто не мешал.
4. Коллективная работа.•     Выразительно прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова. Как поэт использовал экспрессию сложных бессоюзных предложений? Объясните постановку знаков препинания.
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы.
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
5. Работа с текстом.•     Прочитайте текст; определите его стиль, тип; объясните постановку знаков препинания в тексте.
Наука и жизнь
В мире научных идей, как и всюду в жизни, не сразу побеждает прогресс и истина: нужна борьба за них, мобилизация всех сил, нужна большая целеустремленность и энергия, большая уверенность в правоте и вера в победу.
Побеждает не отвлеченная, беспощадная, неактивная мысль — побеждает мысль боевая, горящая огнем новых исканий, мысль, тесно спаянная с самой жизнью и ее задачами.
Нам нужно еще огромное количество фактов, и они нам нужны так же, как, по словам великого ученого Ивана Петровича Павлова, нужен воздух, чтобы поддерживать крылья птицы.
Но птица и самолет держатся в воздухе не только воздушной стихией, а прежде всего собственным движением вперед и выше.
Этим же движением вперед и выше держится всякая наука: она держится упорной творческой работой, держится огнем смелых исканий, соединенных одновременно с холодным и трезвым анализом своих достижений.
(А. Ферсман)
 6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Взаимоопрос «Перекрестный огонь».Учащимся предлагается составить вопросы по теме урока и задать их друг другу.
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Русский язык. 10-11 кл. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. §98, 101, упр. 478, 468
8. Внеаудиторная работа: Составить по одному бессоюзному сложному предложению всех видов.