Программа воспитательной работы для 1-4 класса «Единой дружной семьёй»


Паспорт
воспитательной программы «Единой дружной семьёй» для учащихся начальной школы с 1 по 4 класс.
Наименование программы Воспитательной программы «Единой дружной семьёй» для учащихся начальной школы
с 1 по 4 класс.
Заказчик Коллектив родителей класса, где являюсь классным руководителем.
 Разработчик программы Пастухова Вера Борисовна, учитель начальных классов, КОГОКУ многопрофильного лицея г. Вятские Поляны Кировской области
Исполнители программы  Классный коллектив ( обучающиеся, родители), педагоги дополнительного образования)
.
Инновационная идея использование проектных и исследовательских методик с целью организации научно-исследовательской деятельности школьников в воспитательной работе;
соединение возможностей основного и дополнительного      образования, через реализацию программ « Здоровый образ жизни» и « Моя малая Родина»;
использование возможностей развивающей сюжетно-ролевой игры со всеми участниками воспитательного процесса, в том числе, и родителями учащихся
упразднение родительского комитета с целью привлечения всех без исключения родителей в поле воспитательной деятельности
Научно-методические основы разработки программы       
В программе воспитания отмечается, что главная цель воспитания –создание оптимальных условий, обеспечивающих гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого ученика, достаточной для обеспечения его самореализации как личности.
     Реализация главной цели возможна через решение трех основных задач:
1. Достижение уровня воспитанности, соответствующего возможностям учащегося , обеспечение дальнейшее развития его личности и возможности дальнейшего продолжения воспитания  в различных  его формах;
2. Формирование у каждого учащегося опыта творческой и социальной активности в реализации своих способностей;
3. Накопление опыта общения и взаимодействия, основанных на гуманистических
отношениях.
     Примечание. Под уровнем воспитанности следует понимать качество личности, которое характеризуется способностью решать задачи познавательной, коммуникативной и ценностно– ориентированной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт.
Задачи программы:
 1.Показать  обучающимся сложность и динамичность мира, взаимосвязь личных и общественных интересов.
2. Вселить уверенность, что любой ситуацией можно управлять, и будущее  целиком зависит от них, ныне учащихся, а в будущем достойных ГРАЖДАН РОССИИ.
Необходимость разработки данной программы  Обусловлена тем, что без разработанной стратегии сложно будет получить положительную динамику в развитии уровня воспитанности учащихся с девиантным поведением (девиантность - характеристика поведения, не совпадающего с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе) и низкой мотивацией к обучению, а также скоординировать разрозненные усилия всех заинтересованных   лиц.
Программа разработана     С учетом особенностей контингента учащихся данного класса, особенностей путей развития классного коллектива как дружной школьной семьи.
Кем принята Программа Классным коллективом на совместном собрании от 12 сентября 2012 г. (Протокол №2 от 12.09.2012)
С кем согласована Программа  С администрацией лицея
Цель Программы
 
 
 
  Создание оптимальных воспитательных условий, обеспечивающих гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого ученика, достаточной для обеспечения его самореализации как личности
Приоритетные направления Программы 1 Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом, привлечение их к научно-исследовательской деятельности (Программа «Умники и умницы», «Школа юного исследователя»). 
2. Создание условий для сохранения и укрепление здоровья обучающихся, формирования навыков организации здорового образа жизни. ( Программа «Здоровый образ жизни»)
3. Создание условий для воспитания чувства долга и ответственности перед своим Отечеством,  формирование понятия Родина в жизни человека,  воспитание любви к земле, на которой родился, к людям, прославляющим свою Родину большими и малыми делами.
Ожидаемые результаты повышению качества образования обучающихсяуспешному функционированию воспитательной системы класса
сохранению и улучшению здоровья обучающихся, их эффективному физическому развитию
повышению роли семьи в учебно-воспитательном процессе
создание системы педагогического мониторинга, как основы коррекционной работы с классным коллективом
повышение эффективности использования новых образовательных технологий, в том числе, и ИКТ.
увеличится охват обучающихся различными формами дополнительного образования.
положительное влияние на формирование здорового образа жизни, повышение роли семейного воспитания
положительная устойчивая мотивация к творчеству и самостоятельному добыванию знаний
Сроки реализации программы Сентябрь 2012  года – сентябрь 2016 года.
 
Этапы реализации программы 1 этап Ориентировочный
Цель: Диагностика. Выявление перспективных направлений развития класса и моделирование его нового качественного состояния в условиях данного контингента учащихся.
2этап. Основной
Цель: Формирование классного коллектива как дружной школьной семьи. «Я – это мы!»
3 этап Обобщающий
Цель: Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития класса, фиксация созданных прецедентов и затруднений в воспитательной практике, проектирование выхода на новый, более высокий, качественный уровень.
Структура программы Пояснительная записка
Цели и задачи
Основное содержание
Участники реализации программы
Содержание деятельности
Ожидаемые результаты
Диагностика
Приложение
 
 
80010403860 
Программа воспитательной работы
«Единой дружной семьёй»
для учащихся 1 -4 класса.
Вид программы: авторская.
Продолжительность программы: 4 года.
Возраст обучающихся: 7 -11 лет.
Автор программы: Пастухова В.Б.
учитель начальных классов,
КОГОКУ многопрофильный лицей
г. Вятские Поляны
Кировской области
Вятские Поляны
2012г
Пояснительная записка.
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Как организовать воспитательный процесс в начальной школе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной.
При разработке программы воспитания и социализации учащихся начальной школы рекомендуется отразить в ней национальный воспитательный идеал. Целесообразность такого шага диктуется полисубъектностью современного
процесса воспитания и социализации ребенка. В этом процессе активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и школа), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, СМИ и иные субъекты влияния. Важно обеспечить согласованность действий между этими субъектами влияния в решении принципиального вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Составить план – значит, продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.
Я разработала программу воспитательной работы «Единой дружной семьёй» для начальной школы. Программа поможет учителю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет с учётом особых образовательных потребностей учащихся, например, низкой учебно-познавательной мотивацией, девиантным поведением, а также низким уровнем проявления родительского участия в воспитании своего ребёнка некоторыми родителями .
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих. На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам. Четвёртый год посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Понимание современных условий и особенностей организации воспитания и социализации младших школьников позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений воспитательной деятельности педагога, учителя начальных классов.
Таким образом, необходим системный подход в организации воспитательной работы, в создании воспитательного пространства. Предлагаемая программа предусматривает совместную деятельность всех участников воспитательного процесса в привлекательной для учащихся форме долгосрочной сюжетно-познавательной развивающей игры «Единой дружной семьёй».
Актуальность данной программы заключается в том, что
программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности,
все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реальными запросами сегодняшнего дня.
в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и
здоровье - это превеликая ценность на земле. Счастье каждого из учащихся, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым гражданином своей страны.
программа в полной мере способствует организации коррекционно-воспитательной деятельности учителя, направленной на создание условий для воспитания положительных качеств личности учащихся с особыми воспитательными потребностями.
Программа поможет учителю в непосредственной организации воспитательного процесса. Она предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.
Пользуясь данной программой, классные руководители найдут немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми учащимися класса. Всё это поможет раскрыть каждому ребёнку и взрослому (родителю) свои способности, задатки, свою индивидуальность.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания в реализации программы являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с учеником должны реализовываться следующие правила:
умение выслушивать друг друга до конца;
не принимать за ученика решение, а побуждать его сделать это самостоятельно;
открытость и доступность учащихся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Цель воспитательной программы:
обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.
Задачи программы:
способствовать формированию и развитию у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;
способствовать развитию любознательности, познавательных интересов, творческих способностей учащихся класса;
помощь детям в адекватном выражении своего «Я»;
способствовать воспитанию патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.

способствовать формированию нравственной культуры учащихся;
способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;
создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей; вести пропаганду здорового образа жизни;
способствовать развитию у детей интереса к совместному творческому продуктивному времяпрепровождению, к воспитанию самоуважения и взаимоуважения.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс
успешная адаптация к школьной жизни;
эмоциональная устойчивость обучающихся;
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс
устойчивые положительные результаты обучения;
активное участие детей в жизни семьи, класса, школы;
негативное отношение к вредным привычкам;
создание органов классного самоуправления.
3 класс
проявление интеллектуальных способностей на уровне Республики, России;
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности;
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
готовность к самоопределению в социуме.
создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность
Содержание программы:
1 класс « Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.
2 класс «Научись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс « В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Задачи воспитания и социализации учащихся
по каждому направлению:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
различение хороших и плохих поступков;
знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
почтительное отношение к родителям;
уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
первоначальные навыки коллективной работы, ;умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
бережное отношение к растениям и животным;
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Основное содержание программы.
Данная воспитательная программа предполагает:
создание единой системы образовательно-воспитательного пространства, отвечающего интересам ребенка, семьи и общества в целом;
обеспечение индивидуального подхода в процессе развития каждого обучающегося;
интегрирование основного общего и дополнительного образования. Непрерывный образовательный процесс в школе осуществляется ступенчато. Следовательно, и задачи, стоящие перед педагогами, изменяются в зависимости от возрастных характеристик каждого ученика. В начальной школе ведущим в воспитании является адаптация ребенка  в социуме школы, где игра выступает в качестве одного из основных средств обучения, поэтому и в данной программе игра служит способом решения поставленных задач. Игра рассчитана на 4 учебных года, соответственно, на период обучения с 1 по 4 класс. Развитие рефлексии собственного поведения, общение со сверстниками и взрослыми, воспитание в себе гражданина становится особо значимым для ребёнка в процессе игры.
Актуальность, социальная и педагогическая целесообразность игры, как средства организации воспитательного процесса.После того, как в школах не стало пионерских и октябрятских организаций, каждое общеобразовательное учреждение создает собственные воспитательные системы. Школа должна ставить своей целью стать для ребенка вторым домом, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ученику. В настоящее время в нашем образовательном учреждении игра «Цивилизация» выступает в качестве основного проекта построения воспитательной системы. Но, на мой взгляд, постепенно проявлялась необходимость в создании игры как проекта в масштабах одного классного коллектива, где каждый ребенок мог бы более глубоко реализовать себя в различных направлениях. Особенность игры в том, что она исключает полностью элементы соревнования, так как на детей, по моим наблюдениям, итоги соревнований иногда оказывают ярко выраженное негативное воздействие, теряется идея получения удовлетворения от участия в делах. Именно поэтому начались поиски новых форм работы с младшими школьниками внутри отдельно взятого классного коллектива. Одной из таких форм оказалась игра-путешествие «Единой дружной семьёй».
Игра: создает условия для развития личности ребенка, формирования его жизненной позиции, позволяет учитывать
индивидуально-психологические, физиологические, возрастные и социальные особенности, отвечает современным принципам гуманизации и оптимизации учебно-воспитательного процесса. По программе игры-путешествия «Единой дружной семьёй» я работаю уже не первый год, принимала участие в работе творческой группы по созданию комплекта научно-методического сопровождения, представляла программу на областном слёте участников областного этапа конкурса «Учитель года». Каждый год вместе с родителями и детьми  мы пытаемся сделать игру более интересной и увлекательной.
Цели, задачи и основная идея игры-путешествия. Игра-путешествие «Единой дружной семьёй» призвана помочь детям узнать себя, накопить знания о том, что находится вокруг и почувствовать ответственность за происходящее, испытать радость и гордость от того, что они живут в Кировской области, самой большой области России. Игра-путешествие объединяет разные виды деятельности учащихся с целью овладения определенными навыками: наблюдение, занятие спортом, поисковая и творческая деятельность, в том числе, и проектно-исследовательская деятельность, физический труд и другие виды деятельности.
Цели: Создание условий для воспитания настоящего гражданина своей страны через возможности творческого самовыражения личности.
Задачи:
Организовать игру-путешествие для развития индивидуальных способностей детей.
Способствовать формированию здорового образа жизни.
Создать положительный эмоциональный климат в коллективе, способствующий развитию коммуникативных способностей детей.
Познакомить с историей Вятских Полян и Кировской области, основными историческими событиями России.
Основная идея игры – формирование вятского характера. Вятский характер – это люди, открывшие гармонию в себе и ищущие гармонию в своих отношениях с людьми разных национальностей и культур. Вятский характер – это люди, обладающие знаниями и знающие, как ими распоряжаться на пользу себе и другим
людям, умеющие наблюдать, действовать и чувствовать ответственность за происходящее. Вятский характер – это трудолюбивые люди, отдающие свой труд как благо. Вятский характер – это благородные люди, способные прийти на помощь другим. Эта игра помогает каждому ребенку проявить и развивать все свои таланты, делает внеклассную работу более целенаправленной и интересной. Проявляя свои таланты и способности, ребята   больше узнают о себе, о родной стране, знакомятся с историей, людьми, событиями, предприятиями. Они приобщаются к делам взрослых, к важным событиям, которыми живет страна, Вятский край, учатся отстаивать свою точку зрения и помогать другим, заботиться о своем здоровье и творчески решать принятые задачи.
Участники программы.
Учащиеся класса.
Принципы реализации программы с учащимися:
воспитание – это жизнь рядом и вместе;
человеку нужно быть нужным;
умей выслушать и услышать каждого;
в воспитании мелочей не бывает;
творящие дети дурного "не вытворят";
сначала "включай" сердце ребенка, потом голову, потом руки;
умей все видеть, но кое-что не замечать;
все слушать, но кое-что не слышать;
уважай незнание ребенка.
Родители.
Проводя игру-путешествие, мы  ориентируемся на личностный подход, на гуманистические цели воспитания на уровне субъект-субъектных отношений. Основные правила сотрудничества в процессе игры:
Эта игра возможна только в союзе с родителями, поэтому перед ее началом нужно обязательно провести родительские собрания и заручиться поддержкой родителей.
Родители непосредственные участники всех «выездов».
Предусматривается проведение семейных праздников, когда родители с детьми создают творческие группы.
Все семьи участвуют в мероприятиях.
Изменение позиции родителя от постороннего «наблюдателя» или «надзирателя» к позиции активного участника – это главная особенность игры.
Направления работы с родителями:
Установление и поддержка постоянной связи с родителями.
Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.
Привлечение родителей к организации работы с классом.
Программа предусматривает отсутствие родительского комитета, так как игра включает обязательное участие всех родителей, которые выполняют те же ролевые обязанности, что и их дети.
Групповые формы работы с родителями:
организационные
тематические
итоговые
родительский клуб «Поговорим по душам?» (предусматривается дифференцированный подход в организации и проведении заседаний клуба, таким образом, проблемы, которые присущи узкому кругу родителей, рассматриваются только на встречах с ними, актуальные же вопросы воспитания рассматриваются на общих встречах всех участников клуба).
Индивидуальные формы работы с родителями:
беседы с родителями
консультации (групповые и тематические)
посещение семьи
Коллективные формы работы:
с целью повышения педагогической культуры родителей оформление информационных стендов, печатных памяток;
совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, турпоходы, соревнования, поездки на каток, в дельфинарий, в цирк);
семейные праздники и традиции, конкурсы.
Родительский всеобуч (собрания на основе выбора тематики, актуальной для родителей462915243205)
Трудности адаптации первоклассников к школе
Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника
Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром
Родителям о внимании и внимательности
Режим дня в жизни школьника Законы жизни семьи, законы жизни класса
Первые уроки школьной отметки
Причины и последствия детской агрессии
Поощрения и наказания детей в семье
Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка
Воспитание культуры поведения Семейные традиции и способность ребёнка трудиться
Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка
Мой ребёнок становится трудным…
Эстетическое воспитание ребёнка в семье – школа высококультурного человека
Домашняя школа интеллектуального развития
Стили семейного воспитания Роль семьи и школы в формировании интереса к учению
Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника
Как научить своего ребёнка жить в мире людей
Как уберечь ребёнка от насилия
Семейный конфликт и дети
Ваш ребёнок и его друзья
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Социум.
Для осуществления внешкольного воспитания детей существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство. На базе школы на протяжении многих лет работает предметный кружок «Юные умницы и умники», спортивный кружок ОФП, в рамках которого ведётся подготовка к соревнованиям (лыжи, футбол, гимнастика, лёгкая атлетика).
Учреждения дополнительного образования
Инспекция ГИБДД

Ветераны войны и труда (Капица А.В.)
Городской выставочный зал
Лицей

Городской историко-краеведческий музей
СМИ
Интернет

КЛАС-СНЫЙ ЧАС
ПРАЗД-НИКВИКТО-РИНАКОН-КУРСЭКСКУР-СИЯИГРА
КВН
Формы работы с учащимися

Создание игрового пространства.
1.Игровые роли.
Путешественники – обучающиеся класса, родители, вожатые (бывшие мои учащиеся).Командир путешествия  (пилот, капитан и т. д.) – командир класса. Его  название меняется в зависимости от транспорта путешествия, который меняется в зависимости от характера путешествия. Командир дает команды, информирует об условиях передвижения. Книговеды – информируют о книгах, устраивают выставки книг, Занимаются подготовкой викторин, конкурсов. Экскурсоводы - ведут экскурсию по очереди (экскурсия может быть заочной и очной). Корреспонденты - берут интервью, собирают материалы для газеты. Издатели и художники-иллюстраторы - выпускают газету (устную, компьютерную, живую, рисованную и т.д.) Игровой транспорт. Игровой транспорт меняется в зависимости от характера передвижения по маршруту и выбора детей. Знакомясь с природой родного края, ребята плывут по Вятке и ее притокам на теплоходе; отправляются в прошлое лицея, Вятских Полян, Кирова, Москвы на «машине времени»; узнают новое о нашей солнечной системе, пролетая на звездолете. Транспорт, на котором путешественники отправляются по маршруту следования, должен быть целесообразным, удобным, скоростным.
2.Символы игры. Вместе с ребятами путешествуют «веселые человечки», которые сопровождают в путешествии, благодарят за дела, организуют встречи и т. д. Весельчак-Затейник- следит за хорошим настроением единой дружной семьи, организует весёлые увлекательные игры на переменках. Городовичок – рассказывает об истории и сегодняшнем дне родного лицея, города, областного центра, столицы России, организует экскурсии. Трудовичок – курирует трудовые дела, прилежную учебу. Добрячок – организует помощь себе и другим, добрые дела от души и по просьбе. Здоровячок – учит бережно относиться к своему здоровью, проводит и контролирует занятия физкультурой и спортом, выполнение режима дня, правильное питание, организует походы, туристические слеты.
3.Наглядное сопровождение игры-путешествия.
В игре-путешествии активно используются возможности компьютерной техники, мультимедийного проектирования, стенды, которые помогают ярче реализовать задачи путешествия, подчеркнуть игровое начало. Карта путешественников. Карта прослеживает движение ребят вместе с веселыми человечками, которые отвечают за определенную тропу путешествия Успешный дневничок. Такой дневничок  есть у каждого путешественника. Веселые человечки, участвующие во всех мероприятиях, оставляют свои автографы в «Успешном дневничке». Свои автографы заносят и родители, которые являются участниками игры. Дети имеют право самостоятельно записывать свои достижения и победы в этот дневничок. Уголок путешественника. В уголке находится список экипажа, девиз, спецзадания для путешественников, поздравления и благодарности от веселых человечков и грамоты членов экипажа, итоги тематических дел, акций смотров, выставки рисунков, газеты и т. д. Игра-путешествие – это романтическое действие, совместное творчество ребят и взрослых, в результате которого происходит расширение кругозора, накопление знаний о том,  что находится вокруг нас, возникает желание участия в делах  семьи, школы, города. Ребята учатся наблюдать, смотреть и видеть, а так же думать и осознавать что они видят. Большое внимание в программе уделяется формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья детей, воспитанию гражданина своей страны. 
4.Модель игры.
Путешествие по тропам с помощью карты вместе с веселыми человечками: у Городовичка – историческая (экскурсии, встречи с интересными людьми); у Добрячка – экологическая тропа доброты и дружбы. Добрая почта (октябрьская – День пожилых людей, январская – Новогодняя, февральская – защитников отечества, мартовская – милым женщинам, майская – ко Дню Победы), экологические беседы, школа вежливых наук, разговоры по кругу; у Здоровячка – тропа здоровья и спорта (спортивные часы, соревнования, школа здоровья); у Трудовичка – трудовая (организация выставок, субботников, трудовых операций и т. д.). 5.Этапы развития игры.
Подготовительный период:
Сбор заявок и классное обсуждении;
Проведение родительских собраний с целью вовлечения родителей в игру;
Мультимедийная презентация: «Строим наш семейный корабль».
Основной этап:
Старт игры – путешествия.
Путешествие по тропам вместе с веселыми человечками.
Заключительный этап:
Подведение итогов путешествия.
Организация выставок (поделки, сочинения, фотомонтаж)
Торжественное награждение всех детей и родителей.
Система поощрений:
«Дневничок успешности»
Автографы героев игры и взрослых
Благодарности от веселых человечков в «Уголке путешественника»
Грамоты героев игры.
План реализации программы
Направления 1 класс
«Познай себя» 2 класс
«Научись дружить» 3 класс
«Коллективная жизнь» 4 класс
«В единстве - сила»
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
«Первый раз – в первый класс»
Классный час «Мы школьниками стали» (правила поведения)
Классный час «Влияние характера на поступки и поведение человека»
«Наш класс-моя семья» Беседа о взаимоотношениях между мальчиками и девочками.
Классный час
«Всемирный день прав ребёнка»
Классный час «Я - ученик»
Выставка – беседа
«О тех, кто мир нам подарил»
Классный час «Человек среди людей»
Классный час «Я человек и гражданин»
3. Классный час «Что значит быть счастливым в своей стране»
4. Классный час «История Российского флага»
5. Беседа
«Защитники Отечества»
Классный час
«Царство Закон, царство Беззаконие»
Час поэзии
«Мне посчастливилось родиться на Руси»
8. Классный час «Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь»
Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком»
Тематическая беседа «Закон для нас. Закон внутри нас»
Встреча с интересным человеком: «Орден в твоем доме? О чем рассказал орден»
Час рассуждений
«Что означает моё имя»
Час разговора
«Я чувствую себя счастливым, когда…»
Классный час «Как я умею преодолевать трудности»
Беседа
«Мудрые заповеди предков»
Конкурс-викторина
«О солдатах и генералах»
Классный час «Мои сильные и слабые стороны»
Классный час
«Я и общество»
«Встречают по одежке, провожают по уму»
«Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора)
Классный час
«Кто я? Какие мы?»
Классный час
«Что такое мир»
Классный час
«Россия – Родина моя»
Вахта памяти «Звучит памятный набат»
Классный час «След войны в моей семье»
Воспитание трудолюбия,
творческой активности, сознательного отношения к учёбе
Классный час «Праздник в нашей жизни»
Беседа-представление «Я и мои таланты»
Классный час «Мы славим труд»
Классный час «Каждой вещи -своё место»
Практическое занятие «Учебная книга – наш друг»
Викторина – игра «Мои любимые уроки»
Конкурс
«У кого в порядке книжки и тетрадки»
Классный час «Трудно ли учиться в школе»
Ролевая игра
«Говорящий портфель» Классный час «Путь нашей тетрадки»
Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»
Классный час «Мой любимый сказочный герой»
Мероприятие
«Мы труд воспеваем и славим работу»
Диспут
«Школа – мой
второй дом»
Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов»
Елочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза»
Классный час «Как мы выполняем домашние задания»
Игровой час
«Учимся быть организованными»
Творческая мастерская
«Умелые руки» 1. Мир моих увлечений»
2. Игра «Умники и умницы»
КВН по русскому языку
Классный час
«Хвала рукам, что пахнут хлебом»
Классный час
«Люби книгу!»
Классный час «Культура умственного труда в классе и дома»
Устный журнал «Путешествие в страну неразгаданных тайн»
«Почему их так называют?» Внеклассное занятие по русскому языку и окружающему миру.
«Считай, смекай, отгадывай» внеклассное занятие по математике
Информационный час «Это интересно»
Классный час
«Мой труд каждый день дома»
Праздник «Музыкальная гостиная»
Классный час «Все работы хороши – выбирай на вкус»
Классный час
«Отчего прибавляется счастья»
Конкурс знатоков
«Турнир Шерлока Холмса»
Доверительная беседа «Невидимые враги человека, которые мешают жить»
Час-игра
«Путешествие по Королевству любимых предметов»
Классный час
«Знание - сила»
Игра-путешествие
«В научном городке»
Воспитание нравственных чувств,
достойного отношения к семье 1.Классный час «Мой дом – наведу порядок в нем»
2.Классный час «Правила поведения в общественных местах»
3.Праздник вежливых наук
4.«Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других»
5. «Мои родные» выставка рисунков
6. «Семейные праздники» (рассказы и рисунки)
7.Викторина
«О наших бабушках, мамах, сестрах»
8.Доверительная беседа «Друг в моей жизни»
8.Классный час
«Спешите делать добро»
Час общения
«Тепло семейного очага»
Час разговора
«Доброе слово- что ясный день»
Классный час «Профессии наших родителей»
4.Рассуждение на тему: «Кому нужна моя помощь?»
5. Круглый стол
«Что такое правила хорошего тона»
6.Семейный праздник «Род, родные, Родина»
7. Диспут
«Что такое хорошо?!»
8.Час общения
«Порадовать близких – как это просто»
9.Посиделки с друзьями
«День рождения моей семьи»
Беседа
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»
Классный час «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир»
Классный час «Благодарность это…»
Рождественские встречи
Час рассуждений
«Вежливость и невежество»
Классный час «Мое и чужое в школьной жизни»
10. Классный час «Путешествие в страну справедливости»
Ролевая игра «Учимся дружить»
Классный час «Умеем ли мы прощать обиды?»
1. Исследовательская работа
«Родословная моей семьи»
2. Классный час
«Школа вежливости»
3. Праздник «Я песню милой маме пою»
4. Беседа
«Без друга в жизни туго»
5. Беседа – диспут
«За что уважают в семье и обществе»
6. Беседа-диспут «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
7. Семейная гостиная «Традиции моей семьи»
8.Тестирование «Семейные проблемы глазами детей»
9.Доверительная беседа
«Мои мечты, мои желания»
10. Тематическое занятие
«Давайте учиться жить»

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Экскурсия «Вот и осень пришла»
Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво»
«Пусть будет чистым родной край» практическое задание
Классный час «Природа и человек»
Классный час «Наши друзья животные»
День защиты Земли
Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу» «Люби и охраняй природу»
Викторина «Путешествие в мир животных»
Экологическое заочное путешествие
Игра «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки»
Беседа
«Птицы наши друзья»
(изготовление кормушек для пернатых)
Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения»
Поле чудес «Там на неведомых дорожках»
«Животные Тамбовщины» викторина
Станция «Зелёный патруль» Экскурсия «Природные сообщества и их взаимодействия»
Конкурс знатоков природы.
Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это?»
Заочное путешествие «Чем богат наш край?»
Конкурс-праздник «На острове Чунга-Чанга»
Игровой час
«Лесная карусель»
Беседа «Гринпис»
Брейн-ринг«Природа нашей Родины» Викторина «Растительный мир земного шара»
Беседа «Растения – синоптики»
Викторина «Животный мир земного шара»
Экскурсия «Весна! Весна! И все ей радо!»
Обсуждение ситуации
«Планета Земля в опасности»
Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом»
Экологический плакат «Гармония в природе»
Мини-конференция
«Маленькие тайны большой природы»
9. Путешествия по родному краю
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
1.ПДД «Дорожная мозаика»
2.Классный час
«Береги здоровье смолоду»
3.Беседа
«Почему сон – это
важно»
4. Богатырские забавы
5. Беседа
«О вкусной и здоровой пище»
6. Классный час «Личная безопасность»
7. Музыкально-спортивный час
«Если хочешь быть здоровым»
8. Прогулка в лес, игры на свежем воздухе. Игра «Азбука безопасного поведения на улице»
Операция «Чистый двор»
Классный час
«Мы за здоровый образ жизни»
Операция «Скорая помощь»
Классный час «О личной гигиене»
Беседа
«Опасные предметы»
Мероприятие
«Путешествие в страну
Здоровья»
8. Весёлые старты
«Быстрее, выше, сильнее»
9.ПДД «Что значит быть ответственным»
1. ПДД «Мы - пешеходы»
2. Час общения
«Режим – это скучно или необходимо»
3. Утренник
«В гостях у доктора Айболита»
4. Операция «Чистюлька»
5. Классный час
«В здоровом теле – здоровый дух»
6. «Светофор здоровья»
7. Беседа
«Овощи – кладовая витаминов»
8. Практикум
«Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье»
9. Игры на воздухе
«Мой веселый звонкий мяч»
1. ПДД «Школа светофорных наук»
КВН «Наше здоровье»
Веселые старты
Загадки с грядки
ЗОЖ «Мойдодыр»
Классный час
«Школа – территория здоровья»
7. Беседа «Чисто не там, где метут, а там, где не сорят», «Чистота – залог здоровья»
8. Беседа «Чем я богат»
9. Весенний марафон
«Будь здоров», «Футбол для всех»
10 Спектакль
«Дорожный патруль»
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Конкурс рисунков
«Счастливое детство»
2. «В гостях у золотой осени» (конкурс загадок, рисунков, поделок из природного материала)
Беседа
«Удивительное рядом»
«Творческие родники»
Новогодняя карусель
Мир моих увлечений
Чтение сказок народов мира
«Сказка-ложь, да в ней намёк»
«В мире гармонии»
Конкурс поделок
«Короб чудес»
Праздник красок и карандашей
Викторина
«Что за прелесть эти
сказки»
Масленица
Путешествие в мир танца
Инсценированный классный час
«Чудеса народного искусства»
Чудо своими руками
«У фантазии нет границ»
Кл.час«В солнечном царстве, эстетическом государстве»
9. «Музей весёлых затей»
Конкурс рисунков
«Мир глазами детей»
«Этот пёстрый, волшебный, загадочный мир»
Музыкальный праздник «Колокольчики добра»
Творческий час
«Зажги свою звезду»
Игровой час
«Тропою сказок»
6.Этика общения
«Кто опрятен, тот приятен»
7. Весёлая игротека
«Счастливый случай»
8. Классный час
«Цени прекрасные мгновенья»
9. Конкурс на лучшую поздравительную открытку
Моя мечта
КВН по сказкам «Там на неведомых дорожках»
Утренник
«Вместе весело шагать»
Рыцарский турнир
Утренник
«Мартовская капель»
Русские традиции в песнях, играх и обрядах
«Путешествие в мир мудрых мыслей»
Классный час
«Настроение не пустяк»
Час общения
«Что для тебя красота?»
Инсценированный классный час
«В гостях у царевны Эстетики»
Тематика информационных часов в рамках игры на основе проектной деятельности
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1.Журналы моего детства
и детства моих родителей.
2.Лучшие друзья на свете
– страны моей хорошие соседи.
3.Виртуальная экскурсия
по историческим и культурным
достопримечательностям
Москвы.
4.Экскурсия в тайны письменности. 1.Профессия – журналист,
фотокорреспондент.
2.Этот адрес знаю точно,
потому что это почта.
3.Моя любимая телепередача.
4.Об Организации
Объединённых Наций.
5.О школе и школярах.
6.О сказочниках и сказках. 1.Национальные парки
и заповедники мира.
2.Один день из жизни
нашего края:
по страницам газет
и журналов.
3.Красная книга
– книга памяти Родины
4.Театральные встречи
(к Международномудню театра
5.Имена и люди
1.Всемирная детская энциклопедия
2.Из истории денег на земле
(в России, в Кировской области)
3.Из истории русской одежды
4.О меценатах и меценатстве
5.Религии мира
6.Великие религии России
Формы проведения мероприятий:
классный час
интерактивные игры
психологические игры
викторины
праздники
конкурсы рисунков, поделок, стихов, сочинений
фотовыставки
экскурсии
спортивные праздники
конкурсы для всей семьи
КВН
театрализованное представление
исследовательская деятельность
диагностические исследования
социально-значимые акции
«десанты помощи» ветеранам, пожилым людям
Занятия по ПДД
Занятия по правилам безопасности дорожного движения. За основу взята программа В.И.Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу»

№ Тема занятия 1 класс Срок проведения
1 Мы идём в школу сентябрь
2 Наша улица. Город. Посёлок. Деревня. сентябрь
3 Движение пешеходов по улицам и дорогам. октябрь
4 Общие правила переходов улиц и дорог..ноябрь
5 Сигналы и жесты регулировщика. декабрь
6 Дорожная разметка и дорожные знаки. январь
7 Где можно играть? февраль
8 Мы – пассажиры..март
9 Игры и соревнования по ПДД(настольные). апрель
10 Итоговое занятие май

№ Тема занятия 2 класс Срок проведения1 Основные правила поведения учащихся на улицах и дорогах. сентябрь
2 Элементы улиц и дорог. сентябрь
3 Движение пешеходов по улицам и дорогам. октябрь
4 Правила перехода улиц и дорог. ноябрь
5 Регулирование дорожного движения. декабрь
6 Дорожные знаки. январь
7 Обязанности пассажиров. февраль
8 Игры и соревнования по правилам ПДД март
9 Обобщающее занятие. апрель
10 Итоговое занятие. Олимпиада. Май
№ Тема занятия 3 класс Срок проведения
1 Экскурсия по городу с Петей Светофоровымсентябрь
2 Виды транспортных средств. Тормозной путь транспортных средств. сентябрь
3 Правила дорожного движения. октябрь
4 Правила дорожного движения. Обязанности водителей и пешеходов. ноябрь
5 Организация движения. Технические средства регулирования движения декабрь
6 Светофорное регулирование, проезд специальных транспортных средств. январь
7 Дорожные знаки. февраль
8 Железная дорога. март
9 Обязанности пешеходов. апрель
10 Итоговое практическое занятие. май
№ Тема занятия 4 класс
Срок проведения
1 Школа светофорных знаний. Повторение пройденного за 3 года обучения. сентябрь
2 Отряды юных инспекторов движения. Их роль. сентябрь
3 История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения. октябрь
4 Закрепление знаний сигналов светофора и регулировщика. Предупредительные сигналы транспортных средств. ноябрь
5 Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков. декабрь
6 Дорожная разметка и её предназначение. январь
7 Пропаганда правил дорожного движения среди первоклассников. Практическое занятие. февраль
8 Общие требования к водителям велосипедов. март
9 Игры и соревнования по ПДД на улице. апрель
10 ГИБДД и ДПС май
11 Итоговое занятие. Олимпиада. май
В течение учебного года:
Занятия в клубе при городском музее (по плану музея 10 занятий)
Сбор макулатуры (2 раза в год)
Мероприятия по сохранности бесплатных школьных учебников
Участие в спортивных мероприятиях лицея и города
Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах, играх в рамках «Цивилизации»
Участие в интеллектуальных мероприятиях лицея и города
Проведение тематических классных часов по направлениям воспитательной работы (смотреть циклограммы)
Проведение классных собраний по текущим проблемам
Издательская работа в классе (стенгазета «Пчёлка» и журнал «Юные литераторы»)
Походы выходного дня( осень, зима)и осенний лицейский турслётКоллективные поездки: дельфинарий в Набережных Челнах, ледовый дворец в Кукморе, зоопарк в Ижевске, Раифский монастырь и Голубое озеро в Казани
Коллективные выходы в бассейн профилактория совместно с родителями учащихся( 1 раз в триместр по договорённости с работниками бассейна)
«Дни открытых дверей» 1 раз в триместр
Участие в месячниках безопасности ДД, учениях по противопожарной безопасности, здоровьесбереженияРабота Школы добрых услуг» ( оказание помощи слабоуспевающим детям одноклассниками)
На переменах работа «Затейников и игрунов»
Ресурсное обеспечение программы.
Литература для детей:
Командные игры - испытания. сборник игр. -М.: Пед.общество «Россия», 2003.
Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.
Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.
БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2005.
Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001.
Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой, М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006.
Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001.
Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.
Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.
Ильин А.Л. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.
А.Л.Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 1956.
Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.
Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998.
Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.
Акимушкин И. Кто без крыльев летает. - М., 1992.
Брюсов В.Я. Стихотворения. - М., 1984.
День работой весел (пословицы и поговорки о труде). - М., 1986.
Дорошин М. Что за чудные машины. - Волгоград, 1972.
Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. - М., 1991.
Извекова Н.А., Сурьянинова Н.С. Мир вокруг. - М., 1978.
Кольцов А.В. Песня пахаря. -М., 1982.
Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. - М., 1979.
Майков А.Н. Стихотворения. - М., 1982.
Моя Родина (стихи, рассказы). - М., 1975.
Назарова Л.К. Спутник Букваря. - М., 1975.
Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977.
Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 1982.
Остров сказок (сказки народов СССР). - Волгоград, 1977.
Остров сказок (сказки народов мира). - Волгоград, 1978.
Сборник литературно-художественных и публицистических произведений «Парус». / Сост. В. Никитина. - М., 1983.
Сборник литературно-художественных и публицистических произведений «Парус». / Сост. Л.А. Белая. - М., 1985.
Сметанников В. Отгадай. - Волгоград, 1976.
Томилин А. Есть ли вода в Море Дождей. - М., 1984.
Тютчев Ф., Фет А. Весенняя гроза. - М., 1977.
Яковлева И. Палеонтология в картинках. - М-, 1977.
Яковлева И. Путь к динозавру. - М., 1991.
Литература для педагога:
Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,2000.
«Воспитательная деятельность педагога», под ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой, Москва: - Издательский центр «Академия» 2007г.;
3.И.В. Лавровская «Изучение личности». - Киров, 1990г.
4. «Классные классные дела в начальной школе». Методические разработки воспитательных дел в классе. Выпуск 1. Под редакцией Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. Москва. Издательство «Творческий центр», 2005г.
5.Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. Академия развития,( Практическая психология в школе), 2002 г.
6.Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя. 1-4 классы. Издательство «Вако», Москва, 2005г.
7.Б.Н.Серов «Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»1-11 классы. Издательство «Вако», Москва, 2005 г.
8.Н.И.Дереклеева «Информационные часы в школе.1-4 классы.»Москва, издательство «Вако», 2008 г.
Приложение 1. Результаты мониторинга по итогам работы по программе в течение предыдущих трёх лет.
Все дети выполняют учебную программу.
Положительная динамика качества обучения, среднего показателя оценки знаний учащихся.
Из 27 учащихся 25 человек занимаются в кружках, секциях, студиях учреждений дополнительного образования.
Возросли как количественные, так и качественные показатели занятости учащихся в школьных кружках.
Возросло количество как участников, так и победителей и призёров конкурсов разной целевой направленности.
Резко снизился показатель заболеваемости в классе, улучшился показатель индекса здоровья.
Класс характеризуется учителями как дружный и работоспособный.
Сформированы навыки самообслуживания.
Положительная динамика в уровне развития самостоятельности.
Стоявшие на внутришкольном контроле учащиеся «группы риска» сняты с учёта.
Тесное сотрудничество с родительским коллективом на основе доброжелательности и доверия.
Отсутствие конфликтов внутри классного коллектива.
Повышение интереса к проектной деятельности даже у пассивных прежде детей.
Активное участи во всех трудовых десантах.
Победы в городских спортивных соревнованиях по футболу, в лицейском туристическом слёте в течение последних двух лет.
Успешное выполнение проективных тестов.
Класс является победителем лицейской игры «Цивилизация» в своей параллели, в текущем учебном году абсолютным победителем среди всех начальных классов.
Прекрасные межличностные отношения .Увлечение КТД разной направленности, проявление инициативы и креативности как в подготовке, так и проведении дел.
Самостоятельная разработка проекта оформления классного уголка на текущий учебный год.
Повышение мотивации к школьным занятиям у детей со сниженной мотивацией, как следствие, повышение личной значимости учащихся.
Практически, все учащиеся успешно овладели основами работы на ПК в процессе работы над проектами.